Развитие налога на прибыль организаций в Российской Федерации и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:05, дипломная работа

Описание работы

Цель бакалаврской работы состоит в исследовании развития и анализе эволюции налога на прибыль организаций, современного механизма налогообложения прибыли и перспектив его разработке практических рекомендаций по эффективному использованию налога на прибыль в качестве источника формирования бюджета и регулятора деятельности хозяйствующих субъектов в экономике.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы налогообложения прибыли……………………………….5
1.1. Экономическая сущность налога на прибыль организаций…………………….5
1.2. Эволюция налогообложения прибыли в Российской Федерации и за рубежом………………………………………………………………………………..11
1.3.Механизм исчисления налога на прибыль организаций……………………….19
2. Развитие налога на прибыль организаций в Российской Федерации и за рубежом………………………………………………………………………………..27
2.1. Налог на прибыль в налоговых системах унитарных и федеративных государств……………………………………………………………………………..27
2.2. Перспективы развития налогообложения прибыли организаций…………….33
2.3. Совершенствование налога на прибыль организаций в Российской Федерации……………………………………………………………………………..40
Заключение……………………………………………………………………………47
Список использованной литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 330.50 Кб (Скачать)

Льготные режимы играют значительную роль в экономике стран и поэтому используются государствами избирательно: 

– или в целях развития отдельных направлений экономики и наиболее передовых видов производства (Япония, Бельгия, Республика Корея, Малайзия, Индия);

– или на проблемных направлениях экономики, например, в целях преодоления структурной безработицы  (Бельгия). В США в засушливый год фермеры могут не отражать в налоговой декларации свои доходы; 

– или в целях развития отстающих районов страны  (Германия – в отношении Восточных районов; Индия – развитие отстающих штатов; Малайзия – в штатах полуостровной части).

Таким образом, налог на прибыль имеет место в налоговых системах унитарных и федеральных государств.

Общей тенденцией развития налогообложения прибыли в странах мира является снижение в большинстве стран ставки налога на прибыль (в Великобритании, Германии, Японии, Республике Корея, Польше, Чехии), что обусловлено необходимостью создания условий экономического роста и привлечения с этой целью инвестиций. 

Во всех странах осуществляется компенсация убытков за счет будущего периода времени.

Во всех рассмотренных странах в различной мере используются льготные режимы налогообложения прибыли, введенные в связи с необходимостью решения актуальных экономических проблем и отключаемые по мере их решения. 

Имеется следующая тенденция зависимости показателя объема льгот по налогу на прибыль от типа и уровня экономического развития страны: наиболее высокое среднее значение показателя имеется в развивающихся и новых индустриальных странах, более низкие значения наблюдаются в странах, восстанавливающих рыночную экономику, еще более низкое среднее значение установлено для экономически развитых стран. 

В ряде стран осуществляется общее снижение объема льгот по корпорационному налогу (Германия, Польша) или отключение отдельных льготных режимов (Индия).

 

 

2.2. Перспективы развития налогообложения прибыли организаций

 

В России перспективой развития налога на прибыль организаций является сокращение возможностей минимизации налогообложения, связанных с переносом на будущее убытков поглощаемых (реорганизуемых) или приобретаемых компаний.

Отсутствие ограничений создает на рынке искаженные стимулы, направленные на приобретение неэффективного бизнеса без последующего его развития. В настоящее время существует возможность посредством присоединения убыточных организаций направить на погашение их убытков всю полученную прибыль. В этой связи начиная с 2011 года будет установлен особый порядок переноса убытков при реорганизации, предусматривающий ограничения, как по сроку, так и по размеру прибыли, направляемой на погашение убытка для реорганизуемых организаций.

Следующем перспективным направлением станет отнесение процентов по долговым обязательствам на расходы, учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

В настоящее время эти правила являются недостаточно эффективными: с одной стороны, они не предотвращают уклонение от налогообложения путем неправомерного отнесения процентов на расходы, с другой стороны, являются трудоемкими и обременительными для добросовестных налогоплательщиков.

Также необходимо усовершенствовать механизм учета для целей налогообложения расходов организаций на освоение природных ресурсов.

В частности, в настоящее время Кодексом установлен особый порядок признания расходов на освоение природных ресурсов, к которым относятся расходы на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых. При этом расходы на строительство и ликвидацию разведочной скважины на месторождениях нефти и газа, которая оказалась непродуктивной, относятся на расходы, связанные с расходами на освоение природных ресурсов, то есть уменьшают налоговую базу в текущем периоде, не формируя первоначальную стоимость объекта основных средств, которым является такая скважина.

Вместе с тем при поиске и оценке месторождений полезных ископаемых налогоплательщики несут затраты, связанные со строительством и ликвидацией иных скважин (опорных, параметрических, структурных, поисково-оценочных, водозаборных), которые необходимы, в частности при поиске и оценке месторождений углеводородного сырья. В связи с тем, что перечисленные виды скважин прямо не перечислены в Кодексе, в целях исключения различных трактовок законодательных норм предлагается соответствующим образом уточнить Кодекс.

Необходимо разрешить налогоплательщикам относить на расходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций затраты на освоение природных ресурсов, связанные с подготовкой территории к ведению горных работ; по устройству временных подъездных путей и дорог для вывоза добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов, подготовку площадок для строительства соответствующих сооружений, хранения плодородного слоя почвы, предназначенного для последующей рекультивации земель, хранения добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов, а также расходов по возмещению комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам землепользователями в процессе строительства и эксплуатации объектов, выплату компенсаций за снос жилья в процессе разработки месторождений в том периоде, в котором данные расходы были осуществлены.

Предлагается исключить норму, в соответствии с которой налогоплательщики не включают в состав расходов для целей налогообложения расходы на безрезультатные работы по освоению природных ресурсов, если в течение пяти лет до момента предоставления налогоплательщику прав на геологическое изучение недр, разведку и добычу полезных ископаемых или иное пользование участком недр на этом участке уже осуществлялись аналогичные работы. В соответствии с действующей редакцией Кодекса указанное ограничение не применяется, если указанные работы проводились на основе принципиально иной технологии и (или) в отношении других полезных ископаемых, однако на практике это ограничение не работает и является сложным в администрировании. Это обусловлено тем, что во-первых, в соответствии с законодательством о недропользовании выдача лицензии на геологическое изучение недр осуществляется на основании решения федерального органа исполнительной власти или на основании решения органа власти субъекта Российской Федерации, которые и определяют планы и временные сроки по геологическому изучению той или иной территории; во-вторых, будущий недропользователь может не располагать информацией о том, какие технологии применялись при геологическом изучении данного участка недр предшествующим недропользователем.

Также предлагается внести изменения по сроку полезного использования амортизируемого имущества, который определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика.

Учитывая принятые в последнее время решения (в частности, о возможности единовременного списания в расходы не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств, корректировке состава амортизационных групп в целях сокращения срока полезного использования отдельных видов основных средств) представляется необходимым провести анализ практики применения повышающих коэффициентов к норме амортизации с целью принятия решения об их дальнейшем использовании (в частности, речь идет о применении повышающих коэффициентов в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, а также являющихся предметом договора финансовой аренды).

В качестве перспективы можно рассмотреть повышение доходов от реализации компании с 3 до 10 млн. руб. Это позволит снизить нагрузку для налогоплательщиков, прежде всего субъектов малого предпринимательства, за счет сохранения в их распоряжении денежных средств в результате переноса срока уплаты налога с ежемесячного на ежеквартальный.

Перспективой налогообложения прибыли в США является снижение ставки корпоративного налога с нынешних 35 процентов, которая является  одной из самых высоких в развитых странах. Данная перспектива нацелена на повышение конкурентоспособности США.

Для того, чтобы снижение ставки не вызвало дефицит бюджета, огромное количество налоговых льгот, вычетов и специальных режимов должны быть исключены из кодекса корпоративного налога. Однако большим препятствием на пути налоговой реформы является новый раскол между администрацией Обамы и республиканцев в Палате представителей по поводу обращения с предприятиями, которые облагаются налогом по индивидуальным тарифам.

Председатель Республиканского пути средств комитета, дал понять, что налог не должен быть реформирован в изоляции.  Скорее, это должно произойти в сочетании с отдельными налоговыми реформами, с тем чтобы не оставить вне успешных малых предприятий и состоятельных частных партнерств в США, известных как "пройти через лиц", которые платят отдельные налоги, но не корпоративные налоги.

Также администрация Обамы предлагает избавиться от некоторых налоговых льгот для нефтяных и газовых компаний, однако они были резко отвергнуты республиканцами.  Но два фактора уменьшают вероятность того, что реформы будут достигнуты.  Во-первых, президент Обама настаивает, что любые реформы корпоративного налога могут быть нейтральным доходом - это означает, что в целом, бизнес не увидит сокращение налогов.  (Упрощение налогового кодекса будет предоставлять выгоду для корпорации в виде экономии на стоимости соблюдения налогового законодательства.) Во-вторых, широкое разнообразие эффективного налогообложения в промышленности означает, что возможность того, что отрасли  пострадают от роста  налоговой ставки (в том числе, биотехнологии и информационные технологии, что президент привел являются жизненно важными для "победы в будущее") весьма маловероятно.

Однако существует и другая возможность перспективы для политического успеха, что будет значительно выше: временно снижать налоги на иностранные доходы американских компаний.

Итак, в перспективе США снижение индивидуальных и корпоративных ставок до 25 процентов.

Канада также преуспела в снижении ставок налога на прибыль с 22% в 2007 году до 16,5% в настоящее время, а также в перспективе дальнейшее снижение до 15% в предстоящем году.

Снижение ставок корпоративного налога привело к притоку инвестиций, также не уменьшились налоговые поступления в Федеральный бюджет.  Напротив, корпоративные налоговые поступления доходов были до 12% в первые шесть месяцев 2010/11, несмотря на предыдущие сокращения ставки.  Создание благоприятных условий для инвестиций и рабочих мест  привели к взрыву инвестиционного бизнеса - до 20% в первом квартале 2011 года, которое должно повысить конкурентоспособность Канады.

В Японии Кабинет министров принял решение о сокращении ставки корпоративного налога, начиная с 1 апреля 2011 года, с 39,5 процента до 35 процентов. После чего США будет иметь самую высокую ставку корпоративного налога в мире. Целью данной перспективы является защита рабочих мест, удовлетворение потребностей населения и достижение конкурентоспособности Японии.

Для защиты рабочих мест в условиях международной конкуренции и финансирования необходимых расходов, связанных со старением населения, несмотря на падение рождаемости, Япония должна не только предотвратить переезд отечественных компаний за границу, но и привлечь больше прямых иностранных инвестиций из других стран.  Такое положение дел является главной причиной и предлагает широкие обоснование для снижения ставки корпоративного налога.  Большинство аргументов для снижения налоговой нагрузки на сегодняшний день были сосредоточены на воздействии поощрений капиталовложений и экономической деятельности. 

Таким образом, перспективой для многих зарубежных стран является,  снижение ставок корпоративных налогов вместе с расширением базы налогообложения, например, путем пересмотра специальных налоговых мер и методов амортизации на основе фиксированной ставки, установления лимитов отчисления на выплату процентов, а также отмена льготных тарифов. Такой подход является типичным примером налоговых реформ, проведенных в Германии и Великобритании. Также уже введенные налоговые сокращения привели к увеличению начинающих предпринимателей. Это дает людям стимул, чтобы начать свой собственный бизнес.

 

2.3. Совершенствование налога на прибыль организаций в Российской Федерации

 

В качестве совершенствования налога на прибыль организаций в Российской Федерации необходимо предусмотреть льготы по налогу на прибыль в части стимулирования инвестиционной деятельности организаций.

Инвестиционная налоговая льгота является весьма эффективным средством стимулирования расширения и обновления основных фондов.

При отмене инвестиционной льготы  и снижении налоговой ставки предполагалось, что уменьшение ставки будет стимулировать бизнес вкладывать средства в развитие производства.

О губительности такого решения для экономики ученые предупреждали еще в 2000-2001 гг. Об опасности снижения инвестиционной активности предприятий за счет собственных средств говорилось в научных трудах и на экономических форумах. Но то были теоретические выкладки. Сегодня мы можем повторить свои научные выводы, опираясь на практику. А она такова: после введения 25-й главы НК удельный вес инвестиций в основной капитал за счет собственных средств предприятий начал плавно, но неуклонно снижаться. Приведем данные за 7 лет после введения 25 главы НК, приняв за базовый период 2001 год – последний год действия налога на прибыль предприятий и организаций. Динамика этих лет не искажена влиянием экономического кризиса.

Таблица 2.3.1

Удельный вес инвестиций в основной капитал за счет собственных средств предприятий

Годы

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Удельный вес собственных средств в структуре финансирования инвестиций в процентах

49,4

45,0

45,2

45,4

44,5

42,1

40,4

40,0

Информация о работе Развитие налога на прибыль организаций в Российской Федерации и за рубежом