Роль финансов в макроэкономическом регулировнии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы явилось сравнительное изучение основных направлений управления финансами в Казахстане,а также изучить этот аспект в целом, для поиска основных перспектив развития этой системы в Казахстане.
В процессе написания курсовой работы были решены следующие задачи:
1)изучены теоретические аспекты работы по управлению финансами на макроэкономическом уровне.
2)дана оценка состояния макроэкономическому регулированию в Казахстане в период 2007-2011 гг.
3) рассмотрено влияние новых реформ,актов,поправок и программ на развитие макроэномической политики РК в 2010-2011 гг.
4)выявлены проблем развития отдельных сегментов макроэкономической политики и пути их решения в Казахстане.

Содержание

Введение 3
1. Государственное финансовое регулирование экономики 6
1.1 Понятие и классификация государственного финансового регулирования экономики 6
1.2 Макроэкономическое равновесие и финансы 8
2. Анализ финансов в макроэкономическом регулировании РК 15
2.1 Состояние общегосударственных финансов РК за 2011 гг. 15
2.2 Фискальная политика РК как инструмент макроэкономического регулирования 20
2.3 Проблемы и направления совершенствования макроэкономического регулирования финансовых отношений 23
Заключение 26
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 309.49 Кб (Скачать)

     Регулирования достигается при соблюдении определенных условий его осуществления, представляющих конкретизированное воплощение упомянутых предпосылок в практической, хозяйственной  деятельности. К таким условиям относятся  следующие:

     а) структурная перестройка экономики  с постоянным развитием возможно большего набора производств по технологическим  переделам от добычи природных ресурсов до изготовления товаров и изделий  конечного потребительского назначения в соответствии со спросом населения; имеется в виду достижение ресурснотехнологического равновесия, поддержание высокотехнологических  и жизненно важных производств (топливноэнергетического, агропромышленного комплексов, транспорта, связи), проведение конверсии военного производства;

     б) демополизацию хозяйственных процессов  и структур на всех уровнях управления и в формах собственности;

     в) демополизация хозяйственных процессов  и структур на всех уровнях управлениях  и в формах собственности;

     г) из предыдущих условий следует вытекающие из него; возможность свободного беспрепятственного перемещения подвижных факторов производства (капиталов в разной форме, рабочей силы, технологий, ин формаций, прав собственности и т.д.) между отраслями, производствами, территориями как в границах государства, так и в рамках единого интернационального пространства нескольких стран, объединяющихся в экономические союзы по развитию сотрудничества, исходящего из преимуществ международной кооперации и разделения труда.

     Процесс регулирования характеризуется  многообразием объективных и  субъективных факторов, условий функционирования экономики, использованием разных категорий, их элементов. Поэтому важно разграничить по этим основаниям систему государственного регулирования, классифицировать на типы, виды, формы и методы.

     Типы  включают: экономическое с его  частями – финансовым, ценовым, кредитным, валютным, оплатой труда и административное.

     Виды  финансового регулирования охватывают налоговое, бюджетное, государственное  – кредитное, таможенное – тарифное, валют но – финансовое, внутрихозяйственное (внутрифирменное в пределах предприятий, организаций, корпораций и т.д.).

     Формы регулирования обозначают процессы, протекающие в перечисленных  видах, как характерные для соответствующего вида финансовой субкатегории, так и общие для всех субкатегорий: например, в бюджетном виде формами являются финансирование (субвенции, субсидии, трансферты), в налоговом прямое и косвенное налогообложение, в валют но – финансовом внешнее инвестирование, внешние займы, внешний долг. Общей формой является планирование (прогнозирование).

     Наиболее  многочисленными элементами классификации  является метод регулирования которые  могут быть также специфичными для  отдельных форм или применяться  для использования в нескольких формах. Методы разграничиваются на самостоятельные  способы, приемы и являются наиболее подвижными, изменяющими элементами системы регулирования. При бюджетном  финансировании нормирование расходов, процентные отчисления средств, методы финансирования дефицита бюджета, использования  бюджетного излишка [2, 164].

     Основными методами в валютнофинансовом регулировании является: валютный курс, процентные ставки на денежный капитал, курсы международных платежных средств и ценных бумаг, разнообразные методы страхования от валютных рисков.

     Во  внутрихозяйственном виде регулирования  применяются методы коммерческого  или хозяйственного расчета, нормирование средств, нормативы отчислений в  финансовые фонды и их использования.

     Элементы  системы финансового регулирования  – виды, формы, методы призваны обеспечивать скоординированное, устойчивое развитие экономики в принятом направлении. В условиях рынка большое внимание уделяется косвенным методом регулирования. Государство устанавливает общие для всех участников хозяйственного процесса условия и правила деятельности, для приоритетных сфер деятельности преференциальные (льготные); это налоги их ставки, размеры отчислений средств, субвенции, льготы, тарифы, фиксированные цены, нормативы денежно – кредитного, валютного, таможенного и социального регулирования. На основе этих основных индикаторов воздействия формируются вторичные, рыночно – ориентированные элементы регулирования, диктуемые характером соответствия спроса и предложения: свободные цены, процентные ставки за кредиты, валютный курс, нормативы формирования разных фондов и их использования у хозяйствующих субъектов.

     Однако  действие косвенных элементов регулирования  может дополняться прямыми, директивными методами со стороны государства, особенно при значительных нежелательных  отклонениях от намеченного курса  развития.

     фискальный финансовый регулирование политика

     1.2 Макроэкономическое  равновесие и финансы

 

     Макроэкономическое  равновесие – это такое состояния  национальной экономики, когда использование  ограниченных производственных ресурсов для создания товаров и услуг  и их распределение между различными членами общества сбалансированы, т.е. существует совокупная пропорциональность между:

     – ресурсами и их использованием;

     – факторами производства и результатами их использования;

     – совокупным производством и совокупным потреблением;

     – совокупным предложением и совокупным спросом;

     – материально-вещественными и финансовыми потоками.

     Следовательно, макроэкономическое равновесие предполагает стабильное использование их интересов  во всех сферах национальной экономики.

     Такое равновесие – это экономический  идеал: без банкротств и стихийных  бедствий, без социально-экономических  потрясений. В экономической теории макроэкономическим идеалом является построение моделей общего равновесия экономической системы. В реальной жизни происходят разнообразные  нарушения требований такой модели. Но значение теоретических моделей  макроэкономического равновесия позволяет  определить конкретные факторы отклонений реальных процессов от идеальных, найти  пути реализации оптимального состояния  экономики.

     Воздействие на социально-экономические процессы с применением разнообразных  форм и методов как косвенных, так и прямых, включает финансовые их виды. Такое воздействие имеет  целью обеспечить эволюцию национального  хозяйства, сопровождающуюся экономическим  ростом, последовательное неуклонное развитие социальной сферы в определенных временных периодах функционирования данной социально-экономической системы.

     В процессах регулирования экономики  необходимо иметь в виду, что достижение общего макроэкономического равновесия возможно только в теоретических  схемах.

     Состояние макроэкономического равновесия предполагает сбалансирование важнейших экономических  параметров, таких, как:

     1) спроса и предложения;

     2) товарной и денежной масс;

     3) сбережений и инвестиций;

     4) инфляции и безработицы;

     5) производительности труда и его  оплаты;

     6) финансовых ресурсов и социально-экономических  потребностей общества;

     7) доходов и расходов государственного  бюджета;

     8) размеров бюджетного дефицита  и источников его покрытия;

     9) актива и пассива платежного  баланса.

     Ясно, что достижение равновесия даже по одному из названных соотношений  вызовет одновременно дисбаланс  в одном или нескольких других.

     Кроме того, на макроэкономический уровень  выходит дисбаланс интересов, потребностей и стоящих за ними возможных ресурсов крупных экономических объектов: секторов, отраслей национального хозяйства, регионов, хозяйственных комплексов. Если добавить к этому необходимость сбалансирования потребностей и ресурсов на последующих уровнях хозяйствования, которые интегрируют компоненты потребностей и ресурсов на все вышеперечисленные параметры и объекты регулирования, то придется согласиться, что задача достижения полного экономического равновесия становится иллюзорной. Для реальной экономической действительности (как и для любой экономической системы) свойственно «нормальное состояние «неравновесия», которое отражает на данный момент вынужденное динамическое равновесие действующих в обществе противоречивых сил и тенденций, стереотипов хозяйственного поведения, разнонаправлен-ных интересов. Совокупность множества таких частичных состояний характеризует определенную сбалансированность всех экономических параметров, с большей или меньшей степенью удовлетворяющих потребности с учетом возможностей экономических агентов и, соответственно, отклоняющуюся от состояния идеального равновесия на эту же степень. Поэтому и предполагается периодическое изменение форм и методов воздействия при эволюции экономической системы из одного состояния частичного равновесия в другое, отвечающее улучшению сбалансированности большего количества экономических параметров и обеспечивающее более эффективное использование ресурсов общества.

     В западной финансовой теории используется понятие «мультипликатор» для объяснения влияния государственных финансов на производство, измеряемого величиной  национального продукта.

     Концепция мультипликатора исходит из определения  объема валового национального продукта (ВНП) двумя методами:

     1) по расходам, то есть совокупности  всех расходов экономических  субъектов, необходимую, чтобы  выкупить всю произведенную массу  продукции;

     2) по доходам (или распределению), то есть с точки зрения доходов,  получаемых субъектами от производства  продукции.

     По  первому критерию стоимость ВНП (GNP) складывается по формуле: 

     ВНП (GNP) = С + Ig+ G + Хn, 

     где: С – объем потребительских расходов домашних хозяйств или всего населения страны;

     I – валовые частные внутренние инвестиции;

     G – государственные закупки товаров и услуг (исключая трансфертные платежи, не увеличивающие производства);

     Хn – чистый экспорт, то есть превышение объема экспорта над импортом.

     Измерение ВНП по сумме всех доходов производится суммированием следующих элементов:

     1) объема потребленного капитала (амортизация);

     2) косвенных налогов на бизнес;

     3) заработной платы наемных работников;

     4) рентных платежей;

     5) процента (выплата денежного дохода  частного бизнеса поставщикам  денежного капитала);

     6) доходов от собственности (от  индивидуальных вложений);

     7) прибыли корпораций (налог на  эту прибыль, дивиденды, нераспределенная  прибыль).

     Далее, из валового национального продукта выделяется чистый национальный продукт (ЧНП) как разница между ВНП  и отчислениями на потребление капитала или амортизационными отчислениями.

     Показатель  ВНП, скорректированный с учетом инфляции или дефляции (понижения  цен), представляет собой реальный ВНП.

     Рисунок 1 – наглядная графическая иллюстрация той благотворной роли государственных расходов и стимулирования инвестиций в частном секторе, которой огромное значение придавал Дж.М. Кейнс. Итак, совокупные расходы – это сумма С, I, G и, с учетом внешнеторговых операций, чистого экспорта (Хn): С + I + G + Хn.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     В кейнсианских моделях объясняется  равновесие между объемом производства, дохода и занятости, вызываемыми  изменениями в расходах. Равновесный  уровень производства – это такой объем производства, который обеспечивает общие расходы, достаточные для закупки данного объема продукции, или при равновесном уровне ЧНП общее количество проданных товаров (ЧНП) точно равно общему количеству закупленных товаров: (С + Ig + G + Xn).

Информация о работе Роль финансов в макроэкономическом регулировнии