Прямые налоги

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 06:03, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы на основе анализа эволюции налогообложения сформировать и обосновать методические и инструментальные подходы к формированию и развитию системы приоритетов и направлений прямого налогообложения в условиях рыночной экономики России.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
–определения сущности, функций назначения прямого налогообложения в рыночной экономике России;
– исследования соотношения прямого и косвенного налогообложения;
– рассмотрения характеристики основных видов прямых налогов, применяемых на современном этапе;
– определения роли и места прямых налогов в практическом механизме налогообложения региона (на примере Республики Саха (Якутия)).
– обоснования направлений совершенствования налоговой системы в посткризисной экономике России;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3Глава 1. Теоретико-методологические подходы к формированию прямого налогообложения
1. Соотношение прямого и косвенного налогообложения………………..6
2. Прямые налоги в практике налогообложения регионов (на примере Республики Саха (Якутия)………………………………………………..10

Глава 2. Налог на имущество физических лиц
2.1 Общая характеристика и ставки налога………………………………….14
2.2 Порядок исчисления и уплаты ………………….…………………..……20
Глава 3. Предложения по совершенствованию реформирования налоговой системы России в современных условиях…………………………………30
Заключение……………………………………….……………………………35
Список использованной литературы………..……………………………….39

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая по финансам.docx

— 109.09 Кб (Скачать)

    Методологически совершенным  можно считать налогообложение  населения Германии, насчитывающее более 50 видов налогов, различающихся по кругу плательщиков, базе обложения и ставкам. Наряду с множественностью налогов следует отметить также тенденцию к их концентрации: на наиболее крупные налоги приходится все большая часть совокупных поступлений.

 
 
 
 
    1. Прямые  налоги в практике налогообложения  регионов (на примере  Республики Саха (Якутия)

    Основными прямыми налогами, дающими значительные поступления в бюджеты различных  уровней, можно считать: налог на прибыль, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налоги на имущество.

    В условиях переходной экономики, когда  происходит капитализация рынка, налогообложение  искажает основной результативный показатель деятельности хозяйствующего субъекта – прибыль, потому что налогоплательщики  ищут пути минимизации прибыли в  целях снижения налогообложения. [11,c.9]

    Анализ  практического механизма формирования  налога на прибыль, действующий с 2002 г., показал, что снижение ставки налога на прибыль с 35 до 24% не уменьшил поступления  в бюджет по этому налогу, так  как были отменены инвестиционные льготы, заключавшиеся в использовании  нелинейного способа амортизации  и более быстрого списания основных средств на расходы.

    Методологическим  нововведением по налогу на прибыль  стало принятие 25 главы НК РФ, где  в отношении юридических лиц  появилась возможность самостоятельно определять в учетной политике для  целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством  товаров (работ, услуг).

    Если  налогообложение прибыли юридических  лиц осуществляется через налог  на прибыль, то у физических лиц для  этих целей используется НДФЛ (налог  на доходы физических лиц).

    В налоговой системе РФ подоходный налог с граждан (НДФЛ) занимает одно из первых мест. В целях снижения негативного влияния этого процесса на уровень благосостояния населения  используется система льгот и  вычетов.

    Несмотря  на большое значение в регулировании  экономики налогов на имущество  и капитал, главную роль в перераспределении  доходов экономических субъектов  играют налоги на доходы.

    Сглаживанию неравномерности распределения  доходов должен способствовать принцип  дифференциации ставок налога в зависимости  от уровня доходов субъектов.

    Необходимо  отметить, что если при налогообложении  доходов юридических лиц в  России применяется принцип дифференциации, то его использование в отношении  доходов физических лиц отсутствует.

    В работе подчеркнуто, что переход  к рыночной экономике и перестройка  механизма перераспределения национального  дохода привели к появлению множества  социальных проблем, наиболее острой из которых является чрезмерная дифференциация доходов населения. Главной причиной этого является отсутствие механизма  их государственного регулирования, что  способствует более быстрому росту  доходов наиболее обеспеченной части  населения по сравнению с ростом доходов наименее обеспеченной. В  настоящее время дифференциация доходов населения весьма различна и соотносится как 1:25, в то же время  налоговых ставок – 1:3.[7,c.34]

    Имущественные налоги пока невелики и в отличие  от большинства развитых стран занимают малый удельный вес в налоговых  поступлениях (в консолидированном  бюджете – 5,7%, в бюджетах субъекта федерации -11,6%), что связано с  отсутствием методик достоверной  оценки имущества и оценкой субъектов  налогообложения. В то же время среди  имущественных налогов лидирует налог на имущество организаций, составляющий среди них 65%.

    Исследование  практического механизма налогообложения  в исследуемом регионе – Республике Саха (Якутия), показало, что данный регион по объему доходов в консолидированный  бюджет РФ занимает 24-е место среди 88 субъектов. Обеспечивая 20% налоговых поступлений, Ростовская область занимает второе место в Южном Федеральном округе. В поступлении налоговых доходов в бюджетную систему РФ за 2004-2006 гг. отмечается значительный рост. В 2004году поступило 54125,9 млн.руб., в 2005году – 60809,1 млн.руб., в 2006 году –77657 млн.руб. (рис 1).

    

    Рисунок 1 –  Динамика налоговых доходов  в бюджетную систему РФ по Республики Саха Якутия 1

    Исследование  налогооблагаемой базы показало, что  последние годы экономика региона  имеет устойчивые темпы развития, динамика производства валового регионального  продукта (ВРП) за 2001-2006 годы (в действующих  ценах) показывает его увеличение со 126,1 млрд. руб. до 336,7 млрд.руб., или в 2,7 раза  (рис.2).

     

    Рисунок 2  – Динамика ВРП по Республике Саха (Якутия), (млрд. руб)

    В 2006 г. основная часть поступлений  консолидированного бюджета региона (31923 млн.руб., или 86%) обеспечена за счет четырех доходных источников – налога на доходы физических лиц (15731 млн.руб., или 42,2%), налога на прибыль (9520 млн.руб., или 25,5%), акцизов (3522 млн.руб., или 9,4%), налога на имущество организаций (3150 млн.руб., или 8,4%).

    В 2006 году в администрируемых доходах  консолидированного бюджета РФ удельный вес федеральных налогов составил 86% (50501,2 млн.руб.), региональных – 7,5% (4373,8 млн.руб.), местных – 2,2% (1286,6 млн.руб.), налогов со специальным налоговым режимом – 4,3% (2527,3 млн.руб.).

    Основная  часть поступлений консолидированного бюджета РФ (52314 млн.руб., или 89%) обеспечена за счет шести доходных источников – налога на доходы  физических лиц (15731 млн.руб., или 26,8%), налога на прибыль (11895 млн.руб., или 20,3%), налога на добавленную стоимость (9989 млн.руб., или 17%), акцизов (6116 млн.руб., или 10,4%), ЕСН в части федерального бюджета (5433 млн.руб., или 9,3%), налога на имущество организаций (3150 млн.руб., или 5,4%).[15,c.8]

Таблица 1 – Удельный вес прямых и косвенных налогов  в ВРП  Республики Саха (Якутия), (млрд.руб.) 

  2001 год 2002 год 2003 год 2004 год 2005 год 2006 год
ВРП 125,553 147,157 184,501 234,106 274,175 336,700
Период 2001г 2002г 2003г 2004г 2005г 2006г
Σ прямые 18,8 21 23,8 29.7 30,8 47,1
Σ прямые (ВРП)в % 7,5 14,2 12,9 12,7 11,2 14
Σ косвенные 11,4 11,5 11 10,9 13,1 16,1
Σ косвенные (ВРП)  в % 9,0 7,8 5,9 4,6 4,7 4,8

    На  протяжении исследуемого периода удельный вес налогов в объеме ВРП менялся, под влиянием инфляции, ценовой и  налоговой политики. По исследуемому региону в вышеуказанном показателе удельный вес прямых налогов превышает  долю косвенных.

    Изменение удельного веса косвенных налогов  в объеме ВРП в отдельные периоды  связано с централизацией налоговых  изъятий на уровне федерации. Так, например, 100% централизация НДС с (2002г.) повлекла уменьшение их удельного веса на 1,9%, а также изменение долевого соотношения налоговых поступлении в межбюджетном распределении.

Глава 2. Налог на имущество  физических лиц

2.1  Общая характеристика  и ставки налога

    Плательщиками налогов на имущество физических лиц являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без  гражданства (далее - физические лица), имеющие на территории Российской Федерации  в собственности имущество, признаваемое Законом Российской Федерации "О  налогах на имущество физических лиц" объектом налогообложения.

    Если  имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой  собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении  этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе.[5,c.8]

    В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество  находится в общей долевой  собственности физических лиц и  предприятий (организаций).

    Если  имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность  по исполнению налогового обязательства. При этом налогоплательщиком может  быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.[15,c.23]

    Объектами налогообложения являются находящиеся  в собственности физических лиц:

    -жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения (далее - строения, помещения и сооружения);

    -самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, катера, мотосани, моторные лодки и другие водно-воздушные транспортные средства, за исключением весельных лодок (далее - водно-воздушные транспортные средства).

    Налоговой базой для исчисления налога на строения, помещения и сооружения является суммарная инвентаризационная стоимость  объекта, определяемая органами технической  инвентаризации.

    Инвентаризационная  стоимость - это восстановительная  стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги.

    Суммарная инвентаризационная стоимость - это  сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения  и расположенных на территории представительного  органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.[9,c.45]

    Налоговой базой для исчисления налога на водно-воздушные  транспортные средства является мощность двигателя, валовая вместимость, пассажиро-место.

    Налог на строения, помещения и сооружения уплачивается ежегодно по ставкам, устанавливаемым  нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в  зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Ставки устанавливаются  в следующих пределах:

стоимость имущества ставка  налога
до 300 тыс. руб. до 0.1 %
От 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. от 0.1 до 0.3 %
свыше 500 тыс. руб. от 0.3 до 2 %
 
    Представительные  органы местного самоуправления могут  определять дифференциацию ставок в  установленных пределах в зависимости  от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям, т.е. ставки могут устанавливаться  в зависимости от того, жилое это  помещение или нежилое, используется для хозяйственных нужд или коммерческих, кирпичные, блочные или из дерева строения, помещения и сооружения и т.п.
     Налог на водно-воздушные  транспортные средства уплачивается  ежегодно по ставкам, устанавливаемым представительными органами местного самоуправления и не превышающим следующих размеров:
объекты налогообложения размеры налога (в % от минимального размера оплаты труда, действующего на 1 января года, за который начисляется налог)
вертолеты, самолеты, теплоходы:

с каждой лошадиной силы

( с каждого  КВт мощности)

 
10

13,6

Яхты, катера и другие транспортные средства ( с мощностью двигателя свыше 100 лошадиных сил):

с каждой лошадиной силы

(с каждого  КВт мощности)

 
 
 
5

6,8

Парусные  суда:

С каждого  пассажиро-места

 
30
Мотосани, катера, моторные лодки и другие транспортные средства( с мощностью  двигателя до 100 лошадиных сил):

с каждой лошадиной силы

(с каждого  КВт мощности)

 
 
 
 
3

4,1

Несамоходные (буксирные) суда: с каждой регистровой  тонны валовой вместимости  
10
Водно-воздушные  транспортные средства, не имеющие  двигателей (за исключением весельных  лодок)  
 
5

Информация о работе Прямые налоги