Понятие бюджета и бюджетной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении теоретических особенностей бюджетной политики Российской Федерации, а также основных направлений развития современной бюджетной политики.

Содержание

Введение
Социально-экономическая сущность бюджета……………………………..5
Экономическое содержание и функции бюджета……………………7
Бюджет как историческая категория…………………………………11
Роль бюджета в социально-экономических процессах…………………..14
Формирование доходной части бюджета. Понятие доходов, их структура и динамика…………………………………………………18
Государственные расходы. Понятие расходов, их классификация…………………………………………………………21
Профицит или дефицит бюджета и факторы их роста ……………..28
Направления современной политики формирования доходов бюджета и расходования средств……………………………………………………….32

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсач фин.docx

— 62.28 Кб (Скачать)

      Государственный бюджет и сконцентрированные в нем  денежные средства создают возможность  для маневрирования при распределении  бюджетных средств с учетом приоритетности финансирования государственных программ. Отмечая значение (роль) государственного бюджета, следует отметить, что некоторые  негативные факторы не позволяют  государственным и муниципальным  органам выполнять эффективно и  в полной мере свои функции, связанные  с государственным бюджетом. Такими негативными факторами являются убыточная деятельность организаций, неплатежи по налогам, бюджетный  дефицит (в отдельные годы по отдельным  регионам), инфляция.  

    1. Формирование  доходной части бюджета. Понятие доходов, их структура и  динамика
 

      Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с законодательством  РФ в распоряжение органов государственной  власти Российской Федерации, её субъектов  и органов местного самоуправления.

      Доходы  бюджетов образуются за счёт налоговых  и неналоговых поступлений, а  также безвозмездных перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляется  остаток средств на конец предыдущего  года.

      Главным элементом государственных доходов  являются налоги. Налоги представляют собой обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемые плательщиками  в порядке и на условиях, определяемых законодательством.

      Основными функциями налогообложения являются фискальная и регулирующая. Фискальная функция налогообложения обеспечивает сбор денежных средств для создания государственных денежных фондов и материальных условия для функционирования государства. Регулирующая функция налогообложения нацелена на достижение общего рыночного равновесия, коррекцию направлений и темпов экономического роста, а также на создание социального равновесия через перераспределение доходов.

      В соответствии со статьей 49 Бюджетного кодекса РФ [1], к налоговым доходам федерального бюджета относятся:

    -федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;

    -таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

    -государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ.

    Из неналоговых  же доходов основными являются следующие  виды:

    -доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;

    -доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

    -доходы от реализации государственных запасов;

    -доходы от продажи земли и нематериальных активов;

    -поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

    -административные платежи и сборы;

    -штрафные санкции, возмещение ущерба;

    -доходы от внешнеэкономической деятельности

      В ряду неналоговых доходов бюджетов особое место занимают доходы, связанные  с обращением бюджетных средств в различных сегментах финансового рынка:

    -средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

    -средства, получаемые от передачи имущества, находящегося государственной или муниципальной собственности, под залог или в доверительное управление;

    -средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и ссуд;

    -плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другими бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

    -доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, её субъектам или муниципальным образованиям;

    -часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов или иных обязательных платежей.

      В системе  неналоговых доходов прописаны  также финансовая помощь, безвозмездные  перечисления, штрафы и иные суммы  принудительного изъятия.

      Под финансовой помощью от бюджетов другого уровня бюджетной системы понимаются поступления  в форме дотаций, субвенций и  субсидий либо иной безвозвратной передачи средств.

      По порядку  и условиям зачисления в составе  доходов бюджетов выделяют собственные  и регулирующие доходы бюджетов. Собственные  доходы бюджетов – виды доходов, закреплённые законодательством РФ на постоянной основе. К ним относятся:

    -налоговые доходы, закреплённые законодательством РФ за соответствующими бюджетами и бюджетами государственных внебюджетных фондов;

    -неналоговые фонды.

      К регулирующим доходам бюджетов относятся федеральные  региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы  отчислений в бюджеты РФ или местные  бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года).

      Исполнение  федерального бюджета по доходам  является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления  доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут  быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями. 

    1. Государственные расходы. Понятие  расходов, их классификация
 

      Расходы бюджета, согласно Бюджетному кодексу  РФ, - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач  и функций государства и местного самоуправления.

      В зависимости от экономического содержания расходы бюджетов делятся на капитальные и текущие.

      Капитальные расходы бюджетов, предназначенные  для обеспечения инновационной  и инвестиционной деятельности, включают:

    -расходы на инвестиции в действующие или вновь создаваемые структуры в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;

    -средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;

    -расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством;

    -расходы, при осуществлении которых создаётся или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ, её субъектов и муниципальных образований;

    -другие расходы, вошедшие в капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

      Текущие расходы бюджетов предназначены  для обеспечения текущего функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления и  бюджетных учреждений, а также  оказания государственной поддержки  другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.

      В расходной части бюджетов всех уровней  бюджетной системы РФ предусматривает  создание резервных фондов а) органов  исполнительной власти и б) органов  местного самоуправления. Размер резервных  фондов в федеральном бюджете  не может превышать 3% утверждённых расходов федерального бюджета. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных  работ по ликвидации последствий  стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем  финансовом году.

    Предоставление  бюджетных средств осуществляется в формах:

    -ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

    -средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам; 

    -трансфертов населению, включающих в себя ассигнований на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ и её субъектов, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

    -ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

    -ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов;

    -бюджетных кредитов юридическим лицам;

    -субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

    -инвестиций в уставные капиталы действующих юридических лиц;

    -бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;

    -кредитов иностранным государствам;

    -средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

      Бюджетный кредит, представляет собой форму  финансирования бюджетных расходов»  предусматривающую предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах. Бюджетная ссуда — это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Трансферты населению — это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации и ее субъектов, правовыми актами органов местного самоуправления.

      Предоставление  субсидий и субвенций юридическим  лицам, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями» а также  гражданам предпринимателям допускается  из бюджетов всех уровней в случаях, пре­дусмотренных целевыми программами и законами соответствующих уровней, на условиях и в порядке, которые особо определены законом (правовым актом) о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год. 'В случае нецелевого использования средств они под­лежат возврату в соответствующий бюджет.

      Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим  бюджетом при условии включения  их в федеральную целевую программу, региональную целевую программу  либо в соответствии с решением органа исполнительной власти Рос­сийской Федерации, ее субъекта или органа местного самоуправления.

      Оказание  из федерального бюджета финансовой помощи бюджетам РФ может быть осуществлено в форме предоставления: а) дотаций  на выравнивание уровня минимальной  бюджетной обеспеченности субъектов  РФ; б) субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов; в) бюджетной  ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета РФ.

      Для уяснения роли и значения многообразных  бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам:

    -По роли в общественном производстве;

    -Общественному назначению;

    -Отраслям производства;

    -Целевому назначению.

    По  роли в общественном производстве расходы  бюджета делят на:

    -Расходы на содержание и развитие материального производства (расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);

    -Расходы на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (текущие затраты государства – расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.);

    -Расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов).

      С помощью этих расходов государство  получает инструменты регулирования  распределением денежных средств между  материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями  общества, и, кроме того, государство  как субъект экономики при  помощи данного инструмента может  воздействовать на стоимостную структуру  общественного производства, достигать  прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.

Информация о работе Понятие бюджета и бюджетной политики