Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:50, курсовая работа
Целью работы является определение роли бюджета государства в Российской Федерации.
Введение……………………………………………………………………..…….3
1. Экономическая сущность и функции бюджета государства……………6
1.1. Экономическая сущность бюджета государства………………………..6
1.2. Функции бюджета государства…………………………………………..12
2. Роль бюджета государства в национальной экономике………………..17
2.1. Значение бюджета государства в обеспечении экономических, политических и социальных направлений развития общества……………..17
2.2. Анализ изменения доходов бюджета Российской Федерации………..21
2.3. Анализ изменения расходов бюджета Российской Федерации……….23
2.4. Анализ изменения дефицита бюджета Российской Федерации……….26
3. Совершенствование бюджетных отношений в Российской Федерации.......................................................................................................31
3.1. Способы совершенствования бюджетных отношений………………..31
3.2. Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса…..34
Заключение………………………………………………………………………37
Список используемой литературы……………………………………………39
Зная доходы и расходы федерального бюджета, можно проанализировать профицит (дефицит) бюджета данного уровня.
По годовое изменение профицита федерального бюджета представлено в таблице 3. [13, 14, 15]
Таблица
3. Изменение профицита
2006, млрд.руб. | 2007, млрд.руб. | 2008, млрд.руб. | 2009, млрд.руб. | 2010, млрд.руб. | |
ПРОФИЦИТ | 776,0 | 1501,8 | 74,1 | 14,2 | 0,0 |
% к ВВП | 3,18 | 4,81 | 0,21 | 0,04 | 0,00 |
Более наглядно динамика изменения профицита федерального бюджета за 2006-2010 год представлена на рисунке 9.
Рисунок 9. Изменение профицита федерального бюджета 2006-2010 гг.
Несмотря на то, что в федеральном бюджете на всем протяжении с 2006 года до 2009 года показан профицит и лишь в 2010 году планируется равенство доходов и расходов бюджета, но в некоторых субъектах Российской Федерации наблюдается дефицит бюджета. Так, например, в Волгоградской области даже к 2010 году не планируется полное преодоление дефицита бюджета.
Данные об изменении дефицита бюджета Волгоградской области с 2006 года до 2010 года отображены на рисунке 10. [5]
Рисунок 10. Изменение дефицита бюджета Волгоградской области
По
рисунку видно, что на протяжении
исследуемых 5 лет дефицит бюджета
продолжает расти. Это говорит о
том, что бюджеты отдельных
Отношение
изменений профицита
Рисунок 11. Процентное соотношение профицита федерального бюджета и ВВП 2006-2010 гг.
Проанализировав основные параметры федерального и областного бюджетов, можно делать выводы и о консолидированном бюджете государства.
Динамика
основных параметров федерального бюджета,
несмотря на некоторую стабилизацию
базовых индикаторов социально-
В соответствии с предварительными оценками исполнения федерального бюджета за текущий год, представленными в материалах Проекта федерального бюджета 2010–2012 гг., 2010 г. является некой точкой перелома тенденций основных бюджетных индикаторов, в частности в этом году наблюдается прекращение многолетней тенденции роста доходов и исполнения федерального бюджета с профицитом. [19]
Основным
источником финансирования дефицита станут
внутренние источники – Резервный
фонд и Фонд национального благосостояния.
Кроме того, возникнет необходимость
совершать целевые внешние
На протяжении 2010–2012 гг. в соответствии с проектом федерального бюджета ожидается снижение поступлений по большинству налогов по сравнению с периодом 2006–2008 гг. (рис. 12). Прогнозируемое снижение доходов главным образом обусловлено относительным ухудшением конъюнктуры цен и спроса на товары российского экспорта в условиях сохранения сильной зависимости доходной части федерального бюджета от состояния отраслей топливно-энергетического комплекса. [19]
Рисунок 12. Динамика структуры налоговых доходов федерального бюджета в период 2006–2010 ГГ. (% ВВП) [19]
В
период выхода из кризиса необходимо
стимулировать экономику
Кроме этого, в период выхода из кризиса важно адаптировать расходы государства к более низкому уровню доходов. Это обеспечит устойчивость макроэкономическую устойчивость, как в среднесрочный, так и в долгосрочный период. Достижение данной цели непременно должно быть включено в бюджетную политику государства в 2010-2012 годах.
Снижение расходов может отрицательно отразиться на развитии экономики страны. Поэтому повышение эффективности расходов также является одной из важнейших целей бюджетной политики посткризисного периода.
На
основе выявленных проблем исполнения
бюджета производиться
Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимодействуют в рамках межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.
Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах :
·распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
·разграничения регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
·равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
·выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
·равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов федерации.
Исходя из этих принципов, можно сказать, что в основе межбюджетных отношений в России лежит бюджетный федерализм. В строго научном смысле теории бюджетного федерализма, равно как и канонического определения не существует. Вместе с тем анализ построения бюджетно-налоговых систем в государствах федеративного устройства позволяет выделить следующие положения, которые в совокупности выражают суть стандартной модели бюджетного федерализма:
·сосуществование нескольких уровней бюджетно-налоговой системы;
·законодательное или договорное распределение полномочий и ответственности каждого из уровней власти за конкретные направления и виды деятельности на соответствующей территории;
·наличие устойчивых представлений о величине необходимых расходов для реализации каждым уровнем власти его полномочий и ответственности;
·использование надежных и общепризнанных субъектами Федерации способов учета их особенностей для корректировки величины расходов;
·закрепление
за каждым уровнем бюджетной системы
налоговых и неналоговых
·установление в классификации расходов федерального и региональных бюджетов специальных позиций финансирования таких направлений региональной политики, как компенсация нижестоящим бюджетам недостаточности их собственных средств для покрытия нормативно распределяемых расходов; реализация программ поддержки развития отдельных регионов; принятие мер по поддержке депрессивных территорий и т.п.
Российская
модель бюджетного федерализма формально
строилась в соответствии с описанным
«стандартом». Она опиралась на конституционно
декларированное распределение
предметов ведения между
Для повышения заинтересованности регионов в наполнении федерального бюджета доходами должна быть установлена прямая зависимость получения из федерального центра финансовой помощи от степени выполнения задания по мобилизации доходов в федеральный бюджет.
Федеральный
центр должен разработать и довести
до регионов рекомендации по программам
бюджетного оздоровления, следование
которым будет важнейшим
·доля приоритетных расходов (здравоохранение, образование, социальное обеспечение и пр.) в расходах регионального бюджета;
·доля
населения в оплате жилищно-коммунальных
услуг и общественного
·наличие административного контроля цен;
·наличие и интенсивность ограничений доступа на региональные рынки отечественных товаров и услуг;
·предельные
бюджетные заимствования и
Оздоровлению региональных бюджетов должно способствовать упорядочение бюджетного процесса в регионах: обеспечение «прозрачности» статей бюджета, их соответствие федеральному классификатору, консолидация в бюджет региональных внебюджетных фондов, казначейское исполнение бюджетов.
Важным условием нормального функционирования межбюджетных отношений является финансовый контроль со стороны федерального центра за правильным и целесообразным расходованием средств региональных бюджетов. Необходимо восстановить практику проведения ревизий исполнения бюджетов субъектов Федерации, получающих средства из федерального бюджета по каналам межбюджетных отношений. Обязательна также оценка потенциала и степени использования доходной базы региона, в том числе находящихся в его собственности и распоряжении природных ресурсов, недвижимости и т.д. Аналогично должны декларироваться и расходы, потому что вполне возможны ситуации, когда регион, претендующий на финансовую помощь, расточительно использует свои средства, «живет не по средствам».
Логическим развитием вышесказанного может стать требование обязательного подтверждения соответствующими органами власти фактической результативности использования ранее выделенных средств. Такие официальные подтверждения могли бы быть дополнительными основаниями для получения очередной порции средств поддержки. При этом важно не полное расходование полученных средств, а именно результативность их использования для улучшения или стабилизации в регионе по конкретным параметрам (снижение уровня бедности, рост числа рабочих мест и т.д.)9.
Вывод:
На каждом из уровней бюджета решаются
ряд проблем. Это и перераспределение
состава и структуры средств между уровнями,
так и изменение отношений внутри каждого
из уровней в отдельности. Следует отметить,
что в целом государство идет правильным
курсом, и по ежегодному увеличению ВВП
на 7% это прекрасно видно. Значит, политика
в плане бюджета идет полным ходом, и причем
в правильном направление. Но это только
начало реформ, много задач и проблем
предстоит еще решить.
Информация о работе Роль бюджета государства в Российской Федерации