Прямые налоги

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 06:03, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы на основе анализа эволюции налогообложения сформировать и обосновать методические и инструментальные подходы к формированию и развитию системы приоритетов и направлений прямого налогообложения в условиях рыночной экономики России.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
–определения сущности, функций назначения прямого налогообложения в рыночной экономике России;
– исследования соотношения прямого и косвенного налогообложения;
– рассмотрения характеристики основных видов прямых налогов, применяемых на современном этапе;
– определения роли и места прямых налогов в практическом механизме налогообложения региона (на примере Республики Саха (Якутия)).
– обоснования направлений совершенствования налоговой системы в посткризисной экономике России;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3Глава 1. Теоретико-методологические подходы к формированию прямого налогообложения
1. Соотношение прямого и косвенного налогообложения………………..6
2. Прямые налоги в практике налогообложения регионов (на примере Республики Саха (Якутия)………………………………………………..10

Глава 2. Налог на имущество физических лиц
2.1 Общая характеристика и ставки налога………………………………….14
2.2 Порядок исчисления и уплаты ………………….…………………..……20
Глава 3. Предложения по совершенствованию реформирования налоговой системы России в современных условиях…………………………………30
Заключение……………………………………….……………………………35
Список использованной литературы………..……………………………….39

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая по финансам.docx

— 109.09 Кб (Скачать)

    Необходима  переориентация функций налоговой  системы с фискальной на стимулирующую, что позволит без ущерба для экономики  и в полной мере использовать налоговые  рычаги государственного регулирования, создавая предпосылки для экономического роста и притока инвестиций в  производственную сферу.

    В странах с развитой экономикой основной упор делается на налогообложение потребления, то есть физических лиц, как основных потребителей товаров и услуг  в любой стране. В Российской Федерации  основная тяжесть налогового бремени  хоть и лежит на производстве, но постепенно переходит на физические лица, несмотря на низкий уровень доходов  преобладающей части населения  и несформировавшийся средний класс.

    Данное  переложение налогового бремени  связано с преобладанием доли наличных расчетов в общем объеме расчетов населения за потребленные товары, а также низким уровнем  легальных доходов населения  в связи с выплатой заработной платы работодателями, минуя налогообложение.

    Кроме этого, на данный процесс влияет имеющий  место преимущественно количественный способ получения доходов, сложный  механизм контроля над физическими  лицами по сравнению с организациями. Прямое налогообложение в РФ находится  на той стадии развития, которая  требует глобальных изменений, чтобы  приносить доходы в бюджет.

    В настоящее время Правительство  РФ снижает долю косвенного налогообложения, в связи с чем в 2005 году в  налоговое законодательство внесено  достаточно много изменений и  дополнений. Их общее направление  — сокращение числа налогов, рационализация налоговой системы и дальнейшее снижение налоговой нагрузки.

    Все изменения и дополнения, внесенные  в последние 2 года в НК РФ, рассмотрены  в работе с точки зрения их влияния  на формирование устойчивой тенденции  развития налоговой системы в  России, в том числе на её отдельных  территориях. В работе рассмотрены  изменения по ряду прямых налогов (ЕСН, водному налогу, земельному и имущественным  налогам).

    С учетом последних изменений в  налоговом законодательстве к прямым налогам в Российской федерации  относятся: налог на прибыль организаций, единый социальный налог, налог на доходы физических лиц, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного  мира, государственная пошлина,  налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц и другие. В настоящее время в бюджете  Российской Федерации прямые налоги по удельному весу составляют половину всех налоговых доходов.

    Исследование  системы прямого налогообложения  региона в части пополнения бюджетов других уровней позволило выявить  ряд следующих закономерностей. В структуре консолидированного бюджета РФ прямые налоги составляют 67% против 19% в федеральном бюджете  и 80,5% в бюджете региона. Данная динамика связана с изменением с 2002г. порядка  зачисления  НДС, который стал 100% зачисляться  в федеральный бюджет, что, естественно, снизило долю прямых налогов в консолидированном бюджете (рис 3).

    В России процесс совершенствования  налогового законодательства еще не завершен. Одни налоговые платежи  поступательно вводятся, другие –  упраздняются. Характерной тенденцией является то, что косвенные налоги постепенно заменяются прямыми, что  следует отметить как позитивный фактор.

    Модель  дифференцирована по видам налогов, закрепленных, за всеми уровнями налоговой  системы. Исходя из этого предлагаемые мероприятия структурированы по трем блокам: федеральном, региональном, муниципальном. В каждом блоке показаны элементы в части совершенствования  в системе прямого налогообложения, направленные на улучшение всей налоговой  системы государства.

    Предложения, реализуемые в блоке №1 на федеральном  уровне связанны с изменением технологии расчета и взимания таких прямых налогов, как НДФЛ, налог на прибыль.

    Совершенствование регионального налогообложения, отраженное в блоке №2, предполагает упорядочение технологических подходов в особых налоговых режимах (ЕНВД, УСНО).

    Реформирование  системы местного налогообложения (блок №3): связано с возвратом  отдельных ранее отмененных налогов, налоговых долей в федеральных  налогах. Так отменен налог на содержание жилфонда и объектов социально  культурной сферы, взимаемый на местном  уровне он составлял до 40% объема налоговых  доходов муниципальных образований.

    Кроме того изменения в федеральном  блоке связаны с возвратом  местным бюджетам доли в НДС, который  с 2002г. полностью централизуется в  федеральный бюджет.

    Кроме доли возврат муниципальным образованиям 2% доли налога на прибыль (24%), отмененной в 2006г. способствовал бы снижению количества бюджетных реципиентов. Совершенствование  местного налогообложение должно включать сохранение долей в таких налогах, как плата за воду и добыча полезных ископаемых.

    Практическая  реализация предложений отраженных в разработанной модели способствовала бы более объективному и научно-обоснованному  налогообложению, снижению бюджетных  дотаций, повысило бы прогноз в расчетах налогового потенциала территорий.

    Развитие  экономических отношений в России сопровождается преобразованием финансово-бюджетной, налоговой, кредитно-денежной и других систем хозяйствования. Налоговые отношения  – отношения перераспределительного характера, основанные на первичных  распределительных отношениях. Налоги – это отношения собственности, а проблемы собственности вызывают в настоящее время наибольшее противостояние в обществе.

    По  мнению большинства ученых, на современном  этапе реформирования налоговой  системы необходима разработка концепции  прямого налогообложения, которая  должна учитывать как мировой  опыт, так и специфические особенности  государственной системы России.

    Налогообложение находится на стыке всех социально  – политических и экономических  интересов общества. От того, насколько  рационально определено и рассредоточено между плательщиками налоговое  бремя, зависит успех индивидуального  и корпоративного бизнеса, а значит, богатство нации в целом.

      По  содержанию налоговой политики можно  судить о типе государства, о прочности  его правовых основ и об устремлениях бюрократического аппарата, призванного  поддерживать эти основы. Налоги –  это мощнейшее орудие в руках  тех, кто определяет социально –  политические и экономические ценности в государстве. 
 
 
 
 

    Заключение

    1. Современный  этап трансформационного  процесса в налоговой системе  России,  начавшийся с 2001 года, по новому определяет роль  и место прямых налогов, как  одного из главных фискальных элементов налоговой системы, специфичных по определению сущностной характеристики, носящих безвозвратный характер, заключающейся в отчуждении собственности плательщика, но в отличие от косвенных налогов, при использовании прямых восполнение изъятой у плательщика собственности не компенсируется потребителем товара и не ведет к трансформации их экономической природы. В прямых налогах в наибольшей степени соизмеряются две функции – стимулирующая и контрольная, обеспечивающие рациональность налогового механизма, в связи с чем они не способствуют субъективистскому управлению перераспределением собственности.

    2. При разработке оптимального  сочетания прямых и косвенных  налогов необходимо учитывать  то обстоятельство, что прямые  налоги, напрямую связанные с  производством, значительно меньше  влияют на его объемы, последующий  процесс распределения и перераспределения  совокупного общественного продукта. Налоговое переложение, характерное  для косвенных налогов, относится  к налоговым отношениям, представляющим  одну из форм взаимодействия  субъектов производства и потребителя,  реализуется с помощью механизма  цен, ведет к их последовательному  цепному изменению. Усиление государственной  налоговой политики развития  прямого налогообложения направлено  на увеличение платежеспособного  спроса, сокращение налогового бремени  населения, ужесточения контроля  над денежной эмиссией, рост оборотных  фондов за счет сокращения  основных (в действующей налоговой  системе из 15 налогов 13- прямые).

    3. В  модернизации налоговых  систем развитых зарубежных стран  одна из ведущих ролей отводится  налоговым методам регулирования  экономического развития, предусматривающим  крупные изменения в области  прямого налогообложения. Изменение  соотношения прямых и косвенных  налогов является следствием роста ориентации западных обществ на социальный компромисс. Развитие прямого налогообложения с высокими прогрессивными ставками дало возможность переложить основную тяжесть налогов на наиболее обеспеченные слои населения и использовать аккумулированные государством финансовые ресурсы для реализации социальных программ, государственных заказов, капиталовложений.

    4. Структурная трансформация прямого  налогообложения территорий, видов  и источников поступления прямых  налогов оказала значительное  влияние на муниципальные бюджеты,  которые потеряли  значительную  часть налоговых доходов (отменены  доли поступлений с налога  на прибыль организаций и снижена  доля НДФЛ). Кроме того, данная  ситуация осложнена  изменением льготного режима при освоении предприятиями новых мощностей (отменой   инвестиционной льготы), что не позволяет им надежно и стабильно формировать финансовые ресурсы для исполнения расходных полномочий и требует возврата данной льготы, замененной 10% льготой по  амортизационным отчислениям.

    5. Региональная налоговая политика  Ростовской области  способствует  реализации в сфере налоговых  отношений стабильной тенденции  по  расширению границ прямого  налогообложения, составляющего  более 80% налоговых доходов региона,  из которых более 40% приходится  на долю налога на доходы  физических лиц, что способствует  увеличению налогового бремени  населения и отрицательно воздействует  на социальные процессы субъекта  Федерации. 

    6. Совершенствование налоговой системы  России вызвано отсутствием   в налоговой политике единого  подхода к формированию концепции  эффективного налогообложения. Формирование  у большинства субъектов налоговых  отношений противоречивой и экономически  неэффективной системы налогообложения  не способствует социально-экономическому  развитию регионов. Учет тенденций  и закономерностей в практике  межрегионального налогообложения,  снижение доли косвенных налогов  в общем объеме налоговых платежей будет повышать действенность налогообложения в налоговой системе.

    7. Разработанная модель реформирования  прямого налогообложения исследуемого  региона, основанная  на разработке  критериев четкой видовой дифференциации  налогов, усилении регулирующей  роли федеральных прямых налогов,  закрепления в них доли муниципальных  территорий, восстановления инвестиционной  льготы (налог на прибыль), что  позволит территориям значительно  увеличить доходную часть бюджета.

    Сейчас  налоги на имущество физических лиц  необременительны и недоимки по ним почти нет. На сегодня средняя оценочная цена единицы объекта недвижимости на одного человека составляет 17 млн. руб., соответственно, средняя сумма налога - 17 тыс. руб. в год.

   Однако  ситуация с оценкой зданий, помещений  и сооружений во многих регионах остается проблемной. Как правило, применяется  корректировка старой оценки, определенной Бюро технической инвентаризации в 1982 году, с учетом повышающих коэффициентов. По своей сути такие оценки имеют затратный, а не рыночный характер. Применять же реальную рыночную оценку пока не позволяет законодательная база.

   На  сегодняшний день в России не оценены 5,3 млн. строений, принадлежащих более  чем 4 млн. граждан. В основном, это - садовые домики и дачи. В соответствии с существующим законодательством  вместо оценки БТИ для исчисления налога разрешено применять страховую  оценку, однако многие из этих строений не застрахованы. Граждане не регистрируют свои строения, делая вид, что они  пока не достроены. местные органы власти в первую очередь должны быть заинтересованы в уплате налога на строения, помещения  и сооружения, поскольку он идет в их бюджеты, что  происходит не всегда.

   В связи с этим необходимо принять  ряд мер. Налог на имущество физических лиц должен быть дифференцирован  в зависимости от вида имущества,  увеличен необлагаемый налогом минимум, а  ставки налога в целом должны быть увеличены. Верхнюю планку ставок предполагается поднять до 8 %. Однако это может отрицательно отразиться на бюджете владельцев имущества. Они не смогут уплачивать налог в полном объеме, собираемость снизится, появится недоимка. Для того чтобы налог был реально собираем, нужно разработать и ввести систему оценки и учета имущества, находящегося во владении частных лиц. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Прямые налоги