Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 06:03, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы на основе анализа эволюции налогообложения сформировать и обосновать методические и инструментальные подходы к формированию и развитию системы приоритетов и направлений прямого налогообложения в условиях рыночной экономики России.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
–определения сущности, функций назначения прямого налогообложения в рыночной экономике России;
– исследования соотношения прямого и косвенного налогообложения;
– рассмотрения характеристики основных видов прямых налогов, применяемых на современном этапе;
– определения роли и места прямых налогов в практическом механизме налогообложения региона (на примере Республики Саха (Якутия)).
– обоснования направлений совершенствования налоговой системы в посткризисной экономике России;
Введение………………………………………………………………………..3Глава 1. Теоретико-методологические подходы к формированию прямого налогообложения
1. Соотношение прямого и косвенного налогообложения………………..6
2. Прямые налоги в практике налогообложения регионов (на примере Республики Саха (Якутия)………………………………………………..10
Глава 2. Налог на имущество физических лиц
2.1 Общая характеристика и ставки налога………………………………….14
2.2 Порядок исчисления и уплаты ………………….…………………..……20
Глава 3. Предложения по совершенствованию реформирования налоговой системы России в современных условиях…………………………………30
Заключение……………………………………….……………………………35
Список использованной литературы………..……………………………….39
Необходима переориентация функций налоговой системы с фискальной на стимулирующую, что позволит без ущерба для экономики и в полной мере использовать налоговые рычаги государственного регулирования, создавая предпосылки для экономического роста и притока инвестиций в производственную сферу.
В странах с развитой экономикой основной упор делается на налогообложение потребления, то есть физических лиц, как основных потребителей товаров и услуг в любой стране. В Российской Федерации основная тяжесть налогового бремени хоть и лежит на производстве, но постепенно переходит на физические лица, несмотря на низкий уровень доходов преобладающей части населения и несформировавшийся средний класс.
Данное переложение налогового бремени связано с преобладанием доли наличных расчетов в общем объеме расчетов населения за потребленные товары, а также низким уровнем легальных доходов населения в связи с выплатой заработной платы работодателями, минуя налогообложение.
Кроме
этого, на данный процесс влияет имеющий
место преимущественно
В настоящее время Правительство РФ снижает долю косвенного налогообложения, в связи с чем в 2005 году в налоговое законодательство внесено достаточно много изменений и дополнений. Их общее направление — сокращение числа налогов, рационализация налоговой системы и дальнейшее снижение налоговой нагрузки.
Все изменения и дополнения, внесенные в последние 2 года в НК РФ, рассмотрены в работе с точки зрения их влияния на формирование устойчивой тенденции развития налоговой системы в России, в том числе на её отдельных территориях. В работе рассмотрены изменения по ряду прямых налогов (ЕСН, водному налогу, земельному и имущественным налогам).
С
учетом последних изменений в
налоговом законодательстве к прямым
налогам в Российской федерации
относятся: налог на прибыль организаций,
единый социальный налог, налог на доходы
физических лиц, налог на добычу полезных
ископаемых, водный налог, сборы за
пользование объектами
Исследование
системы прямого
В России процесс совершенствования налогового законодательства еще не завершен. Одни налоговые платежи поступательно вводятся, другие – упраздняются. Характерной тенденцией является то, что косвенные налоги постепенно заменяются прямыми, что следует отметить как позитивный фактор.
Модель
дифференцирована по видам налогов,
закрепленных, за всеми уровнями налоговой
системы. Исходя из этого предлагаемые
мероприятия структурированы по
трем блокам: федеральном, региональном,
муниципальном. В каждом блоке показаны
элементы в части совершенствования
в системе прямого
Предложения, реализуемые в блоке №1 на федеральном уровне связанны с изменением технологии расчета и взимания таких прямых налогов, как НДФЛ, налог на прибыль.
Совершенствование регионального налогообложения, отраженное в блоке №2, предполагает упорядочение технологических подходов в особых налоговых режимах (ЕНВД, УСНО).
Реформирование
системы местного налогообложения
(блок №3): связано с возвратом
отдельных ранее отмененных налогов,
налоговых долей в федеральных
налогах. Так отменен налог на
содержание жилфонда и объектов социально
культурной сферы, взимаемый на местном
уровне он составлял до 40% объема налоговых
доходов муниципальных
Кроме того изменения в федеральном блоке связаны с возвратом местным бюджетам доли в НДС, который с 2002г. полностью централизуется в федеральный бюджет.
Кроме
доли возврат муниципальным
Практическая реализация предложений отраженных в разработанной модели способствовала бы более объективному и научно-обоснованному налогообложению, снижению бюджетных дотаций, повысило бы прогноз в расчетах налогового потенциала территорий.
Развитие
экономических отношений в
По
мнению большинства ученых, на современном
этапе реформирования налоговой
системы необходима разработка концепции
прямого налогообложения, которая
должна учитывать как мировой
опыт, так и специфические
Налогообложение находится на стыке всех социально – политических и экономических интересов общества. От того, насколько рационально определено и рассредоточено между плательщиками налоговое бремя, зависит успех индивидуального и корпоративного бизнеса, а значит, богатство нации в целом.
По
содержанию налоговой политики можно
судить о типе государства, о прочности
его правовых основ и об устремлениях
бюрократического аппарата, призванного
поддерживать эти основы. Налоги –
это мощнейшее орудие в руках
тех, кто определяет социально –
политические и экономические ценности
в государстве.
Заключение
1.
Современный этап
2.
При разработке оптимального
сочетания прямых и косвенных
налогов необходимо учитывать
то обстоятельство, что прямые
налоги, напрямую связанные с
производством, значительно
3.
В модернизации налоговых
систем развитых зарубежных
4.
Структурная трансформация
5.
Региональная налоговая
6.
Совершенствование налоговой
7.
Разработанная модель
Сейчас налоги на имущество физических лиц необременительны и недоимки по ним почти нет. На сегодня средняя оценочная цена единицы объекта недвижимости на одного человека составляет 17 млн. руб., соответственно, средняя сумма налога - 17 тыс. руб. в год.
Однако ситуация с оценкой зданий, помещений и сооружений во многих регионах остается проблемной. Как правило, применяется корректировка старой оценки, определенной Бюро технической инвентаризации в 1982 году, с учетом повышающих коэффициентов. По своей сути такие оценки имеют затратный, а не рыночный характер. Применять же реальную рыночную оценку пока не позволяет законодательная база.
На сегодняшний день в России не оценены 5,3 млн. строений, принадлежащих более чем 4 млн. граждан. В основном, это - садовые домики и дачи. В соответствии с существующим законодательством вместо оценки БТИ для исчисления налога разрешено применять страховую оценку, однако многие из этих строений не застрахованы. Граждане не регистрируют свои строения, делая вид, что они пока не достроены. местные органы власти в первую очередь должны быть заинтересованы в уплате налога на строения, помещения и сооружения, поскольку он идет в их бюджеты, что происходит не всегда.
В
связи с этим необходимо принять
ряд мер. Налог на имущество физических
лиц должен быть дифференцирован
в зависимости от вида имущества,
увеличен необлагаемый налогом минимум,
а ставки налога в целом должны быть
увеличены. Верхнюю планку ставок предполагается
поднять до 8 %. Однако это может отрицательно
отразиться на бюджете владельцев имущества.
Они не смогут уплачивать налог в полном
объеме, собираемость снизится, появится
недоимка. Для того чтобы налог был реально
собираем, нужно разработать и ввести
систему оценки и учета имущества, находящегося
во владении частных лиц.