Прямые налоги

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 06:03, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы на основе анализа эволюции налогообложения сформировать и обосновать методические и инструментальные подходы к формированию и развитию системы приоритетов и направлений прямого налогообложения в условиях рыночной экономики России.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
–определения сущности, функций назначения прямого налогообложения в рыночной экономике России;
– исследования соотношения прямого и косвенного налогообложения;
– рассмотрения характеристики основных видов прямых налогов, применяемых на современном этапе;
– определения роли и места прямых налогов в практическом механизме налогообложения региона (на примере Республики Саха (Якутия)).
– обоснования направлений совершенствования налоговой системы в посткризисной экономике России;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3Глава 1. Теоретико-методологические подходы к формированию прямого налогообложения
1. Соотношение прямого и косвенного налогообложения………………..6
2. Прямые налоги в практике налогообложения регионов (на примере Республики Саха (Якутия)………………………………………………..10

Глава 2. Налог на имущество физических лиц
2.1 Общая характеристика и ставки налога………………………………….14
2.2 Порядок исчисления и уплаты ………………….…………………..……20
Глава 3. Предложения по совершенствованию реформирования налоговой системы России в современных условиях…………………………………30
Заключение……………………………………….……………………………35
Список использованной литературы………..……………………………….39

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая по финансам.docx

— 109.09 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

    Введение………………………………………………………………………..3Глава 1. Теоретико-методологические подходы к формированию прямого налогообложения

    1. Соотношение прямого и косвенного налогообложения………………..6
    2. Прямые налоги в практике налогообложения регионов (на примере Республики Саха (Якутия)………………………………………………..10
 

    Глава 2. Налог  на имущество физических лиц

    2.1 Общая характеристика и ставки налога………………………………….14

    2.2 Порядок  исчисления и уплаты ………………….…………………..……20 

    Глава 3.  Предложения по совершенствованию реформирования налоговой системы России в    современных условиях…………………………………30

    Заключение……………………………………….……………………………35

    Список  использованной литературы………..……………………………….39 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность  исследования. Одной из главных задач институциональной реформы налоговой системы в посткризисной экономике России была и остается задача построения эффективной системы налогообложения. Отсутствие теоретических установок, нерешенность проблем организации, функционирования, координации, генезиса противоречий в соотношении прямых и косвенных налогов обуславливают необходимость разработки новой концепции. Важность рассматриваемой проблемы, ее практическая значимость, недостаточная изученность механизма прямого налогообложения в экономике России, необходимость формирования новых моделей придают теме исследования, большую значимость. Особую актуальность исследованию налоговых отношений придает то обстоятельство, что длительное время (1992 – 2001г.г.) доходы бюджетов всех уровней формировались на 60-70% из косвенных налогов. В последние годы доля прямых налогов в общем объеме территориальных доходов значительно увеличилась, а в ряде субъектов вышла на первое место (в исследуемом регионе НДФЛ составляет более 42% налоговых доходов).

    Территориальное исследование преимуществ прямого  налогообложения, его места и  роли в налоговой системе России актуализирует обобщения по данной проблеме.

    Несмотря  на разноаспектное рассмотрение актуальных проблем прямого налогообложения, вопросы направлений его реформирования являются во многом дискуссионными, что  обусловлено существующим различием  в методико-методологических подходах исследователей к их определению. Данное обстоятельство в сочетании с  актуальностью диссертационной  проблематики обусловили выбор темы, объекта и предмета исследования, формулировку его цели и задач.

    Цель  и задачи исследования. Цель курсовой работы заключается в том, чтобы на основе анализа эволюции налогообложения сформировать и обосновать методические и инструментальные подходы к формированию и развитию системы приоритетов и направлений прямого налогообложения в условиях рыночной  экономики России.

    Достижение  поставленной цели потребовало решения  следующих задач:

    –определения  сущности, функций назначения прямого  налогообложения в рыночной экономике  России;

    – исследования соотношения прямого  и косвенного налогообложения;

    – рассмотрения характеристики основных видов прямых налогов, применяемых  на современном этапе;

    – определения роли и места прямых налогов в практическом механизме  налогообложения региона (на примере  Республики Саха (Якутия)).

    – обоснования направлений совершенствования  налоговой системы в посткризисной  экономике России;

    Объектом исследования является налоговая система Российской Федерации и современные тенденции ее развития в посткризисной экономике России.

    Предметом исследования выступает совокупность экономических отношений, связанных с осуществлением деятельности по налогообложению, включая процессы перестройки и тенденции развития  прямого налогообложения.

    Теоретико-методологическую основу исследования составляют концептуальные положения экономической теории, фундаментальные классические концепции по налогообложению отечественных и зарубежных ученых. Наиболее широко в работе использовался методологический аппарат теории налогообложения А.Смитта, Дж.Кейнса о государственном регулировании экономики, теории переложения А.Локка.

    В основу курсовой работы положены принципы системного подхода, институционального анализа, методы структурно-функционального  исследования.

    Новизна результатов курсовой работы, полученных лично соискателем, заключается в формировании системного подхода к созданию оптимальной модели развития прямого налогообложения, основанной на усилении регулирующей функции налогов, элементном обосновании налогооблагаемых баз, закреплении в ряде прямых налогов доли территорий, возврате инвестиционной льготы, выработке критериев по оценке решений о целесообразности и границах прямого и косвенного налогообложения.

    Структура курсовой работы отражает логику, порядок исследования и алгоритм решения поставленных задач. Состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Теоретико-методологические подходы к формированию прямого налогообложения

    1. Соотношение прямого и косвенного налогообложения

    Экономическое содержание налогов влияет на уровень  развития государства, состояние его  финансов и экономики, формы общественных отношений. Виды взимаемых налогов  позволяют иметь представление  о стадии развития государства. Если в налоговой системе превалируют  косвенные налоги, то это свидетельствует  о слаборазвитости государства  в экономическом отношении. Если же в структуре налогов преобладают  прямые налоги (в первую очередь  подоходный налог с граждан), то это  служит важнейшим признаком финансово-экономической  стабильности государства.

    Совокупность  налогов, используемых в Российской практике налогообложения, может быть классифицирована по определенным признакам.

    До  настоящего времени вопрос отсутствия критериев о классификации налогов  на прямые и косвенные остается дискуссионным. В диссертационной работе рассмотрены  основные признаки деления налогов  на вышеуказанные виды. [5,c.45]

    В финансовой науке каждая форма налогообложения  имеет свои преимущества и недостатки, и для построения налоговой системы  в соответствии с принципами налогообложения  необходимо сочетать обе формы обложения, но с преобладанием прямой, направленной на укрепление экономики государства. На основе проведенного исследования выделены основные особенности прямых налогов.

    Прямые  налоги выражают денежные отношения, возникающие  между государством и налогоплательщиками. В отличие от косвенных, субъектами денежных отношений при взимании прямых налогов выступают товаропроизводители  и конкретные плательщики налогов  – юридические и физические лица.

    В отличие от косвенных налогов, при  сборе прямых отношения не возникают  между товаропроизводителем и конкретным потребителем, что значительно снижает  возможность возникновения экономических  нарушений.

    В отличие от косвенных, при функционировании прямых налогов не возникают прецеденты переложения налога первоначальным плательщиком на потребителя, что ведет  к повышению цен и тарифов.

    Если  косвенные налоги взимаются постепенно, что не способствует быстрому наполнению бюджета, то прямые налоги более предсказуемы и быстрее собираемы. 

    В отличие от косвенных, прямые налоги не способствуют «многократности» налогообложения, как, например, было до 2004 г, когда на цену товара начислялись НДС, акциз, налог с продаж.

    В отличие от косвенных, прямые более контролируемы, т.к. они  адресно-конкретны, всегда увязываются с доходами плательщиков. Последствия взимания косвенных налогов трудно прогнозировать. При взимании прямых налогов государство точно знает, кто платит налоги, в каком размере, из каких источников.

    В диссертации отражены функции, назначения налогов, показаны особенности их реализации в прямых налогах.

    В работе исследовано соотношение  прямых и косвенных налогов, базирующихся на целевом условии, границы применения систем, фактически возможных максимальных налоговых поступлениях от оптимального сочетания данных видов налогов  и наибольшем социальном эффекте  их долевого взаимодействия.[6,c.23]

    Прямое  налогообложение является гибким инструментом в налоговом механизме, т.к. эффективно снижает налоговое бремя на производство в связи с их безвозвратным  характером.

    Так, при снижении ставок налога на прибыль, доходы физических лиц предприятие  может получить больше средств в  собственное распоряжение.

    В отличие от прямого, косвенное налогообложение  сдерживает продвижение товара от продавца к потребителю, поскольку косвенные  налоги имеют индифферентный характер.

    Косвенные, по сравнению с прямыми, утяжеляют  цену товара или услуги, но при реализации происходит возмещение начисленного налога, что позволяет говорить о реализации, стимулирующей функции косвенных  налогов, т.к. хозяйствующий субъект  должен производить или брать  на реализацию конкурентоспособную  продукцию с позиции качества и цены. Взаимосвязь двух видов  очевидна в виду того, что косвенные  налоги начисляются на сформированную цену, в которую входит прибыль. На практике происходит смена ролей  прямых и косвенных налогов; между  прямыми и косвенными налогами наблюдаются  структурные связи и объективно обусловленная взаимозависимость.

    Так, снижение ставки НДС приводило к  снижению цен на рынке товаров  и услуг и соответственно повысило покупательные  возможности хозяйствующих  субъектов.

    В то же время нельзя не учитывать, что  косвенные налоги, применяемые в  условиях галопирующей инфляции, являются более надежным источником доходов, нежели прямые, т.к. они более абстрагированы от элементов цены.

    Положительная роль косвенного налогообложения проявляется  в том, что оно фильтрует вторичный  денежный поток, осаживая в бюджетную  систему часть доходов, ушедших  из-под прямого налогообложения. Например, доходы физических лиц, не попавших под прямое налогообложение, чаще используются на потребление, которое в основной массе облагается косвенными налогами.

    Установлено, что в системе налогов России превалирующий характер имеют прямые налоги, что объясняется: выведением из НК РФ таможенных пошлин являющихся, косвенным налогом, (их удельный вес  доходил до 40%) и приоритетностью  прямых налогов (из 15 действующих налогов 13 – прямые).

    Решение проблемы определения в России прямого  или косвенного налогообложения  может быть связанно с изучением  зарубежного опыта, исследованного в диссертационной работе. Соотношения  прямых и косвенных налогов в  разных странах имеют определенные особенности.[8,c.23]

    Так, в США, Японии, Канаде, Англии преобладают  прямые налоги, а во Франции —  косвенные; Германия, Италия имеют достаточно уравновешенную структуру налогов (доля косвенных налогов в Германии —45,2%, в Италии — 48,9%).

    Анализ  эволюции структуры налоговых систем развитых стран и современная  практика налогообложения свидетельствуют  о закономерной зависимости соотношения  прямых и косвенных налогов по следующим причинам: жизненного уровня преобладающей части населения; совершенства механизма взимания налогов, его способности свести к минимуму уклонение от налогообложения; уровня налоговой культуры; общей ориентации западных обществ на социальный компромисс, решение наиболее острых социальных проблем; традиции налогообложения.

    Изменение соотношения между прямыми и  косвенными налогами в пользу первых стало также следствием роста  ориентации западных обществ на социальный компромисс, что обусловило подчинение налоговых систем принципу социальной справедливости.

Информация о работе Прямые налоги