Понятие бюджета и бюджетной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении теоретических особенностей бюджетной политики Российской Федерации, а также основных направлений развития современной бюджетной политики.

Содержание

Введение
Социально-экономическая сущность бюджета……………………………..5
Экономическое содержание и функции бюджета……………………7
Бюджет как историческая категория…………………………………11
Роль бюджета в социально-экономических процессах…………………..14
Формирование доходной части бюджета. Понятие доходов, их структура и динамика…………………………………………………18
Государственные расходы. Понятие расходов, их классификация…………………………………………………………21
Профицит или дефицит бюджета и факторы их роста ……………..28
Направления современной политики формирования доходов бюджета и расходования средств……………………………………………………….32

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсач фин.docx

— 62.28 Кб (Скачать)

      В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка бюджетных  расходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции – экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:

    • Расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;
    • Расходы на социально-культурные нужды;
    • Военные расходы;
    • Расходы на управление.

      В соответствии с действующим законодательством  в Российской Федерации исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

    -обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

    -функционирование федеральной судебной системы;

    -осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год);

    -национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;  

    фундаментальные исследования и содействие научно - техническому прогрессу;

    -государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

    -государственная поддержка атомной энергетики;

    -ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

    -исследование и использование космического пространства;

    -содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

    -формирование федеральной собственности;

    -обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

    -компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

    -пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

    -проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

    -федеральная инвестиционная программа;

    -обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

    -обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

    -финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;

    -официальный статистический учет;

    -прочие расходы. 

    1. Профицит  или дефицит бюджета и факторы их роста
 

      При сбалансированном бюджете государственные  доходы равняются расходам. Повторим, что в том случае, когда доходы больше расходов, превышение называется профицитом бюджета или положительным  сальдо бюджета. Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо) существует при превышении расходов над доходами.

      Бездефицитность бюджета не означает еще «здоровья» экономики. Всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом. Так, в последние годы государственный  бюджет РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и  почти всех местных бюджетов.

      В экономической теории сложились  несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита.

      Первая  концепция: бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Вообще, стремление всеми  мерами бороться с бюджетным дефицитом  и не делать государственных заимствований  может привести к отрицательным  последствиям для экономики любой  страны. Допустим, наметился рост безработицы. Доходы населения падают, налоговые  поступления сокращаются. Правительство, стремясь получить бездефицитный бюджет, должно либо увеличить число и повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих мер. Следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса и дальнейший спад в экономике. Такая бюджетно-финансовая политика ориентирована только на решение текущих экономических проблем, но не способна решать перспективные задачи. Правительство Е.Гайдара проводило в 1992 бюджетно-финансовую политику, базирующуюся на концепции резкого снижения государственных расходов на социальную политику, пытаясь таким образом сократить бюджетный дефицит. Однако ему не удалось ни ликвидировать бюджетный дефицит, ни остановить спад производства.

      Вторая  концепция: бюджет должен быть сбалансирован  на протяжении экономического цикла, а  не ежегодно. Это означает, что правительство  осуществляет антициклическое воздействие  и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В период спада государство  осуществляет стимулирующую бюджетно-финансовую политику: снижает налоги и увеличивает  государственные расходы, т.е. сознательно  увеличивает дефицит бюджета, стимулируя тем самым рост совокупного спроса и подъем экономики. В период подъема  государство проводит сдерживающую бюджетно-финансовую политику: повышает налоги и снижает государственные  расходы. Возникает положительное  сальдо бюджета, которое используется для покрытия дефицита бюджета в  период спада. Данная концепция имеет, однако, существенный недостаток: она  не учитывает того, что спады и  подъемы могут быть неодинаковы  по глубине и продолжительности, их чрезвычайно трудно спрогнозировать. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким и незначительным подъемом. В этом случае дефицит бюджета устранить не удастся, он примет циклическую форму.

      Третья  концепция: сбалансированность бюджета  является второстепенной проблемой. Первостепенная экономическая задача государства, с точки зрения сторонников данного  подхода, — это стимулирование экономического роста. Выполнение этой задачи может  сопровождаться как устойчивым положительным  сальдо бюджета, так и устойчивым бюджетным дефицитом (именно такая  картина типична, например, для государственного бюджета США и ряда европейских  стран).

      Из  зарубежной практики показателен профицит бюджета в Румынии времен Чаушеску. Этот коммунистический лидер очень  боялся как бюджетного дефицита, так  и закабаления страны посредством  роста внешнего долга. Такая политика оказала угнетающее действие на экономику  страны, сдерживала рост инвестиций, что  стало одной из причин падения  режима Чаушеску. Вообще, создание профицита консолидированного бюджета государства сродни хранению денег в чулке — средства просто обесценятся.

      Небольшой бюджетный дефицит для экономики  многие экономисты считают лекарством, стимулирующим хозяйственное развитие. Его роль сродни роли потребительского кредита: получаешь блага сейчас, но приходится много работать, чтобы  отработать его, вместо того, чтобы  получить эти блага в будущем  за меньшие деньги. Кроме того, государство, в отличие от домохозяйств, может  постоянно тратить больше, чем  зарабатывать.

      Однако  передозировка любого лекарства  может быть опасной. Рост бюджетного дефицита порождает инфляцию, экономическую  нестабильность, рост внешних и внутренних заимствований, которые в свою очередь приводят к дефолту.

      Первостепенное  внимание надо обратить на то, на какие  цели расходуется бюджетный дефицит. Едва ли можно упрекнуть правительство, когда оно тратит деньги на инвестиции в наукоемкие и высокодоходные отрасли, на подготовку к военным действиям  в случае военной угрозы. Однако слишком часто средства госбюджета уходят на решение сиюминутных проблем, разворовываются, а сам дефицит  возникает из-за неумения руководства  страны обуздать финансовые претензии  министерств, ведомств и различных  лоббистских групп.

      Существует 3 традиционных способа покрытия дефицита бюджета: 1) выпуск госзаймов, 2) ужесточение  налогообложения, 3) производство денег, или «сеньораж», т.е. печатание денег. Однако в настоящее время «сеньораж» не является простым печатанием денег, т.к. это вызывает инфляцию. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.

      Созданный в начале 2000-х в России профицит федерального бюджета при дефиците консолидированного бюджета страны вызывает у экономистов противоречивые оценки. Некоторые считают профицит не заслугой Правительства, а его ошибкой: искусственная «накачка» средств в федеральный бюджет посредством отъема их из региональных и местных бюджетов практически сводит на нет возможности эффективного функционирования региональных и местных органов власти. Защитники позиции правительства считают, что центральное правительство уже научилось составлять сбалансированный бюджет, предотвращая тем самым инфляцию, в то время как дефициты местных бюджетов связаны с низким качеством бюджетного процесса в регионах. 

  1. Направления современной политики формирования доходов  бюджета и расходования средств
 

      В основу современной бюджетной политики положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2011-2013 годах».

      Современная бюджетная политика призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также созданию условий для активизации модернизации экономики, в том числе – за счет структурных преобразований в сфере образования и здравоохранения. 

      Экономика Российской Федерации в ближайшие  годы будет функционировать в  условиях относительно благоприятной  ситуации на мировых рынках сырья  и капитала, сопровождаться ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и  улучшением ситуации с банковским кредитованием.

      Уже начиная со второго полугодия 2009 года, во многом благодаря проводимым антикризисным мерам происходит постепенное восстановление российской экономики. Кроме того, восстановлению способствует улучшение конъюнктуры  мирового рынка сырья и капитала.

      После серьезного снижения ВВП России в 2009 г. на 7,9% в 2010 г. ожидается рост ВВП  на уровне 4,0%, а в 2011-2013 гг. – на уровне 3-4% в год. Доходы федерального бюджета в 2011 -2013 годы, по ожидаемой оценке, составят в 2011 г. 17,4% к ВВП, в 2012 г. – 16,5% к ВВП и в 2013г.–16,1% к ВВП, расходы в 2011 году составят 20,9% к ВВП, а в 2012 и 2013гг.–19,6% к ВВП и 19,0% ВВП соответственно (рисунок 1).

      Задачи, поставленные в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о  бюджетной политике в 2011–2013 годах, направлены на решение проблем повышения  эффективности и конкурентоспособности  экономики России, что будет способствовать созданию условий привлечения частных  инвестиций в процесс модернизации.

      Бюджетная политика на 2011-2013 годы будет направлена, с одной стороны, на восстановление экономики после кризиса и  решение важнейших социальных задач, с другой – на формирование инновационной  экономики.

      В соответствии с Бюджетным посланием  Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации основными целями бюджетной политики в 2011-2013 годах являются:

    1) использование  бюджета в качестве одного  из важнейших инструментов макроэкономического  регулирования;

    2) разработка  и внедрение инструментов поддержки  инноваций;

    3) обеспечение  долгосрочной устойчивости и  сбалансированности пенсионной  системы;

Информация о работе Понятие бюджета и бюджетной политики