Разработка антикризисной стратегии на примере ООО «Вектор»

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 03:41, дипломная работа

Описание работы

Антикризисные стратегии - это стратегии, оптимизирующие поведение предприятия в условиях спада, устойчивого снижения основных финансовых показателей деятельности корпорации и угрозы банкротства. Они включают комплекс мер в области планирования, управления персоналом, финансов, взаимоотношений с группами поддержки, а также юридических и других мероприятий с целью обезопасить фирму от угрозы банкротства или существенного спада и создать условия для поворота к оздоровлению корпорации

Содержание

Введение 5
Глава 1 СУЩНОСТЬ, РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ АНТИКРИЗИСНОЙ СТРАТЕГИИ 8
1.1 Роль стратегии в антикризисном управлении 8
1.2 Классификация и методология формирования экономических стратегий антикризисного управления 15
1.3 Разработка антикризисной стратегии организации 25
Глава 2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «Вектор», как основа выявления проблем функционирования 35
2.1 Характеристика предприятия ООО «Вектор» 35
2.2 Анализ основных показателей деятельности ООО «Вектор» 38
2.3 Анализ ликвидности и платежеспособности 45
2.4 Оценка рентабельности деятельности предприятия 52
2.5 Оценка вероятности банкротства ООО «Вектор» 55
Глава 3. Разработка антикризисной стратегии на примере ООО «Вектор» 58
3.1 Причины кризисной ситуации 58
3.2 Мероприятия по оздоровлению ООО «Вектор» 60
Заключение 66
Библиографический список источников 69
Приложения 71

Работа содержит 1 файл

Диплом Ревко.docx

— 346.40 Кб (Скачать)
Факторы Проявление  кризисных факторов Возможные последствия
Состояние

национальной

экономики

Правительство пытается сгладить последствия ухудшения  экономической политики регулированием налогов, денежной массы, ставки банковского  процента Ужесточение налогообложения, удорожание кредита, рост издержек
Политические  факторы Отношение государства  к предпринимательской деятельности запретительного или ограничительного характера; нестабильность деятельности правительства и т.д. Ухудшение

инвестиционного климата, вывоз капитала из страны

Правовые  факторы Недостаточное

антимонопольное

регулирование;

ограниченное

регулирование ВЭД;

неразвитость

законодательной базы

Повышение предприятиями-монополистами  доходов за счет повышения цен  на продукцию; спад производства; отсутствие необходимой законодательной базы; трудности выхода на внешний рынок
Социальные  факторы Традиции, жизненные  ценности; менталитет административно-плановой экономики; отсутствие навыков управления финансами; невысокий уровень культуры Низкий уровень

руководства;

тяга к расточительству;

преступность, коррупция

Технологические факторы Низкие расходы  государства на науку и технику; низкий технический уровень Технологический застой, низкое качество и высокая  себестоимость продукции, низкий уровень  производительности и конкурентоспособности  предприятий
Взаимоотношения с покупателями и поставщиками Медленный темп роста выручки; задержки поставок сырья  и материалов; их низкое качество Рост неплатежей; снижение объема производства и качества продукции
 

     При высокой оборачиваемости средств причины экономического кризиса заключаются в рентабельности товара. Если объем продаж уменьшается, то причину следует искать в реализации продукции. Наличие запасов готовой нереализуемой продукции, потребительские свойства товара, ценовая политика и система распределения и продвижения товара могут быть причинами кризиса предприятия.

     Можно сделать вывод, что выход из кризиса  российских предприятий связан с  устранением причин, вызвавших его, а сам процесс планирования этого  выхода можно назвать стратегией (антикризисное стратегическое планирование) и тактикой (оперативное планирование) антикризисного управления.

     В настоящее время для выживания  на рынке и сохранения конкурентоспособности  все предприятия должны время  от времени вносить изменения  в свою хозяйственную деятельность. Стратегия антикризисного управления позволяет установить5:

     - каким образом предприятие может противостоять изменениям внешней среды (возникающим часто, нерегулярно и практически непредсказуемо);

     - с помощью каких предварительных мер можно сохранить свою жизнеспособность и достигнуть намеченных целей.

     Стратегия антикризисного управления охватывает все запланированные, организуемые и контролируемые перемены в области  существующей стратегии, производственных процессов, структуры и культуры любой социально-экономической системы, включая частные и государственные  предприятия. Предприятие должно постоянно  следить за основными факторами  окружающей среды и делать своевременные  и правильные выводы относительно своих  потребностей в изменениях. Толчком  к изменениям являются кризисные  ситуации. В зависимости от того, в какой области они представляют опасность для достижения целей  предприятия, выбирается соответствующая  антикризисная стратегия.

     Как уже говорилось, стратегия - это принцип  эффективной адаптации к изменениям окружающей среды. Внешние условия  окружающей среды меняются быстро, поэтому весьма важно получение  оперативной обратной связи с  внешним миром в виде показателей, которые характеризовали бы будущее - например, показателей роста доли рынка, роста удовлетворенности  покупателей. Ведь упреждающее воздействие гораздо эффективнее, нежели воздействие по устранению последствий.

     Разработка  и реализация антикризисного стратегического  управления предприятием - ключевые проблемы стабилизации российской экономики. Стратегия  антикризисного управления дает возможность  вовремя распознать кризис и, учитывая его особенность, снизить его  остроту.

1.2 Классификация и  методология формирования  экономических стратегий  антикризисного управления

 

     Антикризисные стратегии - это стратегии, оптимизирующие поведение предприятия в условиях спада, устойчивого снижения основных финансовых показателей деятельности корпорации и угрозы банкротства. Они  включают комплекс мер в области  планирования, управления персоналом, финансов, взаимоотношений с группами поддержки, а также юридических  и других мероприятий с целью  обезопасить фирму от угрозы банкротства  или существенного спада и  создать условия для поворота к оздоровлению корпорации. Спад в  производственных, финансовых и других важных показателях, определяющих эффективность  действия фирмы на рынке, носит закономерный, детерминированный характер; его  причины можно исследовать и  сделать соответствующие коррективы в страсти поведения, смягчающей последствия спада.

     Выделяются  внешние и внутренние факторы  спада6.

     Внешние факторы: изменения технологий, изменение  социальных ценностей или моды, насыщение  конкретных сегментов рынка, действия конкурентов, изменения в структуре  отрасли производства, падение объемов  продаж в отрасли.

     Внутренние  факторы: слабое управление, недостаточный  финансовый контроль, недостаточные  усилия в области маркетинга, неудачные  приобретения, слабое управление производством (операциями), чрезмерное расширение торгово-промышленной деятельности, вклады в крупные проекты.

     Эти факторы приводят к спаду, который  характеризуется следующими признаками: падения прибыльности, объема продаж, возрастание уровня финансовой зависимости, проблемы ликвидности в показателях  текущей и срочной ликвидности, значительная текучесть персонала, уменьшение доли рынка.

     Кризисное состояние экономики, падение объемов  промышленного производства, рост взаимных неплатежей, нехватка оборотных средств  обусловливают необходимость разработки на предприятии стратегий антикризисного управления, в которых должны найти  отражение два важнейших методологических аспекта7:

     1) отражение сути антикризисного  управления на предприятии;

     2) выделение характерных тенденций.

     Антикризисное управление представляет собой процесс  преодоления кризисного состояния  предприятия, возникающего по причинам как объективного, так и субъективного  характера.

     Опыт  российских предприятий показывает, что в условиях децентрализованного  управления проблема обеспечения эффективного исполнения каких-либо правил не может  быть решена одним лишь административным воздействием. Свою эффективность доказали такие методы, как образование внутрифирменных центров прибыли, центров затрат, а также венчурных центров, разработка трансфертных цен для взаиморасчетов и распределения ресурсов.

     На  практике антикризисное управление заключается в выработке и применении комплекса мер, способных обеспечить качественные изменения в производстве и сбыте. На предприятиях подобная система мер реализуется с помощью разработки экономических стратегий, направленных прежде всего на упорядочение финансовых потоков и получивших название финансового оздоровления. При этом стратегия рассматривается как долгосрочное развитие предприятия и системы его взаимоотношений с внутренней и внешней средой, ведущее предприятие к достижению намеченных целей.

     Исследованию  содержания и роли экономической  стратегии предприятия посвящены  многие научные отечественные и  зарубежные публикации. Стратегия, например, японской корпорации понимается как  система долговременного распределения  ресурсов, дающая представление о  будущем положении компании на рынке.

     В американском менеджменте стратегия  представляет собой модель действий, необходимых для достижения поставленных целей на основе координации и  распределения ресурсов компании. При  этом выделяется портфельная стратегия, которая связывается с управлением  собственностью (ее приобретением и  продажей), и деловая стратегия, цель которой - достижение конкурентных преимуществ.

     Таким образом, стратегия предприятия  определяется ключевыми экономическими целями и в свою очередь определяет рыночную нишу, позволяет создать  инфраструктуру, адаптировать предприятие  к внешней среде и обеспечить внутреннюю координацию действий.

     Отсутствие  единого взгляда на понятие экономической  стратегии обусловлено особенностями  национальных рыночных отношений, а  также уровнем их регулирования  со стороны государства. Анализ российской практики хозяйствования с этой точки  зрения позволяет выделить специфические  моменты антикризисного управления.

     На  основании изучения практики более 30 устойчиво работающих предприятий  были выделены следующие элементы экономической  стратегии промышленного предприятия8.

     1. Стратегия промышленного предприятия  как процесс целенаправленного  развития, который предполагает: постановку  обоснованных целей и задач;  выделение определенных принципов  действий (сбалансированность, системный  подход, рациональность); приоритетность  действий; (выделение значимых проблем  и их ранжирование).

     2. Направления работы по достижению  целей предприятия (основные составляющие  экономической стратегии):

     - поиск новых рынков;

     - разработка новой продукции;

     - обеспечение высокого качества  товаров;

     - улучшение сервиса;

     - разработка и внедрение новых  технологий;

     - приобретение и рациональное  использование природных ресурсов;

     - обеспечение роста производства;

     - эффективное продвижение товара  на рынке;

     - обеспечение роста прибыли в  плановом периоде.

     3. Основные вопросы разработки  экономической стратегии:

     а) в области маркетинга:

     - сегмент рынка, на котором должны  быть сконцентрированы усилия,

     - ассортимент и качество продукции,

     - распределение ресурсов на стадии  продаж,

     - ценовая политика;

     б) в области производства:

     - необходимый уровень производства,

     - покупка комплектующих или их  собственное производство,

     - срок запасов материальных ресурсов,

     - политика набора или обучения  персонала; в) в области финансов:

     - объем текущих и капитальных  затрат,

     - сроки и направления инвестиций,

Информация о работе Разработка антикризисной стратегии на примере ООО «Вектор»