Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 18:45, курсовая работа
Налоги являются основным доходным источником государства, обеспечивая финансирование его деятельности. Денежные средства, собранные посредством налогов, поступают в бюджет или другие денежные фонды государства.
Введение
1. Теоретические аспекты уплаты прямых и косвенных налогов в Российской Федерации и за рубежом
1.1 Виды прямых налогов в Российской Федерации
1.2 Виды косвенных налогов в Российской Федерации
1.3 Налогообложение в других странах
2. Анализ и расчеты динамики налоговой доходной части бюджета Российской Федерации 2008-2010гг
2.1 Анализ налоговых доходов бюджета Российской Федерации
2.2 Пути совершенствования налоговых доходов федерального бюджета
2.3 Динамики поступления налогов в региональный бюджет Псковской области за 2008-2010 года
Заключение
Список использованных источников
Основными видами налогов в Германии являются: подоходный налог физических лиц, налог на корпорации, налог на добавленную стоимость, промысловый налог, налог на имущество, поземельный налог, налог, уплачиваемый при покупке земельного участка, страховые взносы, налог с наследства и дарения, автомобильный налог, налог на содержание пожарной охраны, акцизы на кофе, сахар, минеральные масла, винно-водочные и табачные изделия, таможенные пошлины, сборы, идущие на развитие добычи нефти и газа на территории Германии.
Из налогов на юридических лиц наиболее высокие доходы приносит государству налог на добавленную стоимость. Его удельный вес в доходах бюджета равен примерно 28%. Общая ставка налога в настоящее время составляет 15%. Но основные продовольственные товары, а также книжно-журнальная продукция облагаются по уменьшенной ставке – 7%.
Налог на доходы корпораций взимается в среднем по ставке 42%.
Промысловый налог – один из основных местных налогов, им облагаются предприятия, товарищества, физические лица, занимающиеся промышленной, торговой и другими видами деятельности. Базой для исчисления налога служат прибыль от занятия промыслом и капитал компании. Налоговая ставка определяется муниципальными органами. Например, ставка 5% прибыли и 0,2% стоимости основных фондов.
Акцизы в основном направляются в федеральный бюджет, кроме: акциза на пиво, идущего в бюджеты земель.
Социальные
отчисления от фонда заработной платы
составляют 8%. Сумма отчислений, как
и в США, делится в равной пропорции
между нанимателем и
Местные налоги носят не столько фискальный характер, сколько с их помощью регулируется деловая активность в регионах.
Достаточно близка к германской налоговая система Австрии. Налог на доходы корпораций взимается по ставке 34%. Налог на добавленную стоимость составляет 20%, а для продовольственных товаров, книжно-журнальной продукции и медикаментов - пониженная ставка 10%.
Налоговая
система Японии. Остановимся на некоторых
аспектах налоговой системы Японии,
поскольку она имеет
В Японии
функционируют государственные
налоги и налоги местные. При этом
более 64% всех налоговых поступлений
образуется за счет государственных
налогов, а остальные – за счет
местных налогов. Затем значительная
часть налоговых средств
Первая – это прямые подоходные налоги на юридических и физических лиц.
Вторая – прямые налоги на имущество.
Третья – прямые и косвенные потребительские налоги.
Основу
бюджета составляют прямые налоги,
которым отдается очевидное предпочтение.
Самый высокий доход
Ко второй группе налогов относятся налоги на имущество, которые юридические и физические лица вносят в отличие от России по одинаковой ставке. Обычно это 1,4% стоимости имущества. Переоценка его производится 1 раз в 3 года. В объем налогообложения входят: недвижимое имущество, земля, ценные бумаги, проценты по банковским депозитам.
Среди потребительских налогов Японии основным выступает налог с продаж, взимаемый по ставке 3%. В середине 90-х годов началось обсуждение о целесообразности повышения ставки до 5%.
Существенное
пополнение бюджета приносят налоги
на владельцев автомобилей, акцизы на
спиртное, табачные изделия, нефть, газ,
бензин, налог на развитие источников
электроэнергии, акцизы за услуги: за проживание
в гостинице, питание в ресторанах,
купание в горячих источниках
и т.д. К этой же группе относятся
и таможенные пошлины. Общегосударственными
обычно выступают прямые налоги, среди
которых главными являются подоходный
налог с физических лиц и налог
на доходы корпораций. Региональные налоги
и местные налоги – преимущественно
косвенные: налог на добавленную
стоимость, налог с продаж, акцизы.
Местные органы управления имеют
в виде основных собственных источников
доходов поимущественное и
При всей
множественности
2. Анализ и расчеты динамики налоговой доходной части бюджета Российской Федерации 2008-2010 гг.
2.1 Анализ налоговых доходов бюджета Российской Федерации
Проведем анализ доходной части федерального бюджета 2008-2010 гг.
Таблица 2 – Доходы федерального бюджета на 2008-2010гг.
Доходы федерального бюджета |
2008г |
2009г |
2010г | |||
Сумма, млрд. руб. |
Удельный вес, % |
Сумма, млрд. руб. |
Удельный вес, % |
Сумма, млрд. руб. |
Удельный вес, % | |
НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ |
2 383,11 |
35,87% |
2 351,91 |
31,50% |
2 348,32 |
29,03% |
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в том числе: |
4 261,34 |
5 113,54 |
5 741,35 |
|||
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ |
533,38 |
8,03% |
583,76 |
7,82% |
636,28 |
7,87% |
НАЛОГИ И ВЗНОСЫ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ |
435,79 |
6,56% |
496,36 |
6,65% |
562,8 |
6,96% |
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ) РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РФ |
1 404,05 |
21,13% |
1 914,47 |
25,64% |
2 206,46 |
27,28% |
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РФ |
888,97 |
13,38% |
1 029,76 |
13,79% |
1 182,54 |
14,62% |
НАЛОГИ, СБОРЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ |
36,57 |
0,55% |
39,50 |
0,53% |
37,31 |
0,46% |
ГОСПОШЛИНА |
32,24 |
0,49% |
34,49 |
0,46% |
36,56 |
0,45% |
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
291,61 |
4,39% |
297,00 |
3,98% |
301,73 |
3,73% |
ПРОЧИЕ ДОХОДЫ |
638,73 |
9,61% |
718,20 |
9,62% |
777,67 |
9,61% |
ВСЕГО ДОХОДОВ |
6 644,45 |
100,00% |
7 465,45 |
100,00% |
8 089,67 |
100,00% |
Нефтегазовые доходы. В расчет нефтегазовых доходов бюджета включаются доход от налога на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина на нефть и газ. Эта статья в общем объеме доходов занимает 3 часть от всех поступлений в федеральный бюджет, что свидетельствует о её значимости и надежности поступлений. В динамике мы видим, что удельный вес показателя падает, на 2008 год составит 35,87% , на 2009 год 31,5%, на 2010 год этот показатель сократился ещё на 2,47%. В абсолютном выражении сумма составила на 2008 год 2383,11 млрд. руб., к 2010 году происходит уменьшение на 34,79 млрд. руб.
Причинами снижения бюджетных поступлений из нефтегазового сектора является снижение темпов роста ВВП, снижение цен на нефть, падение курса доллара, рост инфляции, а так же снижение доли нефтегазового сектора в российской экономике.
0,00
500,00
1 000,00
1 500,00
2 000,00
2 500,00
3 000,00
НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ
НАЛОГИ И ВЗНОСЫ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ) РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА
ТЕРРИТОРИИ РФ
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РФ
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ
ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ
ПРОЧИЕ ДОХОДЫ
Статьи
Сумма, млрд. руб.
2010г
2009г
2008г
Рисунок 1 - Динамика по статьям доходов федерального бюджета 2008-2010гг.
Нефтегазовые доходы или ещё их называют доходы без учета нефтегазовых доходов. В общем объеме этот показатель вырос, к 2010 году составил 5 741,35 млрд. руб., увеличившись на 1 480,01 млрд. руб. по отношению к 2008 году. Рассмотрим подробнее статьи этого раздела.
Налог на прибыль организаций. Эта статья в динамике растет. В абсолютном выражении мы видим, что к 2009 году произошло увеличение поступлений на 50,38 млрд. руб., к 2010 ещё на 52,52 млрд. руб., что составило 636,28 млрд. руб., в общем этот показатель к 2010 году увеличился в 2 раза по темпам роста. Удельный вес этого показателя снижается от 8,03% - 7,87%.
Налоги и взносы на социальные нужды. Из данных таблицы 2, видно, что удельный вес этого показателя увеличивается, но не значительно. Суммы поступлений увеличиваются. В 2008 году в размере 435,79 млрд.руб., в 2010 году увеличился в 2 раза по отношению к 2009 году, составив 562,8 млрд.руб. Это в первую очередь связано с увеличение заработной платы бюджетникам, увеличением МРОТ, а так же достоверной информации о заработной плате.
Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорию РФ. Доля этого раздела составляет 21,13% в 2008 году, в 2009 году 25,64%. К 2010 году увеличилась на 1,64%. В 2010 году сумма показателя возросла на 802,41 млрд. руб. по отношению к 2008 году. В налоговом законодательстве произошли изменения, которые повлекли за собой дополнительные потери в поступлении налога на добавленную стоимость в связи с введением поквартальной уплаты налога (установление налогового периода по налогу на добавленную стоимость для всех налогоплательщиков независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) как квартал). Но в связи с проведением налоговыми органами мероприятий по укреплению платежной дисциплины происходит увеличение поступлений, а также увеличением акцизов на спиртосодержащую продукцию, табачную продукцию, рост поступлений акцизов на бензин.
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ. В динамике этого показателя, мы видим, что темп роста к 2009 году составил 1,15%, а к 2010 году 1,33%. Сумма этого показателя выросла от 888,97 – 1 182,54 млрд. руб. на 293,57 млрд.руб.. Удельный вес этого показателя растет к 2010 году составил 14,62%, увеличившись на 1,24% к 2008 году. Что характерно этого раздела, то здесь изменения связанны, с ввозимыми товарами, не подлежащих налогообложению в соответствии с действующим законодательством, а так же с товаром, освобожденным от налогообложения в соответствии с межправительственными соглашениями и др. Доля облагаемого оборота импорта с учетом применяемых льгот составила 87,5 процента от общего объема импорта.
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. Поступления налога на добычу полезных ископаемых в расчетах доходной базы федерального бюджета на 2008 год в сумме 36,57 млрд. руб., на 2009 и 2010 год 39,5 млрд. руб. и 37,31 млрд. руб. В относительном выражении происходит снижение данного показателя. Этот показатель полностью зависит от цен на природные ресурсы [1].
2.2 Пути совершенствования налоговых доходов федерального бюджета
Невзирая на множество способов, и методов прогнозирования бюджетных доходов, они являются, как правило, результатом усовершенствования известных и достаточно распространенных общих подходов к прогнозированию, в том числе путём органического сочетания нескольких методик, которые Россия должна учитывать.
В целях
снятия всех налоговых преград на
пути экономического роста и превращения
налоговой системы в
- создание стабильной и ясной налоговой системы;
- формирование
стимулов к повышению
- создание
благоприятных условий для
- укрепление доходной части бюджета.
В основе разработки проекта федерального бюджет на 2011 г. и на период до 2010 г. лежали достигнутые в 2000-е годы результаты бюджетной политики, а также перспективные направления развития бюджетной системы, направленные на повышение уровня ее сбалансированности.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2010 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период до 2010 года» прогнозируемый объем доходов федерального бюджета утвержден в размере 6 644,4 млрд. руб.
Прогнозируемое в 2011 г. изменение величины основных макроэкономических показаний в целом окажет положительное влияние на формирование доходов федерального бюджета, также как и изменение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Так, с 2011
г. должен быть изменен порядок
Критерий
стратегического участия
С 1 января
2011 г. согласно Федеральному закону от
24.07.2010 г. № 198-ФЗ для всех налогоплательщиков
(в том числе для
Предусмотрена, ставшая традиционной, ежегодная индексация ставок акцизов. Индексация коснется ставок по следующим видам подакцизных товаров: алкогольной продукции (включая вина), спирту и спиртосодержащей продукции, пиву, табачным изделиям и легковым автомобилям.
Кроме того, подготовлены поправки в части налогообложения доходов физических лиц, которые должны вступить в действие с 1 января 2011 г. Речь идет о снижении ставки налога на доходы физических лиц с 30% до 15% по доходам, полученным в виде дивидендов физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ. При этом необходимо отметить следующее. Изменения налогового законодательства в части взимания налога на доходы физических лиц (НДФЛ) оказывают влияние на формировании е консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Это связано с тем, что доходы от уплаты НДФЛ в федеральный бюджет не поступают, несмотря на федеральный статус налога, а в полном объеме подлежат зачислению в консолидированные бюджеты субъектов РФ с последующим распределением между региональными и местными бюджетами согласно нормативам, установленным соответствующими статьями БК РФ.
По своей величине основными источниками доходов федерального бюджета являются: налог на добавленную стоимость, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на прибыль организаций, таможенный пошлины. На их долю приходится примерно 85% от общего объема доходов бюджета.