Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2011 в 21:18, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение особенностей финансирования расходов профессионального образования. Для реализации этой цели будут поставлены следующие задачи:
рассмотрение общих вопросов классификации образовательных учреждений;
описание понятий и основных элементов профессионального образования;
изучение особенностей финансирования расходов профессионального образования;
проведение анализа некоторых показателей основных средств в учреждении профессионального образования.
Введение……………………………………………………………..……...3
Глава 1. Типы и формы образовательных учреждений в Российской Федерации. ……………………………………………..…..……..……….5
1.1 Значение образования в развитии российского общества. Типы и
формы образовательных учреждений……………………….………...…..5
1.2. Особенности финансирования образовательных учреждений ..……5
Глава 2. Финансы бюджетных организаций в сфере
профессионального образования.……………………..……………….11
2.1 Понятие профессионального образования.……………….…….…...11
2.2 Планирование и финансирование расходов профессионального
образования………………………………...…………………….…….….17
Глава 3. Анализ основных средств ………………………..…….....25
3.1 Значение, задачи и источники информации анализа основных
средств…………………………………………………………………......25
3.2. Особенности методики и организации анализа ОС
учреждения сферы образования — музыкального училища.…..….......34
3.3 Анализ движения и обеспеченности основными средствами……....32
3.4 Анализ ремонтов основных средств………………………...……......35
Заключение…………………………………………………………….….38
Список литературы………………………………………………………
К образовательной деятельности тесно примыкает профессиональная подготовка, обеспечивающая ускоренное приобретение учащимися профессиональных навыков для выполнения конкретной работы, но не предполагающая повышение образовательного уровня. Эту подготовку проводят общеобразовательные учреждения профессионального начального образования, межшкольные учебные комбинаты, учебно-производственные мастерские и другие.
Следующим элементом системы образования выступают органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации. Управление образованием проводится на федеральном, региональном и местном (муниципальном) уровне и непосредственно на уровне образовательного учреждения.
В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждением считается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях собственником выступает государство в виде федеральных, региональных и местных органов управления [6].
1.2. Особенности финансирования образовательных учреждений.
Образование относится к сфере продуктивных вложений. Во многих странах мира основным источником финансирования расходов на образование являются средства бюджета.
В странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) бюджетные средства в основном составляют около 80% от общего объема финансирования. Недостаток бюджетного финансирования большинство стран покрывают за счет внебюджетных средств. Получение этих средств осуществляется по двум следующим направлениям: 1) введение частичной или полной оплаты расходов на образование, включая и образовательный кредит; 2) стимулирование частного сектора, формирующего усложненный вид элитарного образования [7].
Последовательное и широкое привлечение средств населения характерно для развития высшего образования. Этот процесс развивается в следующих направлениях:
Широкое распространение платное образование получило в США и Канаде. В ФРГ и странах Центральной Европы этот вопрос только обсуждается. В связи со слабой дифференциацией уровней заработной платы работников с общим средним образованием и выпускников вузов, а также эффективным действием системы студенческих кредитов (Швеция), страны Северной Европы: Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция противостоят введению платного обучения.
В
Российской Федерации ведущим источником
финансового обеспечения
В современных условиях происходит передача ответственности за финансирование профессионального образования с федерального на региональный и муниципальный уровни.
Рыночные преобразования в России существенно расширили возможности образовательных учреждений по привлечению денежных средств по финансированию своей основной деятельности. Образовательные учреждения имеют право привлекать финансовые ресурсы, в том числе валютные, за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных услуг, предусмотренных уставом, а также добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования из бюджетной системы.
Привлечение внебюджетных источников финансирования в образовательную отрасль регламентировано серией законодательных актов, среди которых кроме Федерального закона «Об образовании» можно выделить Федеральные законы «Об общественных объединениях и общественных организациях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О некоммерческих организациях» и ряд других.
Рынок образовательных услуг призван удовлетворять не только государственный заказ, обеспечиваемый бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказ различных групп населения и предприятий. Стремление преобразовать систему образования в своих интересах побуждает их открывать альтернативные негосударственные учебные заведения и оказывать финансовую поддержку государственным учреждениям. В свою очередь и государственные учреждения могут самостоятельно осуществлять выбор образовательных программ, предлагать широкий спектр образовательных услуг населению на платной основе. Таким образом, привлечение дополнительных источников на цели образования осуществляется путем:
В
соответствии с Федеральным законом
«Об образовании» платными могут
быть только те образовательные услуги,
которые не предусмотрены основными
для данного учреждения программами,
финансируемыми из бюджета [8].
Глава 2. Финансы бюджетных организаций в сфере профессионального образования.
2.1 Понятие профессионального образования.
Образование представляет собой одну из важнейших отраслей непроизводственной сферы. Образовательное учреждение – это учреждение, которое осуществляет образовательный процесс, т.е. реализует одну или несколько образовательных программ и обеспечивает содержание и воспитание обучающегося [1] . Гражданский кодекс РФ относит образовательные учреждения к некоммерческим организациям, и поэтому в их названии должно содержаться указание о характере образовательной деятельности, т.е. видовые наименования учреждений определяются в соответствии с уровнем реализуемых образовательных программ и направлением деятельности.
Первым подразделением образования является общее образование, которое включает систему общеобразовательных школ: детские сады, школы начальные, неполные средние и средние, а также школы-интернаты. В большинстве своем школы являются государственными и муниципальными, т.е. бюджетными учреждениями. Для определения расходов каждой школы берется число классов и количество обучающихся в них детей. Класс – основной показатель установления расходов школы. От количества классов исчисляется большая часть школьных расходов. Основные из них – заработная плата учителям, административно - обслуживающему и учебно-вспомогательному персоналу, расходы на наглядные пособия, которые постоянно возрастают. Остальные средства расходуются на канцелярские и хозяйственные потребности.
В сельских школах с малым количеством учащихся нормативы финансирования должны обеспечивать все расходы школы независимо от количества обучающихся.
Следующим подразделением образования является профессиональное образование. Оно включает:
-
начальное профессиональное
-
среднее профессиональное
-
высшее профессиональное
- прочие учреждения в области образования.
К учреждениям начального профессионального образования относятся:
- профессиональное училище;
- профессиональный лицей - центр непрерывного профессионального образования;
- учебно-курсовой комбинат (пункт);
- учебно-производственный центр;
- техническая школа (горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.);
- вечернее (сменное) и другие образовательные учреждения данного уровня.
На
современном этапе развития российского
общества по-новому трактуется основная
задача начального профессионального
образования.
Прежде она определялась как необходимость
удовлетворения потребностей отраслей
экономики в квалифицированных рабочих
кадрах. Учреждения начального профессионального
образования готовят специалистов по
38 группам специальностей.
Существую
также негосударственные
Платная образовательная деятельность малого учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса, в том числе на заработную плату, на развитие и совершенствование образовательного процесса в данном образовательном учреждении.
Содержание образования определенного уровня и направленности определяют образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные и профессиональные. К общеобразовательным программам относятся программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования [2]. К профессиональным относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.
С помощью профессиональных образовательных программ осуществляется подготовка специалистов соответствующей квалификации, решаются задачи последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня специалистов. С учетом потребностей и возможностей общества образовательные программы могут осваиваться в очной и заочной формах обучения, форме самообразования, экстерната. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений и нормативные сроки освоения каждой из программ регулируются Типовыми положениями об образовательных учреждениях. Программа должна учитывать реальную ситуацию, сложившуюся в системе начального профессионального образования, действующие в ней тенденции и отношения, и стать основой для разработки региональными органами исполнительной власти гибких тактических программ действий, постоянно адаптируемых к реальным условиям.
По данным на 2002 год в Российской Федерации насчитывалось 3843 учреждения начального профессионального образования, в которых обучалось 1651.1 тысяч человек, из них 842,2 тысячи человек обучались на бюджетной основе. В соответствии с динамикой изменений занятости выпускников образовательных учреждений начального профессионального образования в целом по Российской Федерации в 2002 году оказались незанятыми лишь 7,3% выпускников, которые не трудоустроены из-за отсутствия рабочих мест (для сравнения: 1995 г. - 17,2%). Кроме того, 11,9% выпускников продолжили дальнейшее обучение в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, 14,6% призваны на действительную военную службу.
В сложившейся ситуации, когда среди основных целей реформирования отрасли определено возвращение полномочий субъектов РФ в области образования, особое внимание уделяется принципу регионализации образования. Вместе с тем решение о создании различного рода учреждений должно приниматься при наличии необходимых условий: соответствующей материальной базы, финансовых ресурсов, подготовленных кадров, наличии учебных программ. Одно из условий, имеющих прямой выход на обоснованность расходов и эффективное использование средств – научно обоснованное целевое использование образовательных программ и учреждений.
Финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу и виду образовательных учреждений с учетом минимального размера выделяемых государством средств на нужды образования и индексации этих средств в соответствии с темпами инфляции. Федеральные нормативы финансирования должны утверждаться ежегодно Государственной Думой одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной год. Региональные и местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения [2].
Информация о работе Планирование и финансирование расходов профессионального образования