Реорганизация коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ — крупные негосударственные кредитные учреждения, осуществляющие универсальные банковские операции для предприятий, организаций, граждан (расчетные, платежные операции, привлечение вкладов, предоставление ссуд, а также операции на рынке ценных бумаг и посреднические операции). Денежные средства для проведения операций такие банки формируют главным образом за счет сбережений, привлеченных в виде вкладов, межбанковских кредитов, выпуска собственных акций и облигаций.

Работа содержит 1 файл

Курсовик по ОКБ.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

   Разделение  и выделение как формы реорганизации  банков в российской практике не встречаются и интереса для банков пока не представляют (за исключением организации так называемых бридж-банков, когда из гибнущего банка всевозможными "серыми" путями выводят хорошие активы, уводят солидных клиентов и на этой базе учреждают новый банк). Тем не менее, основные процедуры реорганизации банков в указанных формах (необходимые документы, порядок их рассмотрения и т.д.) зафиксированы в Инструкции ЦБ № 109-И. Правда, эти процедуры не рассчитаны на организацию бридж-банков.

   Определенный  интерес для банков представляет последняя из "законных" форм реорганизации — преобразование, но лишь когда возникает необходимость или просто желание изменить организационно-правовую форму с акционерной на паевую или наоборот.

   Преобразование  банка из формы ОАО в форму  ЗАО или, наоборот, по закону реорганизацией не считается.

   Преобразование  НКО в банк в соответствии с  документами Банка России рассматривается как учреждение нового банка.

   Как показывают исследования, кроме "узаконенных" форм реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование) реальная хозяйственная практика знает и другие формы реорганизации, используемые, в том числе в банковской сфере. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2. ОТЗЫВ ЛИЦЕНЗИИ И ЛИКВИДАЦИЯ БАНКА 

   2.1 Добровольная ликвидация банка.

Банк  может быть ликвидирован добровольно (на основании решения его учредителей) либо принудительно (по инициативе Банка России).

 Добровольная  ликвидация производится на основании решения учредителей о ликвидации банка. Оно может иметь место, когда учредители отказываются продолжать банковский бизнес, а также при отзыве лицензии, но основаниям, не связанным с ее неудовлетворительным финансовым положением и неисполнением обязательств перед кредиторами и вкладчиками. Согласно Федеральному закону РФ «О банках и банковской деятельности» такими основаниями могут быть:

  • установление недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;
  • задержка начала осуществления банковских операций, предусмотренных 
    лицензией, более чем на год со дня ее выдачи;
  • установление фактов недостоверности отчетных данных;
  • задержка более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности;
  • осуществление, в том числе однократное, банковских операций, не предусмотренных лицензией Банка России;
  • неисполнение требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение года к кредитной организации неоднократно применялись меры воздействия, предусмотренные законом;
  • неоднократное в течение года виновное неисполнение содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (вкладов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счете (во вкладе) указанных лиц;
  • неоднократное непредставление в установленный срок кредитной организацией в Банк России обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.

 Ликвидация  банка происходит по единогласному  решению его участников, если он был создан в форме общества с ограниченной ответственностью, или на основании решения общего собрания акционеров, если банк является акционерным обществом.

 При добровольной ликвидации банка участники  назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), согласовывают ее состав с территориальным учреждением ЦБ РФ, а также устанавливают порядок и сроки ликвидации банка.

 В состав ликвидационной комиссии должны входить участники кредитной организации, в ее состав могут быть также включены кредиторы банка, должностные лица исполнительного органа банка и другие лица. Работники ЦБ РФ не могут являться членами ликвидационной комиссии банка (за исключением случаев, когда Банк России является кредитором ликвидируемой кредитной организации).

 Если  участники банка в месячный срок после отзыва лицензии не примут решения о добровольной ликвидации банка, то Банк России на основании ст. 28 Федерального закона РФ «О банках и банковской деятельности» обязан обратиться в арбитражный суд с иском о ликвидации данного банка независимо от его финансового состояния, т. е. осуществить принудительную ликвидацию данной кредитной организации. 

2.2 Принудительная ликвидация банка.

   Принудительная ликвидация банка может проводиться как при отсутствии у него признаков несостоятельности (банкротства), так и при наличии таких признаков, установленных Федеральным законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

 Если  к моменту отзыва лицензии у банка  отсутствуют признаки несостоятельности {банкротства), то Банк России в течение 30 дней с даты публикации в «Вестнике Банка России» сообщения об отзыве лицензии обязан обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации данного банка и предоставить суду кандидатуру ликвидатора. Арбитражный суд принимает решение о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора, если не будет доказано наличие у нее признаков банкротства на момент отзыва лицензии.

 В соответствии с действующим законодательством  Банк России обязан отозвать лицензию на осуществление банковских операций, несмотря на отсутствие у банка признаков банкротства, в следующих случаях:

  • если достаточность капитала банка становится ниже 2%.
  • если по истечении первых двух лет со дня выдачи лицензии на осуществление банковских операций размер собственно капитала банка ниже минимального значения уставного капитала, установленного Банком России на дату его государственной регистрации;
  • если банк не исполняет требования Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств.

 С момента  вынесения арбитражным судом  решения о ликвидации банка органы его управления, включая ликвидационную комиссию, избранную решением собрания учредителей (участников), отстраняются от выполнения функций по управлению делами, в том числе по распоряжению его имуществом. В трехдневный срок они должны передать ликвидатору бухгалтерскую и иную документацию, материальные ценности, печати и штампы банка. Сведения о финансовом состоянии банка перестают быть конфиденциальными, снимаются ранее наложенные аресты и иные ограничения по распоряжению его имуществом, запрещается наложение новых арестов на имущество и ограничений по распоряжению им. Все требования к банку могут быть предъявлены и подлежат удовлетворению только в процессе его ликвидации.

 Ликвидатор  направляет для опубликования объявление о ликвидации кредитной организации в «Вестник Банка России» не позднее 5 рабочих дней со дня своего назначения. В объявлении указывается почтовый адрес, по которому кредиторы могут предъявлять свои требования к кредитной организации. Ликвидатор рассматривает заявленные требования кредиторов VI уведомляет их о результатах рассмотрения в срок, не превышающий месяца со дня получения требования. Требования кредиторов учитываются ликвидатором при составлении промежуточного ликвидационного баланса.

 Ликвидатор  составляет промежуточный и окончательный  ликвидационные балансы. Промежуточный ликвидационный баланс составляется ликвидатором после окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторов. Он содержит сведения о составе имущества ликвидируемого банка, перечень предъявленных требований, а также результаты их рассмотрения. Не позднее 60 дней со дня окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторов, ликвидатор обязан провести первое собрание кредиторов, на котором должен быть рассмотрен промежуточный ликвидационный баланс. После рассмотрения собранием кредиторов промежуточный баланс согласовывается с Банком России и начиная со дня его согласования происходит удовлетворение требований кредиторов. Если имеющихся у кредитной организации денежных средств недостаточно для удовлетворения всех требований кредиторов, ликвидатор осуществляет реализацию имущества кредитной организации с публичных торгов. Реализацию  имущества кредитной организации с публичных торгов Ликвидатор представляет в Банк России также ликвидационный баланс, который составляется по окончании ликвидации. Отчет о результатах ликвидации с приложением ликвидационного баланса заслушивается и утверждается на собрании кредиторов. Срок ликвидации банка не может превышать 12 месяцев со дня принятия арбитражным судом решения о его ликвидации, но по обоснованному ходатайству ликвидатора он может быть продлен. Ликвидация завершается вынесением арбитражным судом определения о завершении ликвидации.

 Если  в ходе проведения ликвидационных процедур выявится, что стоимость имущества ликвидируемого банка недостаточна для удовлетворения всех требований его кредиторов, ликвидатор обязан направить в арбитражный суд заявление о признании банка банкротом. С таким же заявлением в арбитражный суд должен обратиться и Банк России в случае, если к моменту отзыва лицензии у банка имеются признаки несостоятельности (банкротства) или наличие этих признаков установлено временной администрацией, назначенной после отзыва лицензии.

 При наличии у кредитной  организации признаков  банкротства ее ликвидация производится в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

 Под несостоятельностью {банкротством) кредитной организации  понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствами и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. При этом кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если:

  • соответствующие обязанности не исполнены ею в течение одного месяца с момента наступления даты их исполнения;
  • и/или после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств перед ее кредиторами.

 Помимо  Банка России правом на обращение  в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации  банкротом обладают:

  • кредитная организация-должник;
  • кредитор кредитной организации, включая граждан, имеющих право требования к кредитной организации по договору банковского вклада и договору банковского счета;
  • прокурор;
  • налоговый или иной уполномоченный орган по уплате обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды.

Если  банк не способен удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение 14 дней с наступления даты их удовлетворения и/или исполнения и указанные требования в совокупности составляют не менее 1000-кратного размера МРОТ, Банк России обязан отозвать у него лицензию на осуществление банковских операций в течение 15 дней со дня получения достоверной информации о возникновении таких оснований.

 Дело  о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом на основании заявления перечисленных выше лиц только после отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций, если подтвердится наличие установленных законом признаков банкротства. При рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве банка применяются только процедуры наблюдения и конкурсного производства. Внешнее управление и мировое соглашение в отношении кредитных организаций не используются.

 При введении процедуры наблюдения к банку применяются меры финансового оздоровления, к которым относятся:

  • оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;
  • изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации;
  • изменение организационной структуры кредитной организации;
  • приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала).

Информация о работе Реорганизация коммерческих банков