Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 06:03, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы на основе анализа эволюции налогообложения сформировать и обосновать методические и инструментальные подходы к формированию и развитию системы приоритетов и направлений прямого налогообложения в условиях рыночной экономики России.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
–определения сущности, функций назначения прямого налогообложения в рыночной экономике России;
– исследования соотношения прямого и косвенного налогообложения;
– рассмотрения характеристики основных видов прямых налогов, применяемых на современном этапе;
– определения роли и места прямых налогов в практическом механизме налогообложения региона (на примере Республики Саха (Якутия)).
– обоснования направлений совершенствования налоговой системы в посткризисной экономике России;
Введение………………………………………………………………………..3Глава 1. Теоретико-методологические подходы к формированию прямого налогообложения
1. Соотношение прямого и косвенного налогообложения………………..6
2. Прямые налоги в практике налогообложения регионов (на примере Республики Саха (Якутия)………………………………………………..10
Глава 2. Налог на имущество физических лиц
2.1 Общая характеристика и ставки налога………………………………….14
2.2 Порядок исчисления и уплаты ………………….…………………..……20
Глава 3. Предложения по совершенствованию реформирования налоговой системы России в современных условиях…………………………………30
Заключение……………………………………….……………………………35
Список использованной литературы………..……………………………….39
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 2. Налог на имущество физических лиц
2.1 Общая характеристика и ставки налога………………………………….14
2.2 Порядок
исчисления и уплаты ………………….……
Глава 3. Предложения по совершенствованию реформирования налоговой системы России в современных условиях…………………………………30
Заключение……………………………………….…………
Список
использованной литературы………..……………………………….39
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Одной из главных задач институциональной реформы налоговой системы в посткризисной экономике России была и остается задача построения эффективной системы налогообложения. Отсутствие теоретических установок, нерешенность проблем организации, функционирования, координации, генезиса противоречий в соотношении прямых и косвенных налогов обуславливают необходимость разработки новой концепции. Важность рассматриваемой проблемы, ее практическая значимость, недостаточная изученность механизма прямого налогообложения в экономике России, необходимость формирования новых моделей придают теме исследования, большую значимость. Особую актуальность исследованию налоговых отношений придает то обстоятельство, что длительное время (1992 – 2001г.г.) доходы бюджетов всех уровней формировались на 60-70% из косвенных налогов. В последние годы доля прямых налогов в общем объеме территориальных доходов значительно увеличилась, а в ряде субъектов вышла на первое место (в исследуемом регионе НДФЛ составляет более 42% налоговых доходов).
Территориальное исследование преимуществ прямого налогообложения, его места и роли в налоговой системе России актуализирует обобщения по данной проблеме.
Несмотря
на разноаспектное рассмотрение актуальных
проблем прямого
Цель и задачи исследования. Цель курсовой работы заключается в том, чтобы на основе анализа эволюции налогообложения сформировать и обосновать методические и инструментальные подходы к формированию и развитию системы приоритетов и направлений прямого налогообложения в условиях рыночной экономики России.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
–определения сущности, функций назначения прямого налогообложения в рыночной экономике России;
– исследования соотношения прямого и косвенного налогообложения;
– рассмотрения характеристики основных видов прямых налогов, применяемых на современном этапе;
– определения роли и места прямых налогов в практическом механизме налогообложения региона (на примере Республики Саха (Якутия)).
–
обоснования направлений
Объектом исследования является налоговая система Российской Федерации и современные тенденции ее развития в посткризисной экономике России.
Предметом исследования выступает совокупность экономических отношений, связанных с осуществлением деятельности по налогообложению, включая процессы перестройки и тенденции развития прямого налогообложения.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют концептуальные положения экономической теории, фундаментальные классические концепции по налогообложению отечественных и зарубежных ученых. Наиболее широко в работе использовался методологический аппарат теории налогообложения А.Смитта, Дж.Кейнса о государственном регулировании экономики, теории переложения А.Локка.
В основу курсовой работы положены принципы системного подхода, институционального анализа, методы структурно-функционального исследования.
Новизна результатов курсовой работы, полученных лично соискателем, заключается в формировании системного подхода к созданию оптимальной модели развития прямого налогообложения, основанной на усилении регулирующей функции налогов, элементном обосновании налогооблагаемых баз, закреплении в ряде прямых налогов доли территорий, возврате инвестиционной льготы, выработке критериев по оценке решений о целесообразности и границах прямого и косвенного налогообложения.
Структура
курсовой работы отражает логику, порядок
исследования и алгоритм решения поставленных
задач. Состоит из введения, трех глав,
заключения, списка использованных источников
и литературы.
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к формированию прямого налогообложения
Экономическое
содержание налогов влияет на уровень
развития государства, состояние его
финансов и экономики, формы общественных
отношений. Виды взимаемых налогов
позволяют иметь представление
о стадии развития государства. Если
в налоговой системе
Совокупность налогов, используемых в Российской практике налогообложения, может быть классифицирована по определенным признакам.
До
настоящего времени вопрос отсутствия
критериев о классификации
В финансовой науке каждая форма налогообложения имеет свои преимущества и недостатки, и для построения налоговой системы в соответствии с принципами налогообложения необходимо сочетать обе формы обложения, но с преобладанием прямой, направленной на укрепление экономики государства. На основе проведенного исследования выделены основные особенности прямых налогов.
Прямые
налоги выражают денежные отношения, возникающие
между государством и налогоплательщиками.
В отличие от косвенных, субъектами
денежных отношений при взимании
прямых налогов выступают
В
отличие от косвенных налогов, при
сборе прямых отношения не возникают
между товаропроизводителем и конкретным
потребителем, что значительно снижает
возможность возникновения
В отличие от косвенных, при функционировании прямых налогов не возникают прецеденты переложения налога первоначальным плательщиком на потребителя, что ведет к повышению цен и тарифов.
Если косвенные налоги взимаются постепенно, что не способствует быстрому наполнению бюджета, то прямые налоги более предсказуемы и быстрее собираемы.
В отличие от косвенных, прямые налоги не способствуют «многократности» налогообложения, как, например, было до 2004 г, когда на цену товара начислялись НДС, акциз, налог с продаж.
В отличие от косвенных, прямые более контролируемы, т.к. они адресно-конкретны, всегда увязываются с доходами плательщиков. Последствия взимания косвенных налогов трудно прогнозировать. При взимании прямых налогов государство точно знает, кто платит налоги, в каком размере, из каких источников.
В диссертации отражены функции, назначения налогов, показаны особенности их реализации в прямых налогах.
В работе исследовано соотношение прямых и косвенных налогов, базирующихся на целевом условии, границы применения систем, фактически возможных максимальных налоговых поступлениях от оптимального сочетания данных видов налогов и наибольшем социальном эффекте их долевого взаимодействия.[6,c.23]
Прямое налогообложение является гибким инструментом в налоговом механизме, т.к. эффективно снижает налоговое бремя на производство в связи с их безвозвратным характером.
Так, при снижении ставок налога на прибыль, доходы физических лиц предприятие может получить больше средств в собственное распоряжение.
В отличие от прямого, косвенное налогообложение сдерживает продвижение товара от продавца к потребителю, поскольку косвенные налоги имеют индифферентный характер.
Косвенные,
по сравнению с прямыми, утяжеляют
цену товара или услуги, но при реализации
происходит возмещение начисленного налога,
что позволяет говорить о реализации,
стимулирующей функции
Так, снижение ставки НДС приводило к снижению цен на рынке товаров и услуг и соответственно повысило покупательные возможности хозяйствующих субъектов.
В то же время нельзя не учитывать, что косвенные налоги, применяемые в условиях галопирующей инфляции, являются более надежным источником доходов, нежели прямые, т.к. они более абстрагированы от элементов цены.
Положительная
роль косвенного налогообложения проявляется
в том, что оно фильтрует вторичный
денежный поток, осаживая в бюджетную
систему часть доходов, ушедших
из-под прямого
Установлено, что в системе налогов России превалирующий характер имеют прямые налоги, что объясняется: выведением из НК РФ таможенных пошлин являющихся, косвенным налогом, (их удельный вес доходил до 40%) и приоритетностью прямых налогов (из 15 действующих налогов 13 – прямые).
Решение проблемы определения в России прямого или косвенного налогообложения может быть связанно с изучением зарубежного опыта, исследованного в диссертационной работе. Соотношения прямых и косвенных налогов в разных странах имеют определенные особенности.[8,c.23]
Так, в США, Японии, Канаде, Англии преобладают прямые налоги, а во Франции — косвенные; Германия, Италия имеют достаточно уравновешенную структуру налогов (доля косвенных налогов в Германии —45,2%, в Италии — 48,9%).
Анализ
эволюции структуры налоговых систем
развитых стран и современная
практика налогообложения
Изменение соотношения между прямыми и косвенными налогами в пользу первых стало также следствием роста ориентации западных обществ на социальный компромисс, что обусловило подчинение налоговых систем принципу социальной справедливости.