Понятие бюджета и бюджетной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении теоретических особенностей бюджетной политики Российской Федерации, а также основных направлений развития современной бюджетной политики.

Содержание

Введение
Социально-экономическая сущность бюджета……………………………..5
Экономическое содержание и функции бюджета……………………7
Бюджет как историческая категория…………………………………11
Роль бюджета в социально-экономических процессах…………………..14
Формирование доходной части бюджета. Понятие доходов, их структура и динамика…………………………………………………18
Государственные расходы. Понятие расходов, их классификация…………………………………………………………21
Профицит или дефицит бюджета и факторы их роста ……………..28
Направления современной политики формирования доходов бюджета и расходования средств……………………………………………………….32

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсач фин.docx

— 62.28 Кб (Скачать)

      Бюджет  способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию бюджетных средств. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными  и нецентрализованными фондами  денежных средств. Через государственный  бюджет перераспределяется, как известно, не весь чистый доход, создаваемый в  организациях (на предприятиях) различных  форм собственности сферы материального  производства. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное, оптимальное соотношение  между централизованными и нецентрализованными  фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых  в организациях, и степень участия  организаций в формировании доходов  бюджетной системы. Бюджет с помощью  налогов выступает важным инструментом распределения и вместе с тем  стимулирования экономики и повышения  эффективности производства. В отношения  с государственным бюджетом вступают почти все участники общественного  производства. Объектом бюджетного перераспределения  является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения  через бюджет и части стоимости  необходимого продукта. Контрольная  функция бюджета позволяет через  формирование и использование фонда  денежных средств государства "сигнализировать" о том, как поступают в доходы бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов  хозяйствования. Основу контрольной  функции составляет движение бюджетных  ресурсов, отражаемое в соответствующих  показателях бюджетных поступлений  и расходных назначений. Бюджетный  контроль преследует в основном три цели: мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства; соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов; повышение эффективности расходования бюджетных средств.

      Контрольная функция бюджета выражается и  в том, что, будучи связанным с  народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие тенденции. Поступление средств в бюджет и их использование показывают как успех, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций. С помощью бюджета осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов. 

    1. Бюджет  как историческая категория
 

      Основным звеном финансовой системы любой страны является государственный бюджет, что обусловлено его содержанием и значимостью в экономической, политической и социальной жизни общества. Как неотъемлемая часть общегосударственных финансов, бюджет возникает и действует там, где существует государство и развитые товарно-денежные отношения. В этой связи немаловажным является рассмотрение бюджета как исторической категории.

      Так, на начальных ступенях развития человеческого  общества государство имело возможность  значительную часть своих затрат покрывать за счет поступлений от государственных хозяйств, имуществ, использования рабского труда и  т. д. Принудительные сборы с граждан  осуществлялись лишь в исключительных случаях.

      При феодализме потребности правителей вначале удовлетворялись за счет доходов от собственных имений, но по мере роста расходов устанавливались  обязательные подати со своих граждан.

      В условиях роста производительных сил, возникновения городов, расширения обмена начали развиваться товарно-денежные отношения. На данном этапе развития появляется возможность покрывать  всевозрастающие расходы государства  денежными налогами, таможенными  и другими сборами с товаропроизводителей и отдельных граждан. Общегосударственные  расходы стали направляться на поддержку  некоторых слоев населения, а  также на развитие транспорта, промышленности, торговли, образования и здравоохранения. Для обоснования потребности  в ресурсах, их конкретного направления, выяснения возможности финансового  обеспечения государственных расходов, начинают составлять отдельные сметы  затрат и доходов. По мере развития круг прогнозируемых на год расходов, источников их покрытия увеличивается, растет количество разрозненных смет. И постепенно отдельные сметы  затрат и поступлений пытаются объединить в общую смету доходов и  расходов, чтобы иметь возможность  рассчитать свои финансовые ресурсы. Так, в конце 17века в Англии делается попытка составить единую общую  смету доходов и расходов, которая  получает название бюджет.

      В конце же 18 – начале 19 века практически  все государства Европы имели  свои бюджеты, в которых отражались доходы и расходы казны на текущий  год. По размерам бюджета, его структуре  и сбалансированности судили об экономическом  потенциале государства, состоянии  его финансовых ресурсов, платежеспособности.

      Исторический  опыт и практика формирования бюджетных  систем в различных странах, в  том числе в странах с развитой рыночной экономикой, свидетельствуют  о том, что несмотря на разнообразие бюджетных моделей, все они формировались под влиянием поиска оптимального взаимодействия между бюджетами разного уровня, которое обеспечивало бы финансовую самостоятельность каждого субъекта власти в едином государстве. В России этот процесс начался одновременно со становлением демократического государства и является одним из ключевых факторов экономического и политического развития страны. Одной из важнейших особенностей России является наличие в ее политическом, экономическом и правовом пространстве такого понятия, как федерализм в отношениях между центральным органом власти и органами власти субъектов Федерации по поводу полномочий и функций, разграниченных между ними, исходя из задачи сочетания принципов централизации и децентрализации. Однако приходится констатировать, что бюджетный федерализм в России в условиях перехода к рыночной экономике в полной мере еще не реализован. Особое беспокойство вызывает то обстоятельство, что несмотря на предпринимаемые меры по внесению соответствующих изменений в механизм межбюджетных отношений, острота противоречий между федеральным центром и субъектами Федерации, как и последних с органами местного самоуправления, по бюджетным вопросам не снижается. А при существенном недовыполнении доходной части бюджета, и прежде всего федерального, становится все более ясным, что любые изменения в межбюджетных отношениях не могут привести к решению вопроса достаточности финансовых ресурсов на всех уровнях бюджетной системы.

  1. Роль бюджета в социально-экономических процессах
 

      Роль  государственного бюджета, прежде всего, состоит в том, что бюджет создает финансовую базу, необходимую для финансового обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Бюджетными средствами обеспечиваются следующие направления деятельности:

    - государственное и муниципальное управление;

    -международная деятельность государства (реализация международных договоров, возврат кредитов, обслуживание международного кредита, выполнение обязательств по охране окружающей природной среды, культурные связи);

    - национальная оборона;

    -правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

    -функционирование федеральной судебной власти;

    -проведение фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу;

    -развитие отраслей народного хозяйства (промышленности, энергетики, строительства, сельского хозяйства, транспорта, связи);

    -предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;

    -обеспечение обороноспособности страны;

    -развитие образования, здравоохранения, культуры, искусства, средств массовой информации;

    -осуществление социальной политики.

      Государственный бюджет является важным инструментом претворения в жизнь экономической  политики государства. Он обеспечивает централизацию средств, необходимых  для решения основных направлений научно-технического прогресса, образования резервов в общенациональном масштабе.

      Таким образом, сконцентрированные в государственном  бюджете денежные средства предназначаются  для осуществления государственной  социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности государства. С помощью бюджета  реализуются общегосударственные  и региональные программы социально-экономического характера. Роль государственного бюджета  в социально-экономическом развитии общества заключается в следующем:

      Государственный бюджет является инструментом воздействия  на развитие экономики. С его помощью  государство осуществляет перераспределение  национального дохода и тем самым  изменяет структуру общественного  производства, влияет на социальные преобразования. В условиях хозяйственных реформ государственный бюджет усиливает  свои позиции в экономике путем  изменения методов бюджетного воздействия  на общественное производство. Государство  применяет формы прямого и  косвенного влияния на экономику  — предоставляет организациям (предприятиям) субсидии, государственные инвестиции, осуществляет бюджетное финансирование видов экономической деятельности, определяющих научно-технический прогресс, добиваясь в конечном итоге изменения  экономических пропорций. Использование  бюджетного механизма для регулирования  экономики осуществляется посредством  маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Оно позволяет целенаправленно  влиять на темпы и пропорции развития общественного производства.

      Государственный бюджет играет важную роль в решении  социальных проблем путем улучшения  бюджетного финансирования учреждений социальной сферы — просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства. В перспективе  роль государственного бюджета в  социальных процессах должна усиливаться. Обусловлено это тем, что бюджетные  средства в совокупности с внебюджетными  фондами являются финансовой базой  осуществления социальных преобразований, перехода на более высокий уровень  социального обслуживания населения  страны.

      На  современном этапе развития экономики  государственный бюджет становится одним из основных инструментов государства  в проведении экономической и  социальной политики. Планируя бюджетные  доходы и расходы, государство концентрирует  в руках государства денежные средства на проведение экономической  и социальной политики, преодоление  экономического кризиса.

      Государственный бюджет играет важную роль в выравнивании экономического развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов, которое может осуществляться на возвратной и безвозвратной основе. На возвратной основе бюджетные средства предоставляются в виде кредита  на капитальные вложения. Эти средства играют важную роль в строительстве  объектов (предприятий) культурно-бытового назначения - магазинов, предприятий  общественного питания, бытового обслуживания, школ, больниц, жилья, театров и других предприятий.

      Основная  роль бюджета состоит в том, что  он ежегодно мобилизует и концентрирует  денежные накопления предприятий (организаций) и населения в централизованном государственном фонде для финансирования развития экономики, социально-культурных мероприятий, укрепления обороноспособности страны, на содержание органов государственной власти и образования резервов.

      Роль  государственного бюджета заключается  в том, что он служит важным рычагом  воздействия на развитие производительных сил общества, ускорение научно-технического прогресса при умелом использовании  его средств. Он играет важную роль в реализации экономической политики государства, направленной на повышение  жизненного уровня населения страны.

      Государственный (федеральный) бюджет играет важную роль в финансировании общегосударственных  нужд и программ социально-культурных мероприятий, фундаментальных научных  исследований. Для этого в руках  центральной государственной власти ежегодно должна концентрироваться  значительная доля национального дохода.

Информация о работе Понятие бюджета и бюджетной политики