Роль финансов в макроэкономическом регулировнии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы явилось сравнительное изучение основных направлений управления финансами в Казахстане,а также изучить этот аспект в целом, для поиска основных перспектив развития этой системы в Казахстане.
В процессе написания курсовой работы были решены следующие задачи:
1)изучены теоретические аспекты работы по управлению финансами на макроэкономическом уровне.
2)дана оценка состояния макроэкономическому регулированию в Казахстане в период 2007-2011 гг.
3) рассмотрено влияние новых реформ,актов,поправок и программ на развитие макроэномической политики РК в 2010-2011 гг.
4)выявлены проблем развития отдельных сегментов макроэкономической политики и пути их решения в Казахстане.

Содержание

Введение 3
1. Государственное финансовое регулирование экономики 6
1.1 Понятие и классификация государственного финансового регулирования экономики 6
1.2 Макроэкономическое равновесие и финансы 8
2. Анализ финансов в макроэкономическом регулировании РК 15
2.1 Состояние общегосударственных финансов РК за 2011 гг. 15
2.2 Фискальная политика РК как инструмент макроэкономического регулирования 20
2.3 Проблемы и направления совершенствования макроэкономического регулирования финансовых отношений 23
Заключение 26
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 309.49 Кб (Скачать)

     Курсовая  политика будет направлена на обеспечение  баланса между внутренней и внешней  конкурентоспособностью казахстанской  экономики, то есть проведение курсовой политики не должно допускать значительных колебаний реального курса национальной валюты, которые могут оказать  негативное влияние на конкурентоспособность  отечественного производства в условиях постоянно меняющейся мировой конъюнктуры. Политика обменного курса должна адекватно реагировать на изменения  мировых цен, условия внешней  торговли, создавая, тем самым, фундамент  для развития внутренней экономики. Строго придерживаясь этой политики в сочетании с такими факторами, как использование новых технологий, оборудования, повышение качества труда, государство сможет выйти на траекторию ускоренного развития.

     Конкурентоспособность экономики будет поддерживаться не только за счет курсовой политики. Основную роль в этом будут выполнять меры по повышению производительности труда, структурной перестройке экономики в направлении увеличения выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью, а также диверсификации экспорта.

     

     Рисунок 2.1 Прогноз платежного баланса на 2011-2015 гг.

 

     Бюджетная политика. Бюджетная система государства  является основным звеном финансовой системы Республики Казахстан и  представляет собой совокупность особых экономических отношений сформированных в бюджетном процессе с целью  функционирования бюджетов различных  уровней, единство бюджетов обеспеченно  общей правовой базой, единым бюджетным  устройством и единством бюджетных  процедур формирования и использования  средств бюджетов.

     Бюджетная система Республики Казахстан базируется на принципах единства, полноты, реалистичности, транспарентности, самостоятельности, последовательности, приоритетности, ответственности, эффективности и  результативности. Главными принципами являются единство и самостоятельность, которые в тоже время выступают  основными принципами организации  бюджетного процесса.

     Основная  задача, решаемая в ходе бюджетного регулирования, связана с установлением  пропорций распределения бюджетных  ресурсов между бюджетами различных  уровней, обеспечивающих максимально  возможное удовлетворение потребностей населения территорий.

     Проводимые  в последние годы экономические  реформы в механизме межбюджетных отношений, призванные создать нормальные, стабильные финансовые условия для  производственного сектора экономики  и улучшения благосостояния населения, нашли свое отражение в бюджетной  политике, проводимой в республике, и повлияли на социально-экономическое  развитие многих регионов.

     Социально-экономическое  развитие страны в 2011 – 2015 годах будет  содействовать достижению к 2020 году целевых индикаторов социально-экономического развития, определенных в Стратегическом плане развития Республики Казахстан  до 2020 года.

     В целях обеспечения роста экономики  к 2020 году более чем на треть по отношению к уровню 2009 года реальный ВВП к 2015 году предполагается увеличить  более чем на 20,0%.

     

     Рисунок 2.2 Прогноз ВВП на душу населения до 2015 года,долл. США 

     Для повышения уровня благосостояния граждан  Казахстана ВВП на душу населения  в 2015 году будет доведен до 12 тыс. долларов США.

     Снижению  уровня инфляции в долгосрочном периоде  будет способствовать удержание  его уровня в среднесрочном периоде  в коридоре  6,0-8,0 %.

     Для обеспечения уровня безработицы  к 2020 году на уровне не выше 5 % в 2011 – 2015 годах планируется его снижение до 5,5 %.

     Налоговая политика. В своём послании народу Казахстана Президент Н.А. Назарбаев особо отметил необходимости приведения налоговой системы в соответствие с задачами нового этапа развития Казахстана. Действующий Налоговый кодекс сыграл позитивную роль в экономическом росте, однако в настоящее время его потенциал практически исчерпан. Кодекс насчитывает свыше 170 видов льгот и преференций, которые постоянно и бессистемно растут [6].

     Правительству следует разработать новый Налоговый  кодекс. Он должен способствовать модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из «тени».

     Новый Кодекс должен приобрести характер закона прямого действия, ограждающего от вольного толкования его норм налоговыми службами, сочетать качество администрирования  и интересы налогоплательщиков.

     Но, главное, он должен предусматривать  снижение общей налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса. Ожидаемые потери бюджета должны быть компенсированы за счет повышения экономической отдачи от добывающего сектора.

     Исходя  из необходимости достижения целей, поставленных Президентом страны, а  также подтверждая преемственность  в реализации основных направлений  развития экономики, Правительство  определяет в качестве главной цели создание благоприятных институциональных  и экономических условий для  повышения международной конкурентоспособности  Казахстана и качества жизни граждан  страны. Это позволит обеспечить решение  стратегической задачи по вхождению  Казахстана в ближайшие десять лет  в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных  стран мира.

     Политика  доходов в 2009–2011 году будет направлена на продолжение стимулирования индустриально-инновационного развития страны, повышение конкурентоспособности  и создание рационального баланса  налоговой нагрузки в экономике.

     Таким образом, фискальная политика Правительства  Республики Казахстан в 2010-2015 годах  была направлена на обеспечение устойчивого  роста экономики, главными факторами  которого должны стать эффективность  проводимых в стране реформ, рост производительности труда, инноваций и человеческого  капитала.

     Правительством  целенаправленно проводится политика, направленная на стимулирование развития несырьевых отраслей экономики и  на постепенное снижение зависимости  роста экономики и поступлений  в бюджет от сырьевого сектора  экономики в целом.

     

     Рисунок 2.3 Баланс консолидированного бюджета и ненефтяной дефицит государственного бюджета в 2008-2013 годах. 

     Доходы  государственного бюджета на 2011 – 2013 годы определены на базе прогнозных параметров макроэкономических показателей социально-экономического развития страны на среднесрочный период с учетом положений Налогового и  Таможенного кодексов и других нормативных  правовых актов, а также влияния  вступления Казахстана в Таможенный союз.  
 

     Таблица 2.1  
 

     В расчетах доходов на 2011 год учитывалось  повышение заработной платы работникам бюджетной сферы на 30%. 

     2.2 Фискальная политика  РК как инструмент  макроэкономического  регулирования

 

     Среднесрочная фискальная политика является основой  формирования республиканского бюджета  и координирующим документом при  формировании и реализации налоговой  и бюджетной политики на всех уровнях  государственного управления.

     Основной  целью фискальной политики на 2009–2012 годы является содействие ускорению  экономического роста страны, путем  укрепления и модернизации институциональной  основы государственного управления, расширяющей финансовые возможности  государства за счет повышения эффективности  расходов, а не увеличения их уровня [7].

     Достижению  поставленной цели будет способствовать решение следующих основных задач:

     – совершенствование бюджетного законодательства с целью внедрения метода бюджетирования, ориентированного на результат, что позволит повысить эффективность и результативность государственных расходов, провести гармонизацию стратегических, среднесрочных планов развития с бюджетными планами, высвободить финансовые ресурсы за счет их оптимизации для усиления социальной и инвестиционной составляющей бюджета;

     – гармонизация налогового и бухгалтерского законодательства в связи с переходом на международные стандарты финансовой отчетности;

     – устойчивое повышение конкурентоспособности за счет стимулирования более высоких показателей роста человеческого капитала, инфраструктуры, государственного управления, инноваций;

     – совершенствование стратегического планирования в государственных органах, с усилением ответственности за достижение конкретного результата и рассмотрение промежуточных (по итогам года) результатов и результатов по истечению среднесрочного периода;

     – снижение уровня ненаблюдаемой экономики по всем ее составляющим путем устранения экономических условий, порождающих и стимулирующих скрытую и неформальную деятельность, пресечения «теневых» видов деятельности правовыми механизмами;

     – сохранение макроэкономической стабильности за счет сокращения объемов валового внешнего долга страны и поддержания стабильного уровня государственного долга.

     Реформирование  бюджетного процесса создаст предпосылки  введения принципов финансового  менеджмента, т.е. расширение полномочий администраторов бюджетных программ по адаптации выполняемых функций  к реальным возможностям, позволяющим  судить о деятельности государственного органа по эффективности администрируемых программ.

     С 2009 года будет осуществлен переход  на трехлетнее бюджетное планирование. Разработка проекта республиканского бюджета на 2009–2011 годы будет основана на имеющемся опыте в среднесрочном  прогнозировании развития экономики, доходов и расходов бюджета, и  будет проводиться с применением  усовершенствованных подходов к  бюджетному процессу.

     Бюджетный процесс приобретет большую стабильность и преемственность, поскольку исходной точкой, с которой будет начинаться процесс формирования бюджета, становятся ранее установленные прогнозы расходов и доходов. Бюджет формируется на «скользящей основе», при этом прошлогодний прогноз смещается на один год  вперед.

     Политика  доходов в 2009–2012 году будет направлена на продолжение стимулирования индустриально-инновационного развития страны, повышение конкурентоспособности  и создание рационального баланса  налоговой нагрузки в экономике.

     Основные  направления налоговой политики на 2008–2010 годы будут ориентированы  на решение задач фискальной политики с учетом необходимости укрепления социально-значимых функций налогов  как справедливого и оправданного инструмента, стимулирующего развитие необходимых направлений экономики  и обеспечивающего полное выполнение государственных функций, которые  заключаются в следующем:

     – дальнейшее снижение ставки НДС;

     – оптимизация льгот с учетом повышения их эффективности и стимулирующего эффекта в реальном секторе экономики;

     – ликвидация льгот по пассивным доходам физических лиц в рамках постепенного переноса основной роли в формировании доходов бюджета с предпринимательства на население [7].

     Таким образом, в течение последних  лет наблюдаются позитивные тенденции развития финансового сектора. Высокими темпами растут активы и капитал финансовых организаций. Расширяется спектр финансовых услуг, повышается их качество и доступность. Активизируются интеграционные процессы с финансовыми рынками стран ближнего зарубежья.

     В связи с предстоящим вступлением  Казахстана в ВТО необходимо принятие соответствующих подготовительных мер, направленных на дальнейшее повышение  финансовой устойчивости и конкурентоспособности  отечественных финансовых организаций. В этой связи снятие ограничений  на присутствие иностранного капитала в финансовом секторе необходимо осуществить поэтапно в течение  определенного переходного периода.

     Одной из важнейших задач государства  является обеспечение благоприятных  условий для производственной и  инвестиционной деятельности хозяйствующих  субъектов и домашних хозяйств, от которых ожидается активность как  в сфере потребления, так и  сбережения доходов. Эффективность  реализации мероприятий государства  в данной области находится под  влиянием ряда факторов и причин, среди  которых выделяется действенность  проводимого в стране денежно-кредитного регулирования и развития банковского  сектора [8].

     Переход к рыночной экономике потребовал новых и более радикальных  преобразований в денежно-кредитной  сфере. Возникла необходимость в  использовании экономических рычагов, присущих банкам, разработке и реализации принципиально новых подходов к  управлению денежным оборотом страны. Одним из направлений структурной  перестройки экономики стала  реорганизация банковской системы  как необходимое условие макроэкономической стабилизации и создания предпосылок  для экономического роста.

Информация о работе Роль финансов в макроэкономическом регулировнии