Развитие налога на прибыль организаций в Российской Федерации и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:05, дипломная работа

Описание работы

Цель бакалаврской работы состоит в исследовании развития и анализе эволюции налога на прибыль организаций, современного механизма налогообложения прибыли и перспектив его разработке практических рекомендаций по эффективному использованию налога на прибыль в качестве источника формирования бюджета и регулятора деятельности хозяйствующих субъектов в экономике.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы налогообложения прибыли……………………………….5
1.1. Экономическая сущность налога на прибыль организаций…………………….5
1.2. Эволюция налогообложения прибыли в Российской Федерации и за рубежом………………………………………………………………………………..11
1.3.Механизм исчисления налога на прибыль организаций……………………….19
2. Развитие налога на прибыль организаций в Российской Федерации и за рубежом………………………………………………………………………………..27
2.1. Налог на прибыль в налоговых системах унитарных и федеративных государств……………………………………………………………………………..27
2.2. Перспективы развития налогообложения прибыли организаций…………….33
2.3. Совершенствование налога на прибыль организаций в Российской Федерации……………………………………………………………………………..40
Заключение……………………………………………………………………………47
Список использованной литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 330.50 Кб (Скачать)

Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций.

Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересовано в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.

Значение прибыли состоит в том, что она отражает финансовый результат, отражающий эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень расходов и т. д. Вместе с тем на величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находится конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени, зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на производимую и продаваемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.

Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем проданной продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема проданной продукции и стоимость ресурсов, используемых в производстве, затрат на ее продажу.

На рынке предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает еще получения прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции.

Налоговый механизм обеспечивает экономическую реализацию добавочной прибыли по месту ее возникновения. Предприятие получает дополнительные возможности, как для ее инвестирования, так и для расширения непроизводительного потребления. Эффективная система налогообложения прибыли, предусматривающая предприятиям дополнительные льготы по налогу на прибыль, оказывает решающее влияние на стимулирование товаропроизводителя, имеет важное значение для обеспечения положительных финансовых результатов деятельности, повышения экономической активности, решения социально-экономических проблем.

 

1.2.           Эволюция налогообложения прибыли в Российской Федерации и за рубежом

 

Возникновение налогов непосредственно связано с возникновением и становлением финансов, когда формирование и использование бюджета стало носить системный характер и, следовательно, возникла необходимость в наличии доходов, получение которых носило бы постоянный характер.

Прообразы различных налогов и элементов налогообложения известны с глубокой древности, но представляется, что основной предпосылкой формирования той или иной налоговой системы можно считать не просто возникновение государственности, а отделение казны государства (фиск) от казны государя.

Впервые предприняла попытку организовать предпринимателей как единый класс налогоплательщиков императрица Екатерина II. Манифестом 1775 г. ею был введен гильдейский сбор, который отменил все существовавшие ранее сборы. [14, с.140]

Гильдейский сбор представлял собой налог с капитала и возлагался на купечество "в размере одного процента от объявленного "по совести" капитала". В качестве критерия оценки состоятельности предпринимателя впервые был положен оборот капиталов [14, с.140].

В XIX в., когда произошло сильное развитие русской промышленности и параллельно с ним увеличение государственных расходов, появилась необходимость в поиске новых, отвечающих реальным условиям, подходов к обложению предпринимательского слоя.

В 1818 г. в России появляется первый крупный труд в области теории налогообложения - "Опыт теории налогов" Николая Тургенева.

В нем формулируется фундаментальное положение, которое заложило основу для дальнейшего развития отечественной теории и практики налогообложения прибыли: "Налог должен быть всегда взимаем с дохода, и притом с чистого дохода, а не с самого капитала, дабы источники доходов государственных не истощались" [14, с.140].

Отличительной особенностью налогообложения в первые годы советской власти стали отказ от налоговой политики, существовавшей ранее, и замена разработанного ранее механизма стихийным налогообложением.
По отношению к налогообложению предприятий был вновь восстановлен разработанный в конце XIX в. промысловый налог [14, с.140].

Налоговой реформой 1930 - 1932 гг. для государственных предприятий было установлено два крупных платежа: налог с оборота и отчисления от прибыли, а для кооперативных предприятий были введены налог с оборота и подоходный налог.

Основные задачи налоговой реформы заключались в устранении множественности платежей в бюджет.

В период 60 - 70-х годов был предпринят ряд попыток реформирования налоговой системы СССР. Реформа предполагала шире использовать методы экономического стимулирования и установила зависимость материальных возможностей предприятий от полученных ими финансовых результатов, особенно прибыли. В первую очередь существенно изменилось распределение прибыли. Взамен одного платежа появилась плата за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства, фиксированные платежи, взносы свободного остатка прибыли.

Рассматривая особенности формирования современной системы налогообложения прибыли в нашей стране, необходимо выделить несколько этапов, объединяющих различные подходы к обложению прибыли.

Первый период - с июня 1990 по 1991 г. В июне 1990 г. был принят Закон СССР "О налогах с предприятий, объединений и организаций", вступивший в действие с 1 января 1991 г., который комплексно регулировал налогообложение предприятий.

Второй период - с 1991 по 2002 г. Именно в этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа, были подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы: Закон РФ от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в РФ", Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Основным отличием этого Закона стало установление единого подхода к налогообложению предприятий независимо от их организационно-правовой формы.

Третий период - с 2002 г. по настоящее время. Данный этап в современной налоговой системе можно назвать этапом кардинального изменения механизма исчисления налога на прибыль организаций, связанный с принятием и введением в действие главы 25 ч. 2 Налогового кодекса РФ "Налог на прибыль организаций" [10, с.85].

Таким образом, сделав даже короткий экскурс в историю становления и развития налога на прибыль организаций в России, можно прийти к выводу о том, что появление данного налога является результатом естественного развития налоговых правоотношений. На протяжении всей истории России прибыль предприятий так или иначе подлежала обложению налогами и сборами, и поступления от данных налогов и сборов всегда составляли весомую часть доходов государственного бюджета.

Следовательно, отказ от налогообложения прибыли предприятий, идеи о котором в настоящее время возникают у некоторых авторов, непременно окажет негативное воздействие на состояние налоговой системы ввиду невозможности его замены на другой столь же доходный источник.

В странах Запада налог на прибыль компаний (корпоративный налог) существует на постоянной основе с начала второй мировой войны и является наиболее характерной формой изъятия части прибыли в бюджетные системы современных государств.

Реформы 1980-1990-х годов коренным образом изменили систему налогообложения прибылей корпораций. В основу ее реформирования легли положения теории «экономики предложения». Согласно этой теории стимулирование производства и предложения путем снижения налогов является основной мерой по преодолению кризисных и инфляционных процессов. Вместо традиционного сочетания высоких ставок налога на прибыль с широкой системой налоговых льгот была предложена новая система налогообложения прибыли, сочетающая умеренные ставки налога на прибыль с ограниченной системой льгот [8, с.132].

В ходе реформы были поэтапно снижены ставки корпоративного налога. За период с 1984 года по 2008 год базовые ставки налога на прибыль корпораций значительно снизились.

В Западной Европе этот налог действует в Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Греции, Дании, Испании, Италии, Нидерландах, Норвегии, Португалии, Турции, Финляндии, во Франции, в Швейцарии, Швеции.

Вместе с тем налог имеет свои особенности в каждой отдельно взятой стране, которые зависят от многих факторов - экономических, политических, демографических, социальных и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.2.1

Базовые ставки налога на прибыль корпораций

                 Страна

1984 г 

1987 г 

1990 г 

1994 г 

1999 г.

2008 г.

Великобритания

45

35

35

33

33

30

США

51

45

39

34

34

35

Франция

50

45

42

39

33,33

33

Германия

56

56

50/43

45/36

45/30

40

Япония

53

52

52

40

37,5

27

 

Например, во Франции налогообложению подлежит чистая прибыль, которая определяется с учетом сальдо по всем операциям. Общая ставка налога составляет 34% (однако она может повышаться до 42%). При расчете чистой прибыли отчетного периода возможно перенесение убытков как на будущие периоды (что является традиционным подходом), так и на предыдущие периоды. Льготы применяются в основном через ускоренную амортизацию основных фондов, льготируется также прирост инвестиций в развитие производства [8, с.132].

Налог на прибыль с корпораций является одним из общегосударственных налогов Великобритании.

В Великобритании ставка налога на прибыль составляет 33%.  Характерно и то, что при определении налогооблагаемой прибыли из валового дохода вычитают помимо обычных затрат представительские расходы, расходы развлекательного характера на сотрудников компании, расходы на юридическую консультацию по вопросам финансов компании, убытки коммерческого и некоммерческого характера, затраты на научно-исследовательские работы.

В Германии основной особенностью является то, что облагается налогом либо нераспределенная прибыль по ставке 50%, либо распределенная в виде дивидендов по ставке 36% с учетом дальнейшего взимания налога на доходы физических лиц. Налог на прибыль с корпораций в Германии делится в пропорции 50% на 50% между федеральным и земельным бюджетами. Интересно, что налог первоначально полностью взимается местными органами, затем половина его перечисляется ими в федеральный бюджет. Как и во Франции, в Германии широко используется ускоренная амортизация [11, с.120].

В Италии действует так называемый подоходный налог с юридических лиц. Этот налог - пропорциональный, уплачивается по ставке 36%. При расчете налогооблагаемой базы из валового дохода вычитается сумма начисленной персоналу заработной платы.

В Испании ставка налога на прибыль с корпораций равна 35%. Налоговые льготы носят более социальный характер, нежели в странах, рассмотренных выше. Так, налоговыми льготами поощряются инвестиции в культуру, образование, профессиональную подготовку кадров.

В Греции также есть свои особенности, например, прибыль облагается так называемым корпоративным налогом до ее распределения. Льготируются (полностью вычитаются из налогооблагаемой прибыли) расходы на научно-исследовательские работы. Стандартная ставка равна 35% [11, с.120].

В Нидерландах налог на прибыль с корпораций носит характер регрессии, что встречается очень редко. Не облагаются налогом (вычитаются из базы) расходы на благотворительные цели.

Налог на прибыль с корпораций получил широкое развитие и на Американском континенте, где ему также присущи свои особенности. Так, в США действует как федеральный налог, так и налог, вводимый тем или иным штатом. Основная ставка федерального налога - 34%, однако при налогообложении установлен прогрессивный метод, чего нет в странах Западной Европы. Налогооблагаемая база делится на три шедулы, по первой из которых ставка установлена на уровне 15%, по второй - 25%, по третьей - 34%. Таким образом, государство стремится поощрять развитие малого бизнеса в стране. Ставки налога на прибыль, установленные законодательством штатов, различаются и могут носить как пропорциональный, так и прогрессивный характер [11, с.120].

Информация о работе Развитие налога на прибыль организаций в Российской Федерации и за рубежом