Роль финансов в макроэкономическом регулировнии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы явилось сравнительное изучение основных направлений управления финансами в Казахстане,а также изучить этот аспект в целом, для поиска основных перспектив развития этой системы в Казахстане.
В процессе написания курсовой работы были решены следующие задачи:
1)изучены теоретические аспекты работы по управлению финансами на макроэкономическом уровне.
2)дана оценка состояния макроэкономическому регулированию в Казахстане в период 2007-2011 гг.
3) рассмотрено влияние новых реформ,актов,поправок и программ на развитие макроэномической политики РК в 2010-2011 гг.
4)выявлены проблем развития отдельных сегментов макроэкономической политики и пути их решения в Казахстане.

Содержание

Введение 3
1. Государственное финансовое регулирование экономики 6
1.1 Понятие и классификация государственного финансового регулирования экономики 6
1.2 Макроэкономическое равновесие и финансы 8
2. Анализ финансов в макроэкономическом регулировании РК 15
2.1 Состояние общегосударственных финансов РК за 2011 гг. 15
2.2 Фискальная политика РК как инструмент макроэкономического регулирования 20
2.3 Проблемы и направления совершенствования макроэкономического регулирования финансовых отношений 23
Заключение 26
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 309.49 Кб (Скачать)

     Соответственно, нарушением равновесия является любое  превышение общих расходов над общим  объемом производства, что приводит к росту последнего; любая недостаточность общих расходов вызывает снижение ЧНП.

     Преобладающую часть совокупных расходов представляет элемент С, а угол ее наклона к  горизонтальной оси определяет уровень  потребления хозяйств. Разность по вертикали между биссектрисой и  линией потребления показывает величину сбережений (из которых формируются  средства для инвестиций).

     Пересечение биссектрисы с линиями расходов С, Ig, G, Xn, характеризует состояние  равновесия системы «расходы – ЧНП». Более того, последовательное добавление каждого элемента расходов смещает точку равновесия вправо, что соответствует приращению национального производства, измеряемого ЧНП.

     В приведенной на схеме модели примечательным является то обстоятельство, что увеличение в расходах на величину, например, ав, вызывает прирост национального  продукта на большую величину – Q1 Q2. Этот эффект вызывается мультиплицирующим (умножающим) действием рассмотренных расходов на объем производства, а само явление – мультипликатором. Суть явления кроется в том, что для экономики характерны повторяющиеся, непрерывные потоки расходов и доходов, где потраченные одним экономическим агентом денежные средства получает другой в виде дохода, и порождается цепная реакция, которая хотя и затухает с каждым последующим циклом, но приводит к многократному изменению ЧНП. Затухание процесса вызывается тем, что часть дохода не потребляется экономическим агентом, а сберегается. Чем меньше доля сбережений в доходе, тем больше очередное расходование в каждом цикле и, соответственно, выше мультипликатор. Числовое значение мультипликатора означает: во сколько раз увеличивает прирост изменения в расходах прирост ЧНП и наоборот – сокращение расходов вызывает кратное мультипликатору уменьшение национального продукта.

     Обоснование действия мультипликатора определяется понятиями «предельная склонность к сбережению» – MPS и «предельная склонность к потреблению» – МРС. В первом случае это отношение изменения в сбережениях к изменению в доходе, во втором – отношение изменения в потреблении к изменению в доходе. Исходя из этого числовое значение мультипликатора выражается соотношением 

                 I           I

     me = --------- = --------

           MPS       1-МРС 

     Явление мультипликатора используется при  проведении дискреционной фискальной политики, под которой понимается сознательное манипулирование государственными расходами и налогами с целью  изменения реального объема национального  производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения  экономического роста.

     Налоги  вызывают сокращение доходов, которое  приводит к снижению объемов потребления  и сбережения и уменьшению величины равновесного ЧНП. Аналогичное действие на объем производства (наряду с  налогами) оказывают сбережения и  импорт. Все вместе они представляют утечку из системы доходов-расходов, то есть не затрагивают внутреннего  потребления. Потребление уменьшается, создавая отрыв в расходах, который  может быть заполнен инвестициями, экспортом и государственными закупками.

     Снижение  налогов вызывает перемещение графика  совокупных расходов и кратное увеличение ЧНП. Так проявляется действие налогового мультипликатора, противоположное  действию мультипликатора расходов.

     Важной  характеристикой налогового мультипликатора  является его зависимость от потребительской  компоненты доходов, то есть он равен: 

     mt=Tx MPC, 

     где: Т – величина налоговых платежей.

     Таким образом, количественно налоговый  мультипликатор меньше мультипликатора  государственных расходов (при данных величинах МРС и MPS). Следовательно, изменения в государственных  расходах имеют более сильные  воздействия на совокупные расходы, чем изменения налогов такой  же величины.

     Данные  свойства мультипликаторов расходов и  налогов вызывают феномен мультипликатора  сбалансированного бюджета, при  котором равные увеличения государственных  расходов и налогообложения приводят к росту равновесного ЧНП на ту же виличину. Например, если Т и G увеличиваются  на 10 млрд. тт. каждый, то следует ожидать  увеличения ЧНП на 10 млрд. тг. Таким образом, мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице: mе = me + mt = 1.

     Различают идеальное и реальное равновесие.

     Идеальное – достигается в экономическом поведении индивидов при полной оптимальной реализации их интересов во всех структурных элементах, секторах, сферах народного хозяйства.

     Достижение  такого равновесия предполагает соблюдение следующих условий воспроизводства:

     – все индивиды должны найти на рынке предметы потребления;

     – все предприниматели должны найти на рынке факторы производства;

     – весь продукт прошлого года должен быть реализован.

     Идеальное равновесие исходит из предпосылок  идеальной конкуренции и отсутствии побочных эффектов, что в принципе не реально, так как в реальной экономике не существует таких явлений  как совершенная конкуренция  и чистый рынок. Кризисы и инфляция выводят экономику из состояния  равновесия.

     Реальное  макроэкономическое равновесие – равновесие, устанавливающееся в экономической  системе в условиях несовершенной  конкуренции и при внешних  факторах воздействия на рынок.

     Различают частичное и полное равновесие:

     – Частичным называется равновесие на отдельно взятом рынке товаров, услуг, факторов производства;

     – Полное (общее) равновесие есть одновременное равновесие на всех рынках, равновесие экономической системы целиком, или макроэкономическое равновесие.

     Полное  экономическое равновесие – структурный оптимум хозяйственной системы, к которому общество стремится, но никогда его полностью не достигает в связи с постоянным изменением самого оптимума, идеала пропорциональности.

     Макроэкономический  анализ равновесия осуществляется при  помощи агрегирования, или формирования совокупных показателей, называемых агрегатами. Важнейшими агрегатами являются:

     – реальный объем национального производства, объединяющий равновесные количества товаров и услуг;

     – уровень цен (агрегатные цены) всей совокупности товаров и услуг.

     Таким образом, макроэкономическое равновесие является центральной проблемой  общественного воспроизводства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Анализ финансов  в макроэкономическом  регулировании РК

     2.2 Состояние общегосударственных финансов РК за 2011 гг.

     Президент Республики Казахстан обладает обширными  полномочиями в управлении финансами, которые реализуются во многом через  Аппарат Президента. Президент ежегодно обращается с посланием к народу о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней  политики республики, издает указы  и распоряжения по стратегическим вопросам экономического и социального развития страны, подписывает Акты Парламента и Акты, издаваемые по инициативе Правительства, вносит изменения и дополнения в  ранее изданные Акты Президента или  отменяет их. Во многом регулирование  валютно-финансовых отношений проводится в ходе переговоров и подписания международных договоров Республики Казахстан. Внутренние проблемы экономики  и финансов определяются при регулярном заслушивании докладов Премьер-министра об основных направлениях деятельности Правительства и о всех важнейших  решениях. Президент утверждает представленную Правительством единую систему финансирования и оплаты труда работников для  всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета. Президент отменяет либо приостанавливает полностью или частично действие актов Правительства. Он назначает  на должность Председателя Счетного комитета по контролю за исполнением  республиканского бюджета, заслушивает  информацию о работе этих органов.

     Компетенция Правительства Республики Казахстан  в управлении финансами определяется его статусом как органа исполнительной власти и включает:

     1) разработку основных направлений  социально-экономической политики, стратегических и тактических  мер по ее осуществлению;

     2) разработку государственных социально-экономических  и научно-технических программ, индикативных  планов;

     3) разработку и исполнение республиканского  бюджета;

     4) разработку и осуществление мер  по укреплению финансовой системы  страны, обеспечение контроля за  соблюдением законности при образовании  и использовании государственных  финансовых, валютных и материальных  ресурсов;

     5) осуществление структурной и  инвестиционной политики;

     6) организацию управления государственной  собственностью;

     7) решение вопросов социально-экономического  развития регионов;

     8) разработку мер по реализации  внешнеэкономической политики, сотрудничеству  с другими государствами и  взаимодействию с международными  финансовыми организациями;

     9) осуществление иных полномочий  в соответствии со статусом, определенным  Конституцией страны. [5,151]

     Национальный  банк Республики Казахстан как непосредственно, так и опосредованно влияет на финансовые отношения при проведении денежно-кредитной политики, регулировании  денежного обращения, управлении кредитными ресурсами; банк участвует совместно  с Министерством финансов в валютно-финансовых отношениях государства, внешнем взаимствовании денежных средств для финансирования потребностей экономики. Поэтому эффективность  управляющего воздействия Национального  банка сказывается на состоянии  государственных финансов и финансов хозяйствующих объектов при проведении единой финансово-кредитной политики государства.

     Основной  целью денежно-кредитной политики является обеспечение стабильности цен. Меры Национального Банка Республики Казахстан по достижению данной цели будут способствовать поддержанию  экономического роста, развитию потенциала депозитного рынка, а также восстановлению кредитной активности банковского  сектора.

     Основными задачами денежно-кредитной политики являются:

     −   обеспечение низкого уровня инфляции, поддерживающего устойчивые темпы  экономического роста;

     −   поддержание обменного курса  тенге на уровне, обеспечивающем конкурентоспособность  отраслей экономики.

     Для достижения поставленных задач в  рамках денежно-кредитной политики будут предприниматься меры, направленные на обеспечение стабильного функционирования отечественной финансовой системы, а также стабильного обменного  курса тенге и устойчивости платежного баланса страны.

     Низкий  уровень инфляции будет поддерживаться в комплексе с мерами антиинфляционной политики Правительства.

     Национальный  Банк будет регулировать краткосрочную  ликвидность банков в целях поддержания  ее на адекватном уровне.

     Регулирование ставок по операциям Национального  Банка, включая официальную ставку рефинансирования, будет производиться  в зависимости от ситуации на денежном рынке и уровня инфляции.

Информация о работе Роль финансов в макроэкономическом регулировнии