ФГОУ
ВПО «Саратовский государственный
аграрный университет
имени Н.И.Вавилова»
Бухгалтерский
учет, анализ и аудит
Кафедра
финансов и кредита
Курсовая
работа
Тема: «Понятие
бюджета и бюджетной политики»
Шифр
№ Бс-2090001
Студентка
II курса
Группа
БС-23
Комарова
Дарья
Борисовна
Преподаватель
_______________
_______________
Саратов
2011г.
Содержание
Введение
- Социально-экономическая
сущность бюджета……………………………..5
- Экономическое
содержание и функции бюджета……………………7
- Бюджет как
историческая категория…………………………………11
- Роль бюджета
в социально-экономических процессах…………………..14
- Формирование
доходной части бюджета. Понятие доходов,
их структура и динамика…………………………………………………18
- Государственные
расходы. Понятие расходов, их классификация…………………………………………………………21
- Профицит
или дефицит бюджета и факторы их роста
……………..28
- Направления
современной политики формирования доходов
бюджета и расходования средств……………………………………………………….32
Заключение
Список использованной
литературы
Бюджетная
политика как целенаправленная деятельность
государства по определению основных
задач и количественных параметров
формирования доходов и расходов
бюджета, управления государственным
долгом является одним из основных
инструментов экономической политики
государства.
Бюджетная
политика, на очередной финансовый год,
определяется Бюджетным посланием Президента
РФ, направляемом Федеральному Собранию
в начале (не позднее марта) предшествующего
года.
Так
как наиболее важными направлениями
бюджетной политики являются сбор бюджетных
доходов, выполнение бюджетных обязательств,
управление бюджетным дефицитом
и государственным долгом, то и
эффективность всей бюджетной политики
может быть оценена по результативности
деятельности органов исполнительной
власти в указанных направлениях.
Состояние государственных финансов
оказывает весьма сильное воздействие
на реальную экономику, поэтому динамика
основных макроэкономических показателей
также может выступать одним
и критериев успешности варианта
осуществляемой бюджетной политики.
Государственный
бюджет, являясь основным финансовым
планом государства, главным средством
аккумулирования финансовых средств,
дает политической власти реальную возможность
осуществления властных полномочий,
дает государству реальную экономическую
и политическую власть. С одной
стороны, бюджет, являясь всего лишь
комплексом документов, разрабатываемых
одной ветвью власти и утверждаемых
другой, выполняет довольно утилитарную
функцию - фиксирует избранный государством
стиль осуществления управления
страной. Бюджет по отношению к осуществляемой
властью экономической политике является
производным продуктом, он полностью зависит
от избранного варианта развития общества
и самостоятельной роли не играет.
Однако
именно бюджет, показывая размеры
необходимых государству финансовых
ресурсов и реально имеющихся
резервов, определяет налоговый климат
страны, именно бюджет, фиксируя конкретные
направления расходования средств,
процентное соотношение расходов по
отраслям и территориям, является конкретным
выражением экономической политики
государства. Через бюджет происходит
перераспределение национального
дохода и внутреннего валового продукта.
Бюджет выступает инструментом регулирования
и стимулирования экономики, инвестиционной
активности, повышения эффективности
производства, именно через бюджет
осуществляется социальная политика.
Таким
образом, бюджет, объединяя в себе
основные финансовые категории (налоги,
государственный кредит, государственные
расходы), является ведущим звеном финансовой
системы любого государства и
играет как важную экономическую, так
и политическую роль в любом современном
обществе.
Цель
данной курсовой работы состоит в
рассмотрении теоретических особенностей
бюджетной политики Российской Федерации,
а также основных направлений
развития современной бюджетной политики.
- определить
основные направления современной бюджетной
политики формирования доходов и расходования
средств Российской Федерации.
- Социально-экономическая
сущность бюджета
С возникновением
государства и эволюцией общественных
отношений органически связано
существование и развитие бюджета.
Наличие бюджетной формы стоимостного
перераспределения обусловлено
потребностями производственной и
социальной сферы. Так как основу
государственного регулирования социально-экономических
процессов в обществе составляют
отношения по поводу перераспределения
доходов, то объективно существует необходимость
удовлетворения растущих потребностей
в общественных услугах, которую
и обеспечивает бюджет. Следовательно,
чтобы добиться успешного решения
социально-экономических задач в
обществе, необходимо иметь четкое
представление о самом понятии
«бюджет», принципах построения бюджетной
системы страны, системе межбюджетных
отношений, структуре доходов и
расходов бюджетов разных уровней, методике
их формирования и организации исполнения,
приоритетных направлениях бюджетной
политики государства.
Бюджет
образует центральное звено системы
финансов, отражает ее основные качественные
признаки и представляет собой систему
императивных (подчиненных) денежных отношений,
в процессе которых образуется и
используется бюджетный фонд. Следует
отметить, что эта система более
узкая по сравнению с системой
финансов. В экономической литературе
термин «бюджет» содержит различные
по своей природе понятия:
- форма образования
и расходования денежных средств для обеспечения
функций органов власти;
- основной
централизованный фонд денежных средств;
- основной
финансовый план государства;
- совокупность
денежных отношений как финансовый регулятор.
С
другой стороны, в Толковом словаре
современных бюджетных терминов
даны иные определения.
- Бюджет –
общее название термина, обозначающего
расчетную и ограничительную смету доходов
и расходов и их роспись за определенный
период времени, утверждаемую соответствующим
решением и подлежащую исполнению индивидуальным
или коллективным субъектом.
- Государственный
бюджет – система определенных денежно-распределительных
отношений, регламентируемых государственными
органами власти, по поводу перераспределения
части национального богатства для образования
и расходования основного централизованного
фонда денежных средств государства.
Бюджетные
отношения возникают между государством
и другими субъектами воспроизводства
– как юридическими, так и физическими
лицами – в процессе мобилизации
и использования денежных средств,
необходимых для выполнения государственных
функций – экономических, управленческих,
внешнеполитических, социальных.
Количественную
определенность наиболее важных общественных
потребностей выражает бюджетный план
(закон или решение о бюджете), который
выступает как форма проявления общественного
характера бюджетных отношений, как форма
выражения их денежной природы.
Бюджет
как экономическая категория обладает
определенными специфическими чертами,
которые выделяют его из системы финансовых
категорий, - это отношения по поводу перераспределения
национального дохода, общественное предназначение
бюджета, проявление властных (императивных)
отношений.
Бюджетные
отношения складываются в процессе
образования и использования
централизованного государственного
фонда, который необходим для
удовлетворения общественных потребностей.
Поэтому пропорции бюджетного перераспределения
стоимости в большей мере, чем
в других сферах финансовых отношений,
определяются потребностями общества
в целом. Подтверждением признака императивности
в бюджетных отношениях является
самостоятельность государственных
организаций в формировании и
использовании своих денежных фондов,
возможность установления определенной
добровольности участия субъектов воспроизводства
в формировании децентрализованных внебюджетных
фондов.
- Экономическое
содержание и функции
бюджета
Принимая
во внимание значимость роли бюджета
в социально-экономическом развитии
страны, очень важно определить его
сущность как объективной экономической
категории.
Трудности
здесь связаны с тем, что данный
термин в одном случае выражает совокупность
особых сфер финансовых отношений, обусловленных
существованием основного централизованного
денежного фонда страны, а в
другом – отражает форму практического
использования бюджетных отношений,
законодательное оформление соответствующего
финансового документа и поэтому
относится к надстроечным отношениям.
Государственному
бюджету, как и всей системе финансов,
присущи две функции — распределительная
(перераспределительная) и контрольная.
С помощью распределительной
функции бюджета происходит распределение
средств на производственную и непроизводственную
сферы, межтерриториальное и межотраслевое
распределение финансовых ресурсов,
формируются фонды специального
целевого назначения, происходит концентрация
денежных средств в руках государства
и их использование с целью удовлетворения
общегосударственных потребностей. Межотраслевое
и территориальное распределение национального
дохода осуществляется в соответствии
с потребностями экономического и социального
развития регионов и отраслей экономики.
Непроизводственная сфера не участвует
в создании национального дохода, но является
активным его потребителем. Из бюджета
работникам этих отраслей выделяются
средства на заработную плату, техническое
оснащение и содержание учреждений непроизводственной
сферы (здравоохранение, просвещение и
др.). Через расходы и налоги государственный
бюджет выступает важным инструментом
распределения (регулирования) и стимулирования
экономики и инвестиций, повышения эффективности
производства. Через бюджет оказывается
государственная поддержка отдельным
отраслям экономики - авиастроению, космическим
программам, атомной промышленности, угольной
промышленности и некоторым другим. Такая
поддержка зачастую связана с реализацией
высокоэффективных и быстро-окупаемых
проектов. Для регулирования экономики
используются налоги. При распределении
финансовых средств через бюджет важное
значение имеет социальная направленность
бюджетных средств. В социальной политике
основными приоритетами являются поддержка
наименее защищенных слоев населения
(пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных
семей), поддержка учреждений здравоохранения,
образования и культуры, а также решение
жилищной проблемы. Контрольная функция
государственного бюджета осуществляется
в процессе формирования доходов бюджета
и финансирования отраслей экономики.
В условиях становления рыночных отношений
значение бюджетного контроля в процессе
мобилизации ресурсов и их использования
усиливается. Функции государственного
бюджета проявляются в процессе формирования
доходов и расходов на основе использования
бюджетного механизма, который является
реальным воплощением бюджетной политики
и отражает конкретную нацеленность бюджетных
отношений на решение экономических и
социальных задач.
Таким
образом, основными функциями государственного
бюджета, как основного финансового
плана государства, являются: 1) перераспределение
ВВП и национального дохода, которое
влияет на государственное регулирование
и стимулирование экономики, финансовое
обеспечение социальной политики; 2)
контроль за образованием и использованием
централизованного фонда денежных средств.
Через государственный бюджет перераспределяется
около 50% валового внутреннего продукта.
Бюджет широко используется для межотраслевого
и территориального перераспределения
финансовых ресурсов с учетом требований
наиболее рационального размещения производительных
сил, объема экономики и культуры регионов
РФ. В современных условиях наиболее приоритетными
выступают агропромышленный, топливно-энергетический,
военно-промышленный комплексы и транспорт.