Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 11:30, курсовая работа
КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ — крупные негосударственные кредитные учреждения, осуществляющие универсальные банковские операции для предприятий, организаций, граждан (расчетные, платежные операции, привлечение вкладов, предоставление ссуд, а также операции на рынке ценных бумаг и посреднические операции). Денежные средства для проведения операций такие банки формируют главным образом за счет сбережений, привлеченных в виде вкладов, межбанковских кредитов, выпуска собственных акций и облигаций.
Введение
Данная тема актуальна, так как сейчас в условиях кризиса многие банки теряют свою лицензию. Цель данной работы состоит в том, чтобы определить какое количество банков в данное время ликвидируется и по каким причинам, и почему проходят реорганизацию.
КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ — крупные негосударственные кредитные учреждения, осуществляющие универсальные банковские операции для предприятий, организаций, граждан (расчетные, платежные операции, привлечение вкладов, предоставление ссуд, а также операции на рынке ценных бумаг и посреднические операции). Денежные средства для проведения операций такие банки формируют главным образом за счет сбережений, привлеченных в виде вкладов, межбанковских кредитов, выпуска собственных акций и облигаций.
Коммерческие банки - основное звено двухуровневой банковской системы.
Сегодня к группе коммерческих банков в разных странах относится целый ряд институтов с различной структурой и разным отношением к собственности. Главным их отличием от центральных банков является отсутствие права эмиссии банкнот. Среди коммерческих банков различаются два типа - универсальные и специализированные банки.
Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы, не только мобилизуют имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и формируют достаточно эффективные стимулы к накоплению средств. Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков. Во всех странах с рыночной экономикой коммерческие банки занимают ведущее место в платежном механизме экономики. Особым блоком банковской системы служит банковское законодательство, которое призвано регулировать банковскую деятельность. В настоящее время в России действуют два закона, прямо относящиеся к работе банков. Это Федеральные законы "О Центральном банке РФ" (1995) и "О банках и банковской деятельности" (1996). Международная практика показывает, что законы о банковских институтах должны быть дополнены законами о специальных банках, о банковских холдингах, объединениях и консорциумах, кредитной кооперации и других институтах мелкого кредита. Помимо этого, в систему банковского законодательства обычно также входят законы, регулирующие различные аспекты банковской деятельности, в т.ч. кредитное дело, систему электронных платежей, банковскую тайну, банкротство банков и др. В системе банковского законодательства выделяются одновременно законы всеобщего действия (Гражданский кодекс РФ, Закон "О рекламе"), а также законы, обеспечивающие регулирование параллельно действующих институтов и затрагивающие банковскую деятельность.
Основными функциями коммерческих банков являются:
1. привлечение временно свободных денежных средств;
2. предоставление ссуд;
3. осуществление денежных расчетов н платежей в хозяйстве;
4. выпуск кредитных средств обращения;
5. консультирование
и предоставление
Особенность
посреднической функции коммерческих
банков состоит в том, что главным
критерием перераспределения
Перечень нормативно-правовых актов
Ликвидация
Гражданский кодекс Российской Федерации
Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”
Банкротство
1. Федеральный закон от 26.10.2002г. № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”
2. Постановление Правительства РФ от 25.06.2003г. № 367 “Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа”
3. Постановление Правительства РФ от 06.02.2004г. №56 “Об общих правилах подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов”
4. Постановление Правительства РФ от 19.09.2003г. №586 “О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации”
5 .Постановление Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.04.2003г. №4 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”
6. Приказ
Министерства юстиции РФ от 14.08.2003г. №195
“Об утверждении типовых форм отчетов
(заключений) арбитражного управляющего”
Исполнительное производство
1. Федеральный закон от 21.07.1997г. № 119-ФЗ “Об исполнительном производстве”
2. Федеральный закон от 21.07.1997г. № 118-ФЗ “О судебных приставах”
3. Постановление Правительства РФ от 12.08.1998г. № 934 “Об утверждении Порядка наложения ареста на ценные бумаги”
4. Постановление
Правительства РФ от 07.07.1998г. № 723 “Об утверждении
Положения о порядке и условиях хранения
арестованного и изъятого имущества”
1.1. Сущность реорганизации коммерческих банков
Общее
понятие реорганизации
В Законе о ЦБ РФ термин "реорганизация" употреблен только в "карательной" 74-й статье, где, в частности, сказано, что в случае невыполнения в установленный срок предписаний об устранении серьезных нарушений, выявленных в деятельности банка, а также если эти нарушения или проводимые банком операции создали реальную угрозу интересам кредиторов и вкладчиков, Банк России вправе наряду с иными мерами воздействия потребовать от банка, чтобы в нем: а) начали финансовое оздоровление; б) заменили руководителей; в) провели реорганизацию.
Что означает последнее, конкретно не объяснено, но ясно, что при этом под "реорганизацией" и "финансовым оздоровлением" понимаются разные процессы.
В Законе № 40-ФЗ от 25.02.1999 г. "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (далее также — Закон № 40-ФЗ) установлены, в частности, порядок и условия проведения мер, имеющих целью предупреждение банкротства банков. К таким мерам здесь (ст. 3) отнесены: 1) финансовое оздоровление банка; 2) назначение в банк временной администрации; 3) реорганизация банка.
При этом в Законе (ст. 32) признаются лишь две формы реорганизации — слияние или присоединение.
Банк, его участники и Банк России обязываются прибегать к названным мерам в случаях, указанных в ст. 4 Закона, когда банк:
Банки, для которых реализация таких мер стала необходимостью, по классификации ЦБ относятся к категории проблемных, т.е. в лучшем случае к 3-й группе — "испытывающих серьезные финансовые трудности", в худшем — к 4-й группе, где числятся банки, "находящиеся в критическом финансовом положении" (Указание Банка России № 766-У от 31.03.2000 г. "О критериях определения финансового состояния кредитных организаций").
Таким образом, во-первых, реорганизация банков трактуется неоднозначно: в одних случаях — как инструмент наказания, в других — как мера, призванная помочь им решить свои проблемы. Во-вторых, в разных законах называются разные перечни форм реорганизации. В-третьих, условия (основания) реорганизации банков в разных законах различны. В-четвертых, хотя реорганизация формально рассматривается как некий самостоятельный процесс, на самом деле она фигурирует в законах как одна из мер финансового оздоровления более или менее неблагополучных банков. При этом в данной характеристике реорганизации присутствуют мотивы как предупреждения финансовой несостоятельности (или предупреждения ее углубления), так и восстановления платежеспособности банков. В-пятых, в официальных документах реорганизация однозначно понимается как то, что необходимо только проблемным банкам.
Следовательно, в нормативных документах сложилась непродуктивная традиция ограниченного и потому недостаточного для реальной банковской практики понимания предназначения и существа реорганизационных процессов. Разумеется, "больные" банки в целях выправления ситуации могут попытаться применить указанные формы реорганизации, но при этом всегда остается вопрос, могут ли такие меры дать позитивный эффект. Однако отсюда не следует, будто формы реорганизации могут быть интересны только проблемным банкам (как, например, "больной" будет присоединяться к здоровому банку, если последний не видит в том смысла). Как не следует и то, будто процессы реорганизации ограничиваются слиянием, присоединением и т.п. формами. Реорганизационные мероприятия необходимы и любому нормально функционирующему банку, но не в качестве "спасательных" мер, а как элемент стратегии его стабильного развития. Соответственно направлений и форм реорганизации в банковском деле гораздо больше, нежели приводится в законах и нормативных актах Банка России.
Более того, слияния и прочие "законные" формы — явление достаточно редкое, между тем как с другими формами реорганизации банкам приходится сталкиваться регулярно. Именно эти формы наиболее важны для их повседневной деятельности. А поскольку проблематика не "закрыта" ни законами, ни инструкциями, ни методическими рекомендациями Центробанка, постольку банкам приходится решать соответствующие вопросы исходя лишь из собственного понимания дела и собственного опыта, которые далеко не всегда бывают эффективными.
Типичными реорганизационными проблемами, которые постоянно должны решать банки (в том числе финансово устойчивые, а подчас только они, так как соответствующая работа часто требует наличия свободных ресурсов), являются: