Прибыль как конечный финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики прибыль является основным показателем оценки хозяйственной деятельности предприятий, так как в ней аккумулируются все доходы, расходы, потери, обобщаются результаты хозяйствования. По прибыли можно определить рентабельность, изучить эффективность функционирования предприятий и их ассоциаций. Прибыль является одним из источников стимулирования труда, производственного и социального развития предприятия, роста его имущества, собственного капитала и др.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Понятие, функции и виды прибыли……………………………………………….6
Прибыль – её сущность, значение и источники формирования……………...…8
Методы планирования и максимизации прибыли……………………………...11
3.1 Планирование прибыли…………………………………………………………….11
3.2 Максимизация прибыли………………………………………………..…16
Способы обеспечения безубыточности. Методика расчёта «точки безубыточности»………………………………………………………………………..20
Анализ чувствительности прибыли к изменениям цены и структуры затрат...29
Заключение……………………………………………………………………………...34
Список использованных источников……………………………………………….....35

Работа содержит 1 файл

Прибыль как конечный финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия.docx

— 87.32 Кб (Скачать)

Последовательность построения графика  заключается в следующем:

  1. Определяем систему координат для построения комплексного графика «издержки-объем-прибыль». Ось абсцисс отражает объем производства или объем продаж в натуральном выражении, а ось ординат отражает показатель выручки и сумму постоянных и переменных затрат;
  2. Наносится на график в первую очередь линия постоянных затрат в виде прямой параллельной оси абсцисс;
  3. Строится на графике линия общих затрат. Данная линия общих затрат строится от линии постоянных затрат;
  4. Далее на графике наносится прямая линия, соответствующая значению выручки. Прямая будет выходить из точки с координатами ноль, ноль;
  5. Точка безубыточности на графике - это точка пересечения линии выручки и общих затрат. Зона ниже точки безубыточности - это зона убытков, а зона выше точки безубыточности - это зона прибыли.

При управлении переменными  затратами основным ориентиром должно быть обеспечение постоянной их экономии, так как между суммой этих затрат и объемом производства и продаж существует прямая зависимость. Обеспечение  этой экономии до преодоления предприятием точки безубыточности ведет к  росту маржинального дохода, что  позволяет быстрее преодолеть эту  точку. После преодоления точки  безубыточности сумма экономии переменных затрат будет обеспечивать прямой прирост  прибыли предприятия. К числу  основных резервов экономии переменных затрат можно отнести: снижение численности  работников основного и вспомогательных  производств за счет обеспечения  роста производительности их труда; сокращение размеров запасов сырья, материалов и готовой продукции  в периоды неблагоприятной конъюнктуры  товарного рынка; обеспечение выгодных для предприятия условий поставки сырья и материалов и другие.

Использование механизма  производственного левериджа, целенаправленное управление постоянными и переменными  затратами, оперативное изменение  их соотношения при меняющихся условиях хозяйствования позволит увеличить  потенциал формирования прибыли предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрим пример: Фирма, являющаяся монополистом, запланировала на следующий год показатели:

Таблица 1. Данные задачи.

Показатели

Цена реализации (руб.)

Объем реализации (руб.)

Валовые издержки (руб.)

400

40000

17500000

375

50000

19700000

350

70000

22800000

325

95000

26000000

300

105000

28000000




 

 

 

 

 

 

 

 

Постоянные издержки: 7500000 рублей. Определите «точку безубыточности», оптимальные  цены и объем продаж.

Решение:

В данной задачи используем математический метод определения точки безубыточности:

Выручка - Переменные затраты - Постоянные затраты = Прибыль, или (Цена * Кол-во единиц) - (Переменные затраты на ед. * кол-во ед.) - Постоянные затраты = Прибыль

Выручка = цена реализации* объем реализации

Переменные издержки = Валовые издержки - постоянные издержки

 

 

 

 

 

 

Таблица 2. Основные расчёты

Показатели

Цена реализации (руб.)

Объем реализации (руб.)

Валовые издержки (руб.)

Выручка (руб.)

Переменные издержки (руб.)

Прибыль (руб.)

400

40000

17500000

16000000

10000000

-1500000

375

50000

19700000

18750000

12200000

-950000

350

70000

22800000

24500000

15300000

1700000

325

95000

26000000

30875000

18500000

4875000

300

105000

28000000

31500000

20500000

3500000


 

Вывод: Безубыточность деятельности организации будет достигнута при  объеме реализации продукции на 70000 рублей, ценовой категории 350 рублей. Наибольшая выгода будет отражаться при цене 325 рублей и объемом продаж 95000 рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ чувствительности прибыли к изменениям цены и структуры затрат

В основе этого метода лежит расчет объема реализации, который должен обеспечивать требуемую величину прибыли при  изменении цены или структуры  затрат (постоянные и переменные затраты).

Если  изменяются постоянные затраты (расходы), то объем peaлизации, обеспечивающий желаемую величину прибыли, определяется по формуле 7:

                                                                                                        (7)

Если  изменяются переменные затраты, то расчет производится по следующей формуле 8:

                                                                                                        (8)

Если  изменяется цена, то расчет осуществляется по такой формуле 9:

                                                                                        (9)

   где Мвн — новая валовая маржа, руб.;

Мо  — желаемая прибыль, руб.;

а     — исходный процент валовой маржи к выручке от реализации;

Мви — исходная валовая маржа, руб.;

ан     — новый процент валовой маржи к выручке от реализации.

Рассмотрим характер этих изменений  на примере условного предприятия, который имеет следующие показатели:

• годовое производство изделий  — 100 000 шт.;

• цена одного изделия — 2860 руб./шт.;

• средние переменные расходы — 1 800 руб./шт. При таком объеме реализации, цене и переменных затрат предприятие имеет следующие показатели:

• выручка от реализации — (2 860 • 100 000) = 286 млн руб.;

• переменные расходы — (1 800 • 100 000) = 180 млн руб.;

• валовая маржа — 106 млн руб.;

• постоянные расходы — 53 млн руб.

Прибыль равна 53 млн руб.

Допустим, цена увеличилась на 10%. В  этом случае руководству предприятия  важно знать, как изменится величина прибыли и каков должен быть объем реализации, чтобы сохранить прежний уровень прибыли.

Итак: новая цена — (2860 + 286) = 3146 руб./шт.;

новая выручка — 3146 руб./шт. • 100 000 = 314,6 млн руб.;

переменные расходы — (1800-100 000) = 180 млн руб., или 57% в выручке;

валовая маржа — 134,6 млн руб., или 43%; постоянные расходы — 53 млн руб., или 17%.

Прибыль равна 81,6 млн руб., или 26% от выручки.

Как видим, прибыль увеличилась  с 53 млн до 81,6 млн руб., или на 53%.

Объем реализации, необходимый для  достижения прежней величины прибыли при повышении цены согласно формуле, составит:

 

Все это можно оформить так, как показано в табл. 1.

Таблица 1. Анализ чувствительности показателей для хлебозавода при увеличении цены на 10%

Показатели

Первоначальный объем, 100 000 шт.

Объем, обеспечивающий неизменную прибыль 78,4 тыс. руб./шт.

млн руб.

%

млн руб.

%

Выручка от реализации

314,6

100

246,6

100

Переменные расходы

180

57

141,1

57

Валовая маржа

134,6

43

106

42

Постоянные расходы

53

17

53

21,5

Прибыль

81,6

26

53

21,5


Таким образом, повышение цены на 10% компенсирует сокращение объема реализации на 21% и увеличивает прибыль на 53% (с 53 млн до 81,6 млн руб.).

Что же произойдет с показателями при изменении структуры затрат? Допустим, предприятию в результате модернизации удалось снизить постоянные затраты на 10%. Тогда при первоначальном объеме реализации прибыль должна возрасти на 5,3 млн руб. и составить (53 + 5,3)=58,3 млн руб., а постоянные издержки —(53 млн руб. + 47,7 млн руб.)=100,7 млн руб. Объем реализации, на который может пойти завод при сохранении прежней прибыли (53 млн руб.), показан в табл. 2.

Таблица 2. Анализ чувствительности для предприятия при сокращении постоянных расходов на 10%

Показатели

Первоначальный объем, 100 000 шт.

Объем, обеспечивающий неизменную прибыль 78,4 тыс. руб./шт.

млн руб.

%

млн руб.

%

Выручка от реализации

286

100

272,3

100

Переменные расходы

180

62

171,5

63

Валовая маржа

106

37

100,7

37

Постоянные расходы

47,7

17

47,7

17,5

Прибыль

58,3

20

53

19,4


Влияние изменения объема реализации проанализируем с помощью эффекта операционного рычага.

Это означает, что если завод увеличивает  объем реализации на 10%, то выручка  также возрастает на 10%, а прибыль  с учетом действия операционного рычага увеличится на (М= 10-2) = 20%. Проверим полученный результат:

новая выручка  при увеличения объема на 10% составит: (286 + 28,6) = 314,6 млн руб;

переменные  расходы — (180 + 18) = 198,0 млн руб.;

валовая маржа равна 116,6 млн руб.;

постоянные  расходы равны 53,0 млн руб.;

Прибыль равна 63,6 млн руб.

Как видим, прибыль возросла на 10,6 млн руб. (63,6 — 53), т.е. на 20% (10,6:53- 100).

На основе принятой схемы анализа  чувствительности можно определить и распределить элементы рентабельности по степени их влияния на прибыль, получаемую предприятием.

Итак, повышение цены на 10% увеличивает прибыль на 53%; увеличение объема реализации продукции на 10% вызывает рост прибыли на 20%; уменьшение переменных расходов на 10% приводит к росту прибыли на 88%; 10%-е изменение постоянных расходов увеличивает рост прибыли на 10%.

В связи с этим руководству предприятия  важно знать границы, в пределах которых оно может изменять показатели. Это определяется с помощью установления запаса финансовой прочности. Вначале вычисляют порог рентабельности и годовой объем реализации (формула 10).

                 

    где Ипост — постоянные расходы, тыс. руб.;

Rп     — пороговая рентабельность, млн руб.

 

Qп — пороговый объем реализации, шт.;

апр — процент дохода (валовая маржа) от покрытия к выручке от реализации, %;

Ц — цена изделия, руб.

Запас финансовой прочности в этом случае составляет:

Зпр = ( Вр - Rп )=286 млн. руб. - 143,2 млн. руб.=142,8 млн. руб. или почти 50% выручки (142,8 : 286).

Как видим, предприятие имеет большой  запас финансовой прочности, позволяющий ему свободно оперировать факторами, влияющими на ее величину. В данном случае руководство предприятия должно сосредоточить внимание на ценовой политике и снижении переменных расходов, которые более всего оказывают влияние на получаемую массу прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Конечный итог многосторонней деятельности каждого хозяйствующего субъекта —  это его финансовые результаты: прибыль  или убытки. В редких случаях прибыль  и убытки одновременно равняются  нулю, что следует считать отрицательным результатом, поскольку общая деятельность предприятия не принесла положительных эффектов.

В условиях рыночной экономики и  переходного к ней периода целевой функцией предприятия становится прибыль. Она является важным источником финансирования развития и совершенствования производства, удовлетворения хозяйственных нужд, социальных потребностей работников и собственников используемого капитала.

Информация о работе Прибыль как конечный финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия