Проблемы и перспективы развития инвестиционного кредитования в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 01:00, контрольная работа

Описание работы

Проблемы и перспективы развития инвестиционного кредитования в Республике Беларусь.
Проблемы активизации инвестиционной деятельности продолжают оставаться весьма актуальными в условиях сохраняющегося снижения объемов средств, вкладываемых в экономику республики, их недостаточности для массового обновления материально-технической базы предприятий, ограниченности источников инвестиционных ресурсов.
Увеличение объемов инвестиционных вложений и активизация инвестиционной деятельности является важнейшим вопросом экономической политики государства, основным условием преодоления трудностей с которыми сталкиваются отечественные предприятия.

Содержание

Теоретический вопрос 2
Практическая часть 21
Список литературы 23

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа- фин..doc

— 294.50 Кб (Скачать)

Таким образом, государство направляет инвестиционную деятельность на выполнение мероприятий, включённых в проводимую им экономическую, научно-техническую, социальную и природоохранную политику.

Активизация инвестиционной деятельности в Республике Беларусь для осуществления структурных преобразований в экономике влечёт за собой бо-лее широкое использование кредита как источника финансирования.

Развитие  инвестиционного кредитования определяется общей социа-льно-экономической ситуацией, инвестиционным климатом, а также гото-вностью банковской системы к такой работе.

Недостаточное использование  кредита как источника финансирования инвестиционной сферы вызвано рядом  причин: сокращение объёма инве-стиций в экономику в целом в последние годы; ухудшением инвестицио-нного климата и макроэкономической ситуации в стране; ухудшением финнансового состояния предприятий; недостатком у банков кредитных ресурсов долгосрочного характера; недостаточным количеством эффекти-вных инвестиционных проектов, отвечающих требованиям и условиям кре-дитования; наличием в кредитных портфелях крупных коммерческих банков значительной доли проблемных с точки зрения возврата инвестиционных кредитов, предоставленных в основном государственным предприятиям, а также некоторыми другими причинами.

Для активизации деятельности коммерческих банков в инвестиционной сфере необходимы:

·     макроэкономическая стабилизация, обеспечение экономического роста, снижение уровня инфляции;

·     проведение политики, стимулирующей привлечение сбережений населения и средств юридических лиц в депозиты долгосрочного характера;

·     формирование системы, которая обеспечивала бы возврат наиболее рисковых долгосрочных кредитов, включая ранее выданные и не возвращённые в срок;

·     развитие системы страхования кредитных рисков крупных инвестиционных проектов;

·     проведение реструктуризации задолженности по ранее выданным долгосрочным кредитам государственным предприятиям, создание механизма продажи сомнительных и безнадёжных долгов, упрощение процедуры реализации имущественных прав кредиторов, проведение санации неплатёжеспособных предприятий-должников;

·     организация системы гарантий возврата кредита государственными предприятиями, компенсации рисков;

·     создание благоприятных условий для деятельности банков, осуществляющих кредитование инвестиций и прямые инвестиции, путём введения налоговых льгот для таких банков, активного использования инструмента обязательных резервных требований в Национальном банке Республики Беларусь.

Преодоление пресловутой  «местечковости» для белорусского бизнеса является не просто модным девизом, а объективным условием выживания на фоне глобализации мировой экономики. Умение привлекать инвестиции, в т.ч. иностранные, анализировать рынки, применять передовой маркетинго-вый опыт, внедрять производственные инновации — все это становится клю-чевым условием успеха любого коммерческого проекта. Хорошим подтве-рждением тому стали результаты работы еще молодого, но уже опытного белорусского бизнесмена Сергея ЛЕВИНА, специализирующегося на сегме-нте товаров массового потребления FMCG.

 Чтобы стать  успешным, проект должен быть  высоко конкуренто-способным. Достигается это на всех этапах — начиная от исследования рынка, составления бизнес-плана, привлечения финансирования и заканчивая маркетингом, мотивацией работников, дистрибуцией и многими другими составляющими. Необходимо быть готовым к ведению бизнеса на предельно высоком профессиональном уровне. Создания пивоваренной компании «Сябар» (бренд «Бобров»), предприятия по производству соков «Старая крепость» (соки «Сочный») и нового проекта — компании «Сонца», выше-дшей на рынок с товарами бытовой химии марок «Мара», «April» и «Чайка».

На все  проекты удалось привлечь инвестиции, в т.ч. от таких крупных игроков, как Международная финансовая корпорация. И это при крайне неблагоприятных внешних условиях и негативном информационном фоне вокруг нашей республики. Поскольку Беларусь не является какой-то модной страной для инвестиций, единственным серьезным аргументом для инвестора является опять-таки высокая конкурентоспособность проекта в сравнении с другими странами или аналогичными секторами.

На этапе разработки проекта не обошлись без привлечения специали-стов для анализа тех или иных сегментов рынка.

В части финансового анализа и аудита есть выраженное предпочтение компаний «Большой четверки». По остальным направлениям (техническому, маркетинговому аудиту и др.) западные инвесторы вполне доверяют белору-сским консалтинговым компаниям.

Принципиально важно для потенциального инвестора, чтобы проект мог выжить в случае его сильного дисконтирования, если что-то вдруг пой-дет не по плану. Тщательно был рассчитан запас прочности проектов, чтобы убедить партнеров в надежности инвестирования.Все завершенные проекты успешны. В классическом стиле инвесторы входят в проект, развивают его и потом выходят из него, фиксируя свою прибыль. Яркий пример этой модели — компания «Сябар».

На сегодняшний день инвестиционные процессы в Беларуси остаются провальными. По данным Белстата, прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары (работы, услуги)) за январь–август 2011 г. составили 1141,2 млн. USD при годовом прогнозе 6,4–6,5 млрд. в соответствии с Указом от 19.11.2010 № 596.

При этом ПИИ на чистой основе в реальный сектор экономики (кроме банков) составили 770 млн. USD, в  т.ч. стоимость проданных пакетов  акций (составляющих более 10% в уставном фонде), принадлежащих государству (по данным Госкомимущества), — 0,01 млн. USD. ПИИ на чистой основе в банковский сектор (по данным Нацбанка) составили только 371,1 млн., продажа недвижимого имущества (по данным Госкомимущества) — 0,1 млн. USD.

В то же время в январе–сентябре 2011 г. в Беларуси использовано 54,6 трлн. Br инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах составляет 114,9% к уровню января–сентября 2010 г. при прогнозе на 2011 г. — 116–117%. При этом объем инвестиций в основной капитал в третьем квартале т.г. был на 15,7% меньше, чем во втором. Отметим, что в январе–сентябре 2011 г. инвестиции в приобретение машин, оборудования, транспортных средств выросли по сравнению с 9 месяцами 2010 г. на 16,7% и составили 21,9 трлн. Br (40,1% общего объема инвестиций). На долю импорта здесь приходится 58% этих инвестиций. Из импортного оборудования 22,1% приобретено на территории республики.

Рассчитывать белорусским  предприятиям приходится в основном на местные ресурсы. Так, в январе–сентябре 2011 г. за счет иностранных источников использовано 4,9 трлн. Br инвестиций в основной капитал, что составило 9% от общего объема инвестиций при прогнозе на 2011 г. — не менее 21%. Из них 963,4 Br составляют иностранные инвестиции без учета заемных ресурсов 2068 млрд. — кредиты (займы) иностранных банков 2,1871,7 млрд. Br — кредиты по иностранным кредитным линиям. Собственные же средства предприятий составляют в общем объеме инвестиций 37,4%, бюджетные — 13,3%.

Столь скромные результаты — следствие ряда внешних и  внутренних факторов. С одной стороны, в Беларуси, несмотря на разговоры об улучшении бизнес-климата, не произошло институциональных перемен, которые привлекли бы внимание зарубежных инвесторов. У них есть только один стимул вкладывать деньги — возможность получить максимальный доход при приемлемых рисках, а не обеспечивать исполкомам и министерствам заданные проценты роста. Можно сколько угодно укорять чиновников в бюрократизме и волоките: никакими силами нельзя привить административно-командной системе рыночную заинтересованность. С другой стороны, в ситуации обострения долгового кризиса в зоне евро и роста вероятности повторения рецессии в США иностранные инвесторы уменьшают свое присутствие на рискованных рынках развивающихся стран, в т.ч. Беларуси, рассматривая американский доллар и облигации США как относительно «безопасную гавань». Пока эксперты уповают на избыток денег в мире, ограничение ликвидности в странах ЕС заставляет европейские банки, наоборот, изымать средства из своих дочерних компаний в России и других развивающихся стран для своих нужд. Отмена ряда приватизационных аукционов и срыв шумно разрекламированных масштабных проектов свидетельствуют о весьма низком интересе к ним. А уж если местный бизнес и население не стремятся наращивать инвестиции в отечественную экономику, то странно ожидать такого рвения от зарубежного капитала.

Функционирование  и развитие экономики Республики Беларусь характеризуется целым  комплексом проблем, упорядочение, разрешение и урегулирование которых является насущной задачей экономической  политики государства. Одной из них является проблема активизации инвестиционной деятельности в стране. Международные рейтинговые оценки относят Республику Беларусь к странам с высоким экономическим и политическим риском, что делает для нее практически недоступным мировой рынок капиталов. Собственных средств предприятия порой не хватает для пополнения оборотного капитала, не говоря уже об осуществлении крупных инвестиционных проектах. Все чаще и чаще можно увидеть примеры неэффективности финансирования предприятий за счет бюджетных средств. Роль, которую играют банки в такой ситуации трудно переоценить. Вполне оправданным становится утверждение о том, что еще долгое время банковский долгосрочный кредит останется единственной надеждой предприятия и предпринимателей осуществить инвестиции. 

Реализация Программы развития промышленного комплекса Республики Беларусь на период до 2020 года, утв. постановлением Совмина от 5.07.2012 № 622, должна привести к формированию конкурентоспособного инновационного промышленного комплекса, ориентированного на создание высокопроизводительных рабочих мест и рост производительности труда по добавленной стоимости не менее 50% от европейского уровня, увеличение выпуска соответствующей мировым стандартам продукции и наращивание экспортного потенциала. Этот документ довольно активно обсуждался бизнес-сообществом . Некоторые из предложений и замечаний были учтены в его окончательном варианте.

Отмечая достижения Программы развития промышленного  комплекса Республики Беларусь на 1998–2015 годы, утв. Указом Президента от 14.05.1998 № 246, авторы нового документа признают, что приоритет наращивания физического объема выпускаемой продукции привел к обострению противоречий между динамикой количественных и качественных показателей. Отставание от намеченных целевых значений по показателям эффективности, платежеспособности, формирования научно-производственного потенциала не позволило перейти к преимущественно инновационному типу развития промышленности, выйти большинству промышленных организаций на самостоятельное расширенное воспроизводство капитала. Новая программа предусматривает опережающее развитие экспортно ориентированных и высокотехнологичных производств с постепенным сокращением объемов в неэффективных видах деятельности, модернизацию традиционных направлений специализации и формирование на этой основе рациональной структуры промышленности, обеспечивающей рост производительности труда, качественное улучшение производственного потенциала, снижение материало- и импортоемкости продукции, формирование центров технологического превосходства, основанных на собственных технологиях, в т.ч. с участием государств ЕЭП, реформирование структуры управления отечественной промышленностью и повышение ее экологичности.

В программе  дана довольно нелицеприятная оценка проблем промышленного роста. Среди них неэффективная отраслевая и технологическая структура промышленного комплекса. На долю высокотехнологичных производств в Беларуси приходится около 2–3% выпускаемой продукции, тогда как в развитых странах — около 15%. Самой важной проблемой остается низкая производительность труда, которая в отечественной промышленности более чем в 4 раза ниже, чем в ЕС, что отражает низкий уровень конкурентоспособности нашей продукции на мировых рынках. Среди других проблем — высокая материало-, импорто- и энергоемкость экономики, вызвавшие дефицит оборотных средств, низкий уровень эффективности господдержки, отсутствие у градообразующих промышленных организаций в малых и средних городах кооперации с крупными промышленными организациями, а также собственной конструкторской базы, что приводит к снижению их технологического уровня и убыточной работе.

Решение указанных  проблем обусловливает необходимость  определения приоритетов развития промышленности и проведения структурных  преобразований в индустрии, модернизации традиционных промышленных видов деятельности, ускоренного развития высокотехнологичных наукоемких производств, совершенствования системы госуправления промышленным комплексом, соблюдения приоритетов развития промышленности при субсидировании.

В ходе реализации программы планируется обеспечить прирост валовой добавленной стоимости в промышленности в 2015 г. на 62–67% к 2010 г., в 2020 г. — на 36–40% к 2015 г., рост производительности труда (по добавленной стоимости в постоянных ценах) в 2015 г. — 166–172% к 2010 г., к концу 2020 г. — не менее 50% от уровня стран ЕС, рентабельность продаж в 2015 г. — 14–15%, а в 2016–2020 гг. — не менее 15–16%, снижение уровня материалоемкости промышленной продукции (в фактических ценах) за 2011–2015 гг.— на 5–7% к уровню 2010 г., за 2016–2020 гг. — на 5–6% к 2015 г. Импортоемкость промышленной продукции ежегодно должна снижаться на 1,5%. Удельный вес отгруженной инновационной продукции запланирован в 20–21% в общем объеме отгруженной продукции в 2015 г., а увеличение доли добавленной стоимости в объеме производства продукции (работ, услуг) в 2020 г. до 35–37%. Возможные угрозы ухудшения конъюнктуры мировых рынков, повторных глобальных рецессий и т.п. предполагается преодолеть путем диверсификации внешних рынков сбыта, максимального использования преимуществ участия в ЕЭП, создания максимально благоприятных экономических условий для привлечения прямых инвестиций транснациональных корпораций (ТНК), приоритетного развития наукоемкого высокотехнологичного сектора и производств на местных сырьевых ресурсах, снижение материалоемкости продукции.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития инвестиционного кредитования в РБ