Развитие налога на прибыль организаций в Российской Федерации и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:05, дипломная работа

Описание работы

Цель бакалаврской работы состоит в исследовании развития и анализе эволюции налога на прибыль организаций, современного механизма налогообложения прибыли и перспектив его разработке практических рекомендаций по эффективному использованию налога на прибыль в качестве источника формирования бюджета и регулятора деятельности хозяйствующих субъектов в экономике.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы налогообложения прибыли……………………………….5
1.1. Экономическая сущность налога на прибыль организаций…………………….5
1.2. Эволюция налогообложения прибыли в Российской Федерации и за рубежом………………………………………………………………………………..11
1.3.Механизм исчисления налога на прибыль организаций……………………….19
2. Развитие налога на прибыль организаций в Российской Федерации и за рубежом………………………………………………………………………………..27
2.1. Налог на прибыль в налоговых системах унитарных и федеративных государств……………………………………………………………………………..27
2.2. Перспективы развития налогообложения прибыли организаций…………….33
2.3. Совершенствование налога на прибыль организаций в Российской Федерации……………………………………………………………………………..40
Заключение……………………………………………………………………………47
Список использованной литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 330.50 Кб (Скачать)

 

Итак, произошло снижение за 7 лет на 9,4 пункта, что в масштабах России представляет собой огромные средства [25, с.516].

Подчеркну, снижаются не сами инвестиции (они растут), а их удельный вес за счет собственных средств предприятий. Эти итоги 25-й главы НК РФ наиболее отрицательно сказались в период кризиса, то есть несколько лет спустя.

За счет чего возмещалось снижение на 9,4 пункта с 50,6 до 60,0 процентов увеличился удельный вес привлеченных средств. В том числе кредиты банков возросли с 2,9 до 11,1 процента или в 3,8 раза, из них иностранных банков – с 0,9 до 2,4 процента или в 2,67 раза.

При этом бюджетные средства (консолидированный бюджет) за эти годы не только не увеличились, но даже снизились с 22 до 21 процента. А в 2004 году они составляли вообще всего 17,8 процента. И это включая средства бюджетного фонда государственной поддержки приоритетных отраслей экономики [25, с.516].

Как видим, это уже не чисто налоговые, а общеэкономические последствия. Получается парадокс: ищем на Западе инвесторов, обещая дешевую рабочую силу, сырье и другие благоприятные условия для работы на российском рынке, а инвестиционную активность своих работодателей и предпринимателей перестали стимулировать. Да еще попали в зависимость от иностранных банков. А некоторые кредиты идут под гарантию государства. Именно данное обстоятельство привело к ситуации, при котором кризис из США и западной Европы так быстро перекинулся к нам.

Также возможной перспективой можно рассматривать снижение ставки налога на прибыль для отдельных отраслей экономики, приоритетных на данном этапе развития.

На сегодняшний день ставки налогов в нашей стране одинаковы для большинства отраслей. Обычно нежелание снижать налоги для той или иной отрасли объясняется опасностью больших потерь бюджета и роста инфляции.

Однако, снижение налогов позволило бы не только дать существенный импульс к развитию предприятий, но и дало бы им возможность выйти из тени.

Разные ставки налогов должны быть установлены для сырьевого и несырьевого, а также производственного и непроизводственного секторов российской экономики. При выборе первоочередных отраслей, для которых целесообразно снижение ставок налогов, могут быть предложены следующие критерии:

- существующая налоговая нагрузка сдерживает развитие отрасли;

- добавленная стоимость в отрасли обеспечивается в основном за счет труда;

- отрасль в перспективе может стать конкурентоспособной;

- получение эффекта не требует больших затрат;

- развитие отрасли способствует решению проблемы занятости населения в регионе.

На первом этапе можно было бы снизить налоги для несырьевых отраслей, где эта мера могла бы дать заметный эффект без дополнительных инвестиций. Если снизить налог на прибыль до 10%, предприниматель из того же дохода сможет платить сотруднику примерно на 30% больше, что будет способствовать повышению конкурентоспособности предприятия, выводу его доходов из "тени", росту зарплаты на предприятии, и люди захотят там работать, появятся оборотные средства и предприятия смогут покупать новое оборудование и совершенствовать технологию, снизится себестоимость продукции, и она станет конкурентоспособной и т.д.

Известно, что при одном и том же доходе чем меньше налоги, тем может быть выше зарплата. Допустимые значения налоговой нагрузки предприятий-производителей продукции определяются следующими факторами:

- ценой, за которую продукцию можно продать;

- зарплатой, на которую можно найти работников;

- производительностью труда на предприятии.

При отсутствии оборотных средств и дешевых кредитов на устаревшем оборудовании трудно добиться высокой производительности труда. Поэтому основные резервы – в уклонении от уплаты налогов.

Снижение налоговой нагрузки на производственные несырьевые отрасли экономики – эффективное средство их развития, обеспечения занятости и повышения благосостояния населения, средство решения демографических проблем России.

Кроме этого представляется целесообразным введение ограничений по размерам списания убытков реорганизуемых организаций и по срокам их переноса.

Отсутствие ограничений создает на рынке искаженные стимулы, направленные на приобретение неэффективного бизнеса без последующего его развития. В настоящее время существует возможность посредством присоединения убыточных организаций направить на погашение их убытков всю полученную прибыль. В этой связи предлагается установить особый порядок переноса убытков при реорганизации, предусматривающий ограничения, как по сроку, так и по размеру прибыли, направляемой на погашение убытка для реорганизуемых организаций. Действующее решение о переносе убытков на будущий налоговый период без ограничений не представляется целесообразным, поскольку оно стимулирует недобросовестных налогоплательщиков к получению убытка незаконным путем.

Из сказанного следует вывод, что инвестиционная льгота успешно работала на развитие и не была полноценно заменена ни снижением налоговой ставки, ни введением ускоренной амортизации, что само по себе было целесообразно.

Напомним, что применение нелинейного метода амортизации распространяется только на часть основных средств со сроком полезного использования не свыше 20 лет; ускоренная амортизация не приводит к вычету реальных расходов на инвестиции из облагаемой прибыли; суммы ускоренной амортизации могут быть использованы на цели, не связанные с инвестированием. Таким образом, в целях стимулирования инвестиций целесообразнее одновременное применение и инвестиционной льготы, и ускоренного метода амортизации.

Предлагаемо по снижению ставок налога на прибыль по отдельным отраслям экономики можно сделать вывод, что, налоговую нагрузку на производство надо снижать. Предприятия обрабатывающих отраслей должны иметь возможность платить своим работникам зарплату не ниже финансистов. Снижение ставок будет эффективным средством развития таких отраслей как издательско-полиграфическая деятельность, швейные фабрики, производство упаковки, резиновых и пластмассовых изделий, готовых металлических изделий, деревообработка, в т.ч. производство мебели. Также, как уже отмечалось, данная перспектива благотворно повлияет на обеспечения занятости и повышения благосостояния населения.

Введение ограничений по размерам списания убытков реорганизуемых организаций и по срокам их переноса предлагается для стимулирования приобретения эффективного бизнеса и дальнейшего его развития.

 

 

 


Заключение

 

Налог на прибыль организаций стабильно занимает особое место в бюджетно-налоговой системе России. Это и один из значительных расходных платежей организации, и один из наиболее доходных источников бюджетной системы, поэтому любое изменение налогового законодательства, модели оптимизации налогообложения прибыли оказывают серьезное влияние, как на деятельность организаций-налогоплательщиков, так и на финансово-бюджетную систему страны.

В условиях финансовой нестабильности и высоких рисков хозяйственной деятельности большое практическое значение для организаций имеют методические подходы к формированию механизмов оптимизации налогообложения прибыли. Они позволяют плательщикам, не нарушая налогового законодательства, если не увеличивать, то хотя бы сохранять финансовые ресурсы для осуществления предпринимательской деятельности.

Вместе с тем указанный налог играет существенную роль в экономике и финансах любого государства.

В первую очередь следовало бы отметить, что указанный вид налогообложения, облеченный в форму или налога на прибыль, или налога на доход юридических лиц, или налога с корпораций, применяется во всех без исключения развитых странах мира.

В ходе сравнения механизма исчисления налога на прибыль с опытом зарубежных стран, то современный налог на прибыль организаций построен с учетом зарубежного опыта, изучение которого необходимо в связи с расширением международных экономических связей. За рубежом корпорационный налог (подоходный налог с юридических лиц) существует на постоянной основе с начала второй мировой войны. Система налогообложения прибыли построена по единой схеме: прибыль компаний облагается как центральным, так и местными органами власти; объектом налогообложения выступает чистый доход или прибыль; ставки налога устанавливаются преимущественно пропорциональные. При расчете чистой прибыли (дохода) для коммерческой деятельности за основу берется валовая выручка от реализации продукции (работ, услуг), из которой исключаются доходы, освобожденные законом от налога, и возникает адаптированный валовой доход. Из последнего вычитаются все материальные затраты, прямо связанные с производством, зарплата, капитальные вложения, а также ряд «бумажных» вычетов, важное место среди которых занимают амортизационные отчисления, налоговый кредит, убытки, расходы на рекламу, проценты по задолженности и прочие. При расчете налогооблагаемой прибыли предусматривается широкая система льгот.

Для налоговой системы Российской Федерации интересным мог бы стать американский опыт налогообложения в части конкурентного потенциала страны, который задействуется при помощи использования налогов на сверхприбыль. Также в части инвестиционного потенциала можно отметить налоговые системы Канады, Франции, Испании, которые регулируются большим количеством налоговых льгот.

Перспективой развития налогообложения прибыли для многих зарубежных стран (США, Канада, Япония) является,  снижение ставок корпоративных налогов вместе с расширением базы налогообложения, например, путем пересмотра специальных налоговых мер и методов амортизации на основе фиксированной ставки, установления лимитов отчисления на выплату процентов, а также отмена льготных тарифов. Такой подход является типичным примером налоговых реформ, уже проведенных в Германии и Великобритании. Также уже введенные налоговые сокращения привели к увеличению начинающих предпринимателей. Это дает людям стимул, чтобы начать свой собственный бизнес.

В качестве перспективы развития налога на прибыль в России необходимо предусмотреть льготы в части стимулирования инвестиционной деятельности организаций.

Инвестиционная льгота успешно работала на развитие и не была полноценно заменена ни снижением налоговой ставки, ни введением ускоренной амортизации, что само по себе было целесообразно. Применение нелинейного метода амортизации распространяется только на часть основных средств со сроком полезного использования не свыше 20 лет; ускоренная амортизация не приводит к вычету реальных расходов на инвестиции из облагаемой прибыли; суммы ускоренной амортизации могут быть использованы на цели, не связанные с инвестированием. Поэтому, в целях стимулирования инвестиций целесообразнее одновременное применение и инвестиционной льготы, и ускоренного метода амортизации.

Налог на прибыль организаций является тем налогом, с помощью которого государство может наиболее активно воздействовать на развитие экономики. Благодаря непосредственной связи этого налога с размером полученного налогоплательщиком дохода через механизм предоставления или отмены льгот и регулирования ставки государство стимулирует или ограничивает инвестиционную активность в различных отраслях экономики.

Поэтому еще одной возможной перспективой является снижение ставки налога на прибыль для отдельных отраслей экономики, приоритетных на данном этапе развития.

Снижение ставок будет эффективным средством развития таких отраслей как издательско-полиграфическая деятельность, швейные фабрики, производство упаковки, резиновых и пластмассовых изделий, готовых металлических изделий, деревообработка, в т.ч. производство мебели. Снижение налогов позволило бы не только дать существенный импульс к развитию предприятий, но и дало бы им возможность выйти из тени. Также данная перспектива благотворно повлияет на обеспечения занятости и повышения благосостояния населения.

В качестве третьей перспективы представляется целесообразным введение ограничений по размерам списания убытков реорганизуемых организаций и по срокам их переноса.

Для стимулирования приобретения эффективного бизнеса и дальнейшего его развития, предлагается введение ограничений по размерам списания убытков реорганизуемых организаций и по срокам их переноса.

Отсутствие ограничений создает на рынке искаженные стимулы, направленные на приобретение неэффективного бизнеса без последующего его развития. В настоящее время существует возможность посредством присоединения убыточных организаций направить на погашение их убытков всю полученную прибыль. В этой связи предлагается установить особый порядок переноса убытков при реорганизации, предусматривающий ограничения, как по сроку, так и по размеру прибыли, направляемой на погашение убытка для реорганизуемых организаций. К тому же действующее решение о переносе убытков на будущий налоговый период без ограничений не представляется целесообразным, поскольку оно стимулирует недобросовестных налогоплательщиков к получению убытка незаконным путем.

Говоря о фискальном значении данного налога в большинстве развитых стран мира, то оно невелико по сравнению с Российской Федерации, где роль налога на прибыль организаций в формировании доходной части бюджета достаточно существенна. После НДС налог на прибыль организаций занимает второе место. Также высока его роль в формировании доходной базы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, где он занимает второе место в их доходных источниках, уступая лишь налогу на доходы с физических лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Список использованной литературы:

 

1.                 Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: федеральный закон от 31.07.1998 г., № 146-ФЗ (ред. от 17.05.2007 г.).- Спрвоч.- правов. система «Консультант плюс».

2.                 Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая: федеральный закон от 05.08.2000 г., № 117-ФЗ (ред. от 24.07.2007 г.).- Справоч.- правов. система «Консультант плюс».

3.                 Аванян Д.В. Налоговая оптимизация: сущностная характеристика, трактовка основных понятий и терминов.- Сборник материалов Межвузовского «круглого стола». М., 2003.

4.                 Акчурина Е.В. Оптимизация налогообложения. – М.: Ось, 2003. – 493с.

5.                 Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение: Учебное пособие/Под ред. Б.Х. Алиева. – М.: Финансы и статистика, 2004 . – 416 с.

Информация о работе Развитие налога на прибыль организаций в Российской Федерации и за рубежом