Развитие налога на прибыль организаций в Российской Федерации и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:05, дипломная работа

Описание работы

Цель бакалаврской работы состоит в исследовании развития и анализе эволюции налога на прибыль организаций, современного механизма налогообложения прибыли и перспектив его разработке практических рекомендаций по эффективному использованию налога на прибыль в качестве источника формирования бюджета и регулятора деятельности хозяйствующих субъектов в экономике.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы налогообложения прибыли……………………………….5
1.1. Экономическая сущность налога на прибыль организаций…………………….5
1.2. Эволюция налогообложения прибыли в Российской Федерации и за рубежом………………………………………………………………………………..11
1.3.Механизм исчисления налога на прибыль организаций……………………….19
2. Развитие налога на прибыль организаций в Российской Федерации и за рубежом………………………………………………………………………………..27
2.1. Налог на прибыль в налоговых системах унитарных и федеративных государств……………………………………………………………………………..27
2.2. Перспективы развития налогообложения прибыли организаций…………….33
2.3. Совершенствование налога на прибыль организаций в Российской Федерации……………………………………………………………………………..40
Заключение……………………………………………………………………………47
Список использованной литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 330.50 Кб (Скачать)

Инвестиционный потенциал системы налогообложения Франции предусматривает возможность использования таких рычагов стимулирования инвестиций, как ускоренную амортизацию и вычеты из налогооблагаемой прибыли в размере 10% прироста инвестиций в развитие производства и 50% прироста инвестиций в научные исследования, что не позволяет оценить его достаточно высоко. Однако методика определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль довольно сложна, и трудно выбрать в определенных случаях между уплатой НДС и подоходного налога в сфере финансов, в банковском деле и некоторых других областях.

Интересным с точки зрения возможного применения в России является налоговая система Испании, которая также имеет схожесть с государственным устройством России и сопоставимость (в определенной степени) макроэкономических условий ее функционирования с российскими.

Инвестиционный потенциал системы налогообложения Испании определяется предусмотренными в ней льготами за создание новых рабочих мест в виде фиксированной суммы, вычитаемой из общего объема рассчитанных в общем порядке налоговых платежей, а также поощрением инвестиций путем снижения на 5% ставки налога на прибыль. К этому следует добавить возможность применения норм ускоренной амортизации.

Однако надо отметить, что отраслевой потенциал данной налоговой системы не представляется существенным, поскольку он ограничен отдельными льготами (например, в кинопроизводстве) и санкциями (например, в игорном бизнесе) в части налога на прибыль и, таким образом, не затрагивает регулирования развития базовых отраслей экономики. К тому же конкурентный потенциал системы налогообложения Испании практически не представлен сколько-нибудь существенными элементами.

Таким образом, современный характер налогообложения прибыли предприятий в РФ в целом соответствует мировому уровню. Однако по сравнению с зарубежным опытом налоговая система Россия развита слабо.

Инвестиционный потенциал налоговой системы России, как и многие другие страны, включает такие элементы, как ускоренная амортизация, льготы по налогу на прибыль, идущие на развитие хозяйствующего субъекта, и возможность получения инвестиционного налогового кредита. Однако использование этих рычагов стимулирования инвестиций на практике затруднено, во-первых, излишне сложной административной процедурой их задействования и, во-вторых, общей тенденцией завышения издержек для уклонения от уплаты налогов.

Конкурентный потенциал следует признать весьма низким (отсутствует даже такой его механизм, как прогрессивное налогообложение доходов предприятий), о чем свидетельствует, например, чрезмерно высокий общий уровень монополизации в экономике.

Надо отметить, что в настоящее время идет активное реформирование налоговой системы России, процесс приближения форм и методов налогообложения к наиболее рациональным мировым системам.

Изучение налоговых систем развитых зарубежных стран, имеющих богатейший опыт в области налогообложения, позволяет дать оценку изменениям, происходящим в Российской Федерации в последние годы, и вместе с тем воспользоваться лучшими достижениями в этой области государственной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Развитие налога на прибыль организаций в Российской Федерации и за рубежом

2.1. Налог на прибыль в налоговых системах унитарных и федеративных государств

 

В унитарных государствах бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов всех территориально-административных единиц и состоит из двух звеньев: государственного бюджета и бюджетов местных органов самоуправления. Например, бюджетная система Японии имеет государственный бюджет, бюджеты 47 префектур и 3255 муниципалитетов; во Франции бюджетная система состоит из центрального бюджета и бюджетов 95 департаментов, около 38 тыс. коммун. 

Главную роль играет государственный бюджет, с помощью которого центральные власти аккумулируют в своих руках основную часть национального дохода, перераспределяемую через финансовую систему. За государственным бюджетом закреплены важнейшие доходы, такие, как подоходный налог, налог на прибыль корпораций, наиболее массовые косвенные налоги, поступления от государственных предприятий [31, с.65].

Налоговые системы большинства стран с унитарной системой государственного устройства (Великобритания, Италия, Франция, Швеция и др.) имеют двухступенчатые налоговые системы, в которых четко разграничены общегосударственные и местные налоги. Соответственно первые из них формируют налоговые дохода центрального, а вторые – местных бюджетов.

В федеративных государствах бюджетная система включает три звена: государственный (федеральный) бюджет, бюджеты членов федерации и местные бюджеты.

В ряде стран с федеративной системой государственного устройства, каждый из уровней управления имеет не только собственный бюджет, но и собственную налоговую систему. Существуют также федеральные государства, в которых наряду со специальными федеральными, региональными и местными налогами существуют наиболее крупные и значимые источники налоговых доходов, формирующие сразу два или три бюджета различных уровней. К таким странам относится и Россия.

Трехуровневые налоговые системы функционируют в большинстве федеральных государств. Это позволяет обеспечить возможность самостоятельного формирования бюджетов всем уровням управления при распределении некоторых налогов между ними.

Бюджетная система США, например, имеет федеральный бюджет, бюджеты пятидесяти штатов и более 80 тыс. бюджетов местных административных подразделений (3 тыс. округов, 19 тыс. муниципалитетов, 17 тыс. городов и тауншипов, 15 тыс. школьных и 29 тыс. специальных округов). В ФРГ бюджетная система состоит из федерального бюджета, бюджетов шестнадцати земель и бюджетов общин (к земельным приравниваются бюджеты ганзейских городов, к общинным - бюджеты объединений общин и округов); в Канаде - из федерального бюджета, бюджетов десяти провинций и бюджетов местных органов власти (общин, областей, графств) [31, с.65].

По такому же принципу построены бюджетные системы и в других федеративных государствах.

Система разделения налогов предполагает частичное разграничение прав собственности, когда право на законодательство и управление остаются в распоряжении федерального центра, а по вертикали происходит только разделение права на распределение дохода. Эта система означает использование одного и того же налога различными уровнями правительства и имеет свои положительные стороны: позволяет лучше координировать деятельность фискальных органов, делает налоговую систему универсальной и повышает ее прозрачность для налогоплательщиков, что снижает неопределенность и риск, а значит, благотворно влияет на принятие долгосрочных решений на микроуровне; значительно упрощает администрацию налогообложения, снижает издержки налоговой системы, главным образом за счет экономии на масштабе, достигаемой как при налоговом администрировании, так и сборе налогов; дает возможность не отвлекать усилия центрального правительства на сбор каких-либо определенных налогов, передав это право низовым уровням, что также снижает общие издержки по сбору налогов; обеспечивает гибкость не самой системы налогообложения, как это происходит в случае с системой предписания налогов, а гибкость в распределении ресурсов внутри системы, что реализуется путем изменения процентных ставок, избавляет субъекты налогового права от кропотливой работы по адаптации налогового законодательства; способствует ослаблению горизонтальной межправительственной налоговой конкуренции, увеличивает предсказуемость уровня бюджетной обеспеченности и облегчает процесс оптимизации.

Особым достоинством данной системы является то, что каждый уровень правительства может рассчитывать на более стабильные объемы доходов независимо от стадии делового цикла, нежели при полном закреплении меньшего числа налогов, обладающих разной чувствительностью к циклическим колебаниям. Здесь срабатывает правило диверсификации рисков, позитивно зарекомендовавшее себя в других областях экономической науки.

Система разделения налогов имеет свои недостатки. Она значительно уменьшает автономию субнациональных властей и их интерес к развитию региональной базы. Утрачивая контроль над объемом налоговых сборов, установлением налоговых баз и ставок, региональные власти лишаются эффективных рычагов управления региональной экономикой. Кроме того, возникает опасность ослабления федерального контроля за поступлением средств в бюджеты.

Рассмотрим в таблице 2.1.1 распределение налога на прибыль корпораций по уровням налоговой системы.

 

 

 

 

 

Таблица 2.1.1

Распределение налога на прибыль корпораций по уровням налоговой системы

Страна

Федеральный бюджет, в %

Региональный бюджет, в %

Местный бюджет, в%

Германия

50

50

-

США

60

40

-

Россия

90

10

-

 

Таким образом, за федеральным бюджетом закреплены основные налоги, такие как налог на прибыль корпораций.

В целом, сопоставление элементов налога на прибыль организаций в РФ и корпорационного в странах мира подтверждает функциональную аналогичность этих налогов, в том числе и по основным компонентам структуры налоговой базы.

Общей тенденцией динамики ставки корпорационного налога в странах мира является ее снижение.  Вместе с тем в ряде стран можно констатировать стабильность ставки на уровне, близком к среднему значению по группе на 2002/2003 гг. или ниже этого значения (27,2% ± 4,2%) [31, с.65].

Снижение ставки имело место в следующих странах: 

– в Великобритании, Германии, Японии, Польше, Чехии; 

– стабильность ставки поддерживалась -  в США, Республике Корея, Малайзии. Венгрии. 

В Индии в период с 1999 по 2002 г. имело место повышение ставки с 35,0 до 35,7% с максимумом в 39,55% в 2001 г.

Таким образом, снижение ставок налога на прибыль является основной тенденцией налогообложения прибыли в странах мира.

Отметим, что результаты изменения ставки в отношении:

а) обеспечения общего экономического роста экономики в целом;

б) возможностей управления развитием конкретных направлений отраслей экономики при помощи льготного налогообложения прибыли –  воздействуют на соответствующие процессы противоположным образом.

Действительно, снижение ставки налога при прочих равных условиях повышает инвестиционную привлекательность экономической системы,  обеспечивая приток инвестиций в различные ее отрасли. Напротив,  использование льготных режимов налогообложения прибыли в такой системе постепенно утрачивает эффективность в связи с уменьшением диапазона, в котором могут варьировать материальные выгоды, связанные с предоставлением льгот. Такая оценка последствий снижения ставки налога в отношении налоговых льгот высказывается М. Девере: «...вместе с налоговыми ставками падает и стоимость налоговых льгот». Здесь следует обратить внимание и на то, что в большинстве стран взимаются также и другие,  кроме корпорационного, налоги, база которых в различной степени совпадает с базой корпорационного налога. 

Увеличивая налоговую нагрузку на прибыль, дополнительные налоги снижают эффективность налоговых льгот, применяемых в рамках корпорационного налога,  поскольку аналогичные льготы в соответствующих дополнительных налогах не устанавливаются. 

В связи с этим законодательные действия, предусматривающие в том числе активизацию развития отдельных направлений в отраслях, теоретически строятся с учетом этого обстоятельства и обеспечивают достижение компромисса между поддержанием низкой ставки, наличием дополнительных налогов и размерами льгот, которые должны быть достаточно существенными для внутриотраслевого стимулирования развития необходимых (приоритетных) направлений.

Информация о работе Развитие налога на прибыль организаций в Российской Федерации и за рубежом