Прибыль как конечный финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики прибыль является основным показателем оценки хозяйственной деятельности предприятий, так как в ней аккумулируются все доходы, расходы, потери, обобщаются результаты хозяйствования. По прибыли можно определить рентабельность, изучить эффективность функционирования предприятий и их ассоциаций. Прибыль является одним из источников стимулирования труда, производственного и социального развития предприятия, роста его имущества, собственного капитала и др.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Понятие, функции и виды прибыли……………………………………………….6
Прибыль – её сущность, значение и источники формирования……………...…8
Методы планирования и максимизации прибыли……………………………...11
3.1 Планирование прибыли…………………………………………………………….11
3.2 Максимизация прибыли………………………………………………..…16
Способы обеспечения безубыточности. Методика расчёта «точки безубыточности»………………………………………………………………………..20
Анализ чувствительности прибыли к изменениям цены и структуры затрат...29
Заключение……………………………………………………………………………...34
Список использованных источников……………………………………………….....35

Работа содержит 1 файл

Прибыль как конечный финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия.docx

— 87.32 Кб (Скачать)

В основе планирования прибыли лежит: объем производства, объем продаж, себестоимость.

В предпринимательской деятельности процесс планирования прибыли необходим, т. к. Это определяет финансовое обеспечение  предприятия. В условиях социалистической экономики этот процесс осуществлялся  довольно просто: объем производства, объем продаж, себестоимость, цена. В настоящее время этот метод  себя не оправдывает, так как не дает объективной оценки.

В условиях инфляции требуется другой подход прогнозирования прибыли. Существует факторный метод планирования прибыли. В его основе лежат следующие  условия.

  1. Прогнозный характер планирования;
  2. Применение достаточно гибких показателей с определенной степенью отклонения от предполагаемой величины;
  3. Полный учет инфляционных изменений;
  4. Использование базовых показателей за предшествующий период;
  5. Четкая система факторов, влияющих на планируемый показатель;
  6. Выбор оптимальной величины показателей из ряда вариантов.

 Факторный метод осуществляется в несколько этапов.

  1. Расчет базовых показателей за предшествующий период: выручка от реализации, себестоимость, цены на продукцию, прибыль от реализации, валовая прибыль;
  2. Выработка целевых установок на планируемый год. Цели могут быть сгруппированы по направлениям: рост выручки от реализации, выпуск новой продукции, изменение оплаты труда;
  3. Прогнозирование индексов инфляции: индекс цен на свою продукцию, индекс цен на покупку сырья и т. д.;
  4. Расчет плановой прибыли и рентабельности по вариантам;
  5. Выбор оптимального варианта.

В этих расчетах наиболее сложным  моментом является расчет затрат на производство и себестоимость продукции. 

Прибыль является основным фактором экономического и социального развития не только для предприятия, но и для  экономики страны в целом. Поэтому  экономически обоснованное планирование прибыли на предприятиях имеет важное значение. Прибыль (убыток) планируется раздельно по видам, а именно:

  • От продажи продукции и товаров;
  • От реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;
  • От реализации основных средств;
  • От продажи другого имущества и имущественных прав;
  • От оплаты выполненных работ и оказанных услуг и т.д.;
  • От внереализационных операций.

Существует три основных метода планирования прибыли :

  1. Метод прямого счета;
  2. Аналитический  метод;
  3. Метод совмещенного расчета.

Метод прямого счета применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции; прибыль при этом исчисляется как разница между выручкой от реализации товарной продукции в соответствующих ценах (за вычетом НДС и акцизов) и полной ее себестоимостью. Рассчитывается по формуле 1:

                                           П = (О × Ц) ― (О × С),                                                (1)

где П – плановая прибыль;

О – объем выпуска товарной продукции в планируемом периоде в натуральном выражении;

Ц – цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);

С – полная себестоимость единицы продукции.

Прибыль от реализуемой продукции (Прп) рассчитывается по формуле 2:

                                                Прп = Врп – Срп,                                                    (2)

где Врп – планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

Срп – полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции

Объем реализуемой продукции предстоящего планового периода в натуральном  выражении определяется как сумма  остатков нереализованной продукции  на начало планируемого периода (Пн) и объема выпуска товарной продукции в течение планируемого периода (Птп) без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы в конце периода (Пк). Плановая прибыль от реализации продукции рассчитывается по формуле 3:

                                                Прп = Пн + Птп – Пк                                            (3)

Прямой счет методически чрезвычайно прост, но при большом количестве наименований продукции трудоемкость его значительно возрастает.

Расчет требует:

  • определения ассортимента по всем позициям номенклатуры;
  • составления калькуляций по всем изделиям сравнимой продукции;
  • исчисления плановой себестоимости и договорных цен по несравнимой продукции, что, в свою очередь, предполагает разработку сметы производства по всем ее элементам;
  • установления цен реализации выпускаемой продукции.

Большим недостатком метода является то, что он не позволяет выявить факторы, влияющие на размер прибыли в плановом периоде.

Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу, для проверки, и заключается в определении влияния отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно.

Базой расчета  служат затраты на 1 тыс. руб. товарной продукции, базовая рентабельность, а также совокупность отчетных показателей деятельности предприятия.

С учетом затрат на 1 тыс. руб. товарной продукции прибыль планируют по всему выпуску товарной продукции (сравнимой и несравнимой). Рассчитывают по формуле 4:

                                     П = Т(100-З)/100                                      (4)

где П — валовая прибыль от выпуска товарной продукции;

Т — товарная продукция в ценах реализации предприятия;

3 — затраты, руб., на 1 тыс. руб. товарной продукции, исчисленной в ценах реализации.

Для определения  общей суммы валовой прибыли  от продаж полученный результат корректируют на изменение прибыли в переходящих остатках готовой продукции.

Аналитический метод применяют при укрупненном (перспективном) планировании, а также  на стадии составления предварительных  расчетов для бизнес-плана.

К аналитическому методу относят также планирование прибыли на основе базовой рентабельности. Это разновидность аналитического метода расчета прибыли.

Базовая рентабельность — отношение валовой прибыли по товарной продукции к ее себестоимости за отчетный год. В целях сопоставления с плановым годом всю ожидаемую валовую прибыль за отчетный год корректируют на изменение цен, даже если оно произошло в конце года. Кроме тог, из нее исключают часть, приходящуюся на продукцию, которую в плановом году снимают с производства.                    

При помощи показателя базовой рентабельности исчисляют валовую прибыль по сравнимой товарной продукции. Отдельно рассчитывают прибыль по несравнимой товарной продукции, прибыль в переходящих остатках готовой продукции и прибыль от продаж в планируемом году.

При расчете  прибыли по сравнимой товарной продукции  анализируют влияние на нее изменений  по сравнению с отчетным годом отдельных факторов: себестоимости продукции, ее ассортимента и качества, цен реализации. Расчет включает девять стадий:

  1. Расчет прибыли по сравнимой товарной продукции на основании базовой рентабельности. При этом в целях сопоставимости производится пересчет всей сравнимой товарной продукции планового года на себестоимость отчетного года исходя из предусмотренного ее изменения (в %).
  2. Определение влияния изменения себестоимости сравнимой товарной продукции на прибыль. Для этого сопоставляют сравнимую товарную продукцию планового года по себестоимости отчетного и планового года. Разница — сумма прибыли (убытка) от изменения себестоимости.
  3. Определение влияния на прибыль по сравнимой товарной продукции изменений в ассортименте. Рассчитывают средний уровень рентабельности при структуре выпуска продукции отчетного и планового года. Разница показывает отклонение рентабельности из-за изменения ассортимента.
  4. Расчет влияния качества на прибыль по сравнимой товарной продукции. Он производится на основании коэффициента сортности. Определяют удельный вес каждого сорта выпускаемых изделий в общем объеме производства и соотношение между ценами на отдельные сорта. Цену 1 сорта принимают за 100%, цену 2 сорта исчисляют в процентном отношении к цене 1 сорта и т. д.
  5. Расчет влияния на прибыль изменений цен реализации товарной продукции. Определяют товарную продукцию, на которую введены новые цены, в ценах реализации, умножая на изменение цен (в процентах).
  6. Исчисление прибыли в переходящих остатках готовой продукции. Себестоимость переходящих остатков умножают на рентабельность в 4 квартале отчетного и планового года.
  7. Расчет прибыли от продаж. Определяют валовую прибыль с учетом влияния рассмотренных факторов и прибыли в переходящих остатках готовой продукции и вычитают коммерческие и управленческие расходы, планируемые отдельно на основе смет.
  8. Определение прибыли по несравнимой товарной продукции. Эту прибыль находят прямым методом как разницу между ценой реализации предприятия и себестоимостью изделий. Если цены не установлены, прибыль исчисляют по среднему уровню рентабельности.
  9. Расчет общей прибыли от продаж. Суммируют прибыль от продаж сравнимой и несравнимой продукции.

Для исчисления конечного  финансового результата, кроме прибыли от продаж, рассчитывают результаты от операционных и внереализационных доходов и расходов.

Метод совмещенного расчета включает элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и другие, выявляется с помощью аналитического метода.

Указанные выше методы не единственные, существуют и другие способы составления  плана прибыли, такие как анализ лимита рентабельности, прогноз рентабельности, анализ перекрытия ликвидности и многие другие аналитические методы.

3.2 Максимизация прибыли

Задача максимизации прибыли состоит  в определении положения динамического  равновесия между спросом и предложением, в нахождении оптимального сочетания  объема реализации и цены на выпускаемую  продукцию.

Прибыль как основной мотив предпринимательской  деятельности побуждает фирму искать способы максимизации прибыли. Существуют два основных способа максимизации прибыли:

Первый способствует получению большей массы прибыли;

Второй  -  увеличению темпов прироста прибыли.

В основе первого способа лежит  принцип сопоставления предельных издержек с предельными доходами, в основе второго способа - учет влияния  постоянных и переменных издержек на темпы прироста прибыли.

При первом способе максимальную прибыль  фирма получает при достижении равенства  предельного дохода и предельных издержек, т. е. при условии MR = МС. Это равенство одновременно свидетельствует об экономическом равновесии фирмы на рынке.

Чтобы понять эти процессы максимизации массы прибыли и достижения точки  равновесия фирмы на рынке, обратим  внимание на следующие факторы, которые  предопределяют поведение фирмы  на рынке. Каждая дополнительная единица  товара, поставленная той или иной фирмой на рынок, одновременно добавляет  некую величину к валовому доходу (эта величина и есть MR - предельный доход) и некую величину к валовым  издержкам (эта величина есть МС - предельные издержки). Поведение фирмы определяется сопоставлением MR и МС.

Предельный доход - MR (от англ. marginal revenue) - это дополнительный доход  от продажи одной дополнительной единицы продукции. Он определяется как разность между объемом продаж в данный период и объемом продаж в предыдущий период, если за этот период объем продаж увеличился на одну единицу  продукта.

Предельные издержки - дополнительные издержки, приводящие к увеличению выпуска на одну единицу блага. Предельные издержки целиком представляют собой  переменные издержки, ибо постоянные издержки не изменяются вместе с выпуском. Для конкурентной фирмы предельные издержки равны рыночной цене товара:

МС = Р

Предельным условием максимизации прибыли является такой объем  выпуска продукции, при котором  цена равняется предельным издержкам.

Информация о работе Прибыль как конечный финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия