Реорганизация коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ — крупные негосударственные кредитные учреждения, осуществляющие универсальные банковские операции для предприятий, организаций, граждан (расчетные, платежные операции, привлечение вкладов, предоставление ссуд, а также операции на рынке ценных бумаг и посреднические операции). Денежные средства для проведения операций такие банки формируют главным образом за счет сбережений, привлеченных в виде вкладов, межбанковских кредитов, выпуска собственных акций и облигаций.

Работа содержит 1 файл

Курсовик по ОКБ.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

  Принятие  арбитражным судом решения о  признании кредитной организации  банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства. Конкурсное производство вводится сроком на один год. Объявление о решении арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства должен опубликовать конкурсный управляющий в периодическом печатном издании по месту нахождения кредитной организации. Конкурсным управляющим при банкротстве кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, в силу закона является Агентство по страхованию вкладов физических лиц. При банкротстве кредитных организаций, не имевших такой лицензии, конкурсным управляющим утверждаются арбитражные управляющие, аккредитованные при Банке России в качестве конкурсных управляющих.

 В целях  обеспечения равного доступа  кредиторов к информации о ходе конкурсного производства конкурсный управляющий не позднее 70 дней со дня признания кредитной организации банкротом опубликовывает сведения о финансовом состоянии кредитной организации и ее имуществе надень открытия конкурсного производства; баланс кредитной организации на последнюю отчетную дату со счетом прибылей и убытков; сведения о наличии свободных денежных средств, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, включая предварительные выплаты кредиторам первой очереди; смету текущих расходов кредитной организации.

 Со  дня принятия арбитражным судом  решения о признании кредитной  организации банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя кредитной организации, иных ее органов управления, они переходят к конкурсному управляющему. Конкурсный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно, с учетом нрав и законных интересов кредиторов, кредитной организации, общества и государства. Конкурсный управляющий принимает в ведение имущество кредитной организации, проводит инвентаризацию и принимает меры по обеспечению его сохранности; привлекает независимого оценщика для оценки имущества кредитной организации и анализирует ее финансовое состояние; уведомляет работников кредитной организации о предстоящем увольнении (не позднее 1 месяца со дня введения конкурсного производства); предъявляет к третьим лицам, имеющим задолженность перед кредитной организацией, требования о ее взыскании и принимает меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества, находящегося у третьих лиц. Конкурсный управляющий устанавливает требования кредиторов и ведет их реестр. Он определяет срок предъявления требований кредиторов, по истечении которого реестр требований кредиторов считается закрытым. Этот срок не может быть менее 60 дней со дня опубликования сообщения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства.

 Конкурсный  управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, а также информацию о финансовом состоянии кредитной организации и ее имуществе на день открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства и иную информацию не реже одного раза в месяц. По требованию арбитражного суда он представляет в арбитражный суд все сведения, касающиеся конкурсного производства, в том числе отчет о своей деятельности. Отчет конкурсного управляющего после его представления и рассмотрения собранием кредиторов или комитетом кредиторов направляется в Банк России.

 Все имущество кредитной организации, имеющееся на день открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу, из него исключается имущество, составляющее ипотечное покрытие. В составе имущества кредитной организации отдельно учитывается и подлежит обязательной оценке имущество, являющееся предметом залога.

 Исполнение  обязательств перед кредиторами  кредитной организации в ходе конкурсного производства осуществляется в очередности, установленной Федеральным законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». В первую очередь удовлетворяются:

  • требования физических лиц, перед которыми кредитная организация несет 
    ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью;
  • требования физических лиц, являющихся кредиторами кредитной организации по заключенным с ними договорам банковского вклада и/или договорам банковского счета (за исключением лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица);
  • требования Агентства по страхованию вкладов физических лиц по договорам банковского вклада и договорам банковского счета, перешедшие к нему в соответствии с Федеральным законом РФ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»;

    • требования Банка России, перешедшие к нему в соответствии с федеральным законом в результате осуществления выплат Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации.

 Удовлетворение  требований кредиторов первой очереди  осуществляется в два этапа: в порядке предварительных выплат и в порядке окончательных выплат. При этом в порядке предварительных выплат удовлетворяются требования кредиторов первой очереди кредитных организаций, не являющихся участниками системы обязательного страхования вкладов. Эти требования должны быть предъявлены в срок не более двух месяцев со дня первого опубликования сообщения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства. Предварительные выплаты кредиторам первой очереди осуществляются в течение трех месяцев после опубликования объявления о порядке и об условиях их проведения. На осуществление предварительных выплат кредиторам первой очереди направляется 70% денежных средств, находящихся на счетах кредитной организации на день истечения срока предъявления требований кредиторов первой очереди. При недостаточности денежных средств для удовлетворения в порядке предварительных выплат требований кредиторов первой очереди в полном объеме эти денежные средства распределяются пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.

 В порядке  окончательных выплат удовлетворяются  требования кредиторов первой очереди, оставшиеся неудовлетворенными в порядке предварительных выплат. Сумма их требований уменьшается на сумму, выплаченную в порядке предварительных выплат, а также на сумму произведенных Агентством страховых выплат и выплат Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов.

 Требования  кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом  имущества кредитной организации, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди. Требования кредиторов по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) удовлетворяются после удовлетворения требований всех иных кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.

 После составления и закрытия реестра  требований кредиторов конкурсный управляющий в срок не позднее шести месяцев со дня открытия конкурсного производства составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой кредитной организации, перечень предъявленных кредиторами требований, а также сведения об осуществленных предварительных выплатах кредиторам первой очереди. По завершении расчетов с кредиторами составляется ликвидационный баланс. Промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс согласовываются с Банком России.

 После согласования с Банком России ликвидационного  баланса и прекращения производства по делу о банкротстве конкурсный управляющий представляет

в арбитражный  суд отчет о результатах проведения конкурсного производства, к которому прилагаются:

  • ликвидационный баланс;
  • документы, подтверждающие реализацию имущества кредитной организации и основания для списания имущества;
  • реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований 
    кредиторов.

 По  итогам рассмотрения отчета конкурсного  управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. На основании представленного конкурсным управляющим определения арбитражного суда Банк России вносит в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о ликвидации кредитной организации. Ликвидация считается завершенной, а кредитная организация — прекратившей свое существование. 
 
 
 
 

 3. Анализ деятельности ЦБ по ликвидации и реорганизации КБ

Вывод проблемных и нарушающих федеральные законы кредитных организаций  с рынка банковских услуг   

 В  период с 1 января 2006 года до 1 января 2008 года лицензии отозваны у  109 банков, в том числе у 95 кредитных организаций - за нарушения Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ).   

 Основания,  по которым в 2006 – 2007 годах отзывались лицензии на осуществление банковских операций у кредитных организаций, представлены в следующей таблице.

Таблица 1

Основания отзыва лицензии Год отзыва лицензии
2006 2007
Недостоверная отчетность (п. 3 ч. 1 ст.20 ФЗ "О банках и банковской деятельности") 3 2
Задержка  представления отчетности (п. 4 ч. 1 ст. 20 ФЗ "О банках и банковской деятельности") 1 1
Осуществление операций, не предусмотренных лицензией (п. 5 ч. 1 ст. 20 ФЗ "О банках и банковской деятельности") 1 0
Нарушение банковского законодательства (п. 6 ч. 1 ст. 20 ФЗ "О банках и банковской деятельности") 51 29
Нарушение требований ст. 6 и 7 Федерального закона № 115-ФЗ (п. 6 ч. 1 ст. 20 ФЗ "О банках и банковской деятельности") 51 44
Достаточность капитала ниже 2% (п. 1 ч. 2 ст. 20 ФЗ "О  банках и банковской деятельности") 1 0
Размер  собственных средств ниже min значения уставного капитала (п. 2 ч. 2 ст.20 ФЗ "О  банках и банковской деятельности") 1 0
Неисполнение  в срок требований Банка России о  приведении в соответствие величины уставного капитала и размера  собственных средств (капитала) (п. 3 ч. 2 ст. 20 ФЗ "О банках и банковской деятельности") 0 1
Неисполнение  требований кредиторов (п. 4 ч. 2 ст. 20 ФЗ "О банках и банковской деятельности") 2 2
 
 

    В большинстве  случаев нарушение Федерального  закона № 115-ФЗ в указанном периоде являлось либо самостоятельным основанием для отзыва лицензии, либо имело место в совокупности с нарушением других федеральных законов и нормативных актов Банка России (пункт 6 части первой статьи 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности").   

 Нарушение  требований Федерального закона № 115-ФЗ сочеталось в ряде банков и с недостаточностью имущества для удовлетворения требований кредиторов. По состоянию на 1 января 2008 года 36 кредитных организаций, основанием для отзыва лицензии у которых явилось нарушение данного закона, признаны арбитражными судами банкротами.   

 Приказы  Банка России об отзыве у  кредитных организаций лицензий  на осуществление банковских  операций являются предметом  судебного контроля.   

 В  период с 2004 года по декабрь  2007 года в арбитражных судах были оспорены 33 приказа Банка России об отзыве лицензии. Действия Банка России, связанные с отзывом лицензий у кредитных организаций, признаны законными, а соответствующие приказы обоснованными.

Временные администрации по управлению кредитной  организацией, назначаемые после отзыва лицензии   

 Согласно  статье 17 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" не позднее дня, следующего за днем отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, Банком России назначается временная администрация по управлению указанной кредитной организацией, состоящая из служащих Банка России. Кроме того, в деятельности временной администрации могут принимать участие служащие Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее – Агентство).   

 Основными  задачами временных администраций,  назначаемых после отзыва лицензий, являются:   

- проведение  обследования кредитной организации;    

- принятие  мер по обеспечению сохранности  имущества и документации кредитной  организации;   

- установление  кредиторов кредитной организации  и размеров их требований по  денежным обязательствам;   

- принятие  мер по взысканию задолженности перед кредитной организацией.   

Информация о работе Реорганизация коммерческих банков