Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:17, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении теоретических особенностей бюджетной политики Российской Федерации, а также основных направлений развития современной бюджетной политики.
Введение
Социально-экономическая сущность бюджета……………………………..5
Экономическое содержание и функции бюджета……………………7
Бюджет как историческая категория…………………………………11
Роль бюджета в социально-экономических процессах…………………..14
Формирование доходной части бюджета. Понятие доходов, их структура и динамика…………………………………………………18
Государственные расходы. Понятие расходов, их классификация…………………………………………………………21
Профицит или дефицит бюджета и факторы их роста ……………..28
Направления современной политики формирования доходов бюджета и расходования средств……………………………………………………….32
Заключение
Список использованной литературы
Государственный
бюджет и сконцентрированные в нем
денежные средства создают возможность
для маневрирования при распределении
бюджетных средств с учетом приоритетности
финансирования государственных программ.
Отмечая значение (роль) государственного
бюджета, следует отметить, что некоторые
негативные факторы не позволяют
государственным и
Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, её субъектов и органов местного самоуправления.
Доходы
бюджетов образуются за счёт налоговых
и неналоговых поступлений, а
также безвозмездных
Главным
элементом государственных
Основными
функциями налогообложения
В соответствии
со статьей 49 Бюджетного кодекса РФ
[1], к налоговым доходам
-федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;
-таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
-государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ.
Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:
-доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
-доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
-доходы от реализации государственных запасов;
-доходы от продажи земли и нематериальных активов;
-поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
-административные платежи и сборы;
-штрафные санкции, возмещение ущерба;
-доходы от внешнеэкономической деятельности
В ряду неналоговых доходов бюджетов особое место занимают доходы, связанные с обращением бюджетных средств в различных сегментах финансового рынка:
-средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
-средства, получаемые от передачи имущества, находящегося государственной или муниципальной собственности, под залог или в доверительное управление;
-средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и ссуд;
-плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другими бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
-доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, её субъектам или муниципальным образованиям;
-часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов или иных обязательных платежей.
В системе неналоговых доходов прописаны также финансовая помощь, безвозмездные перечисления, штрафы и иные суммы принудительного изъятия.
Под финансовой помощью от бюджетов другого уровня бюджетной системы понимаются поступления в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной передачи средств.
По порядку и условиям зачисления в составе доходов бюджетов выделяют собственные и регулирующие доходы бюджетов. Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закреплённые законодательством РФ на постоянной основе. К ним относятся:
-налоговые доходы, закреплённые законодательством РФ за соответствующими бюджетами и бюджетами государственных внебюджетных фондов;
-неналоговые фонды.
К регулирующим
доходам бюджетов относятся федеральные
региональные налоги и иные платежи,
по которым устанавливаются
Исполнение
федерального бюджета по доходам
является важной частью процесса исполнения
федерального бюджета, поскольку финансирование
расходов осуществляется по мере поступления
доходов в бюджет. Следовательно,
если доходы не поступают в полном
объеме, то и расходы не могут
быть профинансированы в соответствии
с утвержденными бюджетными назначениями.
Расходы
бюджета, согласно Бюджетному кодексу
РФ, - это денежные средства, направляемые
на финансовое обеспечение задач
и функций государства и
В зависимости от экономического содержания расходы бюджетов делятся на капитальные и текущие.
Капитальные расходы бюджетов, предназначенные для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности, включают:
-расходы на инвестиции в действующие или вновь создаваемые структуры в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;
-средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;
-расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством;
-расходы, при осуществлении которых создаётся или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ, её субъектов и муниципальных образований;
-другие расходы, вошедшие в капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.
Текущие
расходы бюджетов предназначены
для обеспечения текущего функционирования
органов государственной
В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривает создание резервных фондов а) органов исполнительной власти и б) органов местного самоуправления. Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утверждённых расходов федерального бюджета. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.
Предоставление
бюджетных средств
-ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
-средств
на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых
физическими и юридическими лицами по
государственным или муниципальным контрактам;
-трансфертов населению, включающих в себя ассигнований на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ и её субъектов, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
-ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
-ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов;
-бюджетных кредитов юридическим лицам;
-субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
-инвестиций в уставные капиталы действующих юридических лиц;
-бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;
-кредитов иностранным государствам;
-средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.
Бюджетный
кредит, представляет собой форму
финансирования бюджетных расходов»
предусматривающую
Предоставление субсидий и субвенций юридическим лицам, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями» а также гражданам предпринимателям допускается из бюджетов всех уровней в случаях, предусмотренных целевыми программами и законами соответствующих уровней, на условиях и в порядке, которые особо определены законом (правовым актом) о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год. 'В случае нецелевого использования средств они подлежат возврату в соответствующий бюджет.
Расходы
на финансирование бюджетных инвестиций
предусматриваются
Оказание из федерального бюджета финансовой помощи бюджетам РФ может быть осуществлено в форме предоставления: а) дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ; б) субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов; в) бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета РФ.
Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам:
-По роли в общественном производстве;
-Общественному назначению;
-Отраслям производства;
-Целевому назначению.
По роли в общественном производстве расходы бюджета делят на:
-Расходы на содержание и развитие материального производства (расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);
-Расходы на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (текущие затраты государства – расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.);
-Расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов).
С
помощью этих расходов государство
получает инструменты регулирования
распределением денежных средств между
материальным производством и