Проблемы обеспечения финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации

Автор: Яна Сидорова, 28 Сентября 2010 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Крупнейшим из внебюджетных социальных фондов является Пенсионный фонд РФ. Он представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств.
Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является – обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве – где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.
Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров.
Актуальность темы определяется тем, что государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы РФ. Кроме того они представляют собой одну из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.
В данной курсовой я изучила Пенсионный фонд РФ в целом и рассмотрела проблемы финансовой устойчивости, проблем пенсионного обеспечения и пути их решения.

Содержание

Введение……………………………………………………….…………...........3
1. Понятие и оценка финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации………………………………………………………...4
2. Бюджет Пенсионного фонда РФ
. Доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов……………………………18
2.2. Расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов……………………………….25
3. Предложения по повышению финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской федерации……………………………..35
Заключение………………………………………………….......................…38
Список использованной литературы………………………………………40

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 185.50 Кб (Скачать)
 
 

МОСКОВСКАЯ  ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ 
 

Факультет _________Права, бизнеса и медиатехнологий_________

Кафедра _______________Экономики и финансов______________ 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА  
 

  По  дисциплине____________________Финансы______________________ 

  Студента

  ______________________Сидоровой Яна Карленовны______________

                                (фамилия,  имя, отчество) 
 
 

      На  тему:    «Проблемы обеспечения финансовой устойчивости            

                    Пенсионного фонда Российской Федерации»___________ 
 

      Автор работы:      

      Сидорова  Я.К.                    ___________________

                 (ФИО)        (подпись) 

      Научный руководитель:     

      __Аксиненко Н.К.___     ___________________

      (ученая  степень, звание, ФИО)      (подпись) 
 

                                                  Дата  сдачи:

                                                  «_20_»___апреля___2010_г. 

                                                  Дата  защиты:

                                                    «_15_»_____мая____2010_г. 

                                                  Оценка: __________________ 
 
 
 

Москва 2010 

     Оглавление 
 

Введение……………………………………………………….…………...........3

1. Понятие и оценка финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации………………………………………………………...4

2. Бюджет Пенсионного фонда РФ

    1. . Доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов……………………………18

2.2. Расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов……………………………….25

3. Предложения по повышению финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской федерации……………………………..35

Заключение………………………………………………….......................…38

Список  использованной литературы………………………………………40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение

       Крупнейшим  из внебюджетных социальных фондов является Пенсионный фонд РФ. Он представляет собой  централизованную систему аккумуляции  и перераспределения денежных средств.

         Пенсионный фонд имеет огромное  влияние на экономику страны, так как главной целью его является – обеспечить заработанный  человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве – где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

       Пенсионный  фонд своими средствами  обеспечивает выплату ежемесячных  пособий, пенсий людям которые  в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров.

       Актуальность  темы определяется тем, что государственные  внебюджетные фонды являются составной  частью финансовой системы РФ. Кроме  того они представляют собой одну из форм перераспределения и использования  национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.

       В данной курсовой я изучила Пенсионный фонд РФ  в целом и рассмотрела проблемы  финансовой устойчивости, проблем пенсионного обеспечения и пути  их решения. 
 
 
 
 
 
 
 

       1.Понятие  и оценка финансовой  устойчивости Пенсионного фонда РФ. 

       Традиционно финансовая устойчивость любой системы  предполагает сбалансированность между  денежными поступлениями в систему  и обязательствами, связанными с  ее функционированием. Несмотря на широкое  использование понятия "финансовая устойчивость пенсионной системы", единого подхода к ее определению и критериям оценки в экономической литературе нет.

       По-разному  можно оценивать разные виды поступлений  в пенсионный фонд и их связь с предстоящими обязательствами. Весь период реформирования пенсионной системы Российской Федерации сопровождается дискуссиями об экономической природе платежей в Пенсионный фонд РФ (налоговой или неналоговой), экономическом содержании средств, аккумулируемых в государственных внебюджетных фондах (бюджетные или внебюджетные), правовом статусе Пенсионного фонда РФ (денежный фонд или финансово-кредитное учреждение). В связи с этим представляется, что проблемы финансовой устойчивости пенсионной системы отчасти являются результатом отсутствия последовательного подхода к определению ключевых ее элементов.

       Прежде  чем оценивать финансовую устойчивость пенсионной системы, необходимо определиться с самим понятием "пенсионная система". В отличие от налоговой  системы, бюджетной системы, понятие "пенсионная система" в Российской Федерации не получило законодательного оформления.

       С одной стороны, пенсионную систему  можно рассматривать через совокупность субъектов, участвующих в формировании и использовании средств, предназначенных  для пенсионных выплат. К таким  субъектам относятся:

  • страховщики по обязательному пенсионному страхованию (Пенсионный фонд РФ, негосударственные пенсионные фонды);
  • органы, участвующие в администрировании поступлений средств в пенсионную систему (органы Федеральной налоговой службы и Федерального казначейства);
  • управляющие компании, участвующие в формировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии;
  • кредитные организации, в которых открыты счета страховщиков, управляющих компаний, Федерального казначейства, а также лицевые счета пенсионеров;
  • Федеральная почтовая служба, которая осуществляет доставку пенсий пенсионерам;
  • страхователи, уплачивающие взносы на обязательное пенсионное страхование (в ряде случаев они совпадают с застрахованными);
  • застрахованные, не получающие пенсию, которые могут принимать решение о сроке обращения за назначением пенсий, выборе варианта формирования накопительной части трудовой пенсии;
  • пенсионеры (застрахованные по обязательному пенсионному страхованию, а также имеющие право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению).

       Перечисленные субъекты непосредственно участвуют  в движении денежных средств, связанных  с формированием средств для  пенсионных выплат и самими выплатами. Но есть также органы государственной  власти, которые осуществляют государственное регулирование пенсионной системы и деятельности указанных субъектов, к ним относятся Министерство финансов РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам, отчасти Министерство экономического развития и торговли как орган, курирующий экономические реформы в РФ. С преобразованием Стабилизационного фонда РФ в 2008 в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния Министерство финансов РФ играет большую роль, чем прежде, роль в обеспечении финансовой устойчивости пенсионной системы. Ведь основное назначение Фонда национального благосостояния, которым управляет Минфин России (а не Пенсионный фонд РФ и не управляющие компании Пенсионного фонда РФ) - содействовать добровольным взносам работников и работодателей в накопительную часть пенсионной системы и обеспечить сбалансированность пенсионной системы.

       Все перечисленные субъекты в совокупности можно рассматривать как элементы пенсионной системы, связанной с  обязательствами по выплатам трудовых пенсий. В реализации обязательств по государственному пенсионному обеспечению не всегда участвует даже Пенсионный фонд РФ 1, не говоря уже о негосударственных пенсионных фондах, управляющих компаниях и т.д.

       Следует отметить, что особенностью субъектов  пенсионной системы Российской Федерации является то, что их функции выходят за рамки исключительно данной системы. Даже Пенсионный фонд РФ, страховщик по обязательному пенсионному страхованию, наделен полномочиями по реализации обязательств Российской Федерации, не связанных с пенсионными выплатами. Примером могут служить обязательства по "материнскому" капиталу или ежемесячным денежным выплатам лицам, для которых федеральным законодательством предусмотрен ряд социальных льгот и которые отказались от социального пакета в пользу денежных выплат. Функции негосударственных пенсионных фондов по дополнительному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию также законодательно разделены. Функции других названных субъектов (управляющие компании, банки, органы Федеральной налоговой службы, Федерального казначейства) также шире, чем просто участие в формировании средств, предназначенных для пенсионных выплат.

       Субъекты, участвующие в формировании средств  для пенсионных выплат, относятся  к разным организационно-правовым формам коммерческих и некоммерческих организаций, соответственно вопросы финансовой устойчивости каждого субъекта решаются по-разному. Пенсионный фонд РФ как юридическое лицо имеет статус бюджетного учреждения, государство как собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ, это закреплено ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

       Таким образом, исследование финансовой устойчивости Пенсионного фонда РФ как юридического лица и бюджетного учреждения бессмысленно, поскольку при возникновении кредиторской задолженности Пенсионного фонда РФ, его обязательства должны быть обеспечены дополнительными ассигнованиями из федерального бюджета. В то же время исследование финансовой устойчивости негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, коммерческих банков, принимающих участие в формировании накопительной части трудовой пенсии, становится актуальным по мере увеличения накопительной части в общем объеме средств пенсионной системы и появления обязательств по непосредственным выплатам застрахованным или их наследникам.

       Подход  к определению пенсионной системы  с точки зрения участвующих субъектов  можно рассматривать с определенной долей условности, поскольку любая система - совокупность взаимосвязанных между собой элементов. Во многих случаях функции перечисленных субъектов не являются взаимосвязанными, поскольку выходят за рамки системы, кроме того, в формировании средств для разных видов пенсий участвуют разные субъекты.

       Пенсионную  систему можно также охарактеризовать как совокупность различных видов  пенсий или обязательств по их выплате. В Российской Федерации законодательством  предусмотрены:

  • трудовые пенсии (в настоящее время они занимают наибольший удельный вес в общем числе пенсионных выплат - 94 - 95 % в 2004 - 2009 гг.), их выплата частично связана с финансированием из федерального бюджета (базовая часть), а также с обязательным пенсионным страхованием;
  • пенсии по государственному пенсионному обеспечению, включая социальные пенсии;
  • пенсии по дополнительному пенсионному обеспечению или добровольному пенсионному страхованию (их удельный вес в РФ незначителен в общем объеме пенсионных выплат и обязательства по ним не зависят от обязательств по трудовым пенсиям и пенсиям по государственному пенсионному обеспечению).

       Поскольку пенсии по государственному пенсионному  обеспечению финансируются непосредственно  за счет средств федерального бюджета, то обязательства по их выплатам не должны быть предметом исследования финансовой устойчивости пенсионной системы, Пенсионный фонд Российской Федерации, если и участвует в их выплатах, выступает как получатель средств федерального бюджета. Незначительность доли пенсий по дополнительному пенсионному обеспечению в общем объеме пенсионных выплат также позволяет игнорировать их при исследовании финансовой устойчивости пенсионной системы Российской Федерации. Следовательно, ключевой проблемой при определении финансовой устойчивости пенсионной системы Российской Федерации является обеспеченность обязательств по трудовым пенсиям, в формировании и выплате которых принимают участие практически все субъекты, перечисленные ранее.

Информация о работе Проблемы обеспечения финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации