Реорганизация коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ — крупные негосударственные кредитные учреждения, осуществляющие универсальные банковские операции для предприятий, организаций, граждан (расчетные, платежные операции, привлечение вкладов, предоставление ссуд, а также операции на рынке ценных бумаг и посреднические операции). Денежные средства для проведения операций такие банки формируют главным образом за счет сбережений, привлеченных в виде вкладов, межбанковских кредитов, выпуска собственных акций и облигаций.

Работа содержит 1 файл

Курсовик по ОКБ.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

   На  фоне перечисленных и подобных им задач, которые заслуживают самостоятельного и углубленного рассмотрения, проблемы "законных" форм реорганизации выглядят хотя и существенным (для отдельных банков), но все же эпизодом (табл. 12.1). Это не значит, что проблема не представляет практического интереса. В экономике остаются банки, нуждающиеся в финансовом оздоровлении. В той мере, в какой такое оздоровление связано с процедурами реорганизации, оно будет рассмотрено в данной главе (проблематика собственно финансового оздоровления банков излагается главным образом в следующей главе книги).

    Динамика  записей в Книгу государственной  регистрации КО в связи с реорганизацией, на начало соответствующего года 

Внесено записей 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
В связи с реорганизацией, всего 357 364 367 381 391 399
Из  них в связи с реорганизацией:            
- в форме слияния 0 0 0 0 2 2
- в форме присоединения 357 364 367 381 389 397
В том числе:            
- путем преобразования в филиалы  присоединяющих банков 323 326 329 337 341 344
- присоединения к другим банкам без преобразования в филиалы 34 38 38 44 48 53
 

    Критерии  необходимости и требование о реорганизации банка.

    Критерии  необходимости реорганизации

В Законе "О несостоятельности ... кредитных организаций" данный вопрос решается неоднозначно. Первое решение было представлено выше (ст. 3 и 4 Закона). Между тем в ст. 32 Закона имеется второе решение, согласно которому Банк России вправе требовать реорганизации банка (напомним, по Закону — в форме слияния либо присоединения) в случаях, установленных в подпунктах 1-3 п. 1 ст. 17 "Основания назначения временной администрации". Получается, что требование о реорганизации может быть предъявлено по тем же основаниям, по которым в банк, сохраняющий лицензию, придет временная администрация. Основания эти следующие (относящиеся к реорганизации): 1) банк не удовлетворяет денежные требования кредиторов (кредитора) и/или не выполняет обязательные платежи в сроки, превышающие 7 дней с момента наступления даты их

удовлетворения  и/или выполнения, из-за отсутствия или недостаточности средств на его корреспондентских счетах;

  1. допустил снижение собственного капитала по сравнению с его максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30% и одновременно нарушил хотя бы один из обязательных нормативов;
  2. нарушает норматив текущей ликвидности в течение последнего месяца более чем на 20%.

    Разница с основаниями, которые приводятся в ст. 4, очевидна.

   В Инструкции ЦБ № 126-И от 11.11.2005 г. "О порядке регулирования отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций" (п. 2.1, 3.2) подтверждаются оба названных выше решения. Видимо, это можно считать третьим решением.

   Наконец, ничто не мешает Банку России потребовать реорганизовать банк в соответствии с уже упоминавшимся выше его Указанием № 7661-У. Содержащиеся в документе параметры проблемных банков дают для этого широкие возможности.

   В целом к категории проблемных отнесены банки, отвечающие хотя бы одному из перечисленных ниже признаков:

  • наблюдается хоть одно из оснований, указанных в ст. 4 Закона № 40-ФЗ;
  • имеется хотя бы один не устраненный факт нарушений правил ведения бухгалтерского учета и/или представления не достоверной отчетности;
  • не обеспечивается представление предусмотренной в законодательстве информации о деятельности либо финансовом положении банка, либо допускаются действия (кроме представления недостоверной отчетности), препятствующие получению органами банковского надзора, а также физическими и юридическими лицами полной и/или достоверной информации о деятельности либо финансовом положении банка (отсутствие транспарентности банка);

    • систематически (2 раза и более в течение последних 12 месяцев) не выполняются требования ТУ Банка России и/или взятых на себя обязательств устранить имеющиеся недостатки, в период до истечения срока действия предписания не принимаются реальные меры к устранению указанных в нем недостатков.

   Конкретно к 3-й группе (испытывающие серьезные финансовые трудности) относятся банки, которые имеют хотя бы один из перечисленных ниже признаков:

  • не выполняют нормативы достаточности собственного капитала (при этом значение показателя Н1 не ниже 5%), и/или мгновенной (Н2), и/или текущей (НЗ) ликвидности;
  • допустили нарушение порядка обязательного резервирования сроком более 3 рабочих дней и/или 2 случая нарушений  за последние 3 месяца при расчете размера обязательных резервом.

   К этой же группе могут быть отнесены банки, которые не представили на одну отчетную дату требуемые формы отчетности, а также расчет размера обязательных резервов или представили их с задержкой более чем на 5 рабочих дней, а также банки, систематически (2 и более раза в течение последних 6 месяцев) задерживавшие представление требуемых форм отчетности до 5 рабочих дней.

   К 4-й группе (находящиеся в критическом финансовом положении) относятся банки, проблемы в деятельности которых приобрели совсем острый и/или затяжной характер, включал банки, имеющие внешние признаки банкротства. Конкретно к данной группе относят банки, имеющие хотя бы один из перечисленных ниже признаков:

  • не удовлетворяют денежные требования отдельных кредиторов и/или не выполняют обязательных платежей, в том числе перед Банком России, в течение 1 месяца и более с момента наступления даты их удовлетворения или выполнения;
  • не выполняют норматив достаточности собственного капитала;
  • допустили нарушение порядка обязательного резервирования сроком более 1 месяца и/или более 2 случаев нарушений за последние 6 месяцев при расчете размера обязательных резервов.

   К данной группе могут быть отнесены также банки, систематически (2 раза и более в течение последних 6 месяцев) не представляющие требуемые формы отчетности или представляющие их с задержкой более чем на 5 рабочих дней.

    Требование  о реорганизации  банка

   Указанное требование (предписание) Банка России составляет и предъявляет банку ТУ ЦБ, которое затем будет контролировать его исполнение.

   Инициировать  данный процесс может ТУ ЦБ. Закон  № 40-ФЗ (ст. 33) требует, чтобы в случае получения указанного требования Банка России руководитель исполнительного органа банка в течение 5 дней с момента его получения обратился в органы управления банка (совет или общее собрание участников) с ходатайством о необходимости реорганизации банка. Органы управления банка должны в срок не позднее 10 дней с момента получения требования известить ЦБ РФ о принятом решении.

   С другой стороны, руководитель исполнительного  органа банка, в деятельности которого обнаружились достаточные для этого основания, должен сам выступить инициатором процесса (ст. 11 Закона) и обратиться в высшие органы управления банка с соответствующим ходатайством (если исполнительные органы банка сами не могут устранить такие обстоятельства). Ходатайство должно содержать рекомендации о форме реорганизации (слияние или присоединение), характере и сроках ее проведения. Кроме того, после направления в высшие органы управления банка своего ходатайства он должен известить об этом Банк России.

Высшие  органы управления банка, которым направлено ходатайство, должны принять решение по нему в течение 10 дней с момента его направления и тут же направить в ТУ ЦБ соответствующее извещение. В случае принятия положительного решения о реорганизации указывается форма ее проведения, наименование и адрес банка, участвующего в реорганизации. Прилагаются также документы, подтверждающие созыв общего собрания участников реорганизуемых банков (включая дату, место проведения и перечень вопросов, включенных в повестку дня), а также иные сведения по усмотрению банка.

   Если  необходимое решение не принято  в срок или участники банка отказались принять участие в его реорганизации, то руководитель исполнительного органа банка обязан обратиться с ходатайством непосредственно в Банк России.

   При любом варианте инициирования процесса ТУ ЦБ составляет и направляет банку требование о его реорганизации по типовой форме (приложение 3 к Инструкции № 126-И).

   Не  позднее 30 календарных дней с момента  принятия органами управления банка решения о реорганизации банк обязан представить в ТУ Банка России план реорганизации (п. 2.3 Инструкции № 126-И1), который должен содержать сведения об основных этапах реорганизации и сроках их проведения, обоснование перспектив соблюдения финансовой устойчивости банка, к которому происходит присоединение, либо банка, который возникнет в результате слияния банков.

    Другие  формы реорганизации  банков

   Как уже отмечалось, помимо присоединения  и слияния в общем законодательстве признаются такие формы реорганизации, как разделение, выделение и преобразование. Эта же позиция подтверждается в Инструкции ЦБ № 109-И от 14.01.2004 г., хотя в других его документах ничего не говорится об этих последних трех формах реорганизации.

    Разделение  банка представляет собой:

  • с правовой точки зрения — переход всех его прав и обязанностей к вновь возникшим вместо него двум или более банкам;
  • с организационно-экономической точки зрения — прекращение деятельности прежнего банка, аннулирование его лицензии и ликвидация акта о его регистрации и возникновение на его месте двух и более новых банков, каждый из которых должен будет пройти государственную регистрацию и получить лицензию.

    Выделение банка из банка  означает:

  • с правовой точки зрения — переход прав и обязанностей, какими обладал и продолжает обладать банк, к одному или не скольким новым банкам, возникшим на его базе;
  • с организационно-экономической точки зрения — появление наряду с прежним банком еще одного или более новых банков, которые должны пройти процедуру регистрации и лицензирования. В учредительные документы реорганизующегося банка вносятся соответствующие изменения, связанные, прежде всего с уменьшением размеров его капитала.

    Преобразование  банка означает:

  • с правовой точки зрения — переход всех его прав и обязанностей к другому банку (или иному юридическому лицу) в связи с изменением банком своей организационно-правовой формы;
  • с организационно-экономической точки зрения это будет означать:

1) сохранение  прежнего банка в новой для  него организационно-правовой форме (банка, работавшего как ООО, — в не банка акционерного, и наоборот) с перерегистрацией и заменой ранее полученной им лицензии на равноценную или

   2) возникновение вместо банка небанковской  организации (вместо банка, действовавшего  в форме ООО, — производственного кооператива, а вместо банка в форме АО — производственного кооператива либо некоммерческой организации).

   С экономической (финансовой) точки зрения разделение и выделение банков представляют собой разукрупнение (децентрализацию или деконцентрацию) банковских капиталов. Преобразование банка в этом плане — процесс нейтральный.

Информация о работе Реорганизация коммерческих банков