Развитие потребительского кредитования в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 11:03, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы заключается в исследовании теоретических и практических вопросов организации потребительского кредитования в Республике Казахстан. Важным аспектом работы является рассмотрение видов потребительских кредитов, предоставляемых казахстанскими банками и перспективы развития кредитования населения в РК.

Содержание

Введение ……………………………………………………….…………………… 4


1 Теоретические особенности кредитования населения ……………………...…. 7


Сущность потребительского кредитования и его роль в экономике Казахстана ………………………………………………………………… 7
1.2 Особенности потребительского кредитования за рубежом ...……….. 16


2 Современный анализ потребительского кредитования в Республике Казахстан ..…………….…..……………………………………………………… 26


2.1 Организация кредитной политики в банках второго уровня в Республике Казахстан ……………………..…………………………. 26

2.2 Организация потребительского кредитования

на примере АО «БТА Банк» …...……………….……………………… 41


3 Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в Республике Казахстан ……………………………………………………………. 66


3.1 Отрицательные и положительные аспекты развития потребительского

кредитования в Республике Казахстан………………………………....... 66

3.2 Совершенствование организации потребительского кредитования

в Республике Казахстан…………………………………………………… 72


Заключение………………………………………………..……………………….. 80


Список использованных источников………………….…………………………. 84

Работа содержит 1 файл

диплом Марьям.docx

— 325.25 Кб (Скачать)

    Заем  на неотложные нужды не предполагает четкого целевого характера, он может  быть использован заемщиком на любые  нужды, не противоречащие Кредитной  политике банка и действующему законодательству Республики Казахстан.

    Подводя итоги к данному разделу необходимо отметить, что в настоящее время Банк осуществляет кредитование физических лиц на потребительские цели, в том числе на приобретение недвижимости, автомобилей, товаров длительного пользования, обучение, лечение, проведение торжеств, отпусков, ремонт и др.

    Банком  разработаны специальные условия  кредитования: гибкие условия погашения  займа, минимальный первоначальный взнос по проектам, финансируемым  под залог приобретаемого имущества, возможность досрочного погашения  кредита без взимания штрафов, минимальный  срок рассмотрения заявок и выдачи займа, необременительные требования к залоговому обеспечению, а также  специальная ставка вознаграждения по займу.

 

    

    3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ  ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ  В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 

    3.1 Отрицательные и положительные  аспекты развития потребительского  кредитования в Республике Казахстан 

    Основная  проблема, присущая потребительскому кредитованию, вытекает из его главного достоинства, а именно - малого размера  потребительского кредита. Для получения  кредитного портфеля, сравнимого с  корпоративным, необходимо выдавать потребительских  кредитов на несколько порядков больше чем корпоративных. А это предъявляет  совершенно другие требования к работе банка и его кредитных офицеров в плане скорости и технологичности.

    Если  корпоративный кредит можно сравнить со штучной уникальной работой, то потребительский  кредит должен выпускаться массовой серией, для чего требуется коренным образом менять принципы рассмотрения и одобрения кредитных заявок. Для автоматизации процесса необходимо уменьшить до минимума человеческий фактор.

    Последние исследования показали, что, не смотря ни на что, потребительский кредит зачастую относится к наиболее прибыльным кредитам, которые может выдать банк. Но банковские услуги, нацеленные на потребителей, могут быть также одними из дорогостоящих и рискованных банковских услуг, так как финансовое положение отдельных лиц может быстро измениться вследствие болезни или потери работы.

    В настоящее время потребительские  ссуды предоставляются индивидуальным заемщикам разными коммерческими  банками. При этом к числу основных факторов, влияющих на выбор формы  кредитного договора и условия кредитования, можно отнести макроэкономические факторы (общая экономическая и  политическая стабильность, уровень  официальной процентной ставки НБ РК, инфляционные ожидания населения, покупательная  способность тенге, ее стабильность, развитость валютного и фондового  рынков, конъюнктура рынка ссудных  капиталов и проч.) и микроэкономические факторы, действующие на уровне банка  и его клиента (конкурентоспособность  банка, испытываемые им и его клиентом риски, платежеспособность клиента, качество обеспечения ссуды, является ли клиент постоянным клиентом банка, имеет ли он постоянные источники доходов  и т.д.). Эти и многие другие факторы  принимает во внимание банк при разработке своей кредитной политики, определяющей сроки кредитования, уровень взимаемых  процентных ставок и другие условия  кредитования.

    Условия в каждом конкретном случае мало отличаются от приведенных выше: годовые процентные ставки в 18–25% в тенге и обязательный залог, за исключением мелких кредитов на приобретение ТНП, где залогом  может служить сам товар.

    В целом столь обширное предложение  потребительских кредитов выглядит уникальным: пожалуй, даже трудно предположить, будет ли у казахстанцев спустя несколько лет столько же возможностей приобретать что угодно в рассрочку. Ситуация говорит о двух вещах. Во-первых, кредитный бум – явный признак оживления в экономике и появления в стране очень крупных денег. Во-вторых, он лучше любой статистики свидетельствует о финансово-экономической стабильности: если так много структур, ведущих бизнес на обороте капиталов, готовых давать долгосрочные кредиты, причем как в СКВ, так и в тенге, то это значит, что они доверяют финансовой системе и не ждут от нее каких-либо внезапных сюрпризов.

    Все это отрадно. Однако мы все же имеем  дело с феноменом: в стране с весьма низкими доходами населения динамично  развиваются самые дорогие виды потребительского кредитования. Больше всего вопросов вызывает структура  спроса, то есть тот круг клиентов, на который сегодня ориентируется  казахстанский кредитодатель.

      Безусловно, очень многие представители  отечественного “среднего класса”,  имеющие ежемесячный доход порядка  400–1000 долларов США, не отказались  бы от кредита на 3–5 лет  в размере 13000–20000 долларов США  на приобретение, скажем, автомобиля  или недорогой квартиры. Однако, несмотря на огромный выбор  предложений, им такой кредит  на приемлемых условиях предлагают  немногие.

    Работниками рейтинговой службы «Экспресс» был  проведен  небольшой эксперимент: попросили в автоцентре MERCUR кредит на приобретение автомобиля, пояснив, что ежемесячный доход заемщика составляет, скажем, 800 долларов США. Оказалось, с таким доходом можно рассчитывать лишь на кредит на “ВАЗ”, однако MERCUR не реализует на таких условиях машины “ВАЗ” – они без проблем  продаются в розницу. Кредитная  программа  касается только немецких автомобилей. Например, можно приобрести Volkswagen Passat стоимостью 25 000 долларов США, но для этого ваш ежемесячный доход должен быть не ниже 1500–2000 долларов США. В итоге, конечно, нашли предложения автомобилей “ВАЗ” в рассрочку. Но выгодными их назвать трудно (за исключением, пожалуй, предложений банка “БТА Банка” и одной-двух работающих с ним компаний). В большинстве случаев или ставка вознаграждения оказывалась совершенно несуразной – до 42% годовых, или срок расчета по кредиту был слишком коротким – не более 1года.

    Все банки второго уровня в Казахстане сейчас переходят от корпоративного бизнеса к розничному. Поскольку  банковский рынок уже перенасыщен  работой с корпоративными клиентами, мы все больше поворачиваемся к рознице. В этой связи наблюдается такое  оживление на рынке розничного кредитования. Сейчас идет интенсивный поиск механизмов вложения капитала, поэтому банки, работающие с физическими лицами, стремятся  к расширению своей клиентской базы. Большую роль в завоевании симпатий населения играет конкуренция между  кредитодателями, в частности, сейчас среди банков наметилась тенденция  к понижению процентных ставок. Рынок  адаптируется к низкой покупательной  способности населения, создавая эффективные  механизмы перераспределения его  частных накоплений. Главное препятствие, заставляющее нас во многих случаях идти на непопулярные для клиента условия, – это высокие риски”.

    Как видим, несмотря на обширное и быстро растущее предложение, в Казахстане есть большой невостребованный спрос  на потребительские кредиты. По ряду позиций предложение и спрос  не стыкуются. Очевидно, рынок лишь начинает движение к удовлетворению существующего спроса. На этом пути есть серьезные ловушки и подводные  камни.

    Одна  из основных проблем при получении  кредита – гарантии банку. Оформляя любой достаточно крупный кредит, вы неизбежно сталкиваетесь с  проблемой залога. Им должен стать  ваш дом, автомобиль, драгоценности, дорогая бытовая техника. Проблема состоит не столько в том, что  далеко не всегда ценности, эквивалентные  по стоимости требуемой сумме, найдутся у клиента, сколько в том, что  в случае невозврата какой-то части  суммы он теряет все. Если же вы оформили кредит с торговой фирмой, реализующей  какой-либо товар (автомобиль или квартиру), под залог самого этого товара, то вы, недоплатив в срок, скажем, 15–20% от общей суммы, опять-таки рискуете потерять все приобретение.

    Риски банков заключаются в невозврате кредита, несоответствии стоимости  залогового имущества объему кредита, низкой стабильности доходов населения  в республике. По признаниям банкиров, при ощутимом росте объемов операций с частными лицами их беспокоит также  отсутствие кредитных историй –  документов, отражающих выплаты конкретного  лица по предыдущим кредитам. Анализ этих данных во всем мире является обязательным атрибутом работы банков с физическими  лицами.

    Еще одна проблема связана с присутствием в обращении недекларируемых  денег, выплачиваемых сотрудникам  отдельных компаний в виде так  называемой “черной наличности”. Зарплату, не отраженную в бухгалтерских документах, можно потратить, но ее нельзя представить  банку как подтверждение вашей  платежеспособности. Общеизвестно, что  работодатели практикуют выплату жалованья  “черным налом” не от хорошей жизни: к ведению двойной бухгалтерии  их вынуждают драконовские прогрессирующие  налоговые ставки. С оклада в 10 тыс. тенге подоходный налог составляет около 1,5 тыс., а с оклада в 50 тыс. –  уже порядка 14 тыс. Если же гражданин  зарабатывает в месяц 500, 700, 1000 долларов США, то налоговые отчисления могут  достигать половины дохода, и даже более. Вот почему многие работодатели используют для этой категории работников “серые” схемы двойной бухгалтерии. Но именно люди с доходами 500 долларов США и выше – “зона особого  внимания” банков, именно на эту  категорию граждан рассчитано большинство  потребительских кредитов. Ни один банк не пойдет, скажем, на предоставление ипотечного кредита тому, кто представил справку о заработной плате в 100–150 долларов США, сколько бы он ни получал на самом деле в виде “черной  наличности”.

    Вернемся  к вопросу о том, почему в стране с довольно низким уровнем жизни  востребованы самые дорогие виды потребительского кредитования (речь об элитарной ипотеке). Некоторые аналитики связывают эту ситуацию с легализацией теневых капиталов путем получения и возвращения кредита. Конечно, было бы неправильным абсолютизировать это мнение. Однако общая неразвитость потребительского кредитования в Казахстане, дисбаланс спроса и предложения, а в особенности замкнутость элитарного сегмента этого рынка наталкивают на вопрос о том, почему же рынок столь “привередлив”. Почему, в частности, жилищные кредиты, которые в Казахстане значительно дороже и значительно короче по срокам, чем в России, пока не стремятся стать “демократичнее”.

    Риэлторы  и банкиры сходятся в том, что  нормальное развитие этого сегмента объективно сдерживается в Казахстане теми же причинами, что и развитие банковского капитала, – отсутствием  “длинных” дешевых денег и  несовершенством законодательного регулирования, в том числе налоговыми нюансами. Однако мало кто откровенно говорит о внутренней ситуации на рынке жилищного кредитования. Между  тем она характеризуется небывалым  оживлением. Только в Алматы сегодня  строятся в кредит десятки особняков  и элитных жилых массивов.

    Основываясь на некоторых конфиденциальных оценках, мы выстроили несколько схем вполне законной легализации капитала, которые  могут быть использованы при оформлении жилищных кредитов.

    Вот одна из таких схем. Оформление кредита  на строительство с долевым участием – кредит получен – строительство  выполнено – кредит возвращен. По действующему законодательству не декларируется  источник средств, которые пошли  на возвращение кредита на жилищное строительство с долевым участием. Таким образом, деньги, которыми оплачен  кредит, легализованы.

    В целом “обратная сторона” кредитного рынка говорит о том, что, несмотря на обширное предложение, он в Казахстане еще “сырой”, не до конца структурированный  и не вполне цивилизованный. Но мы видим, как идет его насыщение, ширится  предложение, растет выбор. Появляются целые риэлторские компании, специализирующиеся только на продаже жилья в кредит. Страницы рекламных газет заполонены объявлениями о разного рода ссудах, ипотеке, финлизинге. Все это говорит  о присутствии на рынке огромных денег, которые нуждаются в обороте.  

      Если  внимательно проанализировать ситуацию на отечественном финансовом рынке, то станет ясно, что свободных ниш  на рынке банковских услуг не так  уж и много. Остается потребительское  кредитование, по сути, неразработанная  “ниша”, где ставки в 18–25% приносят ощутимую прибыль, а рынок, состоящий  из миллионов потребителей, таит колоссальный потенциал. Это пусть и не самый  быстрый, но довольно надежный механизм оборота капитала. Наконец, еще одним  мотивом активизации внутриказахстанского кредитного рынка некоторые специалисты  считают мировые финансовые тенденции. Речь идет об осознаваемой банкирами  перспективе падения доллара: они  понимают, что от “горячих” денег  нужно избавляться, заставляя их работать в высокодоходном бизнесе, каковым во всяком случае является кредитование под 20–25% в год. 

    Казахстанский рынок потребительского кредитования на несколько лет отстает от российского рынка. Там этот бизнес начинал развиваться в 1992–1993 годах в крупных мегаполисах по уже знакомому нам “элитарному” пути, а сегодня потребительскими кредитами пользуется значительная доля населения не только крупных центров, но и провинции. Стратегия российских кредитодателей изначально основывалась на обширных исследованиях потребительского спроса. В частности, после ряда мониторингов в московском банке “Русский стандарт” пришли к выводу, что в России есть около сорока миллионов тех, чей доход составляет от ста до тысячи долларов в месяц. Почти четверть населения – это колоссальный рынок, благодаря которому банковский капитал в России значительно увеличил возможности эффективного вложения. И это рынок, который на сегодня выглядит гораздо “демократичнее” казахстанского как по структуре спроса, так и по условиям предложения.

Информация о работе Развитие потребительского кредитования в Казахстане