Прибыль как конечный финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики прибыль является основным показателем оценки хозяйственной деятельности предприятий, так как в ней аккумулируются все доходы, расходы, потери, обобщаются результаты хозяйствования. По прибыли можно определить рентабельность, изучить эффективность функционирования предприятий и их ассоциаций. Прибыль является одним из источников стимулирования труда, производственного и социального развития предприятия, роста его имущества, собственного капитала и др.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Понятие, функции и виды прибыли……………………………………………….6
Прибыль – её сущность, значение и источники формирования……………...…8
Методы планирования и максимизации прибыли……………………………...11
3.1 Планирование прибыли…………………………………………………………….11
3.2 Максимизация прибыли………………………………………………..…16
Способы обеспечения безубыточности. Методика расчёта «точки безубыточности»………………………………………………………………………..20
Анализ чувствительности прибыли к изменениям цены и структуры затрат...29
Заключение……………………………………………………………………………...34
Список использованных источников……………………………………………….....35

Работа содержит 1 файл

Прибыль как конечный финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия.docx

— 87.32 Кб (Скачать)

Определив предел максимизации прибыли  фирмы, необходимо установить равновесный  выпуск продукции, максимизирующий  прибыль.

Максимально прибыльное равновесие - это такое положение фирмы, при  котором объем предлагаемых благ определяется равенством рыночной цены предельным издержкам и предельному  доходу:

Р = МС = MR

Максимально прибыльное равновесие в  условиях совершенной конкуренции иллюстрируется на рис 2.

 

 

                               

Рис 2. Равновесный выпуск продукции конкурентной фирмы

Фирма выбирает такой объем выпуска, который позволяет ей извлекать  максимальную прибыль. При этом надо иметь в виду, что выпуск, обеспечивающий максимальную прибыль, отнюдь не означает, что за единицу данной продукции  извлекается самая большая прибыль. Отсюда следует, что неправильно  использовать прибыль за единицу  продукта в качестве критерия общей  прибыли.

В определении объема выпуска, максимизирующего прибыль, необходимо сравнивать рыночные цены со средними издержками.

Средние издержки (АС) - издержки в  расчете на единицу произведенной  продукции; равны общим издержкам  производства определенного количества продукции, деленным на количество произведенной  продукции. Различают три вида средних издержек: средние валовые (общие) издержки (АС); средние постоянные издержки (AFC); средние переменные издержки (AVC).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Способы обеспечения безубыточности. Методика расчёта «точки безубыточности»

Руководителю любого предприятия  на практике приходится принимать множество  разнообразных управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат предприятия, объема и  структуры реализации продукции, в  конечном итоге сказывается на финансовых результатах предприятия. Простым  и весьма точным способом определения  взаимосвязи и взаимозависимости  между этими категориями является установление точки безубыточности определение момента, начиная с которого доходы предприятия полностью покрывают его расходы.

общая сумма затрат или 

выручки в денежных единицах  

                                                                                       


 



                                                   Точка 

                                      Безубыточности (ТБ)

             пороговая


 выручка                                                                                              VC                    


 

 FC


 

                                                                 пороговый объем продаж

 


                                      


                                                           Объем продаж в натуральных единицах

                                                                 

Рис 3. Точка безубыточности

где FC - постоянные издержки; VC - переменные издержки; TR - валовая выручка(валовой доход); TC - валовые издержки.

Точка безубыточности или порог рентабельности - это такая точка объема продаж, при которой предприятие имеет затраты равные выручке от реализации всей продукции. Эта точка, при которой нет ни прибыли, ни убытков.

Точка безубыточности является критерием эффективности организации. Организация, не достигающая точки  безубыточности действует не эффективно.

В рамках определения уровня безубыточности все затраты предприятия разделяют на две группы: условно-переменные (меняются пропорционально изменению объемов производства) и условно-постоянные (не меняются при изменении объемов производства).

В классическом варианте, расчет точки безубыточности осуществляется исходя из простого соотношения (формула 5), основанного на балансе выручки, при условии нулевой прибыли.

В стоимостном выражении, для производства (реализации) многономенклатурной  продукции:

Точка безубыточности = Постоянные затраты / (1 - Доля переменных                                            затрат);                                                                                                                            (5)

Доля  переменных затрат = Переменные затраты / Объем производства (реализации);

В количественном выражении, для производства (реализации) монономенклатурной (или усредненной) продукции (формула 6):

Точка безубыточности = Постоянные затраты / Вложенный доход на единицу продукции;                                                                                                         (6)

Вложенный доход на единицу продукции = Цена - Переменные расходы на единицу  продукции;

где постоянные и переменные затраты - это затраты, относимые  на себестоимость продукции.

Одним из мощных инструментов менеджеров в определении точки  безубыточности является анализ безубыточности производства или анализ соотношения "издержки  - объем - продукция - прибыль".

Этот вид анализа позволяет  руководителям предприятий выявить  оптимальные пропорции между  переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск. Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, используя данный метод, могут дать более глубокую оценку финансовых результатов и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы предприятия.

Прежде чем рассчитывать величины безубыточности, следует убедиться, что соблюдаются следующие условия  и допущения:

  1. издержки производства и маркетинга являются функцией объема производства или продаж (например, при использовании оборудования);
  2. объем производства равен объему продаж;
  3. постоянные эксплуатационные издержки одинаковы для любого объема производства;
  4. переменные издержки изменяются пропорционально объему производства, и, следовательно, полные издержки производства также изменяются пропорционально его объему;
  5. продажные цены на продукт или продуктовый комплекс для всех уровней выпуска (продаж) не изменяются во времени. Поэтому общая стоимость продаж является линейной функцией от продажных цен и количества проданной продукции;
  6. уровень продажных цен на единицу продукции, переменные и постоянные эксплуатационные издержки остаются постоянными, т.е. эластичность спроса по цене для вводимых ресурсов и продукции равна нулю;
  7. величины безубыточности рассчитываются для одного продукта; в случае разнообразия номенклатуры ее структура, т.е. соотношение между производимыми количествами, должна оставаться постоянной.

Анализ безубыточности позволяет  определить:

  1. требуемый объем продаж, обеспечивающий покрытие затрат и получение необходимой прибыли;
  2. зависимость прибыли предприятия от изменения торговой цены, переменных и постоянных издержек;
  3. значение каждого продукта в доле покрытия общих затрат.

К преимуществам этого метода следует  отнести:

  • простоту использования;
  • наглядность при планировании прибыли;
  • иллюстративность при демонстрации влияния операционных изменений на прибыльность предприятия;
  • помощь в определении оптимального соотношения постоянных и переменных издержек.

Ключевыми элементами анализа  соотношения "издержки - объем - продукция - прибыль выступают маржинальный доход, порог рентабельности (точка безубыточности), производственный левередж и маржинальный запас прочности.

Маржинальный доход - это разница между выручкой предприятия от реализации продукции (работ, услуг) и суммой переменных затрат.

Порог рентабельности (точка безубыточности) - это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей, т.е. результата от реализации после возмещения переменных затрат в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю.

Производственный левередж - это механизм управления прибылью предприятия в зависимости от изменения объема реализации продукции (работ, услуг).

Производственный леверидж является показателем, помогающим менеджерам выбрать оптимальную стратегию  предприятия в управлении затратами и прибылью.

Величина производственного  левериджа может изменяться под  влиянием:

  • цены и объема продаж;
  • переменных и постоянных затрат;
  • комбинации любых перечисленных факторов

Маржинальный запас прочности - это процентное отклонение фактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) от пороговой выручки (порога рентабельности).

Для проведения анализа безубыточности производства необходимым условием является деление затрат предприятия  на постоянные и переменные. Как  известно, постоянные затраты не зависят  от объема производства, а переменные - изменяются с ростом (снижением) объема выпуска и продаж. Для расчета  объема выручки, покрывающего постоянные и переменные затраты, производственные предприятия в своей практической деятельности используют такие показатели, как величина и норма маржинального дохода.

Величина маржинального  дохода показывает вклад предприятия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Существует два способа  определения величины маржинального  дохода.

При первом способе из выручки  предприятия за реализованную продукцию  вычитают все переменные затраты, т.е. все прямые расходы и часть  накладных расходов (общепроизводственные расходы), зависящих от объема производства и относящихся к категории  переменных затрат.

При втором способе величина маржинального дохода определяется путем сложения постоянных затрат и  прибыли предприятия.

Под средней величиной маржинального дохода понимают разницу между ценой продукции и средними переменными затратами. Средняя величина маржинального дохода отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Нормой маржинального  дохода называется доля величины маржинального дохода в выручке от реализации или (для отдельного изделия) доля средней величины маржинального дохода в цене товара.

Использование этих показателей  помогает быстро решить некоторые задачи, например, определить размер прибыли  при различных объемах выпуска.

Для определения точки безубыточности могут применяться следующие  методы:

  • Метод маржинального дохода;
  • Графический метод;
  • Математический метод (метод уравнения).

Математический метод определения точки безубыточности основан на том, что любой отчет о финансовых результатах можно представить в виде уравнения:

Выручка - Переменные затраты - Постоянные затраты = Прибыль, или (Цена * Кол-во единиц) - (Переменные затраты на ед. * кол-во ед.) - Постоянные затраты = Прибыль

Форма уравнения подчеркивает, что  все затраты делятся на зависящие  от объема реализации и независящие  от него.

Метод маржинального  дохода для определения точки  безубыточности основан на разнице между выручкой от реализации продукции и переменными затратами.

Существует два способа определения  величины маржинального дохода.

Первый способ:

Маржинальный доход = Выручка - Переменные затраты

Второй способ:

Маржинальный доход = Постоянные затраты + Прибыль

Соответственно, если из маржинального  дохода вычесть постоянные затраты, то получим величину выручки.

Прибыль = Маржинальный доход - Постоянные затраты.

Точку безубыточности или порог  рентабельности можно определить графическим методом, который сводится к построению комплексного графика «издержки-объем-прибыль».

Информация о работе Прибыль как конечный финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия