Проблемы формирования и использования Пенсионного фонда

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальностью темы рассмотренной в курсовой работе является, то, что для рядового гражданина страны процедура макроэкономического планирования и формирования сбалансированного бюджета кажется весьма далекой от его повседневных нужд и забот. А между тем вся текущая жизнь любого сколько-нибудь серьезного финансового учреждения, а тем более столь сложного и социально значимого, как Пенсионный фонд РФ, непосредственно зависит от того, насколько экономически обосновано и правильно были определены соответствующие бюджетный параметры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИИ ЕГО ИСТОРИЯ, СОСТАВ И ЗНАЧЕНИЕ

1.1 История возникновения и развития пенсионного страхования в России

1.2 Сущность и роль, основные задачи ПФР

1.3 Порядок формирования и расходования средств Пенсионного фонда

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА

2.1 Формирование средств Пенсионного фонда РФ в 2007-2009 г.г

2.2 Использование средств Пенсионного фонда РФ в 2007-2009 г.г

2.3 Проблемы пенсионного законодательства в РФ

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ

3.1 Негосударственные пенсионные фонды как альтернативные институты пенсионной системы

3.2 Меры, предпринимаемые правительством РФ по улучшению пенсионного обеспечения граждан

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 58.18 Кб (Скачать)

Законопроектом предусмотрено  получение доходов от реализации имущества, находящегося в оперативном  управлении ПФР, в 2008году 12,0млн. рублей (в 2,6 раза больше, чем в 2006 и 2007годах), на 2009 и 2010годы такие доходы предусматриваются, соответственно, в размерах 15,0 млн. рублей (в 1,2 раза больше)и 19,0млн. рублей (в 1,5 раза больше).  

Безвозмездные поступления  из федерального бюджета предусмотрены: в 2008год в сумме 1284324,4млн. рублей, на 2009год - в сумме 1461048,3млн. рублей и  на 2010год - в сумме 1806647,7млн. рублей, или 55,1%, 54,7% и 56,8%, соответственно, от предполагаемых доходов ПФР. Из них на покрытие дефицита бюджета Фонда в 2008-2010годах средства из федерального бюджета предусмотрены, соответственно, в сумме 184580,6млн. рублей, 149138,6млн. рублей и 251551,7млн. рублей (на 109,2 % - в 2008году, на 69% - в 2009году и на 185,1% - в 2010году больше, чем в 2007году). 

Сегодня ЕСН взимается  по регрессивной шкале: в части доходов, поступающих в ПФР, она составляет 20% при зарплате до 280 тыс. руб. в год, 7,9% - с зарплаты от 280 до 600 тыс. руб. в  год, а свыше 600 тыс. руб.- всего 2%. 

По расчетам, суммарный  фонд заработной платы в целом  по стране в 2008 году составил 8 921,0 млрд., в 2009 году - 10 299,0 млрд., в 2010 году - 11 771,0 млрд. рублей. За три года главная составляющая налогооблагаемой базы по ЕСН вырастет всего на 32%, тогда как пенсии должны вырасти в два раза больше, на 65% за счет увеличения бюджетных ассигнований.  

Таким образом, проанализировав  динамику доходов бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации за 2007, 2008 и 2009 годы, можно выявить тенденцию, увеличение средств федерального бюджета  в финансировании пенсионной системы  свидетельствует об усиливающейся  тенденции ее отхода от страховых  принципов, о чем свидетельствуют  нижеприведенные данные.  

2.2 Использование  средств Пенсионного фонда РФ  в 2007 - 2009 г.г. 
 

Средства ПФР в 2007-2009 г.г. были использованы на следующие  статьи: 

1) страховые взносы  на обязательное пенсионное страхование,  направляемые на выплату страховой  части трудовой пенсии на 12,6 %, и составили 848960000,0 тыс. рублей. Сумма страховых взносов на  выплату страховой части трудовой  пенсии с учетом фактического  исполнения бюджета ПФР за 2007 год. 

2) средства, поступающие  из федерального бюджета в  бюджет ПФР на финансирование  базовой части трудовой пенсии  на 5,4 %, и составили 590038509,4 тыс.  рублей.  

3)средства федерального  бюджета, передаваемые ПФР на  осуществление ежемесячной денежной  выплаты отдельным категориям  граждан на 5 %, и составили в  сумме 206053912,6 тыс. рублей, в том  числе средства по статье доходов  бюджета ПФР, которая предусматривает  поступление средств федерального  бюджета на осуществление ежемесячной  денежной выплаты инвалидам на 6,2 %, и составили 147066844,3 тыс. рублей. 

Согласно статье 147 Бюджетного Кодекса РФ - расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно  на цели, определенные законодательством  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных  фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. 

Бюджет Пенсионного  фонда в 2007 год утвержден по расходам в сумме 1786,5 млрд. руб. (100,2%), с профицитом в сумме 36,2 млрд. рублей. Бюджет Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, исполнен по расходам - в сумме 1 769 921,2 млн. рублей, в 2008году - в сумме 2099895,2млн. рублей, в 2009году - соответственно, в сумме 2464817,1 млн. рублей. 

Из федерального бюджета предоставлены межбюджетные трансферты в сумме 916,42 млрд. рублей, из них: на выплату базовой части  трудовой пенсии - 590,0 млрд. рублей (100% от бюджетных назначений); на выплату  пенсий по государственному пенсионному  обеспечению, пособий, ежемесячных  доплат к государственным пенсиям (ежемесячному пожизненному содержанию), дополнительного ежемесячного материального  обеспечения (ДЕМО) гражданам РФ, включая  расходы на их доставку, - 103,9 млрд. рублей (100%); на выплату пенсий, назначенных досрочно безработным, - 1,76 млрд. рублей (99,2%); на выплату материального обеспечения специалистам ядерного оружейного комплекса - 1,69 млрд. рублей (102,1%); на осуществление ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) отдельным категориям граждан в общей сумме - 206,01 млрд. рублей. 

Увеличены расходы  бюджета ПФР в 2007году в части  передачи пенсионных накоплений в негосударственные  пенсионные фонды (далее - НПФ) на 8989535,5 тыс. рублей, или на 232,5%, и составили 15776304,5тыс. рублей.  

Расходы Законопроекта  определены в соответствии с нормами  действующего законодательства, указами  Президента Российской Федерации, иными  нормативными правовыми актами, прогнозными  показателями социально-экономического развития Российской Федерации. Общий объем бюджетных ассигнований, направляемых ПФР на исполнение публичных нормативных обязательств, составил в 2008год 2034251,3млн. рублей (96,9% от общего объема расходов бюджета Фонда), на 2009год - 2391414,2млн. рублей (96,7%), на 2010год - 2795460,4млн. рублей (97,1%). Перечень публичных нормативных обязательств, исполнение которых возложено на Фонд, содержит 27 позиций, при этом должен быть обеспечен широкий спектр выплат. 

Расходы на ДЕМО в  соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30марта 2005года №363 «О мерах  по улучшению материального положения  некоторых категорий граждан  Российской Федерации в связи  с 60-летием Победы в Великой Отечественной  войне 1941-1945годов» составили в 2008году 13018,4млн. рублей, в 2009году- 11684,4млн. рублей. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1августа 2005года №887 «О мерах по улучшению материального  положения инвалидов вследствие военной травмы» в 2008году - 642,7млн. рублей, в 2009году - 610,6млн. Данные рассчитаны исходя из среднегодового числа получателей  и среднегодового размера выплаты. 

 Общая сумма  расходов в соответствии с  Федеральным законом от 17декабря  2001года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях  в Российской Федерации» Законопроектом  предусмотрена в размере 1638931,4 млн. рублей в 2008 г., 1952634,6млн.  рублей - в 2009г. и 2269700,3млн. рублей - на 2010год. Данные показатели  соответствуют динамике роста  численности пенсионеров. Прогнозные  показатели среднегодовой численности  пенсионеров - получателей трудовых  пенсий составляют: в 2008 г. - 36709,4тыс.  человек, в 2009 г. - 36890,1тыс. человек,  на 2010г. - 37077,3тыс. человек. Среднегодовой  рост численности предполагается 100,7 %. Динамика расходов соответствует  динамике роста численности пенсионеров  и учитывает индексацию пенсий. 

На выплату базовой  части трудовой пенсии направили  в 2008 г. 707722,2млн. рублей (33,7%), в 2009году - 876619,7млн. рублей (35,5%).  

На выплату страховой  части пенсии, соответственно, 929213,5 млн. рублей (44,2%), 1073048,0млн. рублей (43,5%). 

Расходы на выплату  правопреемникам умерших застрахованных лиц: в 2008г. - в сумме 1995,7млн. рублей (0,12%), в 2009г. - в сумме 2966,9млн. рублей (0,15%). 

Общая сумма расходов, предусмотренных в Законопроекте  на осуществление ЕДВ отдельным  категориям граждан, составила в 2008г. 251747,6млн. рублей (11,9%), в 2009г. - 266542,3млн. рублей (10,8%). 

Расходы на оказание мер социальной поддержки Героев: в 2008 г. в сумме 10,7 млн. рублей (0,0005%), в 2009 г. - в сумме 11,9 млн. рублей (0,0004%). 

Расходы, регламентированные Законом об инвестировании: в 2008 г. - 18274,0млн. рублей (0,87%), в 2009г. - 23765,6млн. рублей (0,96%). Запланированные расходы обоснованы произведенными расчетами. 

Расходы на выплату  досрочно назначенных пенсий гражданам, признанным безработными, пособий в  соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» Законопроектом: в 2008 году в сумме 1871,8 млн. рублей, в 2009 году - 2099,8 млн. рублей. 

Расходы на международное  сотрудничество в 2008-2010 годах определены с учетом уплаты взносов в Международную  ассоциацию социального обеспечения (МАСО) и Международную ассоциацию пенсионных и социальных фондов и  составляют в 2008году 5,5млн. рублей, в 2009году - 5,7млн. рублей, в 2010году - 6,0млн. рублей. 

Законопроектом на финансирование мероприятий в области  социальной политики предусмотрено  на 2008год 500,0млн. рублей, на 2009год - 527,2млн. рублей, на 2010год - 554,1млн. рублей. Из этих средств планируется направить на финансирование информационно-разъяснительной работы в 2008году 400,0млн. рублей, в 2009году - 427,2млн. рублей, в 2010 году - 454,1млн. рублей, расходы на уплату государственной пошлины, судебные издержки (оплата услуг представителей, проведение экспертизы, возмещение морального вреда) - в сумме до 100,0млн. рублей ежегодно. 

Расходы, связанные  с ведением специальной части  индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, формированием средств пенсионных накоплений в 2008год в сумме 884,9млн. рублей, или 91,1%, в 2009 год - в сумме 981,3 млн. рублей, или 110,9 % .  

Расходы по передаче средств пенсионных накоплений в  негосударственные пенсионные фонды  в 2008год в сумме 17389,0млн. рублей (0,8%), в 2009году - в сумме 22784,3млн. рублей (0,9%). 

Рост передаваемых средств обусловлен прогнозом увеличения численности застрахованных лиц, реализующих  право на формирование накопительной  части трудовой пенсии через негосударственные  пенсионные фонды. 

Таким образом, можно  сделать вывод, о том, что в  структуре расходов бюджета пенсионного  фонда России преобладают расходы  на выплату трудовой пенсии (80%), социальные пенсии (10%), пенсии пенсионерам, досрочно вышедшим на пенсию (8%), пенсии пенсионерам  за пределами России (2%). Что касается доли базовой, страховой и накопительной  части в расходах Пенсионного  Фонда, то складывается тенденция к  уменьшению расходов на выплату базовой  части пенсии, в то время как расходы на страховую и накопительную части имеют тенденцию к увеличению. В структуре пенсии большую часть занимает страховая составляющая, далее базовая и накопительная части. 

2.3 Проблемы пенсионного  законодательства в РФ 
 

Российское пенсионное законодательство характеризуется  крайней нестабильностью. После  принятия в 1990 г. Закона “О государственных  пенсиях в Российской Федерации” в него более 30 раз вносились изменения  и дополнения, а в последующие  годы принят ряд других крупных законов, регламентирующих особый порядок пенсионного  обеспечения различных категорий  граждан. Пенсионное законодательство становится все более громоздким и сложным, особенно в вопросах исчисления трудового стажа и размеров пенсии на основе введенного с 1 февраля 1998 года так называемого индивидуального коэффициента пенсионера, хотя по сути своей должно быть простым и понятным каждому. Многие положения по-прежнему регулируются подзаконными актами, что усложняет ознакомление с ними широкого круга граждан. 

Действует одновременно несколько законов, регламентирующих пенсионное обеспечение в Российской Федерации. Основным законом, регулирующим государственное пенсионное обеспечение, является Закон РФ “О государственных  пенсиях в Российской Федерации” от 20.11.90 г. № 340-1. С многочисленными  изменениями и дополнениями, внесенными в последующие годы, он действует  и поныне. В этом законе определены основания для пенсионного обеспечения, виды пенсий, их размеры, надбавки к пенсии, порядок исчисления трудового стажа и пенсии из заработка, назначения и выплаты пенсий, вопросы ответственности предприятий и граждан, разрешения споров. /17, с. 241/Федеральным законом РФ от 21.07.97 г. № 113-ФЗ “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий” дана новая редакция ст.7 данного закона, регулирующая исчисление и увеличение пенсий в связи с ростом заработной платы в стране, коренным образом изменившая ранее существовавший и безусловно несовершенный порядок исчисления размеров пенсии. Этим законом с 01.02.98 г. введен порядок исчисления государственных пенсий путем применения так называемого индивидуального коэффициента пенсионера вместо ранее зафиксированного в ст.7 положения, согласно которому пенсии не реже одного раза в три месяца подлежали индексации или компенсации в связи с повышением стоимости жизни. 

К Закону от 20.11.90 г. непосредственно  примыкают законы общего плана: Закон Российской Федерации от 02.07.93 г. № 5318-1 “О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации”, Закон РСФСР от 19.04.91 г. № 1032-1 (с последующими изменениями и дополнениями) “О занятости населения в Российской Федерации”, предусматривающий возможность досрочного пенсионного обеспечения работников, высвобождаемых в предпенсионном возрасте, Закон РФ от 14.07.92 г. № 3297-1 “О закрытом административно-территориальном образовании”, также предусматривающий возможность досрочного пенсионного обеспечения высвобождаемых работников./18. c.123/ 

Основные направления  совершенствования пенсионного  законодательства. 

В целях повышения  долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы возникла необходимость  поэтапного введения накопительных  элементов в систему обязательного  пенсионного страхования. Накопительные  элементы должны внедряться постепенно, в полном соответствии с организационными и финансовыми возможностями  государства и существующей пенсионной системы. 

Нуждается в уточнении  роль и порядок применения индивидуальных коэффициентов пенсионеров. Увеличение пенсии нынешних пенсионеров должно быть соотнесено с финансовыми возможностями  государства и прогнозируемыми  изменениями доходной базы и не должно вести как к дальнейшей финансовой дестабилизации пенсионной системы, так  и к снижению жизненного уровня пенсионеров. 

Следует предусмотреть  введение действенных стимулов для  добровольного более позднего выхода работников на пенсию, в том числе  с использованием системы условно-накопительных  и именных накопительных счетов граждан, при которых более длительная работа в сочетании с сокращением  ожидаемого срока пребывания на пенсии существенно увеличивает для  получателя ее ежемесячный размер в  случае более позднего выхода на пенсию. 

Целесообразно осуществить  централизацию учета обязательной страховой пенсионной системы, обязательной накопительной пенсионной системы  и профессиональных пенсионных систем в переходный период в рамках Пенсионного  фонда России. 

Следует предусмотреть  комплекс мер по дальнейшему развитию системы негосударственных пенсионных фондов и дополнительного добровольного  пенсионного страхования в целом. В частности, следует рассмотреть  вопрос о стимулировании добровольных пенсионных накоплений через налоговые  льготы и повышении действенности  гарантий сохранности накоплений. 

Информация о работе Проблемы формирования и использования Пенсионного фонда