Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 11:03, дипломная работа
Цель данной дипломной работы заключается в исследовании теоретических и практических вопросов организации потребительского кредитования в Республике Казахстан. Важным аспектом работы является рассмотрение видов потребительских кредитов, предоставляемых казахстанскими банками и перспективы развития кредитования населения в РК.
Введение ……………………………………………………….…………………… 4
1 Теоретические особенности кредитования населения ……………………...…. 7
Сущность потребительского кредитования и его роль в экономике Казахстана ………………………………………………………………… 7
1.2 Особенности потребительского кредитования за рубежом ...……….. 16
2 Современный анализ потребительского кредитования в Республике Казахстан ..…………….…..……………………………………………………… 26
2.1 Организация кредитной политики в банках второго уровня в Республике Казахстан ……………………..…………………………. 26
2.2 Организация потребительского кредитования
на примере АО «БТА Банк» …...……………….……………………… 41
3 Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в Республике Казахстан ……………………………………………………………. 66
3.1 Отрицательные и положительные аспекты развития потребительского
кредитования в Республике Казахстан………………………………....... 66
3.2 Совершенствование организации потребительского кредитования
в Республике Казахстан…………………………………………………… 72
Заключение………………………………………………..……………………….. 80
Список использованных источников………………….…………………………. 84
Возьмем самую “народную” нишу – ТНП. Несколько московских банков по договорам с магазинами бытовой техники кредитуют их клиентов следующим образом. Размер – до 30 тыс. рублей (порядка 1000 долларов США), первоначальный взнос – 20% от стоимости товара, вознаграждение – 10%, срок – до полугода. Самое принципиальное отличие от практики отечественных банков – то, что для получения кредита покупатель всего лишь заполняет анкету. Никаких других документов (справки о доходах или копии трудовой книжки) не требуется.
Весьма демократично выглядят варианты кредитов на частные нужды. В российской провинции, как и в казахстанской, доходы невысоки, но, скажем, в России можно получить кредит, даже зарабатывая ниже 50 долларов США в месяц. Процентные ставки не превышают 10–12% годовых, максимальный срок – пять лет. Правда, “потолок” суммы такого кредита невысок – всего около 250 долларов США, однако для селянина и это серьезные деньги. Наконец, ипотека и автокредитование в России имеют также более выгодные для потребителя условия и не выглядят так элитарно, как в Казахстане. Процентные ставки ипотечных кредитов, рекламируемых в Москве, не превышают 15–16%, причем такие кредиты могут выдаваться даже на 10 лет.
Наряду
со стандартными кредитными продуктами
российские банки в последние
три года предлагают своей частной
клиентуре некоторые
Даже беглого взгляда достаточно, чтобы понять, что российский рынок потребительского кредитования за время своего существования серьезно приблизился к общемировым стандартам. Но вот вопрос: что мешает кредитодателям, если они заинтересованы в расширении своих выгод, уже сегодня сделать свои услуги доступнее? На него в отечественных банках отвечают однозначно: риски. Ограничение сроков возврата кредита, жесткие условия по его залоговому обеспечению, более высокие, чем в России, процентные ставки, высокий ценз доходов клиента – во всем этом читается стремление банков максимально обезопасить себя от потерь при невозврате заимствованных денег. В свою очередь это оборачивается юридическими ловушками для клиентов.
В экономике Казахстана сложилась неоднозначная ситуация. Появилось очень большое количество денег, что радует, но это, образно говоря, прыжок выше головы. За минувшие годы, достигнут большой экономический рост порядка 10% - большой, но пока не устойчивый, либо реального потенциала для него нет: внутренняя ситуация отстают. В этой обстановке лишние деньги создают огромную напряженность и, собственно, перестают быть благом в широком понимании. Главное, что мешает экономике переварить их, - это отсутствие эффективных безинфляционных механизмов эксплуатации финансового капитала, в первую очередь развитого фондового рынка, подобного западному. Крупные банки, имеющие большие накопления, начали запускать самые разные схемы кредитования. Это почти единственный имеющийся в их распоряжении действенный механизм вложения денег. Но условия кредитования, как правило, очень сложные. Кредиты в подавляющем большинстве своем пока предназначены для людей, имеющих высокие доходы. Таких доходов большинство населения не имеют.
Вопрос, что делать, здесь столь
же актуален, сколь и сложен. Очевидно,
выход лежит в определенном
балансе политики государства
и политики банков. Нужно улучшать
законодательную базу, прежде всего
налоговую, с тем чтобы
Анализ
практики кредитования индивидуальных
клиентов в Казахстане позволил сделать
ряд выводов. Прежде всего, современная
практика кредитования населения разными
коммерческими банками имеет
ряд общих особенностей, свойственных
начальному этапу развития потребительского
кредитования в Казахстане. Как следствие
относительно новая практика кредитования
физических лиц изобилует проблемами.
К числу последних можно
- недостатки процесса кредитования;
- использование наличных денежных средств при выдаче и погашении ссуды;
- отсутствие
экономически обоснованной
- проблемы законодательного характера;
- относительно
узкий спектр видов
Анализ рынка, проведенный с точки зрения уровня доходов населения, покупательной способности, обеспеченности банковскими учреждениями в региональном аспекте показал, что вопрос развития кредитования населения стоит в Казахстане весьма остро. При этом банки несут бремя различных рисков: риска резкого обесценения ценных бумаг, принятых в обеспечение ссуды, гибели имущества клиента в результате стихийного бедствия и т.д., мошенничества со стороны заемщика, выбытия последнего с постоянного места жительства в неизвестном направлении, его смерти и перевода задолженности на родственников умершего и т.п. Тем не менее, важной характеристикой современного состояния рынка кредитов является возможность обеспечить большую возвратность по потребительским ссудам, нежели ссудам, предоставленным предприятиям и организациям.
Исследование показало, что современная казахстанская практика кредитования физических лиц на потребительские цели требует своего совершенствования как с точки зрения расширения объектов кредитования, так и дифференциации условий предоставления ссуд.
3.2
Совершенствование организации потребительского
кредитования в Республики Казахстан
Макроэкономическая
стабилизация в целом и преодоление
инфляции, в частности, также позволят
населению шире использовать банковские
ссуды для решения жизненно важных
проблем. Все это указывает на
необходимость дальнейшего
Дальнейшее развитие и совершенствование кредитных взаимоотношений банков с населением возможно и целесообразно осуществлять на основе изучения и внедрения на практике передового отечественного и зарубежного опыта. Использование опыта других стран в области кредитования частных лиц может идти по мере накопления коммерческими банками опыта по кредитованию, укрепления материально-технической базы, обеспечения необходимыми кадрами, по нескольким направлениям:
- совершенствования
используемых и внедрения
- повышения
качества банковского
- дифференциации
условий предоставления ссуд
в зависимости от вида ссуды,
срока использования, уровня
- унификации
порядка оформления и
Дальнейшее
улучшение организации
Вышесказанное подтверждает необходимость концентрации выдачи всех видов потребительских кредитов в банковской системе.
Представляется целесообразным существенно расширить перечень видов ссуд, предоставляемых клиентам на образование, на организацию собственного бизнеса, а также предоставлять различные услуги, в том числе информируя клиентов о программах стимулирования инвестиций и предпринимательства.
Кроме того, положительный эффект для развития кредитования индивидуальных заемщиков имело бы также:
- введение
целевых жилищно-строительных
- проведение
маркетинговых исследований
- повышение
уровня информированности
- максимальный
учет интересов клиента,
Развитие
кредитных отношений населения
с банками – это вопрос не только
экономический, но и политический и
социальный. Помимо необходимой экономической
и политической стабилизации, разработки
коммерческими банками
Совершенствование
кредитования населения в условиях
роста межбанковской
Таким образом, при работе с большим числом индивидуальных заемщиков их платежеспособность нужно оценивать только исходя из официальных текущих доходов, усредненных за достаточно продолжительный период времени. Необходимо также уделять большое внимание стабильности доходов и вероятности их изменения в будущем. Последнее, относится, в частности, к платежеспособности и к стабильной работе предприятия, перечисляющего заработную плату потенциального заемщика в банк.
В банке должны быть сформулированы четкие и однозначные критерии, которыми должен руководствоваться работник банка, принимая решение о кредитовании сотрудника предприятия. Список этих критериев не должен быть избыточным, и любое значение каждого из них должно быть легко проверяемым.
На каждой стадии бизнес-процесса необходимо описать все действия персонала, весь документооборот, бухгалтерский и юридический, и разработать все типовые формы документов. Бизнес-процесс должен также предусматривать нетипичное развитие ситуации, например, изменение группы риска, появление просроченных обязательств, досрочное прекращение кредитования. Здесь также должны быть описаны все действия и весь документооборот.
Другими словами, для банка, занимающегося обслуживанием большого числа индивидуальных заемщиков, не должно возникать «не предусмотренных ранее» ситуаций.
Финансовые
операции по выдаче/погашению кредитов,
погашению процентов, внебалансовому
учету, расчету и формированию резервов
и т. п. должны осуществляться в автоматическом
режиме на уровне непосредственных исполнителей
с формированием
На
пространстве СНГ казахстанская
банковская система считается одной
из самых прогрессивных и грамотно
построенных. Но отечественные потребители
пока не имеют достаточного опыта
в общении с финансовыми
В наш стремительный
век нелегко уследить за всеми новшествами
и разобраться в качестве и выгодности
услуг, предлагаемых потребителям банковским
сектором. Поэтому изначально следует
провести мониторинг банковских услуг,
который помог бы заемщику сориентироваться
в море предложений. Но при ближайшем рассмотрении
оказалось, что услуги в различных казахстанских
банках не имеют существенных отличий.
Практически у всех банков (во всяком случае,
у тех, что активно работают с физическими
лицами) в арсенале имеется несколько
видов депозитов, ипотечных и потребительских
кредитов, платежных карточек и так далее.
И у всех банков условия по этим видам
услуг очень схожи.
Информация о работе Развитие потребительского кредитования в Казахстане