Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 19:29, курсовая работа
Актуальностью темы рассмотренной в курсовой работе является, то, что для рядового гражданина страны процедура макроэкономического планирования и формирования сбалансированного бюджета кажется весьма далекой от его повседневных нужд и забот. А между тем вся текущая жизнь любого сколько-нибудь серьезного финансового учреждения, а тем более столь сложного и социально значимого, как Пенсионный фонд РФ, непосредственно зависит от того, насколько экономически обосновано и правильно были определены соответствующие бюджетный параметры.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИИ ЕГО ИСТОРИЯ, СОСТАВ И ЗНАЧЕНИЕ
1.1 История возникновения и развития пенсионного страхования в России
1.2 Сущность и роль, основные задачи ПФР
1.3 Порядок формирования и расходования средств Пенсионного фонда
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА
2.1 Формирование средств Пенсионного фонда РФ в 2007-2009 г.г
2.2 Использование средств Пенсионного фонда РФ в 2007-2009 г.г
2.3 Проблемы пенсионного законодательства в РФ
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
3.1 Негосударственные пенсионные фонды как альтернативные институты пенсионной системы
3.2 Меры, предпринимаемые правительством РФ по улучшению пенсионного обеспечения граждан
Заключение
Список литературы
Пенсии по государственному
пенсионному обеспечению имеют
следующие виды: пенсия за выслугу
лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности;
социальная пенсия.
Установлены следующие
размеры пенсий федеральным служащим
за выслугу лет при наличии
стажа государственной службы не
менее 15 лет в размере 45% среднемесячного
заработка федерального государственного
служащего за вычетом базовой
и страховой частей трудовой пенсии
по старости. За каждый целый год
стажа государственной службы сверх
15 лет пенсия за выслугу увеличивается
на 3% среднемесячного заработка. При
этом общая сумма пенсии за выслугу
лет не может превышать 75% среднемесячного
заработка федерального государственного
служащего.
Пенсии, пособия и
другие виды социальной помощи должны
обеспечивать прожиточный уровень
жизни.
В настоящее время
в России используется так называемая
накопительная система
При такой системе
взносы, аккумулирующиеся в пенсионной
системе за счет платежей работника
и его работодателя, не расходуются
на выплаты сегодняшним
Пожилой человек
при данной системе не зависит
ни от государства, ни от молодого поколения.
В этом случае не может быть пенсионной
уравниловки, в то же время экономика
получает огромные ресурсы для долгосрочных
вложений. В ряде случаев управление
пенсионными деньгами остается за государством,
но часто эту обязанность берут
на себя и частные компании. Может
существовать даже система конкурирующих
друг с другом негосударственных
пенсионных фондов.
Основные принципы,
по которым все большее число
стран переходит с
а) при накопительной
пенсионной системе существует прямая
связь между тем, сколько человек
зарабатывал, и тем, какой будет
размер его пенсии. Деньги на пенсионных
счетах - собственность граждан, а не
государства, поэтому надежность пенсионного
обеспечения в накопительной системе
повышается;
б) демографическая
ситуация в мире сегодня такая, что
на одного человека преклонного возраста
постепенно приходится все меньшее
число работающих.
в) накопительная
система повышает норму сбережений
в стране, что очень важно для
ускорения экономического роста, тем
более что основной фактор, определяющий
низкий уровень пенсий в Российской
Федерации - состояние экономики
и производительности труда.
Таким образом, результатом
десятилетнего развития Пенсионного
фонда является создание достаточно
прочной системы пенсионного
обеспечения населения, при которой
такой важной задачей занимается
не аппарат управления государством
из средств государственного бюджета,
а отдельно, специально созданный
для этого государственный
1.3 Порядок формирования
и расходования средств
Пенсионный фонд,
как и все другие внебюджетные
фонды, является участником бюджетного
процесса. Особенности формирования
бюджета фонда обусловлены его
спецификой и заключаются в следующем.
Бюджет Пенсионного
фонда РФ -- форма образования и расходования
денежных средств на цели обязательного
пенсионного страхования в Российской
Федерации.
В составе бюджета
Пенсионного фонда Российской Федерации
отдельно учитываются суммы страховых
взносов на накопительную часть
трудовой пенсии, средства, направляемые
на инвестирование, выплаты за счет
средств пенсионных накоплений, а
также расходы бюджета
Денежные средства
обязательного пенсионного
Рассмотрим формирование
средств бюджета Пенсионного
фонда в 2009 году (Приложение 4, таблица
1) .
Доходная часть
бюджета Фонда на 2009 год сформирована
в соответствии с Бюджетным кодексом
Российской Федерации, действующими нормами
Налогового кодекса Российской Федерации
и Федерального закона “Об обязательном
пенсионном страховании в Российской
Федерации”.
Денежные средства
Пенсионного фонда формируются
за счет:
¦ страховых взносов
граждан, занимающихся индивидуальной
трудовой деятельностью;
¦ страховых взносов
иных категорий граждан;
¦ ассигнований из федерального
и республиканского бюджетов РФ на
выплату государственных пенсий
и пособий военнослужащим, их семьям,
пособий на детей старше 1,5 лет;
¦ добровольных взносов
физических и юридических лиц.
С 1 января 2001г. введен
Единый социальный налог, зачисляемый
в государственные внебюджетные
фонды. Согласно этому Единому социальному
налогу (страховому взносу) установлен
страховой взнос в Пенсионный
фонд:
а) для предприятий
и организаций -- в размере 28%, начисленных
в пользу работников по всем основаниям
независимо от источников финансирования,
включая вознаграждения по договорам
гражданско-правового характера, предметом
которых являются выполнение работ и оказание
услуг, а также по авторским договорам;
б) для сельскохозяйственных
предприятий, в том числе иностранных
граждан, лиц без гражданства, проживающих
на территории РФ, а также для
частных лиц, крестьянских (фермерских)
хозяйств -- в размере 20,6% дохода от предпринимательской
либо иной деятельности за вычетом расходов,
связанных с его извлечением;
в) для индивидуальных
предпринимателей, применяющих упрощенную
систему налогообложения -- в размере
20,6% доходов, определяемых исходя из стоимости
патента.
Немного расширен перечень
сумм, не подлежащих обложению ЕСН (п.
1 статьи 238 НК). С 2009 г. не подлежат налогообложению
суммы:
· платы за обучение
по основным и дополнительным профессиональным
образовательным программам, за профессиональную
подготовку и переподготовку работников,
включаемые в состав расходов, учитываемых
при определении налоговой базы
по налогу на прибыль организаций;
· выплачиваемые
организациями (индивидуальными
Особенности исполнения
бюджета Фонда в 2009 году.
Остатки средств
федерального бюджета по состоянию
на 1 января 2009 года, образовавшиеся в
бюджете Фонда в результате неполного
использования в 2008 году межбюджетных
трансфертов на выплаты пенсий, ежемесячных
денежных выплат отдельным категориям
граждан и другие социальные выплаты,
а также на компенсацию расходов
на оплату стоимости проезда пенсионерам,
проживающим в районах Крайнего Севера
и приравненных к ним местностях и являющимся
получателями трудовых пенсий по старости
и по инвалидности, к месту отдыха на территории
Российской Федерации и обратно, направляются
Фондом в 2009 году на те же цели с соответствующим
внесением изменений в показатели сводной
бюджетной росписи бюджета Фонда, а также
использовать средства бюджета Фонда
на реализацию Федерального закона от
7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных
пенсионных фондах", Федерального закона
от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании
средств для финансирования накопительной
части трудовой пенсии в Российской Федерации"
и Федерального закона от 30 апреля 2008 года
N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах
на накопительную часть трудовой пенсии
и государственной поддержке формирования
пенсионных накоплений" в случае, если
суммы средств, поступившие в Фонд на выплаты
правопреемникам умерших застрахованных
лиц, в соответствии со статьей 6 Федерального
закона от 27 ноября 2001 года N 155-ФЗ "О
дополнительном социальном обеспечении
членов летных экипажей воздушных судов
гражданской авиации" на осуществление
доплат к пенсии членам летных экипажей
воздушных судов гражданской авиации
в текущем финансовом году, превысит годовые
объемы бюджетных ассигнований, утвержденных
сводной бюджетной росписью бюджета Фонда.
Отчисления в ПФ
РФ. Ставка налога составляет на сегодняшний
день 20% от размера официальной заработной
платы каждого работника
Отчисления, в
размере 20% которые получает Пенсионный
фонд, идут на формирование трех
частей государственной пенсии:
1. Базовая часть
- взнос составляет 6%, направляется
в Федеральный бюджет и
2. Страховая часть
- от 8-14%. Страховая часть учитывает
размер заработной платы не
за последние два года, как
было раньше, а за весь период
фактической работы. И она зависит
только от того, сколько смог
накопить пенсионного капитала
в общей части своего
3. Третья часть
- составляющая часть пенсии - накопительная.
Эта часть вводится только
для лиц 1967 года рождения и
моложе. Для них накопительная
часть пенсии составляет до 6%
(сейчас 4%, с 01.01.2008 г. - 6%). Эта часть
и подлежит инвестированию.
Средства Пенсионного
фонда направляются на выплату:
государственных пенсий
по возрасту, за выслугу лет, при
потере кормильца;
пенсий по инвалидности;
пенсий военнослужащим;
компенсации пенсионерам;
материальной помощи
престарелым и инвалидам;
пособий на детей
от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям, на детей
инфицированных вирусом иммунодефицита;
пострадавшим от
аварии на Чернобыльской АЭС. (Приложение
1).
Часть средств Пенсионного
фонда используется на капитальные
вложения и проектные работы, разработку
и ввод в эксплуатацию автоматизированной
системы фонда, подготовку и переподготовку
кадров, содержание органов Пенсионного
фонда, возврат краткосрочных ссуд
и полученных от коммерческих банков
кредитов.
В условиях инфляции
пенсии гражданам пересматриваются
в сторону повышения также
за счет Пенсионного фонда.
ПФ РФ финансирует
различные программы по социальной
поддержке инвалидов, пенсионеров,
детей. Средства фонда идут также
на финансирование административной деятельности
фонда. Временно свободные средства
ПФ РФ могут быть вложены в ценные
бумаги.
Бюджет ПФ РФ как
основной документ, определяющий повседневную
жизнь крупнейшего и наиболее
общественно значимого
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ
И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ
2.1 Формирование средств
Пенсионного фонда РФ в 2007-
Доходы фонда в
прошедшем году выросли по сравнению
с 2007 г. на 40,2% и составили 2,73 трлн. руб.
Из них суммарный объем страховых
взносов на обязательное пенсионное
страхование составил 1,25 трлн. руб.,
или 45,6 % от суммы доходов. По сравнению
с 2007 г. рост поступлений страховых
взносов составил 236 млрд. руб. Объем
средств федерального бюджета составил
чуть менее 1,5 трлн. руб., или 53,4% (пресс-служба
фонда от 17 марта).
Суммарный объем
расходов ПФР в 2008 г. составил 2,36 трлн.
руб. Это на 32% больше, чем в 2007 г. Из
них на пенсионное обеспечение 38,6 млн.
граждан было направлено свыше 2 трлн.
руб., что на 533,3 млрд. больше по сравнению
с 2007 г. На осуществление единовременных
денежных выплат было выделено 235,5 млрд.
руб. Таким образом, общий профицит
бюджета ПФР составил 372 млрд. руб.
Суммарные доходы бюджета
фонда на текущий год прогнозируются
в размере 3,3 трлн. руб.; суммарные
расходы - в размере 3,0 трлн. руб., из
них на исполнение обязательств по
выплате пенсий, пособий и социальных
выплат будет направлено 2,9 трлн. руб.
По отношению к валовому внутреннему
продукту доля доходов и расходов
бюджета Фонда составляет 8,1 и 7,5
% соответственно.
Общее превышение доходов
над расходами на 2009 г. оценивается
в сумме 241,5 млрд. руб. Вместе с тем
расчетный дефицит в
В соответствии с
Законом об обязательном пенсионном
страховании, начиная с2008года, увеличивается
тариф страховых взносов на накопительную
часть трудовой пенсии с 4% до 6% за счет
соответствующего уменьшения отчислений
на страховую часть. Данные изменения
повлекут увеличение плановых поступлений
страховых взносов на накопительную
часть трудовой пенсии на сумму около
100 млрд. рублей, или на 89,6% по отношению
к 2007году. При этом прирост поступления
страховых взносов на страховую
часть трудовой пенсии за этот же период
согласно расчетам к Законопроекту
уменьшится примерно на 7% и составят 7,1%,
тогда как в 2009 и 2010годах этот прирост
предполагается на 13,9% и 12,2%.
Информация о работе Проблемы формирования и использования Пенсионного фонда