Роль бюджета государства в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение роли бюджета государства в Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3
1. Экономическая сущность и функции бюджета государства……………6
1.1. Экономическая сущность бюджета государства………………………..6
1.2. Функции бюджета государства…………………………………………..12
2. Роль бюджета государства в национальной экономике………………..17
2.1. Значение бюджета государства в обеспечении экономических, политических и социальных направлений развития общества……………..17
2.2. Анализ изменения доходов бюджета Российской Федерации………..21
2.3. Анализ изменения расходов бюджета Российской Федерации……….23
2.4. Анализ изменения дефицита бюджета Российской Федерации……….26
3. Совершенствование бюджетных отношений в Российской Федерации.......................................................................................................31
3.1. Способы совершенствования бюджетных отношений………………..31
3.2. Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса…..34
Заключение………………………………………………………………………37
Список используемой литературы……………………………………………39

Работа содержит 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 1.23 Мб (Скачать)

     - общего совокупного покрытия  расходов бюджетов -  означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

     - гласности - обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

     - достоверности бюджета - означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

     - адресности и целевого характера бюджетных средств - означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. [7, стр. 18-19]

     Законодательное закрепление принципов бюджетной  системы важно также для разработки нормативных актов о бюджете  и бюджетном процессе органов  государственной власти субъектов  РФ и органов местного самоуправления. [3, стр. 8]

     Бюджет  является основным финансовым планом государства, что предоставляет  органам власти реальные экономические  возможности осуществления воли государства, его властных полномочий. Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местного самоуправления, являясь финансовыми инструментами, позволяют проводить экономическую и социальную политику, как на отдельных территориях, так и в целом в России. [18, стр. 33]

     Бюджет  отражает размеры необходимых государству (местному самоуправлению) финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Характер налоговой политики определяет виды и объемы доходов бюджета.

     Бюджет  фиксирует конкретные направления  расходования средств, перераспределения  национального дохода и валового внутреннего продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

     Как экономическая категория бюджетные  отношения являются составной частью финансовых отношений, им присуща денежная форма.

     В соответствии с Бюджетным кодексом РФ составной частью бюджетной системы является также бюджетная классификация РФ – это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

     В целях обеспечения единства планирования и учета доходов и расходов в рамках единой бюджетной системы  страны федеральным законом от 15.08.1999 г № 115-ФЗ была утверждена и введена в действие с 1997 года новая бюджетная классификация, в которой наряду с группировкой показателей бюджета обеспечена международная сопоставимость данных. В данную классификацию неоднократно вносились изменения и дополнения, последняя редакция утверждена Федеральными законами от 08.08.2001 г. № 127-ФЗ, от 07.05.2002 г. № 51-ФЗ и от 6.05. 2003 г. № 53-ФЗ. [3, стр. 14]

     Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

  • классификацию доходов бюджетов РФ;  
  • функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
  • экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
  • классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
  • классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  • классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ; [1]
  • ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

         Более наглядно бюджетная классификация Российской Федерации изображена на рисунке 1.

         

         Рисунок 1. Бюджетная классификация Российской Федерации 

    1. Функции бюджета  государства
 

     Теперь  рассмотрим формирование бюджета и  его функции.

     Во  всех государствах в результате деятельности хозяйствующих субъектов создаются валовой внутренний продукт и национальный доход. Произведенный в сфере материального производства национальный доход проходит последовательно стадии распределения и перераспределения. Важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет. В процессе перераспределения национального дохода страны часть его в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов. Бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства. Бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением – с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Содержание этих отношений обусловлено задачами, решаемыми государством в тот или иной исторический период. Формирование бюджета самым непосредственным образом связано с развитием национального дохода страны и его перераспределением. Основными финансовыми методами перераспределения национального дохода являются:

     1) образование и использование  денежных накоплений (прибыли, налог на добавленную стоимость, платежи в социальные внебюджетные фонды);

     2) организация налогов; 

     3) финансирование отраслей народного  хозяйства; 

     4) формирование и использование  общественных фондов потребления,  страховых и резервных фондов.

     Во  всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помощью бюджета  государственные и территориальные  власти получают финансовые ресурсы  для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения возложенных на них функций. В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения.

     Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и в качестве важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики. Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присущи и основные функции финансов. Бюджет выполняет следующие задачи:

     1) перераспределение национального  дохода;

     2) государственное регулирование  и стимулирование экономики;

     3) финансовое обеспечение социальной  сферы и осуществление социальной  политики государства;

     4) контроль за образованием и  использованием централизованных  фондов денежных средств. 

     1. Распределительная функция бюджета  проявляется через формирование  и использование централизованных  фондов денежных средств по  уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется от 30 до 50 % национального дохода. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно ускорять или сдерживать темпы производства, рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления. Перераспределение национального дохода через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

     1) образование доходов бюджета; 

     2) использование бюджетных средств  (расходы бюджета).

     2. В ходе формирования доходов  бюджета и использования бюджетных

     средств решаются задачи государственного регулирования  экономических и социальных процессов  в стране. Доходы бюджета – это  экономические отношения между  государством, с одной стороны, и  хозяйствующими субъектами и гражданами – с другой.

     Одновременно  с этим доходы бюджета – это  денежные средства, поступающие в  распоряжение органов государственной  власти и местного самоуправления. В процессе образования доходов  бюджета происходит императивное изъятие  в пользу государства части национального дохода. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с предприятиями и населением. Бюджет активно участвует в распределении прибыли предприятий и хозяйственных организаций. Существует известная зависимость между формами и величиной изъятия в бюджет части прибыли предприятий и заинтересованностью последних в результатах работы. От того, насколько совершены формы изъятия в бюджет части прибыли, зависит заинтересованность предприятий в лучшем использовании производственных ресурсов, повышении уровня рентабельности и увеличении прибыли. Расходы бюджета – это экономические отношения, возникающие между государством, с одной стороны, организациями учреждениями и гражданами – с другой, в ходе использования централизованных фондов денежных средств. Путем централизации в бюджете части финансовых ресурсов государство получает возможность обеспечивать денежными средствами общегосударственные потребности – ускоренное развитие прогрессивных отраслей народного хозяйства, воспроизводство квалифицированной рабочей силы, развитие науки и техники, обеспечение обороноспособности страны.

     3. Посредством бюджета национальный  доход перераспределяется по  территории, а также из производственной  в непроизводственную сферу, для  чего за счет бюджета создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования, культуры, управления, обороны. Через бюджеты путем бюджетного финансирования перераспределяются финансовые ресурсы между отраслями производственной сферы в целях их пропорционального развития. Пользуясь бюджетом как основным орудием перераспределения национального дохода, государство направляет средства в первую очередь в те отрасли народного хозяйства и те экономические районы, которые требуют на данном этапе первоочередного развития, т. е. посредством бюджета производится межтерриториальное и межотраслевое перераспределение национального дохода.

     Тем самым соблюдаются интересы экономического развития страны в целом и интересы пропорционального развития регионов. Через государственный бюджет проходит финансирование научных учреждений, осуществляющих фундаментальные научные исследования, которые, в свою очередь, являются основой для развития прикладной науки и создания новой техники. Направляя через бюджет необходимые средства в наиболее перспективные отрасли науки, государство тем самым обеспечивает развитие производительных сил страны. Все это позволяет координировать экономическую жизнь государства, рационально размещать денежные и материальные ресурсы во всем народном хозяйстве, способствует техническому прогрессу и усиливает экономический потенциал государства. Большую роль в экономическом и культурном строительстве на местах играет бюджетное регулирование. При помощи бюджетного регулирования осуществляется в широком масштабе межтерриториальное распределение средств, наделение необходимыми источниками доходов региональных и местных бюджетов, которые являются финансовой базой территориальных органов власти, и тем самым укрепляет их связь со всей экономикой страны. Велика роль бюджета в непроизводственной сфере, где он является главным источником финансирования. Именно через государственный бюджет приходит финансирование социально-культурных мероприятий, управления и обороны. Средства, мобилизуемые через государственный бюджет, имеют первостепенное значение для формирования и распределения общественных фондов потребления (свыше 86 % от общей суммы общественных фондов потребления). Как известно, основной формой распределения фонда потребления национального дохода является распределение по труду. Одновременно с фондом оплаты труда существуют общественные фонды потребления, которые предназначаются для совместного удовлетворения потребностей и содержания нетрудоспособных членов общества, то есть потребления в сфере народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного хозяйства и др.

     Бюджет  составляется на основе народнохозяйственного  плана. Все статьи бюджета определяются показателями народнохозяйственного  плана, а все расходы производятся в строгом соответствии с планом. В свою очередь, бюджетное планирование оказывает активное воздействие на народнохозяйственное планирование.

     4. И наконец, бюджеты выполняет  контрольную функцию, которая  предполагает возможность и обязанность  государстве иного контроля за  поступлением и использованием бюджетных средств. Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране.

Информация о работе Роль бюджета государства в Российской Федерации