Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 00:11, курсовая работа
Цель исследования - изучение теоретико-методологической базы функционирования кредита и его участия в системе потребления благ; разработка прикладных методологических основ потребительского кредитования; обоснование целесообразности масштабного увеличения объемов операций потребительского кредитования как фактора расширения потребительских возможностей населения, частично обуславливающего развитие национальной экономики.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ
1.1 Экономическая природа, сущность и классификация кредита
1.2 Специфические особенности кредитования населения и роль
потребительского кредита в повышении платежеспособного спроса
1.3 Организация системы кредитования физических лиц в коммерческих банках
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В ОАО «ОТП-БАНК»
2.1 Положение банка ОАО «ОТП Банк» на рынке банковских услуг
2.2 Организация потребительского кредитования в ОАО «ОТП Банк»
2.3 Сравнительный анализ кредитования физических лиц в ОАО «ОТП Банк» по сравнению с другими банками
3 ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИИ И В ОАО «ОТП-БАНК»
3.1 Пути совершенствования потребительского кредитования и управления
его рисками в ОАО «ОТП Банк» в условиях преодоления последствий
мирового финансового кризиса
3.2 Трансформация национальной системы розничного кредитования
на современном этапе развития банковского сектора
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
К
организационным признакам
— необоснованные задержки в получении от заемщика финансовой отчетности. Они особенно показательны, когда в кредитном договоре содержатся условия, требующие ежеквартального предоставления отчетности;
— нежелание заемщика дать детальное разъяснение финансовой отчетности. В этом случае кредитному специалисту необходимо провести тщательный анализ ситуации и определить, не злоупотребляет ли заемщик своим правом на неразглашение определенной информации;
— резкие изменения в планах деятельности заемщика, переход на новые рынки деятельности и сбыта;
—
радикальные изменения в
—
неблагоприятные тенденции
— частое изменение юридического адреса, места нахождения, номеров телефонов и т.д.;
— длительное отсутствие контактов с руководством и сотрудниками предприятия;
— просьбы отсрочить выплаты по ранее пролонгированным ссудам.
Экономические
(финансовые) признаки «проблемности»
кредита. Финансовые признаки проблемности
кредита проявляются при
Независимо от того, являются ли признаки «проблемности» кредита финансовыми или нефинансовыми, ответственный кредитный специалист должен предпринять следующие меры, которые позволят разработать план мероприятий по улучшению качества предоставленного кредита:
— провести полный анализ финансового обеспечения кредита заемщика и составить заключение;
— собрать полную информацию о том, в каких направлениях работа банка с данным заемщиком подвержена риску;
— ежедневно контролировать поступления денежных средств за счет заемщика и в случае длительного отсутствия поступлений средств на расчетный (валютный) счет потребовать объяснения причин;
— проверить правильность юридического оформления всей кредитной документации, особенно документации по обеспечению возврата кредита;
— изучить возможность получения обеспечения в случае, если кредит не обеспечен.
В случае признания кредита «проблемным» разрабатывается план действий банка, направленный на возврат кредита, который включает в себя ряд мероприятий. Их можно разделить на две основные группы:
1.
Мероприятия по
— разработка программы изменения структуры задолженности (пересмотр графика платежей по возврату ссудной задолженности и выплате процентов, изменение форм кредитования и т.д.);
— работа с руководством заемщика по выявлению проблем и поиску их решений;
— назначение управляющих, консультантов и кураторов для работы с предприятием от имени банка;
— расширение кредита, выдача дополнительных ссуд, перевод долга с «просроченного» на текущий;
— увеличение собственного капитала компании за счет владельцев или других сторон;
— получение дополнительной документации и гарантий и др.
2.
Мероприятия, непосредственной
— реализация обеспечения;
— продажа долга заемщика третьей стороне;
— обращение к Гарантам и Поручителям;
— принятие мер правового характера;
— оформление документов о банкротстве и др.
Можно выделить четыре основных способа разрешения конфликта «Заемщик — Банк» с помощью этой группы мероприятий.
Первое, что возможно предпринять в данной ситуации, — это пересмотреть условия действующего кредитного договора, например, изменить процентную ставку и сроки платежей. В пользу пересмотра условий соглашения свидетельствует относительно положительная рентабельность предприятия заемщика, а также то, что он является постоянным клиентом банка. Второй способ — расширение кредита, т.е. выдача дополнительных средств. При этом статус долга изменяется с «просроченного» на «текущий». Тем самым банк признает, что трудности заемщика временны, а дальнейшее сотрудничество — выгодно. Третьим способом, связанным с прерыванием действующего кредитного договора, является продажа части активов заемщика для погашения долга. Решение о продаже части активов принимается клиентом добровольно, поскольку он отвечает перед банком только залогом.
Наиболее радикальный, четвертый, способ — ликвидация залога. При его реализации взаимоотношения между банком и клиентом, как правило, полностью прерываются. Чтобы приведенные схемы действий с «проблемными» кредитами были успешно реализованы на практике, нужно наладить систему учета, анализа, а также управления кредитным риском.
Единственное условие, которое должно быть соблюдено банком-кредитором, — это предварительное обращение со своим письменным требованием к основному должнику. Отказ последнего от его удовлетворения дают кредитору право обратиться непосредственно к поручителю. Важным является также положение о том, что поручительство прекращается по истечении указанного в договоре срока окончания поручительства. Если же договором такой срок не предусмотрен, он считается равным одному году со дня наступления срока исполнения должником основного обязательства.
В
рамках первого мероприятия
EGAR
Technology предлагает
Функционально система полностью покрывает операции фронт- и бэк-офисов кредитной организации, включая модули по обработке кредитной заявки, скорингу, учету кредитных договоров, управлению резервом и задолженностью, управленческому учету для продуктов, резервов и групп рисков, а также бухгалтерскому учету в стандартах РФ (на основании инструкций ЦБ: 39-П, 54-П, 205-П, 254-П).
Системой формируются четкие критерии определения кредитоспособности заемщиков с использованием современных скоринговых и макроэкономических подходов.
К числу поддерживаемых типов продуктов относятся: целевой кредит, кредит на неотложные нужды, кредиты под залог покупаемого имущества (авто- и ипотека) и возобновляемые кредитные линии (кредитные карточки, овердрафт).
Предлагаемое решение обеспечивает:
-
эффективную масштабируемость
-
быстроту его развертывания (1-
-
производительность обработки (
-
легкость обновления и
-
быстрое подключение
-
скоринг физических лиц с
-
минимальное время для
Технологическая платформа EGAR E4 Banking реализована в стандартах J2EE c использованием преимуществ SOA-архитектуры. Решение построено на концепции тонкого клиента и централизованного хранилища данных и обладает широкими интеграционными возможностями. Масштабирование системы достигается простым наращиванием централизованных серверных ресурсов без изменения состава ПО в точках развертывания при минимальном участии IT-специалистов.
Ключевыми
элементами решения при организации
и автоматизации бизнес-
Таблица
18 - Элементы решения при организации
и автоматизации бизнес-
Наименование модуля | Характеристика |
А | Б |
Потреб-Кредитование EGAR InstallmentLoans | Модуль предназначен для автоматизации розничных услуг банка, связанных с потребительским кредитованием физических лиц. Поддерживается весь спектр банковских операций по выдаче и обслуживанию потребительских кредитов. включая документооборот, скоринг и другие аналитические инструменты. |
Пластиковые карты EGAR CreditCards | Модуль предназначен для сквозной автоматизации розничных услуг банка по выдаче и обслуживанию пластиковых карт, включая полную автоматизацию документооборота по выдаче и обслуживанию пластиковых карт, скоринг, взаимодействие с процессинговым центром и другие функции. |
Ипотека EGAR Mortgage | Система сквозной автоматизации операций банка в области ипотечного кредитования. Обеспечивает ведение кредитного дела, поддержку связанных договоров и рефинансирования, а также оценку кредитоспособности заемщиков. Документооборот, аналитика. |
Авто-кредитование
EGAR AutoLoans |
Модуль предназначен для автоматизации розничных услуг банка, связанных с кредитованием физических лиц на покупку автомобиля. EGAR Autoloans обеспечивает автоматизацию широкого спектра операций, связанных с предоставлением населению автокредитов, а также их последующим обслуживанием. Документооборот, аналитика. |
Урегулирование
просроченной задолженности
EGAR Collection |
Полноценное решение по автоматизации процессов урегулирования просроченной задолженности, предназначенное для подразделений банков, занимающихся взысканием долгов по договорам с физическими лицами. EGAR Collection включает в себя гибкие механизмы сегментации кредитных сделок, позволяющие осуществлять настройку политики взыскания задолженности с клиентов. Аналитический инструментарий EGAR Collection позволяет принимать решения об изменении критериев сегментации сделок, перепланировании состава необходимых мероприятий, а также изменении модели поведенческого скоринга в процессе получения истории взаимоотношений с клиентом. |
Call-центр EGAR Call Center | Модуль полностью автоматизирует процесс работы контактного центра кредитной организации, включая обслуживание клиентов и управление продажами. |
Депозиты EGAR Deposits | Модуль EGAR Deposits предназначен для автоматизации розничных услуг банка, связанных с размещением денежных вкладов населения. |
РКО EGAR Settlement & Cash services | Модуль предназначен для автоматизации услуг банка, связанных с расчетно-кассовым обслуживанием клиентов. |
Скоринг EGAR Scoring | Система оценки кредитоспособности потенциальных заемщиков - физических лиц и индивидуальных предпринимателей по информации, указанной ими в заявлениях на получение кредита на основе анализа исторических данных и применения современных макроэкономических моделей. Система применяется в процессе андеррайтинга заёмщиков по потребительским кредитам, кредитным картам, автокредитованию, ипотеке и кредитам малому бизнесу. По результатам скоринга формируются отчеты с обоснованием принятого решения о кредитоспособности. Поддерживаются функции скоринга по анкетным данным (EGAR Application Scoring),поведенческий анализ (EGAR Behavior Scoring), расчет рисков по портфелю (EGAR Collection Scoring). |
Таким образом, по данным рисунка 4 видно, что внедрение системы определения кредитоспособности заемщиков с использованием современных скоринговых и макроэкономических подходов дает ряд преимуществ коммерческому банку, что в значительной степени повышает эффективность осуществления кредитных операций. Разработка системы определения кредитоспособности заемщиков с использованием современных скоринговых и макроэкономических подходов предполагает поэтапную реализацию:
1) первый этап – решение задачи соответствия требованиям федерального закона для родительского банка;
2)
второй этап – решение задачи
предоставления услуг
3) третий этап – развитие функциональности кредитного бюро для предоставления дополнительных аналитических услуг его клиентам.
Более подробно этапы реализации можно представить в виде таблицы (См.: Приложение А).
Реализация
предлагаемого мероприятия
Она состоит из трех основных компонентов: продуктов Фронт-офис и Фронт-офис самообслуживания, обеспечивающих интегральную доступность, и Хранилища данных, обеспечивающего интегральность знаний. Интегральное управление реализовано на основе Интеграционной платформы, которая является составной частью первых двух продуктов.
Таким образом, мы получаем одновременно и масштабируемость, и производительность, а именно: возможность добавления новых модулей дистанционного обслуживания по мере роста бизнеса банка; высокую производительность системы (миллионы обслуживаемых клиентов при ежедневном документообороте в сотни тысяч операций); возможность наращивания производительности простой заменой технической платформы; платформонезависимость (поддержка основных платформ аппаратного и системного программного обеспечения); работу в режиме 24 х 7 (единая установка и единообразное ведение клиентов системы).
Информация о работе Потребительское кредитование в России (на примере ОТП Банка)