Проблемы обеспечения финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации

Автор: Яна Сидорова, 28 Сентября 2010 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Крупнейшим из внебюджетных социальных фондов является Пенсионный фонд РФ. Он представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств.
Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является – обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве – где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.
Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров.
Актуальность темы определяется тем, что государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы РФ. Кроме того они представляют собой одну из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.
В данной курсовой я изучила Пенсионный фонд РФ в целом и рассмотрела проблемы финансовой устойчивости, проблем пенсионного обеспечения и пути их решения.

Содержание

Введение……………………………………………………….…………...........3
1. Понятие и оценка финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации………………………………………………………...4
2. Бюджет Пенсионного фонда РФ
. Доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов……………………………18
2.2. Расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов……………………………….25
3. Предложения по повышению финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской федерации……………………………..35
Заключение………………………………………………….......................…38
Список использованной литературы………………………………………40

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

     Расходы, регламентированные Федеральным законом  от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной  части трудовой пенсии в Российской Федерации», предусмотрены на 2009 год в объеме 38106785,2 тыс. рублей, на 2010 год - 59563494,0 тыс. рублей, на 2011 год - 88467859,7 тыс. рублей, в том числе:

     - расходы, связанные с обеспечением  ведения специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, формирования средств пенсионных накоплений: в 2009 году - 1896113,6 тыс. рублей, в 2010 году - 2088678,6 тыс. рублей, в 2011 году - 2290495,6 тыс. рублей;

     - расходы, связанные с передачей  средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды: в 2009 году - 36210671,6 тыс. рублей, в 2010 году - 57474815,4 тыс. рублей, в 2011 году - 86177364,1 тыс. рублей, в том числе связанных с уплатой дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя: в 2009 году - 3929618,4 тыс. рублей, в 2010 году - 9928019,4 тыс. рублей, в 2011 году - 19039598,3 тыс. рублей.

     В состав расходов, связанных с обеспечением ведения специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, формирования средств пенсионных накоплений, включаются расходы на рассылку гражданам извещений о состоянии специальной части их индивидуальных лицевых счетов, которые в 2009 году планируются в размере 1820246,0 тыс. рублей (96,0 % от суммы расходов, связанных с обеспечением ведения специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц), в 2010 году - 2004638,0 тыс. рублей (96,0 %), в 2011 году - 2197819,0 тыс. рублей (95,9 процента).

     В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон о персонифицированном учете) ПФР обязан бесплатно направлять 1 раз в год застрахованным лицам сведения, содержащиеся в их индивидуальных лицевых счетах, а также не позднее 1 сентября каждого года информацию о состоянии специальной части их индивидуальных лицевых счетов и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений. Однако расходы на рассылку гражданам извещений о состоянии специальной части их индивидуальных лицевых счетов уменьшают чистый финансовый результат, полученный от временного размещения средств пенсионных накоплений. Так, в 2007 году чистый финансовый результат, полученный от временного размещения сумм страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в ПФР за 2006 год, составил 5875386,9 тыс. рублей, а вышеназванные расходы составили 722084,6 тыс. рублей. При отсутствии расходов на рассылку гражданам извещений чистый финансовый результат составил бы 6597471,5 тыс. рублей, что могло увеличить его на 12,3 процента.

     Следует отметить, что в соответствии с  Законом о персонифицированном  учете Фонд обязан бесплатно предоставлять 1 раз в год любому застрахованному  лицу по его обращению сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете, в течение 10 дней со дня обращения застрахованного лица.

     Расходы, регламентированные Федеральным законом  от 30 апреля 2008 года № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» и связанные с обеспечением ведения специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, в 2009 году предусмотрены в размере 2080,4 тыс. рублей, в 2010 году - 3513,9 тыс. рублей, в 2011 году - 7512,3 тыс. рублей. 

     3. Предложения по  повышению финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской федерации

       В настоящее время государственная  пенсионная система РФ переживает кризис, который находит отражение в  минимальном размере пенсии по отношению  к прожиточному минимуму нетрудоспособного  населения и по отношению к высоким страховым тарифам. Для решения проблем кризисного состояния возможны два пути: увеличение поступлений в Пенсионный фонд РФ или совершенствование (реформирование) пенсионной системы.

     Решение проблемы по первому пути является проблематичным, так как в стране сложилось неблагоприятное соотношение численности плательщиков пенсионных взносов и пенсионеров из-за уменьшения численности занятых в народном хозяйстве, а также уклонения от уплаты налогов значительного числа налогоплательщиков.

     Второй  путь - реформирование пенсионной системы  может оказаться более сложным, но более приемлемым при наличии  определенных условий: достижение заданных целей и определение основных этапов.

     Цель  пенсионной реформы должна  включать решение проблем:  создание предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования; совершенствование системы управления пенсионным обеспечением.

     Основными этапами реформирования должны быть следующие:

     1) оптимизация размера трудовых и социальных пенсий,  выплачиваемых тем пенсионерам, которые не сформировали достаточных пенсионных сбережений;

     2) разработка схем обязательных  пенсионных взносов работающего  населения, которые будут накапливаться  на наличных пенсионных счетах в негосударственных пенсионных фондах;

     3) внесение добровольных пенсионных  сбережений населения в негосударственные  пенсионные фонды. 

     Реализация  первого этапа началась с введения в действие Федерального закона «Об  индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», который позволяет установить непосредственную связь между объемом страховых взносов каждого гражданина в пенсионную систему и размером назначаемой пенсии.

     Второй  этап предполагает развитие негосударственного пенсионного обеспечения, которое является дополнительным к государственному, и осуществляется в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных предприятий, отраслей экономики, территорий, а также в форе пенсионного страхования граждан, осуществляющих накопление средств на дополнительное пенсионное обеспечение.

     На  третьем этапе внесение добровольных пенсионных сбережений в  негосударственные  пенсионные фонды зависит от финансовой стабильности экономики.

     Из  обобщения всего рассмотренного выше вытекает, что схема пенсионного обеспечения РФ требует дальнейшего реформирования в соответствии с мировыми стандартами.

     Для развития отечественной пенсионной системы требуется создать новую  институциональную базу, что предлагает определение макроэкономических пропорций и механизмов перераспределения для каждого института пенсионной системы на основе установления Федеральных социальных стандартов. При этом должно быть обоснование оптимальной доли валового внутреннего продукта, используемое на пенсионное обеспечение, как в целом, так и по отдельным пенсионным институтам на долгосрочную перспективу с учетом совершенствования механизмов, их связи с системой заработной платы и доходов, условиями найма и возрастом выхода на пенсию.  Здесь государство должно проводить активную политику в сфере занятости в создании рабочих мест, поощрении малого бизнеса, разработку действенных механизмов делегирования полномочий региональных, государственных структур гражданского общества, повышение открытости прозрачности информационного обеспечения.

     С пенсионной реформой в нашей стране происходят  значительные изменения. Например, взносы на страховую  часть  трудовой пенсии поступают  в общий  расходный «котел» Пенсионного  фонда РФ. Размер страховой части  пенсии индексируется с учетом темпов инфляции. Взносы на накопительную часть учитываются отдельно, постоянно инвестируются и прирастают до выхода работника на пенсию. Но в соответствии с российским законодательством пенсионные накопления размещает в госбумаги сам Пенсионный фонд РФ. По нашему мнению, работники должны сами выбирать пенсионные фонды, управляющие их накоплениями и, возможно, некую часть накоплений получать до выхода на пенсию (например, на приобретение жилья, образование детей и так далее).

     Необходимо  понимать, что пенсионное обеспечение является ядром всей системы социальной защиты населения, затрагивающим интересы практически каждого гражданина. От того, насколько прозрачны будут схемы пенсионных отчислений, понятен порядок исчисления пенсий, зависит общий настрой общества на проведение или отторжение реформ. Вместе с тем неразбериха в обязательном пенсионном страховании только нарастает.

     Отчисления  в федеральный бюджет на пенсионное страхование в составе единого  социального налога имеют обезличенный характер. Для персонификации сведений страхователи отчитываются о размерах отчислений на страховую и накопительную части трудовой пенсии каждого работника. Страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии в Пенсионный фонд РФ определяются на основании тарифа, т.е. определенной ставки на единицу измерения базы для его начисления.

     Нестабильность  законодательства о пенсионном страховании  и обеспечении действует в  обществе всегда деморализующее.

     Таким образом, к основным направлениям укрепления доходной базы Пенсионного фонда  РФ можно отнести: продолжение совершенствования системы пенсионного обеспечения, основанной на накопительном страховании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Самым крупным из социальных внебюджетных фондов является Пенсионный, осуществляющий свою деятельность в соответствии с  законодательством Российской Федерации  и Положением о Пенсионном фонде  для государственного управления пенсионным обеспечением. Сегодня в России пенсию получают 38,3 млн. человек. В рамках программ социальной защиты оказывается адресная материальная помощь престарелым и нетрудоспособным гражданам. На выплату пенсий и пособий населению используется основная часть всех средств Пенсионного фонда.

     В настоящее время в деятельности Пенсионного фонда существуют определенные проблемы, в частности минимальный  размер пенсий по отношению к прожиточному минимуму нетрудоспособного населения. Вариант уменьшения этого разрыва за счет увеличения поступлений в Пенсионный фонд РФ также не является оправданным, так как увеличение страховых тарифов, прежде всего, повлияет на деятельность законопослушных работодателей, численность которых будет неуклонно снижаться. Тариф страховых взносов на цели пенсионного обеспечения и так достаточно высок, что может привести к неблагоприятному соотношению численности плательщиков страховых взносов и пенсионеров.

     Поэтому, на сегодняшний день назрела необходимость  реформы пенсионной системы, в рамках которой минимальный размер пенсии был бы доведен до уровня прожиточного минимума, размеры пенсий дифференцировались в зависимости от прошлого трудового вклада пенсионера, а взносы, уплачиваемые работодателями в Пенсионный фонд РФ, в составе единого социального налога были бы ограничены.

     Пенсионному обеспечению более 100 лет. За это  время в мировой практике разработаны  различные модели пенсионных систем. Социальная модель предоставляет пенсионерам  определенный минимум средств независимо от трудового вклада: стажа работы, уровня оплаты, суммы страховых взносов и т.д. Другие модели пенсионной системы считаются трудовыми пенсиями. Первая устанавливает зависимость величины пенсии от трудового стажа, оплаты труда, суммы страховых платежей. Вторая предполагает формиро­вание пенсии по накопительному принципу: страховые взносы зачисляются на пенсионный счет в лицензированную финансовую компанию, которая для увеличения этих средств размещает их на финансовом рынке.

     По  накопительной системе каждый человек  формирует пенсию сам, т.е. его взносы идут не на оплату пенсии другому, а на индивидуальный счет специализированной страховой компании. Государство лишь контролирует деятельность компании и обеспечивает правовые гарантии для пенсионных накоплений.

     Для развития отечественной пенсионной системы требуется создать новую институциональную базу, что предлагает определение макроэкономических пропорций и механизмов перераспределения для каждого института пенсионной системы на основе установления Федеральных социальных стандартов. При этом должно быть обоснование оптимальной доли валового внутреннего продукта, используемое на пенсионное обеспечение, как в целом, так и по отдельным пенсионным институтам на долгосрочную перспективу с учетом совершенствования механизмов, их связи с системой заработной платы и доходов, условиями найма и возрастом выхода на пенсию.  Здесь государство должно проводить активную политику в сфере занятости в создании рабочих мест, поощрении малого бизнеса, разработку действенных механизмов делегирования полномочий региональных, государственных структур гражданского общества, повышение открытости прозрачности информационного обеспечения. 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон № 214-ФЗ  « О бюджете Пенсионного фонда на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»
  2. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
  3. Федеральный закон от 21.07.2007 N 182-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»
  4. Бюджетный кодекс Российской Федерации N 145-ФЗ (БК РФ) от 31 июля 1998 г. с изменениями и дополнениями
  5. Алехин М. Трудный выбор // Пенсионное обеспечение. 2006.№2
  6. Борисенко Н.Ю. // Проблемы обеспечения финансовой устойчивости Пенсионного фонда РФ. 2004. Москва
  7. Российский статистический ежегодник 2009: статистический сборник./ Госкомстат России. – М., 2009.
  8. Щуров О. К. Пенсии не должны быть ниже прожиточного уровня// Интернет-газета «Вслух.ру» , 2006, 12 ноября.
  9. www.pfrf.ru  // Пенсионный фонд Российской Федерации
  10. www.consultant.ru // Консультант Плюс – разработка правовых систем
  11. www.garant.ru // Информационно-правовой портал «Гарант»

Информация о работе Проблемы обеспечения финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации