Автор: Яна Сидорова, 28 Сентября 2010 в 11:40, курсовая работа
Крупнейшим из внебюджетных социальных фондов является Пенсионный фонд РФ. Он представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств.
Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является – обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве – где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.
Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров.
Актуальность темы определяется тем, что государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы РФ. Кроме того они представляют собой одну из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.
В данной курсовой я изучила Пенсионный фонд РФ в целом и рассмотрела проблемы финансовой устойчивости, проблем пенсионного обеспечения и пути их решения.
Введение……………………………………………………….…………...........3
1. Понятие и оценка финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации………………………………………………………...4
2. Бюджет Пенсионного фонда РФ
. Доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов……………………………18
2.2. Расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов……………………………….25
3. Предложения по повышению финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской федерации……………………………..35
Заключение………………………………………………….......................…38
Список использованной литературы………………………………………40
Начиная с 2011 г. прогнозируется 6 снижение численности застрахованных по обязательному пенсионному страхованию, и в то же время при сохранении действующего пенсионного возраста и неизменности льгот для разных видов профессий демографический прогноз свидетельствует о росте численности получателей трудовой пенсии.
Таким образом, даже при обеспечении полной сбалансированности обеспечения выплаты страховой части трудовой пенсии поступлениями страховых взносов в ближайшие 10 лет без внешних источников, поступающих в пенсионную систему, без изменения налогового и пенсионного законодательства, в том числе порядка индексации пенсии, нельзя обеспечить сохранения или роста коэффициента замещения. А в конечном счете именно этот аспект финансовой устойчивости и играет главную роль с точки зрения результативности расходных обязательств Российской Федерации в области трудовых пенсий.
К 2022 г. анализ финансовой устойчивости пенсионной системы Российской Федерации кроме указанных критериев должен быть дополнен анализом финансовой устойчивости таких ее субъектов, которые участвуют в формировании накопительной части трудовой пенсии. В условиях отсутствия законодательных гарантий минимальных размеров выплат накопительной части трудовой пенсии главным критерием финансовой устойчивости в рамках данного аспекта будет показатель платежеспособности негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, кредитных организаций, участвующих в формировании накопительной части трудовой пенсии.
При
этом следует учесть, что при наблюдающейся
высокой дифференциации уровня доходности
при управлении пенсионными накоплениям
разными управляющими компаниями при
анализе финансовой устойчивости с
точки зрения оценки динамики коэффициента
замещения, большую сложность будет представлять
прогноз среднего показателя коэффициента
замещения, так же, как и прогноз среднего
размера трудовой пенсии.
2.
Бюджет Пенсионного
фонда Российской Федерации
2.1. Доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов
Пенсионный фонд, как и все другие внебюджетные фонды, является участником бюджетного процесса. Особенности формирования бюджета фонда обусловлены его спецификой и заключаются в следующем.
Бюджет Пенсионного фонда РФ — форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
В составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсионного фонда, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.
Денежные средства
Рассмотрим формирование средств бюджета Пенсионного фонда в 2009 году и на плановый период 2010 и 2011 годов.
Проект бюджета ПФР на 2009 год и на период до 2011 года по доходам сформирован: на 2009 год в сумме 3217490760,8 тыс. рублей, или 122,8 % к показателю предыдущего года (здесь и далее в сопоставимых условиях - 112,1 %), в том числе 2858117968,4 тыс. рублей в части распределительной составляющей бюджета Фонда, или 121,0 % (110,5 %); на 2010 год - 4102247245,0 тыс. рублей, или 127,5 % (118,6%), в том числе 3646534298,9 тыс. рублей - в части распределительной составляющей бюджета Фонда, или 127,6 % (118,7 %); на 2011 год - 4757464487,6 тыс. рублей, или 116,0 % (108,2 %), в том числе 4184663573,0 тыс. рублей – в части распределительной составляющей бюджета Фонда, или 114,8 % (107,1 процента).7
Формирование
доходной части бюджета ПФР
Поступление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Законопроекте запланировано на 2009 год в размере 1487090000,0 тыс. рублей, на 2010 год - 1736170000,0 тыс. рублей и на 2011 год - 1999130000,0 тыс. рублей, в том числе:
-
страховые взносы, зачисляемые в
ПФР на выплату страховой
- страховые взносы, зачисляемые в Фонд на выплату накопительной части трудовой пенсии: 326320000,0 тыс. рублей, 408980000,0 тыс. рублей и 497480000,0 тыс. рублей, соответственно.
Следует отметить, что внесенные Федеральным законом от 20 июля 2004 года № 70-ФЗ «О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» изменения в части уплаты с 2008 года страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не способствуют сокращению дефицита распределительной составляющей бюджета ПФР в 2009-2010 годах. Согласно указанному Федеральному закону тарифы уплаты страховых взносов страхователями-работодателями с 2008 года сокращены на страховую часть трудовой пенсии с 10,0 % до 8,0 % и увеличены на накопительную часть с 4,0 % до 6,0 % (за работника 1967 года рождения и младше с доходов до 280,0 тыс. рублей в год - базовый тариф отчислений от фонда заработной платы для расчета страховых взносов), что, соответственно, увеличит дополнительную нагрузку на федеральный бюджет.
При этом рост тарифов уплаты страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии (в 2008 году они увеличатся расчетно более чем на 100,0 млрд. рублей) осуществляется в период, когда в законодательстве Российской Федерации не урегулированы вопросы создания механизмов эффективного использования (размещения) средств пенсионных накоплений.
Достижение сбалансированности бюджета ПФР и увеличения поступлений средств страховых взносов не обеспечивается, в том числе и существующей шкалой регрессивной уплаты страховых взносов, что неоднократно отмечалось Счетной палатой. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации базовый тариф уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составляет 14,0 % с суммы годового дохода застрахованных лиц до 280,0 тыс. рублей включительно. В связи с ежегодным ростом фонда заработной платы увеличивается численность застрахованных лиц, годовой доход которых превышает 280,0 тыс. рублей, при этом тариф уплаты страховых взносов с суммы, превышающей 280,0 тыс. рублей и до 600,0 тыс. рублей, уменьшается с 14,0 % до 9,5 %. Ставка уплаты страховых взносов за застрахованных лиц с годовым доходом свыше 600,0 тыс. рублей составляет фиксированную сумму - 56,8 тыс. рублей (от 9,5 % и ниже).
Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» также установлены более низкие тарифы уплаты страховых взносов для работодателей - организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Таким
образом, применение действующей регрессивной
шкалы ограничивает верхний предел
пенсионного обеспечения
В период с 2009 по 2011 год Законопроектом предусмотрено ежегодное поступление страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемого в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии, в размере 7150000,0 тыс. рублей, страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии, - 1880000,0 тыс. рублей.
При этом необходимо отметить, что расчет поступления страховых взносов в виде фиксированного платежа не учитывает количество страхователей, законодательно освобожденных (частично освобожденных) от уплаты вышеуказанных взносов, а также страхователей, уклоняющихся от уплаты взносов. Официальная отчетность ПФР дифференциацию плательщиков фиксированного платежа не предполагает.
Расчет поступления страховых взносов в виде фиксированного платежа на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов базируется на размерах стоимости страхового года на 2008 год (3864,0 рублей), которая в 2,1 раза больше показателя стоимости, утвержденного Правительством Российской Федерации на 2007 год. Показатель стоимости страхового года на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов в настоящее время не утвержден.
Поступление дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемых в Фонд, Законопроектом предусмотрено на 2009 год в объеме 8230000,0 тыс. рублей, на 2010 год - 12520000,0 тыс. рублей, на 2011 год - 27230000,0 тыс. рублей.
Поступление страховых взносов по дополнительному тарифу для работодателей - организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, Законопроектом запланировано на 2009 год в сумме 2457100,0 тыс. рублей, на 2010 год - 2834000,0 тыс. рублей и на 2011 год - 3227600,0 тыс. рублей. Увеличение объема поступлений страховых взносов по дополнительному тарифу обусловлено ростом уровня заработной платы членам летных экипажей.
Администратором поступления страховых взносов по дополнительному тарифу (14,0 %) законодательно определен Пенсионный фонд Российской Федерации, вместе с тем механизмы администрирования страховых взносов по дополнительному тарифу для работодателей - организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в части организации взыскания недоимки, пеней и финансовых санкций в законодательстве Российской Федерации не предусмотрены.
Доходы по накопительной составляющей бюджета ПФР в Законопроекте определены в следующих объемах:
-
на 2009 год запланировано 4165096,0 тыс.
рублей от инвестирования
-
на 2009 год предусмотрено 18437156,2 тыс.
рублей от временного
-
на 2009 год определено 171252,6 тыс. рублей
от временного размещения
Запланированный уровень доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений, переданных управляющим компаниям, а также уровень доходов от временного размещения средств пенсионных накоплений ПФР, в том числе за счет сумм дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, не будет обеспечивать превышения прогнозируемого уровня инфляции.
Следует отметить, что фактически сложившийся опережающий рост показателей уровня инфляции по сравнению с уровнем доходности ведет к обесцениванию средств пенсионных накоплений.
В
2007 году доходность от временного размещения
Фондом средств пенсионных накоплений,
а также доходность от доверительного
управления пенсионными средствами
государственной управляющей