Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 01:00, контрольная работа
Проблемы и перспективы развития инвестиционного кредитования в Республике Беларусь.
Проблемы активизации инвестиционной деятельности продолжают оставаться весьма актуальными в условиях сохраняющегося снижения объемов средств, вкладываемых в экономику республики, их недостаточности для массового обновления материально-технической базы предприятий, ограниченности источников инвестиционных ресурсов.
Увеличение объемов инвестиционных вложений и активизация инвестиционной деятельности является важнейшим вопросом экономической политики государства, основным условием преодоления трудностей с которыми сталкиваются отечественные предприятия.
Теоретический вопрос 2
Практическая часть 21
Список литературы 23
Ключевой вопрос Программы — финансовый. Хотя в 2006–2010 гг. объем инвестиций в основной капитал в промышленности вырос в 2,2 раза, уровень износа основных средств удалось снизить лишь с 64% до 51%. При этом отдача инвестиций (рубль продукции на рубль инвестиций) снизилась с 13,8 до 11,7 Br. Теперь реализация программы оценивается примерно в 872,7 трлн. Br, или 83,2–90,2 млрд. USD, в т.ч. около 585,9 трлн. Br — на создание новых и модернизацию существующих рабочих мест, 65,74 трлн. — на научное обслуживание, 41,05 трлн. — на обучение и подготовку кадров, 65,34 трлн. — на развитие товаропроводящей сети, консалтинговой и лизинговой деятельности, создание логистических центров, развитие стандартизации и разработку технических регламентов, создание и модернизацию испытательных станций по оценке соответствия продукции техническим регламентам ЕЭП. В 2012–2015 гг. среднегодовой объем инвестиций в основной капитал в текущих ценах должен составить 56,9 трлн. Br, в 2016–2020 гг. — 71,6 трлн. Br.
Основными источниками средств на выполнение программы должны стать собственные средства организаций (36,6%), иностранные инвестиции — 34,4%, кредитные ресурсы — 24,5%, республиканский бюджет — 4,5%. При этом оборотные средства промпредприятий должны расти в среднем ежегодное на 12,7–12,8 трлн. Br в текущих ценах, что дополнительно потребует около 114,8 трлн. Br с учетом ускорения их оборачиваемости до 2020 г. в 1,3–1,4 раза. Главными источниками собственных средств организаций, по мнению авторов программы, будут «амортизационные отчисления и чистая прибыль за вычетом фонда потребления». При хроническом дефиците оборотных средств и отмене льготы по налогу на прибыль по капвложениям такие планы выглядят не очень реалистично. Дополнительным источником повышения эффективности организаций станет дальнейшее совершенствование налоговой системы, оптимизация тарифов на топливо и энергию, а также концентрация ресурсов в рамках создаваемых холдингов. Предлагаются также мероприятия по стабилизации финансово-экономического положения предприятий, сокращению дебиторской задолженности, улучшению структуры и ускорению оборачиваемости оборотных средств. Но стандартный набор инструментов, перечисленных в программе, — от экономии ресурсов до взаимозачетов — выглядит не слишком убедительно: все это применялось и ранее, но проблем не решило. Остается надеяться, что кадры, подготовить и переобучить которые планируется в ходе программы, найдут новые способы решения застарелых проблем.
Одним из главных двигателей программы должны стать институциональные преобразования, не затрагивающие, впрочем, основ белорусской экономической модели. Повысить эффективность государственного управления промышленностью должно ее реформирование путем последовательного укрупнения и концентрации отраслевых органов управления, передачи ими функций оперативного управления холдингам и другим структурам. При этом на первом этапе предусматривается формирование холдингов и постепенный переход министерств и концернов от оперативного управления организациями к управлению собственностью через владение акциями и формирование института управляющих. По мнению авторов программы, создание холдингов позволит уйти от административного начала в управлении, сконцентрировать усилия государства на выработке и проведении государственной политики, повысит конкурентоспособность входящих в холдинги организаций. По-видимому, авторы программы не считают, что такой подход противоречит одной из названных ими же проблем нашей экономики — высокой концентрации производства в крупных объединениях (около 100 промышленных организаций из более чем 12 тыс. обеспечивают 60% промпроизводства) при недостаточном уровне развития сектора малого бизнеса, что снижает восприимчивость промышленного комплекса к инновациям.
Повысить эффективность работы холдингов должно распространение льготного режима налогообложения НДС оборотов по возмездной и безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), а также введение электронной регистрации по аналогии с юрлицами. Консолидация уплаты налога на прибыль, считающаяся в мире одним из основных преимуществ холдингов, у нас почему-то не планируется.
Допускается и приватизация. Инвесторы смогут участвовать в ней как на этапе акционирования предприятий, так и путем приобретения акций созданного АО при условии наличия эффективного инвестпроекта. Применительно к гигантам индустрии будет использоваться «концепция длительного приватизационного цикла при тщательном подборе стратегических инвесторов с последующей продажей контрольных пакетов акций, находящихся в госсобственности.
При реформировании
крупных имущественных
Приоритетной формой привлечения ПИИ должно стать создание совместных и иностранных предприятий, а также продажа зарубежным инвесторам части акций, принадлежащих государству, за исключением стратегически значимых. За ПИИ при этом сойдет все: как вклады в уставный фонд, так и займы, кредиты, финансовый лизинг, иные виды финансовых инструментов, прочие «прямые» инвестиции, включая задолженность за товары, работы, услуги, лизинг и аренду прямому инвестору. В качестве инвесторов рассматриваются международные компании, обладающие современными технологиями и доступом на рынки промышленно развитых стран. При этом обещаются институциональные преобразования, включая реформирование отношений собственности, поддержку создания инновационно активных организаций, стимулирование развития малого бизнеса (которому в программе посвящена отдельная глава). Снизить инвестиционные и предпринимательские риски обещается за счет защиты прав собственности и повышения предсказуемости экономической политики государства, обеспечения макроэкономической стабильности, развития финансовых институтов, улучшения условий доступа к долгосрочным финансовым ресурсам, развития финансовых рынков и других институтов, обеспечивающих трансформацию сбережений в капитал.
Важным направлением правового обеспечения развития промышленности признается формирование государственно-частного партнерства как формы взаимодействия органов государственного управления и бизнеса.
Еще одна проблема — громоздкая система государственного управления промышленностью, включающая 8 министерств и концернов, что ведет к заорганизованности подведомственных организаций и отсутствию должного взаимодействия. Поэтому по примеру России, Украины, Казахстана и других стран СНГ предполагается объединение отраслевых органов госуправления в одно — Министерство промышленной политики, которое займется выработкой стратегии развития промышленности, определением «точек роста», направлений и механизмов субсидирования, конкурсным отбором инвестпроектов, анализом эффективности реализации промышленной политики. При этом диапазон регулирования нового органа будет огромен: согласно программе в Беларуси планируется развивать весьма широкий спектр производства: от кормов для скота и кастрюль до нано- и космических технологий, а в перечисленных проектах задействовано около 200 предприятий различных форм собственности.
Инвестиционная политика банков должна быть направлена на реализацию задач социально-экономического развития республики и приоритетных государственных программ.
Долгосрочные
кредиты являются ключевыми как для банков-кредиторов, так
и для предприятий-
В работе определены наиболее значимые проблемы, сдерживающие кредитно-инвестиционную активность банков. Например, слабость ресурсной базы банков в целом и долгосрочной ресурсной базы в частности, ограниченный собственный капитал, высокий уровень инфляции, кредитование государственных программ, финансирование дефицита государственного бюджета через покупку государственных ценных бумаг, общее падение ликвидности и рентабельности банковской системы, отсутствие ликвидного залога у предприятий, неразвитость системы страхования.
Для решения этих проблем необходимо предпринять ряд действий. А именно: обеспечить снижение инфляции, укрепить ресурсную базу банков, создать для банков экономические преимущества по операциям долгосрочного кредитования, свести до минимума административное давление на банки по привлечению их к финансированию государственных программ, организовать конкурсный отбор и качественную экспертизу инвестиционных проектов, применять современные схемы долгосрочного кредитования, провести приватизацию предприятий и формирование реальнодействующего рынка ценных бумаг. И сегодня банки, как крупные, так средние и мелкие, должны выступать не только кредиторами, но брать на себя роль инвестора, заинтересованного в получении реального результата. При этом в принципе не следует рассматривать кредитование инвестиционных проектов как чрезвычайно усложненную процедуру. Наоборот, поскольку в настоящее время другие источники инвестиций мало доступны, для банков инвестирование должно стать непременным условием их дальнейшего развития, а значит, обычной банковской услугой. Предложенное системное решение предполагает реформирование действующей банковской, страховой и пенсионной систем. Реализация этих предложений могла бы способствовать развитию и стабилизации экономики Республики Беларусь.
Практическая
часть
Задача 14
С целью
снижения теплопотребления
Исходные данные
Показатель |
Условное обозначение |
Варианты А В |
Экономия топлива, у.е. |
Э |
1498,5 2997 |
Капиталовложения, у.е. |
К |
1450 3500 |
Затраты на ремонт, у.е. |
Р |
148,5 197 |
Нормативный срок службы ТС, лет |
Т |
6 6 |
Решение
1.Амортизационные отчисления по проектам: капиталовложения/ нормативный срок службы: А = К / Т:
-по проекту А: 1450/6 = 241,7 у.е.;
-по проекту В: 3500/6 = 583,3 у.е.
2. Прибыль по проектам: экономия топлива- затраты на ремонт- амортизация: П = Э – Р - А
-по проекту А: 1498,5 - 148,5 - 241,7 = 1108,3у.е.;
-по проекту В: 2997 - 197 - 583,3 = 2216,7 у.е.
3.Доход по проектам : прибыль + амортизация: Д = П + А:
-по проекту А: 1108,3 + 241,7 = 1350у.е.;
-по проекту В: 2216,7 + 583,3 = 2800 у.е.
4. При оценке того или иного инвестиционного решения сопоставляются затраты и результаты, осуществляемые в разные моменты времени. Перед оценкой необходимо привести их в сопоставимый вид, «привести» к одному и тому же моменту времени. Таким моментом может быть дата регистрации предприятия, дата принятия решения об инвестировании. В международной практике применяют также показатели, учитывающие неравноценность затрат и результатов, осуществляемых в разные периоды времени. Главный показатель из этой группы – чистая текущая стоимость (NVP). Синонимы: чистый денежный дисконтированный доход, чистая приведенная стоимость. Это основной показатель оценки эффективности инвестций.
Процесс дисконтирования представляет собой – приведение денежного потока инвестиционного проекта к единому моменту времени.
где СFt—денежный поток в году t;
Т—экономический срок жизни инвестиций.
Формулу можно модифицировать, тогда из состава денежного потока выделим капитальные вложения (финансируемые или из уставного капитала, либо из заемных средств) и, обозначив их С0, также обозначив через (CFt) денежный поток в году t, считая от даты начала инвестиций, подсчитанный без первоначальных капиталовложений, получим:
Таким образом, NPV можно рассматривать и как разницу между отдачей капитала и вложенным капиталом.
NPV показывает баланс между
если NPV > 0 – проект одобряют;
если NPV < 0 – проект отклоняют.
NPV А = 5877,95 -1450=4447,95 y.e.
NPV В = 12191,2 -3500=8691,2 y.e.
Из расчетов получили, что чистая текущая стоимость проектов А и В больше нуля, то есть проект можно принять их к рассмотрению.
5 Индекс доходности, индекс выгодности, profitability index (PI) называют иногда отношением результата (выгод) – затраты показывают соотношение отдачи капитала и вложенного капитала.
Для реальных инвестиций, длящихся несколько лет
где CFt—финансовый итог в году t, подсчитанный без первоначальной инвестиции (если они приходятся на этот год);
(Cо)t—первоначальные
Если PI > 1 – проект одобряют;
если PI< 1 – проект отклоняют.
Индекс выгодности (доходности) инвестиций показывает отношение отдачи и вложенного капитала, учитывает фактор времени. Для данного примера PI составляет:
Таким образом, можно сделать вывод, что проект A более выгоден чем проект В , значит следует принять проект А..
6. Определим динамический срок окупаемости инвестиций.
Сумма инвестиций составляет по проекту А 1450 у.е., по проекту В 3500 у.е.
За первый год после завершения инвестиций в проект А потоки составят: CF1=1227,15 у.е. <1450 у.е.
За два года:CF1+CF2 =1227,15+1115,1 =2342,25 у.е. > 1450 у.е.
Срок возврата по проекту А =1+
За первый год после завершения инвестиций в проект В потоки составят: CF1=2545,2 у.е. <3500 у.е.
За два года:CF1+CF2 =2545,2 +2312,8=4858 у.е. > 3500 у.е.
Срок возврата по проекту А =1+
Предпочтение
по сроку окупаемости
проекту А .
8. Для определения внутренней нормы доходности воспользуемся методом секущей средней.
IRR = F(r1)/(r1 + f(r1) – f(r2) × (r1 – r2) ,
где r1—значение нормы дисконтирования, при которой f(r1) > 0;
Информация о работе Проблемы и перспективы развития инвестиционного кредитования в РБ