Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 18:45, курсовая работа
Налоги являются основным доходным источником государства, обеспечивая финансирование его деятельности. Денежные средства, собранные посредством налогов, поступают в бюджет или другие денежные фонды государства.
Введение
1. Теоретические аспекты уплаты прямых и косвенных налогов в Российской Федерации и за рубежом
1.1 Виды прямых налогов в Российской Федерации
1.2 Виды косвенных налогов в Российской Федерации
1.3 Налогообложение в других странах
2. Анализ и расчеты динамики налоговой доходной части бюджета Российской Федерации 2008-2010гг
2.1 Анализ налоговых доходов бюджета Российской Федерации
2.2 Пути совершенствования налоговых доходов федерального бюджета
2.3 Динамики поступления налогов в региональный бюджет Псковской области за 2008-2010 года
Заключение
Список использованных источников
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Теоретические аспекты уплаты прямых и косвенных налогов в Российской Федерации и за рубежом
1.1 Виды прямых налогов в Российской Федерации
1.2 Виды косвенных налогов в Российской Федерации
1.3 Налогообложение в других странах
2. Анализ и расчеты динамики налоговой доходной части бюджета Российской Федерации 2008-2010гг
2.1 Анализ налоговых доходов бюджета Российской Федерации
2.2 Пути совершенствования налоговых доходов федерального бюджета
2.3 Динамики поступления налогов в региональный бюджет Псковской области за 2008-2010 года
Заключение
Список использованных источников
Введение
Налоги являются основным доходным источником государства, обеспечивая финансирование его деятельности. Денежные средства, собранные посредством налогов, поступают в бюджет или другие денежные фонды государства. Оттуда они расходуются на содержание государственного аппарата, обеспечение обороноспособности страны и поддержание правопорядка, финансирование государственных программ, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, включая учителей, врачей, работников культуры.
Недостаточность
средств, собранных посредством
налогов, неэффективность налоговой
системы, массовое уклонение от уплаты
налогов — сразу же сказываются
на состоянии государства и
Особый интерес представляет группа прямых налогов. Прямые налоги в настоящее время имеют большое значение для формирования доходной части бюджетов всех уровней.
Россия пошла по пути преимущественного использования косвенного налогообложения. Однако, преобладание прямых налогов в доходах государства свидетельствует о том, что речь идет о высокоразвитой экономике, косвенных – наоборот.
Данная
зависимость определяет актуальность
изучения вопросов прямого и косвенного
налогообложения с точки зрения
теории и практики, воздействия на
эффективность работы экономических
субъектов и аккумуляции
Целью курсовой работы является исследование теоретических основ прямых и косвенных налогов и выявление их роли в бюджетной системе Российской Федерации.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследование сущностных аспектов прямых и косвенных налогов;
- изучение нормативно-правовой базы регулирования прямых и косвенных налогов;
- анализ состава и структуры налоговых доходов бюджетов всех уровней;
- ознакомлений с зарубежным опытом формирования доходной базы бюджетов всех уровней за счет прямых и косвенных налогов;
- совершенствование прямого налогообложения в РФ как фактор увеличения доходов бюджетов всех уровней;
- динамики поступления налогов в региональный бюджет Псковской области за 2008-2010 года.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
В первой главе раскрываются теоретические основы прямых и косвенных налогов.
Во второй главе рассматриваются структура налогов бюджетов РФ за 2008-2010гг. и их процентное соотношение. Изучаются направления совершенствования прямого налогообложения как фактора увеличения доходов бюджетов всех уровней Российской Федерации. Рассмотрение налоговых поступлений в региональный бюджет Псковской области за 2008-2010 года.
1. Особенности уплаты прямых и косвенных налогов в Российской Федерации и за рубежом
1.1 Прямые налоги в Российской Федерации
Действующие в Российской Федерации налоги можно разделить на три группы в зависимости от того, какой орган их вводит и имеет право изменять и конкретизировать: федеральные налоги, региональные налоги и местные налоги. Именно такой принцип был избран законодателем при классификации налоговых платежей в п. 1 ст. 18 Закона об основах налоговой системы [5].
По платежеспособности выделяют два вида налогов: прямые и косвенные.
Первый вид – прямые налоги – сборы в пользу государства, взимаемые с каждого гражданина или хозяйственной организации в зависимости от размеров их доходов или стоимости имущества.
К ним относятся:
- подоходный налог с граждан и налог на прибыль корпораций (фирм);
- налог на социальное страхование и на фонд заработной платы (так называемые социальные налоги, социальные взносы);
- поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость;
- налоги на перевод прибыли и капиталов за рубеж и др.
Подоходный налог с физических лиц. Доходы граждан (физических лиц) облагаются налогами в соответствии с законом «О подоходном налоге с физических лиц».
Физические лица — резиденты РФ (имеющие постоянное место жительства в РФ) подлежат обложению налогом по всем своим доходам, полученным как в России, так и за ее пределами. Нерезиденты облагаются налогом только по доходам из источников, находящихся в РФ. Резидентство физического лица рассчитывается для каждого отчетного налогового периода, который совпадает с календарным годом. Лицо, проведшее на территории РФ 183 или более дней в данном календарном году, считается резидентом РФ для целей налогообложения в этом году. Все прочие лица считаются нерезидентами РФ.
В налогооблагаемую базу включаются как доходы, полученные в денежной форме, так и любые выгоды и компенсации, получаемые в натуральном виде. Последние подлежат зачету в состав доходов лица по текущим рыночным ценам. Доходы, получаемые от работы по найму, подлежат включению в налогооблагаемую базу в полном размере: доходы, получаемые от предпринимательской деятельности, рассчитываются по методу чистой прибыли — в основном по нормам и в порядке, предусмотренном при исчислении налога на прибыль.
Целый ряд различного рода пособий, компенсаций и выплат не учитывается в составе облагаемого дохода граждан и не подлежит обложению подоходным налогом. Среди них: пенсии и различные пособия по социальному страхованию и социальному обеспечению, выплаты командировочных, проценты по вкладам в банках и т.д. Не облагаются подоходным налогом зарплата и оклады военнослужащих, войск МВД и налоговой полиции. В пределах установленных лимитов также освобождаются от налогообложения стоимости призов, полученных на конкурсах, подарков, выдаваемых предприятиями, и суммы материальной помощи, оказываемой за счет предприятий.
Расчет налога производится на основе годового дохода. С доходов, выплачиваемых в виде заработной платы, и с некоторых других доходов налог удерживается при выплате дохода. Для граждан, получающих только заработную плату в одном месте, такая уплата налога является окончательной, остальные обязаны представлять налоговую декларацию. Срок представления декларации — до 1 апреля года, следующего за отчетным.
Нерезиденты, не осуществляющие предпринимательской деятельности в России, но получающие доходы из источников в России, не представляют налоговые декларации, и налог с них удерживается у источника по единой ставке, равной 20% [4].
Налог на
прибыль предприятий и
Плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству России и занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также филиалы и другие подразделения этих предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет. Налогом на прибыль могут облагаться и бюджетные организации — в части осуществляемой ими предпринимательской деятельности.
Кроме того, субъекты РФ вправе облагать налогом на прибыль расположенные на их территории территориально обособленные структурные подразделения предприятий, имеющих головную контору и место регистрации в других регионах, даже если эти подразделения не имеют отдельного баланса и расчетного счета.
В этом случае определение доли прибыли, относящейся к этому подразделению, осуществляется расчетным методом — по доле этого подразделения в общем фонде оплаты труда и в общей стоимости основных производственных фондов предприятия. Соответственно эта доля прибыли подлежит вычету из облагаемой базы при исчислении налога с головного предприятия и, поскольку речь идет о применении только налогов, взимаемых субъектами РФ, каждый из них применяет свою налоговую ставку для обложения относящейся к нему доли прибыли предприятия. Предприятия-резиденты подлежат обложению налогом по всем своим доходам, в том числе и полученным за пределами России. Подоходный налог, уплаченный за рубежом, засчитывается при уплате налога на прибыль, но сумма такого зачета не может превышать размера налоговых обязательств, рассчитанных по российскому законодательству для соответствующей суммы дохода.
Налогооблагаемой базой в отношении налога на прибыль законом определяется валовая прибыль предприятия: разность между валовым доходом (выручкой) предприятия от продажи товаров, оказания услуг и выполнения работ, выручкой от продажи основных фондов и земельных участков, принадлежащих предприятию, а также доходами от внереализованных операций и продажи иного имущества, и расходами, связанными с этими операциями и с этой деятельностью. Валовой доход (выручка) предприятия при этом рассчитывается без учета НДС и акцизов, а также уплаченных экспортных пошлин. Для расчета чистого дохода от продажи имущества предприятия за основу берется первоначальная цена или остаточная стоимость имущества, увеличенная на индекс инфляции, исчисленный в порядке, установленном Правительством РФ.
Расчет налога на прибыль производится поквартально, нарастающим итогом: за 3, б, 9 и 12 месяцев. Авансовые платежи налога вносятся ежемесячно или дважды в месяц из расчета 1/3 или 1/6 от квартального расчета. Годовой отчет (декларация) по налогу предоставляется не позднее 15 марта года, следующего за отчетным, и доплата налога (если требуется) производится и десятидневный срок после сдачи отчета.
Отчетный год совпадает с календарным годом. Аудиторское заключение обязательно для акционерных предприятий, для предприятий с участием иностранного капитала и для банков и страховых организаций (независимо от их юридической формы).
В налогооблагаемую базу предприятий не включаются дивиденды и проценты, полученные по ценным бумагам, принадлежащим предприятию, а также доходы от долевого участия в капитале других предприятий. Эти виды доходов подлежат обложению «у источника», ставка налога для них составляет 15%. Также не включаются в сумму налогового дохода предприятий для целей исчисления налога на прибыль доходы от проведения концертных мероприятий (для них предусмотрен специальный налог по ставке 50%) и доходы от казино и игровых автоматов (которые облагаются налогом по ставке 70%).
Единый социальный налог – взносы предприятий на социальное обеспечение и налоги, на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые осуществляются частично самими работающими, частично их работодателями и направляются в различные внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования).
Налог на имущество предусмотрен как для предприятий, так и для физических лиц.
Налог на
имущество предприятий
Налогом на имущество физических лиц облагаются находящиеся в их собственности жилые дома и другие помещения и сооружения, а также водные и воздушные моторные суда и транспортные средства. От уплаты налога освобождены пенсионеры и участники войн.
Налог на
землю взимается с
1.2 Косвенные налоги в Российской Федерации
Налоги косвенные (англ. indirect taxes) - налоги, связанные с процессом использования прибыли (дохода) налогоплательщиков. Их связь с экономическим потенциалом (способностью приносить доход) налогоплательщика лишь опосредованная, через его расходы.
С управленческой
точки зрения различают три вида
косвенных налогов: налоги, вытекающие
из имущественных и товарно-