Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 06:03, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы на основе анализа эволюции налогообложения сформировать и обосновать методические и инструментальные подходы к формированию и развитию системы приоритетов и направлений прямого налогообложения в условиях рыночной экономики России.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
–определения сущности, функций назначения прямого налогообложения в рыночной экономике России;
– исследования соотношения прямого и косвенного налогообложения;
– рассмотрения характеристики основных видов прямых налогов, применяемых на современном этапе;
– определения роли и места прямых налогов в практическом механизме налогообложения региона (на примере Республики Саха (Якутия)).
– обоснования направлений совершенствования налоговой системы в посткризисной экономике России;
Введение………………………………………………………………………..3Глава 1. Теоретико-методологические подходы к формированию прямого налогообложения
1. Соотношение прямого и косвенного налогообложения………………..6
2. Прямые налоги в практике налогообложения регионов (на примере Республики Саха (Якутия)………………………………………………..10
Глава 2. Налог на имущество физических лиц
2.1 Общая характеристика и ставки налога………………………………….14
2.2 Порядок исчисления и уплаты ………………….…………………..……20
Глава 3. Предложения по совершенствованию реформирования налоговой системы России в современных условиях…………………………………30
Заключение……………………………………….……………………………35
Список использованной литературы………..……………………………….39
Основными
прямыми налогами, дающими значительные
поступления в бюджеты
В условиях переходной экономики, когда происходит капитализация рынка, налогообложение искажает основной результативный показатель деятельности хозяйствующего субъекта – прибыль, потому что налогоплательщики ищут пути минимизации прибыли в целях снижения налогообложения. [11,c.9]
Анализ
практического механизма
Методологическим
нововведением по налогу на прибыль
стало принятие 25 главы НК РФ, где
в отношении юридических лиц
появилась возможность
Если
налогообложение прибыли
В
налоговой системе РФ подоходный
налог с граждан (НДФЛ) занимает одно
из первых мест. В целях снижения
негативного влияния этого
Несмотря
на большое значение в регулировании
экономики налогов на имущество
и капитал, главную роль в перераспределении
доходов экономических
Сглаживанию неравномерности распределения доходов должен способствовать принцип дифференциации ставок налога в зависимости от уровня доходов субъектов.
Необходимо
отметить, что если при налогообложении
доходов юридических лиц в
России применяется принцип
В
работе подчеркнуто, что переход
к рыночной экономике и перестройка
механизма перераспределения
Имущественные
налоги пока невелики и в отличие
от большинства развитых стран занимают
малый удельный вес в налоговых
поступлениях (в консолидированном
бюджете – 5,7%, в бюджетах субъекта
федерации -11,6%), что связано с
отсутствием методик
Исследование
практического механизма
Рисунок 1 – Динамика налоговых доходов в бюджетную систему РФ по Республики Саха Якутия 1
Исследование налогооблагаемой базы показало, что последние годы экономика региона имеет устойчивые темпы развития, динамика производства валового регионального продукта (ВРП) за 2001-2006 годы (в действующих ценах) показывает его увеличение со 126,1 млрд. руб. до 336,7 млрд.руб., или в 2,7 раза (рис.2).
Рисунок 2 – Динамика ВРП по Республике Саха (Якутия), (млрд. руб)
В 2006 г. основная часть поступлений консолидированного бюджета региона (31923 млн.руб., или 86%) обеспечена за счет четырех доходных источников – налога на доходы физических лиц (15731 млн.руб., или 42,2%), налога на прибыль (9520 млн.руб., или 25,5%), акцизов (3522 млн.руб., или 9,4%), налога на имущество организаций (3150 млн.руб., или 8,4%).
В
2006 году в администрируемых доходах
консолидированного бюджета РФ удельный
вес федеральных налогов
Основная
часть поступлений
Таблица 1 – Удельный
вес прямых и косвенных налогов
в ВРП Республики Саха (Якутия), (млрд.руб.)
2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | |||||||
ВРП | 125,553 | 147,157 | 184,501 | 234,106 | 274,175 | 336,700 | ||||||
Период | 2001г | 2002г | 2003г | 2004г | 2005г | 2006г | ||||||
Σ прямые | 18,8 | 21 | 23,8 | 29.7 | 30,8 | 47,1 | ||||||
Σ прямые (ВРП)в % | 7,5 | 14,2 | 12,9 | 12,7 | 11,2 | 14 | ||||||
Σ косвенные | 11,4 | 11,5 | 11 | 10,9 | 13,1 | 16,1 | ||||||
Σ косвенные (ВРП) в % | 9,0 | 7,8 | 5,9 | 4,6 | 4,7 | 4,8 |
На
протяжении исследуемого периода удельный
вес налогов в объеме ВРП менялся,
под влиянием инфляции, ценовой и
налоговой политики. По исследуемому
региону в вышеуказанном
Изменение удельного веса косвенных налогов в объеме ВРП в отдельные периоды связано с централизацией налоговых изъятий на уровне федерации. Так, например, 100% централизация НДС с (2002г.) повлекла уменьшение их удельного веса на 1,9%, а также изменение долевого соотношения налоговых поступлении в межбюджетном распределении.
Глава 2. Налог на имущество физических лиц
2.1 Общая характеристика и ставки налога
Плательщиками налогов на имущество физических лиц являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства (далее - физические лица), имеющие на территории Российской Федерации в собственности имущество, признаваемое Законом Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" объектом налогообложения.
Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе.[5,c.8]
В
аналогичном порядке
Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом налогоплательщиком может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.[15,c.23]
Объектами налогообложения являются находящиеся в собственности физических лиц:
-жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения (далее - строения, помещения и сооружения);
-самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, катера, мотосани, моторные лодки и другие водно-воздушные транспортные средства, за исключением весельных лодок (далее - водно-воздушные транспортные средства).
Налоговой базой для исчисления налога на строения, помещения и сооружения является суммарная инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации.
Инвентаризационная стоимость - это восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги.
Суммарная инвентаризационная стоимость - это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.[9,c.45]
Налоговой базой для исчисления налога на водно-воздушные транспортные средства является мощность двигателя, валовая вместимость, пассажиро-место.
Налог на строения, помещения и сооружения уплачивается ежегодно по ставкам, устанавливаемым нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Ставки устанавливаются в следующих пределах:
стоимость имущества | ставка налога | |
до 300 тыс. руб. | до 0.1 % | |
От 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. | от 0.1 до 0.3 % | |
свыше 500 тыс. руб. | от 0.3 до 2 % | |
Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям, т.е. ставки могут устанавливаться в зависимости от того, жилое это помещение или нежилое, используется для хозяйственных нужд или коммерческих, кирпичные, блочные или из дерева строения, помещения и сооружения и т.п. | ||
Налог на водно-воздушные
транспортные средства |
объекты налогообложения | размеры налога (в % от минимального размера оплаты труда, действующего на 1 января года, за который начисляется налог) |
вертолеты,
самолеты, теплоходы:
с каждой лошадиной силы ( с каждого КВт мощности) |
10 13,6 |
Яхты,
катера и другие транспортные средства
( с мощностью двигателя свыше
100 лошадиных сил):
с каждой лошадиной силы (с каждого КВт мощности) |
5 6,8 |
Парусные
суда:
С каждого пассажиро-места |
30 |
Мотосани,
катера, моторные лодки и другие
транспортные средства( с мощностью
двигателя до 100 лошадиных сил):
с каждой лошадиной силы (с каждого КВт мощности) |
3 4,1 |
Несамоходные (буксирные) суда: с каждой регистровой тонны валовой вместимости | 10 |
Водно-воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (за исключением весельных лодок) | 5 |