Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:37, курсовая работа
В условиях рыночной экономики прибыль является основным показателем оценки хозяйственной деятельности предприятий, так как в ней аккумулируются все доходы, расходы, потери, обобщаются результаты хозяйствования. По прибыли можно определить рентабельность, изучить эффективность функционирования предприятий и их ассоциаций. Прибыль является одним из источников стимулирования труда, производственного и социального развития предприятия, роста его имущества, собственного капитала и др.
Введение………………………………………………………………………………….3
Понятие, функции и виды прибыли……………………………………………….6
Прибыль – её сущность, значение и источники формирования……………...…8
Методы планирования и максимизации прибыли……………………………...11
3.1 Планирование прибыли…………………………………………………………….11
3.2 Максимизация прибыли………………………………………………..…16
Способы обеспечения безубыточности. Методика расчёта «точки безубыточности»………………………………………………………………………..20
Анализ чувствительности прибыли к изменениям цены и структуры затрат...29
Заключение……………………………………………………………………………...34
Список использованных источников……………………………………………….....35
Последовательность построения графика заключается в следующем:
При управлении переменными
затратами основным ориентиром должно
быть обеспечение постоянной их экономии,
так как между суммой этих затрат
и объемом производства и продаж
существует прямая зависимость. Обеспечение
этой экономии до преодоления предприятием
точки безубыточности ведет к
росту маржинального дохода, что
позволяет быстрее преодолеть эту
точку. После преодоления точки
безубыточности сумма экономии переменных
затрат будет обеспечивать прямой прирост
прибыли предприятия. К числу
основных резервов экономии переменных
затрат можно отнести: снижение численности
работников основного и вспомогательных
производств за счет обеспечения
роста производительности их труда;
сокращение размеров запасов сырья,
материалов и готовой продукции
в периоды неблагоприятной
Использование механизма производственного левериджа, целенаправленное управление постоянными и переменными затратами, оперативное изменение их соотношения при меняющихся условиях хозяйствования позволит увеличить потенциал формирования прибыли предприятия.
Рассмотрим пример: Фирма, являющаяся монополистом, запланировала на следующий год показатели:
Таблица 1. Данные задачи.
Показатели | ||
Цена реализации (руб.) |
Объем реализации (руб.) |
Валовые издержки (руб.) |
400 |
40000 |
17500000 |
375 |
50000 |
19700000 |
350 |
70000 |
22800000 |
325 |
95000 |
26000000 |
300 |
105000 |
28000000 |
Постоянные издержки: 7500000 рублей. Определите «точку безубыточности», оптимальные цены и объем продаж.
Решение:
В данной задачи используем математический
метод определения точки
Выручка - Переменные затраты - Постоянные затраты = Прибыль, или (Цена * Кол-во единиц) - (Переменные затраты на ед. * кол-во ед.) - Постоянные затраты = Прибыль
Выручка = цена реализации* объем реализации
Переменные издержки = Валовые издержки - постоянные издержки
Таблица 2. Основные расчёты
Показатели | |||||
Цена реализации (руб.) |
Объем реализации (руб.) |
Валовые издержки (руб.) |
Выручка (руб.) |
Переменные издержки (руб.) |
Прибыль (руб.) |
400 |
40000 |
17500000 |
16000000 |
10000000 |
-1500000 |
375 |
50000 |
19700000 |
18750000 |
12200000 |
-950000 |
350 |
70000 |
22800000 |
24500000 |
15300000 |
1700000 |
325 |
95000 |
26000000 |
30875000 |
18500000 |
4875000 |
300 |
105000 |
28000000 |
31500000 |
20500000 |
3500000 |
Вывод: Безубыточность деятельности организации будет достигнута при объеме реализации продукции на 70000 рублей, ценовой категории 350 рублей. Наибольшая выгода будет отражаться при цене 325 рублей и объемом продаж 95000 рублей.
В основе этого метода лежит расчет объема реализации, который должен обеспечивать требуемую величину прибыли при изменении цены или структуры затрат (постоянные и переменные затраты).
Если изменяются постоянные затраты (расходы), то объем peaлизации, обеспечивающий желаемую величину прибыли, определяется по формуле 7:
Если изменяются переменные затраты, то расчет производится по следующей формуле 8:
Если изменяется цена, то расчет осуществляется по такой формуле 9:
где Мвн — новая валовая маржа, руб.;
Мо — желаемая прибыль, руб.;
а — исходный процент валовой маржи к выручке от реализации;
Мви — исходная валовая маржа, руб.;
ан — новый процент валовой маржи к выручке от реализации.
Рассмотрим характер этих изменений на примере условного предприятия, который имеет следующие показатели:
• годовое производство изделий — 100 000 шт.;
• цена одного изделия — 2860 руб./шт.;
• средние переменные расходы — 1 800 руб./шт. При таком объеме реализации, цене и переменных затрат предприятие имеет следующие показатели:
• выручка от реализации — (2 860 • 100 000) = 286 млн руб.;
• переменные расходы — (1 800 • 100 000) = 180 млн руб.;
• валовая маржа — 106 млн руб.;
• постоянные расходы — 53 млн руб.
Прибыль равна 53 млн руб.
Допустим, цена увеличилась на 10%. В этом случае руководству предприятия важно знать, как изменится величина прибыли и каков должен быть объем реализации, чтобы сохранить прежний уровень прибыли.
Итак: новая цена — (2860 + 286) = 3146 руб./шт.;
новая выручка — 3146 руб./шт. • 100 000 = 314,6 млн руб.;
переменные расходы — (1800-100 000) = 180 млн руб., или 57% в выручке;
валовая маржа — 134,6 млн руб., или 43%; постоянные расходы — 53 млн руб., или 17%.
Прибыль равна 81,6 млн руб., или 26% от выручки.
Как видим, прибыль увеличилась с 53 млн до 81,6 млн руб., или на 53%.
Объем реализации, необходимый для достижения прежней величины прибыли при повышении цены согласно формуле, составит:
Все это можно оформить так, как показано в табл. 1.
Таблица 1. Анализ чувствительности показателей для хлебозавода при увеличении цены на 10%
Показатели |
Первоначальный объем, 100 000 шт. |
Объем, обеспечивающий неизменную прибыль 78,4 тыс. руб./шт. | ||
млн руб. |
% |
млн руб. |
% | |
Выручка от реализации |
314,6 |
100 |
246,6 |
100 |
Переменные расходы |
180 |
57 |
141,1 |
57 |
Валовая маржа |
134,6 |
43 |
106 |
42 |
Постоянные расходы |
53 |
17 |
53 |
21,5 |
Прибыль |
81,6 |
26 |
53 |
21,5 |
Таким образом, повышение цены на 10% компенсирует сокращение объема реализации на 21% и увеличивает прибыль на 53% (с 53 млн до 81,6 млн руб.).
Что же произойдет с показателями
при изменении структуры
Таблица 2. Анализ чувствительности для предприятия при сокращении постоянных расходов на 10%
Показатели |
Первоначальный объем, 100 000 шт. |
Объем, обеспечивающий неизменную прибыль 78,4 тыс. руб./шт. | ||
млн руб. |
% |
млн руб. |
% | |
Выручка от реализации |
286 |
100 |
272,3 |
100 |
Переменные расходы |
180 |
62 |
171,5 |
63 |
Валовая маржа |
106 |
37 |
100,7 |
37 |
Постоянные расходы |
47,7 |
17 |
47,7 |
17,5 |
Прибыль |
58,3 |
20 |
53 |
19,4 |
Влияние изменения объема реализации проанализируем с помощью эффекта операционного рычага.
Это означает, что если завод увеличивает объем реализации на 10%, то выручка также возрастает на 10%, а прибыль с учетом действия операционного рычага увеличится на (М= 10-2) = 20%. Проверим полученный результат:
новая выручка при увеличения объема на 10% составит: (286 + 28,6) = 314,6 млн руб;
переменные расходы — (180 + 18) = 198,0 млн руб.;
валовая маржа равна 116,6 млн руб.;
постоянные расходы равны 53,0 млн руб.;
Прибыль равна 63,6 млн руб.
Как видим, прибыль возросла на 10,6 млн руб. (63,6 — 53), т.е. на 20% (10,6:53- 100).
На основе принятой схемы анализа чувствительности можно определить и распределить элементы рентабельности по степени их влияния на прибыль, получаемую предприятием.
Итак, повышение цены на 10% увеличивает прибыль на 53%; увеличение объема реализации продукции на 10% вызывает рост прибыли на 20%; уменьшение переменных расходов на 10% приводит к росту прибыли на 88%; 10%-е изменение постоянных расходов увеличивает рост прибыли на 10%.
В связи с этим руководству предприятия важно знать границы, в пределах которых оно может изменять показатели. Это определяется с помощью установления запаса финансовой прочности. Вначале вычисляют порог рентабельности и годовой объем реализации (формула 10).
где Ипост — постоянные расходы, тыс. руб.;
Rп — пороговая рентабельность, млн руб.
Qп — пороговый объем реализации, шт.;
апр — процент дохода (валовая маржа) от покрытия к выручке от реализации, %;
Ц — цена изделия, руб.
Запас финансовой прочности в этом случае составляет:
Зпр = ( Вр - Rп )=286 млн. руб. - 143,2 млн. руб.=142,8 млн. руб. или почти 50% выручки (142,8 : 286).
Как видим, предприятие имеет большой запас финансовой прочности, позволяющий ему свободно оперировать факторами, влияющими на ее величину. В данном случае руководство предприятия должно сосредоточить внимание на ценовой политике и снижении переменных расходов, которые более всего оказывают влияние на получаемую массу прибыли.
Заключение
Конечный итог многосторонней деятельности
каждого хозяйствующего субъекта —
это его финансовые результаты: прибыль
или убытки. В редких случаях прибыль
и убытки одновременно равняются
нулю, что следует считать
В условиях рыночной экономики и переходного к ней периода целевой функцией предприятия становится прибыль. Она является важным источником финансирования развития и совершенствования производства, удовлетворения хозяйственных нужд, социальных потребностей работников и собственников используемого капитала.