Понятие бюджета и бюджетной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении теоретических особенностей бюджетной политики Российской Федерации, а также основных направлений развития современной бюджетной политики.

Содержание

Введение
Социально-экономическая сущность бюджета……………………………..5
Экономическое содержание и функции бюджета……………………7
Бюджет как историческая категория…………………………………11
Роль бюджета в социально-экономических процессах…………………..14
Формирование доходной части бюджета. Понятие доходов, их структура и динамика…………………………………………………18
Государственные расходы. Понятие расходов, их классификация…………………………………………………………21
Профицит или дефицит бюджета и факторы их роста ……………..28
Направления современной политики формирования доходов бюджета и расходования средств……………………………………………………….32

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсач фин.docx

— 62.28 Кб (Скачать)

ФГОУ  ВПО «Саратовский государственный аграрный университет

имени Н.И.Вавилова»

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Кафедра финансов и кредита 
 
 
 
 

Курсовая  работа

Тема: «Понятие бюджета и бюджетной политики»

Шифр  № Бс-2090001 
 
 

Студентка II курса

Группа  БС-23

Комарова  Дарья 

Борисовна

Преподаватель

_______________

_______________ 
 

Саратов

2011г. 

Содержание

Введение

  1. Социально-экономическая сущность бюджета……………………………..5
    1. Экономическое содержание и функции бюджета……………………7
    2. Бюджет как историческая категория…………………………………11
  2. Роль бюджета в социально-экономических процессах…………………..14
    1. Формирование доходной части бюджета. Понятие доходов, их структура и динамика…………………………………………………18
    2. Государственные расходы. Понятие расходов, их классификация…………………………………………………………21
    3. Профицит или дефицит бюджета и факторы их роста ……………..28
  3. Направления современной политики формирования доходов бюджета и расходования средств……………………………………………………….32

Заключение

Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

      Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным  долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

      Бюджетная политика, на очередной финансовый год, определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.

      Так как наиболее важными направлениями  бюджетной политики являются сбор бюджетных  доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом  и государственным долгом, то и  эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие  на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей  также может выступать одним  и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.

      Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством  аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность  осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую  и политическую власть. С одной  стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых  одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную  функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

      Однако  именно бюджет, показывая размеры  необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся  резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального  дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования  и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности  производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

      Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные  расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и  играет как важную экономическую, так  и политическую роль в любом современном  обществе.

      Цель  данной курсовой работы состоит в  рассмотрении теоретических особенностей бюджетной политики Российской Федерации, а также основных направлений  развития современной бюджетной политики.

      Задачи  работы диктуются поставленной целью:

    - раскрыть  социально-экономическую сущность  бюджета;

    - выделить  роль бюджета в социально-экономических  процессах;

    - определить основные направления современной бюджетной политики формирования доходов и расходования средств Российской Федерации. 
     

  1. Социально-экономическая  сущность бюджета
 

    С возникновением государства и эволюцией общественных отношений органически связано  существование и развитие бюджета. Наличие бюджетной формы стоимостного перераспределения обусловлено  потребностями производственной и  социальной сферы. Так как основу государственного регулирования социально-экономических  процессов в обществе составляют отношения по поводу перераспределения  доходов, то объективно существует необходимость  удовлетворения растущих потребностей в общественных услугах, которую  и обеспечивает бюджет. Следовательно, чтобы добиться успешного решения  социально-экономических задач в  обществе, необходимо иметь четкое представление о самом понятии  «бюджет», принципах построения бюджетной  системы страны, системе межбюджетных отношений, структуре доходов и  расходов бюджетов разных уровней, методике их формирования и организации исполнения, приоритетных направлениях бюджетной  политики государства.

          Бюджет  образует центральное звено системы  финансов, отражает ее основные качественные признаки и представляет собой систему  императивных (подчиненных) денежных отношений, в процессе которых образуется и  используется бюджетный фонд. Следует  отметить, что эта система более  узкая по сравнению с системой финансов. В экономической литературе термин «бюджет» содержит различные  по своей природе понятия:

    • форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов власти;
    • основной централизованный фонд денежных средств;
    • основной финансовый план государства;
    • совокупность денежных отношений как финансовый регулятор.

      С другой стороны, в Толковом словаре  современных бюджетных терминов даны иные определения.

    1. Бюджет – общее название термина, обозначающего расчетную и ограничительную смету доходов и расходов и их роспись за определенный период времени, утверждаемую соответствующим решением и подлежащую исполнению индивидуальным или коллективным субъектом.
    2. Государственный бюджет – система определенных денежно-распределительных отношений, регламентируемых государственными органами власти, по поводу перераспределения части национального богатства для образования и расходования основного централизованного фонда денежных средств государства.

    Бюджетные отношения возникают между государством и другими субъектами воспроизводства  – как юридическими, так и физическими  лицами – в процессе мобилизации  и использования денежных средств, необходимых для выполнения государственных  функций – экономических, управленческих, внешнеполитических, социальных.

          Количественную  определенность наиболее важных общественных потребностей выражает бюджетный план (закон или решение о бюджете), который выступает как форма проявления общественного характера бюджетных отношений, как форма выражения их денежной природы.

      Бюджет как экономическая категория обладает определенными специфическими чертами, которые выделяют его из системы финансовых категорий, - это отношения по поводу перераспределения национального дохода, общественное предназначение бюджета, проявление властных (императивных) отношений.

          Бюджетные отношения складываются в процессе образования и использования  централизованного государственного фонда, который необходим для  удовлетворения общественных потребностей. Поэтому пропорции бюджетного перераспределения  стоимости в большей мере, чем  в других сферах финансовых отношений, определяются потребностями общества в целом. Подтверждением признака императивности в бюджетных отношениях является самостоятельность государственных  организаций в формировании и  использовании своих денежных фондов, возможность установления определенной добровольности участия субъектов воспроизводства в формировании децентрализованных внебюджетных фондов.  

    1. Экономическое содержание и функции  бюджета
 

      Принимая  во внимание значимость роли бюджета  в социально-экономическом развитии страны, очень важно определить его  сущность как объективной экономической  категории.

      Трудности здесь связаны с тем, что данный термин в одном случае выражает совокупность особых сфер финансовых отношений, обусловленных  существованием основного централизованного  денежного фонда страны, а в  другом – отражает форму практического  использования бюджетных отношений, законодательное оформление соответствующего финансового документа и поэтому  относится к надстроечным отношениям.

    Экономическая сущность бюджета находит свое выражение  в его функциях.

      Государственному  бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции — распределительная (перераспределительная) и контрольная. С помощью распределительной  функции бюджета происходит распределение  средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое  распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Межотраслевое и территориальное распределение национального дохода осуществляется в соответствии с потребностями экономического и социального развития регионов и отраслей экономики. Непроизводственная сфера не участвует в создании национального дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.). Через расходы и налоги государственный бюджет выступает важным инструментом распределения (регулирования) и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Через бюджет оказывается государственная поддержка отдельным отраслям экономики - авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, угольной промышленности и некоторым другим. Такая поддержка зачастую связана с реализацией высокоэффективных и быстро-окупаемых проектов. Для регулирования экономики используются налоги. При распределении финансовых средств через бюджет важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, а также решение жилищной проблемы. Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей экономики. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается. Функции государственного бюджета проявляются в процессе формирования доходов и расходов на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

      Таким образом, основными функциями государственного бюджета, как основного финансового  плана государства, являются: 1) перераспределение  ВВП и национального дохода, которое  влияет на государственное регулирование  и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики; 2) контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств. Через государственный бюджет перераспределяется около 50% валового внутреннего продукта. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, объема экономики и культуры регионов РФ. В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.

Информация о работе Понятие бюджета и бюджетной политики