Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:26, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - рассмотреть комплексные решения по финансовому оздоровлению предприятий в условиях современной российской экономики.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- раскрыть сущность необходимости финансового оздоровления предприятия (его принципы, цели и задачи);
- изучить методологические основы диагностики кризисной ситуации и финансового оздоровления предприятия;
- рассмотреть возможности применения комплексного механизма финансового оздоровления предприятия в условиях современной российской экономики.
Введение 2
1. Принципы, цели и задачи финансового оздоровления предприятия 4
2. Методы и механизмы комплексного финансового оздоровления предприятий 11
2.1. Методы планирования финансового оздоровления предприятия 11
2.1. Упреждающие мероприятия финансовой стабилизации 18
2.2. Санация предприятия 21
3. Осуществление эффективной финансовой политики предприятий в условиях современной российской экономики 27
Заключение 37
Список использованной литературы: 39
Скорость
модификации товара или бизнеса
становится стратегическим ресурсом фирмы.
Чем быстрее предприятие
Суммарное время на проведение всех антикризисных или плановых реорганизационных мероприятий ТАМ складывается из следующих составляющих:
ТАМ=ТД + ТО + ТЗМ + ТРМ , где:
ТД – время на экспресс-диагностику или функциональную диагностику предприятия;
ТО – время на оценку финансовой состоятельности предприятия;
ТЗМ – время на задействование оперативных, тактических или стратегических мероприятий;
ТРМ – время на реализацию и контроль мероприятий.
Необходимо
знать средние нормативные
Если тенденции развития фирмы (тренды) отслеживаются руководством, то легче принимать рациональные стратегические решения в отношении новых товаров, рынков сбыта, технологий ведения бизнеса, отраслей бизнеса, диверсификации финансовых, материальных и трудовых ресурсов.
а - стационарная деятельность фирмы;
б- спад в деятельности фирмы;
в — развитие фирмы
Рис. 3.3. Возможные тренды системообразующего параметра фирмы
При невозможности задействования оперативного, тактического или стратегического механизмов финансовой стабилизации обычно проводят санацию предприятия (по решению суда или без него).
Санация - это система мероприятий по финансовомуоздоровлению предприятия, реализуемых с помощью сторонних юридических или физических лиц и направленных на предотвращение объявления предприятия-должника банкротом или его ликвидации.
Санация предприятия проводится в трех основных случаях:
- по инициативе самого предприятия до возбуждения кредиторами дела о банкротстве с привлечением внешней помощи;
- если предприятие по своей инициативе обратилось в арбитражный суд с заявлением о своем банкротстве, одновременно предлагая условия своей санации (эти случаи характерны для государственных предприятий);
- если решение о проведении санации выносит арбитражный суд по поступившим заявлениям кредиторов, которым задолжало это предприятие.
Основные этапы управления санацией предприятия:
Выбор формы санации:
В качестве санатора могут выступить: собственники предприятия (в том числе и государственные органы по проблемным госпредприятиям); кредиторы предприятия; коммерческий банк, осуществляющий обслуживание предприятия; сторонние хозяйствующие субъекты — юридические лица; трудовой коллектив санируемого предприятия.
Для проведения санация сначала составляется бизнес-план по следующим разделам:
- общие сведения о санируемом предприятии;
- оценка кризисного состояния предприятия;
- обоснование концепции и формы санации предприятия;
- система мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия;
- ожидаемые результаты санации. Расчет эффективности санации.
Эффективность санации определяется путем соотнесения результатов (эффекта) и затрат на ее осуществление. Результаты санации могут быть оценены размером дополнительной прибыли, рассчитываемой как разница между ее суммой после и до проведения санации.
Затраты на проведение санации определяются путем разработки специального бюджета (бюджета санации). Эти затраты могут рассматриваться как инвестиции санатора в санируемое предприятие с целью получения прибыли в предстоящем периоде.
При
оценке эффективности санации
, где:
ЭСС – сумма эффекта синергизма, достигаемого в процессе слияния или поглощения, руб.;
РСС – прогнозируемая рыночная стоимость вновь создаваемого предприятия в процессе слияния или поглощения, руб.;
РС1,РС2 – оценка рыночной стоимости отдельных объединяемых предприятий, руб.
После рассмотрения проекта бизнес-плана санации с учетом оценки его эффективности он утверждается и принимается к исполнению всеми заинтересованными сторонами, то есть предприятием-должником, его кредиторами и санаторами.
Цель
санации считается достигнутой,
если удалось за счет внешней финансовой
помощи и реорганизационных
- прерывно- последовательная;
- непрерывно-последовательная;
- параллельная;
- параллельно-поэтапная;
- параллельно- последовательная.
Прерывно-последовательная схема (рис. 3.4). Этот вариант применяется тогда, когда необходимо дополнительное время ∆Т1 на структурную перестройку бизнеса, технологии или товара.
Рис. 3.4. Прерывно-последовательная схема перестройки бизнеса.
СП – системообразующий параметр (чистая прибыль, рентабельность, объём реализации, прирост объёма реализации и д.р.); Т1, Т2 – реализуемые товары или товарные группы; ∆Т – период структурной перестройки.
Непрерывно-последовательная схема (рис. 3.5) применяется, когда времени для структурной перестройки AT не требуется. Все осуществляется непрерывно. Например, в результате слияния или поглощения новое предприятие сразу начинает выходить из кризиса, используя дополнительные источники финансирования для покрытия долга и повышения объемов производства. Товар или товарная группа может оставаться старой Т1 или стать модифицированной Т2.
Рис 3.5. Непрерывно-последовательная схема перестройки бизнеса.
Параллельную схему (рис. 3.6) применяют, когда необходима быстрая модификация товара. Параллельно на спаде продаж товара T1 ведется реализация товара Т2. В результате суммарные объемы продаж не успевают существенно снижаться, фирма получает стабильность и гарантии конкурентоспособности на рынке.
Рис 3.6. Параллельная схема перестройки бизнеса.
Параллельно-поэтапную схему (рис. 3.7) целесообразно применять, когда невозможен параллельный переход на новый товар Т2 и фирма вынуждена временно применять у себя переходную модель: часть характеристик у нес от старой модели, а часть уже от новой.
Рис 3.7. Параллельно-поэтапная схема перестройки бизнеса.
Параллельно-последовательная схема (рис. 3.8) заключается в том, что за время AT фирма может оборудовать дополнительные мощности по освоению конкурентоспособного товара (Т2) и продолжить работу с приростом объемов реализации, выручки и прибылей. Одновременно (параллельно) с товаром Т1 (объемы реализации его падают) происходит подъем реализации товара Т2 до определенного предела, ограниченного мощностями и возможностями бизнеса. Требуется некоторое время АТ, после которого объемы реализации нового товара Т2 могут и далее возрастать, ведя за собой в рост выручку, прибыль и другие показатели работы.
Рис 3.8. Параллельно-последовательная схема перестройки бизнеса.
Выбор схемы преобразований зависит от множества факторов:
- жизненного цикла товара или товарной группы;
- финансового состояния и финансовой стратегии фирмы;
- возможностей брать дополнительные кредиты;
- конкуренции в отрасли и на рынке;
- макроэкономических, политических, социальных факторов;
- окружения фирмы (взаимодействия с поставщиками, посредниками и контрагентами, клиентами, партнерами, конкурентами, госструктурами);
- качества и
зрелости персонала, уровня руководства
и организационной культуры на фирме.
Исследования проблемы анализа финансового состояния предприятия и механизмов его оздоровления широко проводились в России еще в девяностые годы XX столетия применительно к сложившимся тогда кризисным условиям хозяйствования. Однако рассматриваемая проблема в те годы, как правило, не увязывалась с задачей инновационного развития предприятия, которая в конце прошлого века практически не исследовалась отечественными учеными.
В период роста российской экономики в 1999-2011 гг. во многих научных трудах стала обосновываться задача инновационной трансформации национальной экономики. Однако она рассматривалась в отрыве от проблемы финансового оздоровления предприятий, острота которой в эти годы несколько уменьшилась, так как российская экономика показывала высокие темпы своего роста (в среднем 7% в год).
В результате сложился ошибочный теоретический подход, согласно которому проблему финансового оздоровления предприятий необходимо решать в период кризиса экономики, а задачу их инновационного развития - во время ее устойчивого роста.
Реализация подобного подхода в трудах многих российских ученых привела к тому, что большинство результатов их ранее проведенных исследований в современных условиях не может стать теоретической основой оживления российской экономики, предполагающего не только финансовое оздоровление предприятий, но и их дальнейшую инновационную деятельность.
Такой подход соответствовал реализуемой государством «сырьевой» модели экономического развития страны. Поэтому решение проблемы финансового оздоровления предприятий не переросло в разработку механизмов их послекризисного инновационного развития.
Отмеченное обстоятельство сыграло свою негативную роль в том, что в отличие от многих стран мира основой экономического роста нашего государства в начале XXI в. являлась рента с природных ресурсов, которая давала не менее 75% всей чистой прибыли. Темпы экономического развития России в эти годы почти на 70% обеспечивались увеличением цен на экспортируемые сырьевые товары и скрытой инфляционной составляющей.
В то же время в высокоразвитых странах 80% их экономического роста было обеспечено инновационной деятельностью предприятий. В результате к 2009 г. по уровню конкурентоспособности, согласно данным Всемирного экономического форума, российская экономика опустилась на 58-е место в мире. Продукция 80% российских предприятий в настоящее время конкурентоспособна только внутри страны и на рынках стран СНГ. В государствах Европейского союза конкурентоспособной являлась продукция только 5% российских предприятий, в странах Северной Америки 3%.
Это во многом было вызвано низкой инновационной активностью отечественных предприятий. Проводимая государством инновационная политика оказалась недейственной, т. к. она носила в основном декларативный характер. Как следствие, российские предприятия сильно отстали по уровню эффективности своей деятельности [10].
Начавшийся в 2008 г. мировой
финансово-экономический