Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:50, курсовая работа
Целью работы является определение роли бюджета государства в Российской Федерации.
Введение……………………………………………………………………..…….3
1. Экономическая сущность и функции бюджета государства……………6
1.1. Экономическая сущность бюджета государства………………………..6
1.2. Функции бюджета государства…………………………………………..12
2. Роль бюджета государства в национальной экономике………………..17
2.1. Значение бюджета государства в обеспечении экономических, политических и социальных направлений развития общества……………..17
2.2. Анализ изменения доходов бюджета Российской Федерации………..21
2.3. Анализ изменения расходов бюджета Российской Федерации……….23
2.4. Анализ изменения дефицита бюджета Российской Федерации……….26
3. Совершенствование бюджетных отношений в Российской Федерации.......................................................................................................31
3.1. Способы совершенствования бюджетных отношений………………..31
3.2. Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса…..34
Заключение………………………………………………………………………37
Список используемой литературы……………………………………………39
- общего совокупного покрытия расходов бюджетов - означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
- гласности - обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.
- достоверности бюджета - означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
- адресности и целевого характера бюджетных средств - означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. [7, стр. 18-19]
Законодательное
закрепление принципов
Бюджет является основным финансовым планом государства, что предоставляет органам власти реальные экономические возможности осуществления воли государства, его властных полномочий. Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местного самоуправления, являясь финансовыми инструментами, позволяют проводить экономическую и социальную политику, как на отдельных территориях, так и в целом в России. [18, стр. 33]
Бюджет
отражает размеры необходимых
Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.
Как
экономическая категория
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ составной частью бюджетной системы является также бюджетная классификация РФ – это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
В целях обеспечения единства планирования и учета доходов и расходов в рамках единой бюджетной системы страны федеральным законом от 15.08.1999 г № 115-ФЗ была утверждена и введена в действие с 1997 года новая бюджетная классификация, в которой наряду с группировкой показателей бюджета обеспечена международная сопоставимость данных. В данную классификацию неоднократно вносились изменения и дополнения, последняя редакция утверждена Федеральными законами от 08.08.2001 г. № 127-ФЗ, от 07.05.2002 г. № 51-ФЗ и от 6.05. 2003 г. № 53-ФЗ. [3, стр. 14]
Бюджетная классификация Российской Федерации включает:
Более наглядно бюджетная классификация Российской Федерации изображена на рисунке 1.
Рисунок
1. Бюджетная классификация
Теперь рассмотрим формирование бюджета и его функции.
Во всех государствах в результате деятельности хозяйствующих субъектов создаются валовой внутренний продукт и национальный доход. Произведенный в сфере материального производства национальный доход проходит последовательно стадии распределения и перераспределения. Важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет. В процессе перераспределения национального дохода страны часть его в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов. Бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства. Бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением – с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Содержание этих отношений обусловлено задачами, решаемыми государством в тот или иной исторический период. Формирование бюджета самым непосредственным образом связано с развитием национального дохода страны и его перераспределением. Основными финансовыми методами перераспределения национального дохода являются:
1) образование и использование денежных накоплений (прибыли, налог на добавленную стоимость, платежи в социальные внебюджетные фонды);
2) организация налогов;
3)
финансирование отраслей
4)
формирование и использование
общественных фондов
Во
всех этих процессах большую роль
играет бюджет. С помощью бюджета
государственные и
Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и в качестве важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики. Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присущи и основные функции финансов. Бюджет выполняет следующие задачи:
1)
перераспределение
2) государственное регулирование и стимулирование экономики;
3)
финансовое обеспечение
4)
контроль за образованием и
использованием
1.
Распределительная функция
1) образование доходов бюджета;
2)
использование бюджетных
2. В ходе формирования доходов бюджета и использования бюджетных
средств решаются задачи государственного регулирования экономических и социальных процессов в стране. Доходы бюджета – это экономические отношения между государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами – с другой.
Одновременно
с этим доходы бюджета – это
денежные средства, поступающие в
распоряжение органов государственной
власти и местного самоуправления.
В процессе образования доходов
бюджета происходит императивное изъятие
в пользу государства части
3.
Посредством бюджета
Тем самым соблюдаются интересы экономического развития страны в целом и интересы пропорционального развития регионов. Через государственный бюджет проходит финансирование научных учреждений, осуществляющих фундаментальные научные исследования, которые, в свою очередь, являются основой для развития прикладной науки и создания новой техники. Направляя через бюджет необходимые средства в наиболее перспективные отрасли науки, государство тем самым обеспечивает развитие производительных сил страны. Все это позволяет координировать экономическую жизнь государства, рационально размещать денежные и материальные ресурсы во всем народном хозяйстве, способствует техническому прогрессу и усиливает экономический потенциал государства. Большую роль в экономическом и культурном строительстве на местах играет бюджетное регулирование. При помощи бюджетного регулирования осуществляется в широком масштабе межтерриториальное распределение средств, наделение необходимыми источниками доходов региональных и местных бюджетов, которые являются финансовой базой территориальных органов власти, и тем самым укрепляет их связь со всей экономикой страны. Велика роль бюджета в непроизводственной сфере, где он является главным источником финансирования. Именно через государственный бюджет приходит финансирование социально-культурных мероприятий, управления и обороны. Средства, мобилизуемые через государственный бюджет, имеют первостепенное значение для формирования и распределения общественных фондов потребления (свыше 86 % от общей суммы общественных фондов потребления). Как известно, основной формой распределения фонда потребления национального дохода является распределение по труду. Одновременно с фондом оплаты труда существуют общественные фонды потребления, которые предназначаются для совместного удовлетворения потребностей и содержания нетрудоспособных членов общества, то есть потребления в сфере народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного хозяйства и др.
Бюджет составляется на основе народнохозяйственного плана. Все статьи бюджета определяются показателями народнохозяйственного плана, а все расходы производятся в строгом соответствии с планом. В свою очередь, бюджетное планирование оказывает активное воздействие на народнохозяйственное планирование.
4.
И наконец, бюджеты выполняет
контрольную функцию, которая
предполагает возможность и
Информация о работе Роль бюджета государства в Российской Федерации