Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:50, курсовая работа
Целью работы является определение роли бюджета государства в Российской Федерации.
Введение……………………………………………………………………..…….3
1. Экономическая сущность и функции бюджета государства……………6
1.1. Экономическая сущность бюджета государства………………………..6
1.2. Функции бюджета государства…………………………………………..12
2. Роль бюджета государства в национальной экономике………………..17
2.1. Значение бюджета государства в обеспечении экономических, политических и социальных направлений развития общества……………..17
2.2. Анализ изменения доходов бюджета Российской Федерации………..21
2.3. Анализ изменения расходов бюджета Российской Федерации……….23
2.4. Анализ изменения дефицита бюджета Российской Федерации……….26
3. Совершенствование бюджетных отношений в Российской Федерации.......................................................................................................31
3.1. Способы совершенствования бюджетных отношений………………..31
3.2. Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса…..34
Заключение………………………………………………………………………37
Список используемой литературы……………………………………………39
Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики и социальных процессов в стране.
В унитарных государствах бюджетные системы являются двухуровневыми. При этом в федеративных государствах местные бюджеты не должны включаться в бюджеты членов Федерации, а в унитарных — соответственно в государственный бюджет.
Бюджетная система РФ по своей структуре состоит из 3 уровней (Рис.2).
Рисунок 2. Структура бюджетной системы Российской Федерации [16, стр. 173]
Наряду с самостоятельными бюджетами каждого уровня управления в целях получения обобщенных данных составляются консолидированные бюджеты. Бюджет субъекта Федерации вместе со сводом бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, образует консолидированный бюджет субъекта Федерации. Федеральный бюджет вместе со сводом бюджетов субъектов федерации образует консолидированный бюджет РФ. Если к нему присоединить внебюджетные социальные фонды, то получится консолидированный бюджет органов государственного управления в целом.
Федеральный бюджет входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов, но и необходимость осуществления избранной экономической политики.
Средства
федерального бюджета являются главным
источником финансирования структурной
перестройки экономики, конверсии предприятий
военно-промышленного комплекса, развития
перспективных направлений в сфере производства,
пионерного освоения новых территориально-
Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.
Федеральный бюджет представляет собой централизованный федеральный денежный фонд органов государственной власти РФ. Он оказывает регулирующее воздействие на все звенья финансовой системы общества: государственные финансы, финансы предприятий и финансы граждан, а также кредитную сферу.
Федеральный бюджет, бюджеты государственных внебюджетных фондов, бюджеты субъектов Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов или законов субъектов Федерации. Местные бюджеты утверждаются нормативными актами представительных органов местного самоуправления.
Федеральному бюджету и бюджетам других уровней управления принадлежит центральная роль в системе государственных финансов. В то же время существенную роль в государственных финансах выполняют различные государственные фонды на федеральном или местном уровнях, аккумулирующие денежные ресурсы, имеющие целевое назначение. Как правило, такие фонды создаются для решения крупных проблем, требующих специального внимания со стороны органов государственной власти. Источниками средств для таких фондов являются целевые налоги и сборы, перечисления из бюджета, капитализация доходов и займы. Наиболее значимыми являются социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Внебюджетные фонды являются автономными организациями, управляющими поступающими в них средствами.
Важное
место в федеральной бюджетной
системе занимают целевые бюджетные
фонды, представляющие собой фонд денежных
средств, образуемый в соответствии
с действующим
Годовой финансовый бюджет и внебюджетные фонды в России составляются и утверждаются на 1 финансовый год, соответствующий календарному году. При этом финансовые операции относятся к тому периоду времени, когда они действительно имели место, а не к бюджетному периоду, для которого они были утверждены. В этом случае общие суммы доходов и расходов по бюджетным обязательствам будут отражать фактическое состояние бюджета. [1]
Особое место в условиях реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь принадлежит государственным внебюджетным фондам РФ как специфической экономической форме образования и расходования фонда денежных средств, образуемой вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Государственные внебюджетные фонды находятся в федеральной собственности, их средства не входят в состав бюджетов всех уровней и изъятию не подлежат.
Доходы указанных фондов формируются за счет обязательных платежей, установленных законодательством РФ (единого социального налога); добровольных взносов юридических и физических лиц, а также других доходов, утвержденных законодательством. Расходование денежных средств осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством, на основании бюджетов соответствующих фондов, утверждаемых федеральными законами и законами субъектов РФ. Исполнение бюджетов этих фондов возложено на органы федерального казначейства.
Бюджетный механизм служит важным инструментом долгосрочной структурной политики. Он используется для более быстрого развития наукоемких производств, научно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъема отстающих в экономическом отношении регионов.
Возросшая
регулирующая роль бюджета дала основание
рассматривать его в качестве
плана финансового хозяйства, который
служит средством достижения экономической
стабильности и выполняет функции встроенного
стабилизатора.
Основным источником доходов федерального бюджета являются налоговые поступления (более 80%), при этом более 40% налоговых доходов составляет налог на добавленную стоимость. [6]
Другим важным источником формирования доходов бюджета являются акцизы (15-18%) и таможенные сборы (около 20%). Поэтому ведущую роль в исполнении доходной части бюджета играет собираемость налогов и сборов.
Изменение поступления доходов в федеральный бюджет с 2006 по 2010 год представлено в таблице 1. [13, 14, 15]
Таблица 1. Доходы федерального бюджета РФ 2006-2010 гг.
2006, млрд.руб. | 2007, млрд.руб. | 2008, млрд.руб. | 2009, млрд.руб. | 2010, млрд.руб. | |
ДОХОДЫ | 5046,1 | 6965,3 | 6644,4 | 7465,4 | 8090,0 |
% к ВВП | 20,70 | 22,31 | 18,98 | 18,81 | 18,06 |
Динамика изменения доходов федерального бюджета с 2006 по 2010 гг. показана на рисунке 3.
Рисунок 3. Динамика изменения доходов федерального бюджета 2006-2010 гг.
Из рисунка видно, что на протяжении 5 лет доходы растут, за исключение 2008 года по отношению к 2007.
Анализ бюджета отдельного субъекта Российской Федерации представлен на примере Волгоградской области. С 2006 по 2009 годы доходы бюджета росли. На 2010 год доходы составляют 48,8 млрд. руб., а значит, уменьшились на 8,8 млрд. руб. по сравнению с 2009 годом. Это отображено на рисунке 4. [5]
Рисунок 4. Динамика изменения доходов бюджета Волгоградской области
Таким образом, можно сделать вывод, что динамика федерального бюджета и динамика бюджета отдельных регионов в целом аналогична, но возможны небольшие отклонения. В данном случае доходы бюджета Волгоградской области на 2010 год уменьшились по отношению к 2009 году, а доходы федерального бюджета увеличились за тот же промежуток времени.
В общем объеме поступлений по доходам консолидированного бюджета Российской Федерации большая доля приходится на налоговые доходы. При этом необходимо отметить существенные различия в структуре налоговых доходов бюджетов разных уровней бюджетной системы. Так, в федеральном бюджете большая часть доходов формируется за счет налога на добавленную стоимость, в бюджетах субъектов Федерации – за счет налога на доходы физических лиц.
Анализируя отношение доходов к ВВП, видно обратную тенденцию. Это наглядно представлено на рисунке 5. [13, 14, 15]
Рисунок 5. Процентное соотношение доходов федерального бюджета и ВВП 2006-2010 гг.
Расходная часть консолидированного бюджета на 2/3 состоит из непроизводительных расходов:
1. Расходы на правоохранительную деятельность
2. На управление
3. На оборону.
4.
На обслуживание
5.
На социально-культурные
Динамика
расходов федерального бюджета представлена
в таблице 2. [13, 14, 15]
Таблица 2. Расходы федерального бюджета 2006-2010 гг.
2006, млрд.руб. | 2007, млрд.руб. | 2008, млрд.руб. | 2009, млрд.руб. | 2010, млрд.руб. | |
РАСХОДЫ | 4270,1 | 5463,5 | 6570,3 | 7451,2 | 8090,0 |
% к ВВП | 17,51 | 17,50 | 18,77 | 18,77 | 18,06 |
Наглядно изменение расходов федерального бюджета за 2006-2010 гг. отображено на рисунке 6.
Рисунок 6. Динамика изменения расходов федерального бюджета 2006-2010 гг.
Таким образом, становиться ясно, что вместе с доходами федерального бюджета растут и его расходы.
Изменение с течением времени расходов бюджета отдельного субъекта Российской Федерации изображено на рисунке 7. [5]
Рисунок 7. Динамика изменения расходов бюджета Волгоградской области
Сравнивая диаграммы изменения расходов федерального бюджета и бюджета Волгограской области, можно сделать вывод, что расходы бюджета отдельного субъекта российской федерации может отметить одинаковую тенденцию к росту расходов бюджетов разного уровня.
Отношение расходов федерального бюджета к размеру ВВП представлено на рисунке 8. [13, 14, 15]
Рисунок 8. Процентное соотношение расходов федерального бюджета и ВВП
Подводя
итоги динамики изменений расходов
бюджетов различных уровней, можно сделать
вывод, что в целом в области расходов
бюджета до сих пор имеются существенные
недостатки: низкая эффективность использования
бюджетных средств, широко распространена
практика нецелевого расходования средств,
непропорционально финансирование отдельных
направлений расходов в условиях невыполнения
плана по доходам [7, С. 495].
Информация о работе Роль бюджета государства в Российской Федерации