Прямое и косвенное налогообложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются основным доходным источником государства, обеспечивая финансирование его деятельности. Денежные средства, собранные посредством налогов, поступают в бюджет или другие денежные фонды государства.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты уплаты прямых и косвенных налогов в Российской Федерации и за рубежом
1.1 Виды прямых налогов в Российской Федерации
1.2 Виды косвенных налогов в Российской Федерации
1.3 Налогообложение в других странах
2. Анализ и расчеты динамики налоговой доходной части бюджета Российской Федерации 2008-2010гг
2.1 Анализ налоговых доходов бюджета Российской Федерации
2.2 Пути совершенствования налоговых доходов федерального бюджета
2.3 Динамики поступления налогов в региональный бюджет Псковской области за 2008-2010 года
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Прямое и косвенное налогообложение.docx

— 115.66 Кб (Скачать)

Основными видами налогов в Германии являются: подоходный налог физических лиц, налог  на корпорации, налог на добавленную  стоимость, промысловый налог, налог  на имущество, поземельный налог, налог, уплачиваемый при покупке земельного участка, страховые взносы, налог  с наследства и дарения, автомобильный  налог, налог на содержание пожарной охраны, акцизы на кофе, сахар, минеральные  масла, винно-водочные и табачные изделия, таможенные пошлины, сборы, идущие на развитие добычи нефти и газа на территории Германии.

Из налогов  на юридических лиц наиболее высокие  доходы приносит государству налог  на добавленную стоимость. Его удельный вес в доходах бюджета равен  примерно 28%. Общая ставка налога в  настоящее время составляет 15%. Но основные продовольственные товары, а также книжно-журнальная продукция облагаются по уменьшенной ставке – 7%.

Налог на доходы корпораций взимается в среднем  по ставке 42%.

Промысловый налог – один из основных местных  налогов, им облагаются предприятия, товарищества, физические лица, занимающиеся промышленной, торговой и другими видами деятельности. Базой для исчисления налога служат прибыль от занятия промыслом  и капитал компании. Налоговая  ставка определяется муниципальными органами. Например, ставка 5% прибыли и 0,2% стоимости  основных фондов.

Акцизы  в основном направляются в федеральный  бюджет, кроме: акциза на пиво, идущего  в бюджеты земель.

Социальные  отчисления от фонда заработной платы  составляют 8%. Сумма отчислений, как  и в США, делится в равной пропорции  между нанимателем и работником.

Местные налоги носят не столько фискальный характер, сколько с их помощью  регулируется деловая активность в  регионах.

Достаточно  близка к германской налоговая система  Австрии. Налог на доходы корпораций взимается по ставке 34%. Налог на добавленную стоимость составляет 20%, а для продовольственных товаров, книжно-журнальной продукции и медикаментов - пониженная ставка 10%.

Налоговая система Японии. Остановимся на некоторых  аспектах налоговой системы Японии, поскольку она имеет специфические  особенности и несколько отличается от налоговой системы США и  западноевропейских стран.

В Японии функционируют государственные  налоги и налоги местные. При этом более 64% всех налоговых поступлений  образуется за счет государственных  налогов, а остальные – за счет местных налогов. Затем значительная часть налоговых средств перераспределяется через государственный бюджет Японии путем отчислений от государственных  налогов в местные бюджеты. В  стране 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых  имеет свой самостоятельный бюджет. Все налоги страны зафиксированы  в законодательных актах. Каждый вид государственного налога регулируется законом. Закон о местных налогах  определяет их виды и предельные ставки, в остальном установление ведется  местным парламентом. Всего в  стране 25 государственных и 30 местных  налогов. Их можно классифицировать по трем крупным группам.

Первая  – это прямые подоходные налоги на юридических и физических лиц.

Вторая  – прямые налоги на имущество.

Третья  – прямые и косвенные потребительские  налоги.

Основу  бюджета составляют прямые налоги, которым отдается очевидное предпочтение. Самый высокий доход государству  приносит подоходный с юридических  и физических лиц. Предприятия и  организации уплачивают с прибыли: государственный подоходный налог  в размере 33,48%, префектурный подоходный налог в размере 5% государственного, что дает ставку 1,67% прибыли, и городской (поселковый, районный) подоходный налог  в размере 12,3% государственного, или 4,12% прибыли.

Ко второй группе налогов относятся налоги на имущество, которые юридические  и физические лица вносят в отличие  от России по одинаковой ставке. Обычно это 1,4% стоимости имущества. Переоценка его производится 1 раз в 3 года. В  объем налогообложения входят: недвижимое имущество, земля, ценные бумаги, проценты по банковским депозитам.

Среди потребительских  налогов Японии основным выступает  налог с продаж, взимаемый по ставке 3%. В середине 90-х годов началось обсуждение о целесообразности повышения  ставки до 5%.

Существенное  пополнение бюджета приносят налоги на владельцев автомобилей, акцизы на спиртное, табачные изделия, нефть, газ, бензин, налог на развитие источников электроэнергии, акцизы за услуги: за проживание в гостинице, питание в ресторанах, купание в горячих источниках и т.д. К этой же группе относятся  и таможенные пошлины. Общегосударственными обычно выступают прямые налоги, среди  которых главными являются подоходный налог с физических лиц и налог  на доходы корпораций. Региональные налоги и местные налоги – преимущественно  косвенные: налог на добавленную  стоимость, налог с продаж, акцизы. Местные органы управления имеют  в виде основных собственных источников доходов поимущественное и поземельное  обложение, промысловые налоги.

При всей множественности налогообложения  правительства развитых государств стремятся к минимизации налогов, точнее, к оптимизации их [14].

 

2. Анализ и расчеты динамики налоговой доходной части бюджета Российской Федерации 2008-2010 гг.

2.1 Анализ налоговых доходов бюджета Российской Федерации

Проведем  анализ доходной части федерального бюджета 2008-2010 гг.

Таблица 2 – Доходы федерального бюджета на 2008-2010гг.

Доходы федерального бюджета

2008г

2009г

2010г

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес, %

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес, %

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес, %

НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ

2 383,11

35,87%

2 351,91

31,50%

2 348,32

29,03%

НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в том числе:

4 261,34

 

5 113,54

 

5 741,35

 

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

533,38

8,03%

583,76

7,82%

636,28

7,87%

НАЛОГИ И ВЗНОСЫ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ

435,79

6,56%

496,36

6,65%

562,8

6,96%

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ) РЕАЛИЗУЕМЫЕ  НА ТЕРРИТОРИИ РФ

1 404,05

21,13%

1 914,47

25,64%

2 206,46

27,28%

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РФ

888,97

13,38%

1 029,76

13,79%

1 182,54

14,62%

НАЛОГИ, СБОРЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

36,57

0,55%

39,50

0,53%

37,31

0,46%

ГОСПОШЛИНА

32,24

0,49%

34,49

0,46%

36,56

0,45%

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

291,61

4,39%

297,00

3,98%

301,73

3,73%

ПРОЧИЕ ДОХОДЫ

638,73

9,61%

718,20

9,62%

777,67

9,61%

ВСЕГО ДОХОДОВ

6 644,45

100,00%

7 465,45

100,00%

8 089,67

100,00%


 

Нефтегазовые доходы. В расчет нефтегазовых доходов бюджета включаются доход от налога на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина на нефть и газ. Эта статья в общем объеме доходов занимает 3 часть от всех поступлений в федеральный бюджет, что свидетельствует о её значимости и надежности поступлений. В динамике мы видим, что удельный вес показателя падает, на 2008 год составит 35,87% , на 2009 год 31,5%, на 2010 год этот показатель сократился ещё на 2,47%. В абсолютном выражении сумма составила на 2008 год 2383,11 млрд. руб., к 2010 году происходит уменьшение на 34,79 млрд. руб.

Причинами снижения бюджетных поступлений  из нефтегазового сектора является снижение темпов роста ВВП, снижение цен на нефть, падение курса доллара, рост инфляции, а так же снижение доли нефтегазового сектора в  российской экономике.

 

0,00

500,00

1 000,00

1 500,00

2 000,00

2 500,00

3 000,00

НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

НАЛОГИ И ВЗНОСЫ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ) РЕАЛИЗУЕМЫЕ  НА

ТЕРРИТОРИИ РФ

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РФ

НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ  ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ

ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

ПРОЧИЕ ДОХОДЫ

Статьи

Сумма, млрд. руб.

2010г 

2009г

2008г

Рисунок 1 - Динамика по статьям доходов федерального бюджета 2008-2010гг.

Нефтегазовые  доходы или ещё их называют доходы без учета нефтегазовых доходов. В общем объеме этот показатель вырос, к 2010 году составил 5 741,35 млрд. руб., увеличившись на 1 480,01 млрд. руб. по отношению к 2008 году. Рассмотрим подробнее статьи этого раздела.

Налог на прибыль организаций. Эта статья в динамике растет. В абсолютном выражении мы видим, что к 2009 году произошло увеличение поступлений на 50,38 млрд. руб., к 2010 ещё на 52,52 млрд. руб., что составило 636,28 млрд. руб., в общем этот показатель к 2010 году увеличился в 2 раза по темпам роста. Удельный вес этого показателя снижается от 8,03% - 7,87%.

Налоги и взносы на социальные нужды. Из данных таблицы 2, видно, что удельный вес этого показателя увеличивается, но не значительно. Суммы поступлений увеличиваются. В 2008 году в размере 435,79 млрд.руб., в 2010 году увеличился в 2 раза по отношению к 2009 году, составив 562,8 млрд.руб. Это в первую очередь связано с увеличение заработной платы бюджетникам, увеличением МРОТ, а так же достоверной информации о заработной плате.

Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорию РФ. Доля этого раздела составляет 21,13% в 2008 году, в 2009 году 25,64%. К 2010 году увеличилась на 1,64%. В 2010 году сумма показателя возросла на 802,41 млрд. руб. по отношению к 2008 году. В налоговом законодательстве произошли изменения, которые повлекли за собой дополнительные потери в поступлении налога на добавленную стоимость в связи с введением поквартальной уплаты налога (установление налогового периода по налогу на добавленную стоимость для всех налогоплательщиков независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) как квартал). Но в связи с проведением налоговыми органами мероприятий по укреплению платежной дисциплины происходит увеличение поступлений, а также увеличением акцизов на спиртосодержащую продукцию, табачную продукцию, рост поступлений акцизов на бензин.

Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ. В динамике этого показателя, мы видим, что темп роста к 2009 году составил 1,15%, а к 2010 году 1,33%. Сумма этого показателя выросла от 888,97 – 1 182,54 млрд. руб. на 293,57 млрд.руб.. Удельный вес этого показателя растет к 2010 году составил 14,62%, увеличившись на 1,24% к 2008 году. Что характерно этого раздела, то здесь изменения связанны, с ввозимыми товарами, не подлежащих налогообложению в соответствии с действующим законодательством, а так же с товаром, освобожденным от налогообложения в соответствии с межправительственными соглашениями и др. Доля облагаемого оборота импорта с учетом применяемых льгот составила 87,5 процента от общего объема импорта.

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. Поступления налога на добычу полезных ископаемых в расчетах доходной базы федерального бюджета на 2008 год в сумме 36,57 млрд. руб., на 2009 и 2010 год 39,5 млрд. руб. и 37,31 млрд. руб. В относительном выражении происходит снижение данного показателя. Этот показатель полностью зависит от цен на природные ресурсы [1].

 

2.2 Пути совершенствования налоговых доходов федерального бюджета

Невзирая  на множество способов, и методов прогнозирования бюджетных доходов, они являются, как правило, результатом усовершенствования известных и достаточно распространенных общих подходов к прогнозированию, в том числе путём органического сочетания нескольких методик, которые Россия должна учитывать.

В целях  снятия всех налоговых преград на пути экономического роста и превращения  налоговой системы в эффективную  систему налогообложения Правительством РФ определены приоритетные направления  налоговой политики:

- создание  стабильной и ясной налоговой  системы;

- формирование  стимулов к повышению собираемости  налогов;

- создание  благоприятных условий для повышения  эффективности производства;

- укрепление  доходной части бюджета.

В основе разработки проекта федерального бюджет на 2011 г. и на период до 2010 г. лежали достигнутые  в 2000-е годы результаты бюджетной  политики, а также перспективные направления развития бюджетной системы, направленные на повышение уровня ее сбалансированности.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2010 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете  на 2011 год и на плановый период до 2010 года» прогнозируемый объем доходов  федерального бюджета утвержден  в размере 6 644,4 млрд. руб.

Прогнозируемое  в 2011 г. изменение величины основных макроэкономических показаний в  целом окажет положительное влияние  на формирование доходов федерального бюджета, также как и изменение  законодательства Российской Федерации  о налогах и сборах.

Так, с 2011 г. должен быть изменен порядок налогообложения  доходов организаций, полученных в  виде дивидендов. Освобождение от уплаты налога на прибыль организаций предусмотрено  по дивидендам, полученным при стратегическом участии российской организации  в российской или в иностранной  организации, выплачивающей дивиденды.

Критерий  стратегического участия предлагается установить в виде доли участия организации  не менее 50%, при обязательном выполнении условия, согласно которому такая доля в абсолютном выражении будет  составлять не менее 500 млн. руб.

С 1 января 2011 г. согласно Федеральному закону от 24.07.2010 г. № 198-ФЗ для всех налогоплательщиков (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых  агентов) налоговый период по налогу на добавленную стоимость устанавливается  как квартал. В настоящее время  согласно ст. 163 НК РФ налоговый период установлен как календарный месяц, а для налогоплательщиков (налоговых  агентов), у которых ежемесячная  сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превышает 2 млн. руб. –  как квартал.

Предусмотрена, ставшая традиционной, ежегодная  индексация ставок акцизов. Индексация коснется ставок по следующим видам  подакцизных товаров: алкогольной  продукции (включая вина), спирту и  спиртосодержащей продукции, пиву, табачным изделиям и легковым автомобилям.

Кроме того, подготовлены поправки в части налогообложения  доходов физических лиц, которые  должны вступить в действие с 1 января 2011 г. Речь идет о снижении ставки налога на доходы физических лиц с 30% до 15% по доходам, полученным в виде дивидендов физическими лицами, не являющимися  налоговыми резидентами РФ. При этом необходимо отметить следующее. Изменения  налогового законодательства в части  взимания налога на доходы физических лиц (НДФЛ) оказывают влияние на формировании е консолидированных бюджетов субъектов  Российской Федерации. Это связано  с тем, что доходы от уплаты НДФЛ в федеральный бюджет не поступают, несмотря на федеральный статус налога, а в полном объеме подлежат зачислению в консолидированные бюджеты  субъектов РФ с последующим распределением между региональными и местными бюджетами согласно нормативам, установленным  соответствующими статьями БК РФ.

По своей  величине основными источниками  доходов федерального бюджета являются: налог на добавленную стоимость, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на прибыль организаций, таможенный пошлины. На их долю приходится примерно 85% от общего объема доходов  бюджета.

Информация о работе Прямое и косвенное налогообложение