Перспективы развития казахстанских корпоративных структур

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 08:11, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является разработка теоретических положений и практических рекомендаций по организации и формированию механизма формирования и управления корпоративными структурами. Для достижения указанной цели в дипломной работе поставлены следующие задачи:
 Рассмотреть теоретические аспекты понятия корпоративных структур и управления корпоративными структурами;
 Изучить корпоративную структуру АО НК «КазМунайГаз»;

Содержание

Введение--------------------------------------------------------------------------------------3
1. Корпорации как организационно-структурные формы предпринимательства------------------------------------------------------------------5
1.1. Понятие и специфика корпораций и корпоративных структур------------5
1.2. Типология корпоративных структур, основные их характеристики-----9
1.3. Модели управления корпоративных структур-------------------------------11
2. Анализ казахстанских корпоративных структур на современном этапе развития РК-----------------------------------------------------------------------------14
2.1. Современное состояние и развитие казахстанских корпораций---------14
2.2. Анализ корпоративной структуры АО НК «КазМунайГаз»--------------18
2.3. Система корпоративного управления АО НК «КазМунайГаз»----------23
3. Перспективы развития казахстанских корпоративных структур------------29
3.1. Государственная политика по развитию корпоративных структур-----29
3.2. Совершенствование управления корпоративными структурами--------35
3.3. Диагностика корпоративного управления АО «Самрук-Казына»-------39
Заключение--------------------------------------------------------------------------------43
Список использованной литературы-----------------------------------------------44

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ЛЕЙЛЫ.docx

— 934.13 Кб (Скачать)

       2) обеспечить  концентрацию ключевых ресурсов  в этих компаниях;

       3) обеспечить  активное государственное участие  в формировании стратегии и  управлении компаниями - корпоративными  лидерами, что позволит обеспечить  достижение важных целей в  развитии национальной экономики.

       Для  реализации данного подхода будут  предприняты следующие шаги.

       Во-первых, необходимо определить стратегические  отрасли, имеющие ресурсный потенциал  для развития глобальных корпоративных  лидеров.

       Это  должны быть наукоемкие и капиталоемкие  отрасли, например: химическая и  нефтехимическая промышленность, машиностроение, металлургия и горнорудный сектор.

       Во-вторых, в приоритетных отраслях на  базе имеющихся активов необходимо  будет перейти к стимулированию  процесса консолидации активов.  Данный подход, в зависимости  от условий каждой конкретной  отрасли, может быть реализован  с участием частных компаний, за счет механизмов государственно-частного  партнерства, либо путем создания  государственных компаний.

       Основная  задача заключается в создании  условий для наполнения таргетируемых компаний активами путем:

    1. приобретения доли участия в таких компаниях, в том числе за счет прав недропользования;
    2. передачи им прав недропользования взамен доли в компании;
    3. проведения активной политики по покупке необходимых однопрофильных активов и консолидации их в единый холдинг;
    4. содействия в развитии и выходе на экспорт.

       Впоследствии, при успешной реализации основных  задач данной Стратегии, государственное  участие в таких компаниях  будет сокращено путем приватизации.

       Именно  такой подход был удачно реализован  Правительством Сингапура и созданным  им Фондом Temasek, который является примером того, когда страна с малым внутренним рынком сумела вырастить глобальных корпоративных лидеров: Singapore Airlines, Singapore Technologies, Singapore Telecommunications, Keppel и т.д.

      

      

 

 

 

    1. Совершенствование управления корпоративными структурами

Актуальной  проблемой корпоративной структуры  бизнеса Казахстана является повышение  качества корпоративного управления (КУ). Для этого крайне важно найти  эффективные решения вопросов, связанных  с защитой прав собственников, соблюдением  баланса интересов отдельных  компаний и корпоративной структуры  в целом.

Совершенствование КУ проблема многоаспектная и требует комплексного рассмотрения. Для этого нами предлагается концепция корпоративного строительства. В качестве основных направлений решения предлагается рассматривать следующие:

1. Утверждение  корпоративных принципов управления  в Казахстане;

2. Совершенствование  структуры управления компанией,  в соответствии с принципами  КУ и уровнем развития ее  бизнеса; 

3. Совершенствование  управления собственностью, как  важнейшего элемента КУ;

4. Расширение  и управление информационной  прозрачностью компании, как важнейшего  звена в развитии КУ.

5. Развитие  фондового рынка, как необходимого  звена в совершенствовании рынка  КУи контроля и важнейшего индикатора уровня развития КУ в стране

6. Совершенствование  управления взаимодействием участников  корпоративного бизнеса на принципах  КУ. Урегулирование корпоративных  конфликтов.

Развитие  современного КУ в странах с транзитной экономикой, в т.ч. Казахстане, зависит  от полноты и комплексности решения  вышеуказанных проблем.

Современный период экономического развития Казахстана характеризуется признанием его  мировым сообществом страной  с рыночной экономикой. В Республике сформирована новая институциональная  среда, где определяющую роль играет частная собственность. Она существует в различных видах и формах – от индивидуальной до крупной корпоративной в виде акционерных компаний со сложной организационной структурой, различным составом участников. [16]

Формирующаяся в Казахстане система КУ характеризуется некоторыми особенностями: перманентный процесс  перераспределения собственности  в Корпорациях; специфические мотивации  многих инсайдеров (менеджеров и крупных  акционеров), связанные с контролем  финансовых потоков и «выводом»  активов корпорации; концентрация акций (контрольного пакета) в руках директорского  корпуса или генерального директора; слабую или нетипичную роль традиционных «внешних» механизмов корпоративного управления (рынок ценных бумаг, банкротства, рынок корпоративного управления и  контроля), и т.д.

Существенным недостатком  системы управления корпорациями является отсутствие в ней равноправного  представительства участников деятельности корпорации. Нет четко установленной  и выверенной системы разделения властных полномочий, прав, ответственности  и функций между различными уровнями управляющей системы, а также  между участниками процесса принятия решений. Такое положение является одной из угроз экономической  безопасности корпорации.

КУ в Казахстане пока что  наиболее уязвимо с точки зрения, прозрачности структуры собственности. Это проявляется в недостаточной  прозрачности собственнических и контролирующих структур. Непрозрачность структуры  собственности компаний зачастую не позволяет акционерам и потенциальным  инвесторам иметь правильное представление  о механизме осуществления контроля, что, конечно, повышает для них риски  от возможного участия в Казахстанских  проектах. Все еще не пройден этап постоянной борьбы за власть между  отдельными группами интересов в  компаниях.

Обосновывая необходимость  коренного изменения механизма  принятия решений в Казахстанских  корпорациях, воспользуемся рекомендациями Г. Клейнера, который предлагает следующую структуру: каждый человек, участвующий в деятельности корпорации, представляет один из четырех факторов производства: во-первых, работники – труд; во-вторых, акционеры – финансовый капитал; в-третьих, управляющие предприятия – организационно-технологический фактор; в-четвертых, генеральный директор – предпринимательская активность.

В Казахстане по нашему мнению нынешний этап развития бизнеса должен проходить под лозунгом корпоративного строительства и полномасштабного освоения принципов корпоративного управления на всех уровнях управления. Для реализации этой концепции необходимо:

1. Переходить от модели  КУ переходного периода к современной  модели основанной на международных принципах ее построения. Предлагаемая модель КУ предполагает наличие эффективного рынка ценных бумаг и таких важных и дисциплинирующих менеджмент индикаторов как рыночная стоимость компании и рынок КУ и контроля.

2. Подготовить и принять  закон «О Корпорации», определяющий  в комплексе основные принципы  и нормы ее деятельности как  целостного социально-экономического  предпринимательского субъекта  экономики. Это необходимо для  исключения возможностей недружественных  захватов предприятий, основанных  на разночтениях в законодательстве, через процедуру банкротства,  обман партнеров, нарушение прав  работников и акционеров, то есть  рейдерства, а также более четкого закрепления прав и обязанностей всех заинтересованных сторон КУ и корпоративного бизнеса в целом, его организационных форм.

 

 

    1. Диагностика корпоративного управления АО «Самрук-Казына»

 

Важной задачей АО «Самрук-Қазына» (далее – Фонд) как управляющей компании является создание качественной системы корпоративного управления. Одним из ключевых шагов в рамках данного направления стало ежегодное проведение диагностики системы корпоративного управления компаний группы Фонда (далее – Диагностика) с использованием собственной Методики диагностики системы корпоративного управления компаний группы Фонда (далее - Методика). Методика позволяет определить рейтинг соответствия наилучшей практике корпоративного управления и призвана стать инструментом для постоянного мониторинга процесса совершенствования корпоративного управления в компаниях Фонда. Методика была разработана на основе стандартов лучшей мировой практики корпоративного управления. [17]

АО «Самрук-Қазына» определила приоритеты в области корпоративного управления (см. Рисунок 1)

 

Рисунок 1  – Приоритеты в области корпоративного управления

 

Целью Диагностики является повышение уровня корпоративного управления компаний группы Фонда путем структурированного и последовательного подхода к оценке и развитию их систем корпоративного управления на основе лучшей практики. Фонд оценивает корпоративное управление по следующим трем основным компонентам: структура, процессы и прозрачность.

В 2009 году совместно с международной  консалтинговой компанией KPMG была проведена  Диагностика в семи компаниях  Фонда: АО «KEGOC», АО «НК «Казмунайгаз», АО «Банк Развития Казахстана», АО «Казахтелеком», АО «НК «Казакстан темір жолы», АО «НАК «Казатомпром», АО «Казпочта». По результатам Диагностики были выявлены «тонкие» места систем управления и определены шаги по улучшению «качества» управления в компаниях (см. Рисунок 2).

 

Рисунок 2  – Результаты диагностики системы корпоративного управления

 

По итогам Диагностики 2009 года компании утвердили и реализовывают Планы  по совершенствованию корпоративного управления.

В 2010 году Фондом совместно с международной  консалтинговой компанией KPMG была проведена  Диагностика в десяти крупных  компаниях Фонда и получены следующие  результаты:

АО «НК «Казакстан темір жолы» - 59%;

АО «Казпочта» - 56,8%;

АО «НАК «Казатомпром» - 56,6%;

АО «Жилищный Строительный Сберегательный Банк Казахстана» - 54,9%;

АО «Фонд недвижимости «Самрук-Қазына» - 52,7%;

АО «Фонд развития предпринимательства  «Даму» - 52,6%;

АО «Экспортно-кредитная страховая  корпорация «КазЭкспортГарант» - 43%;

АО «НГК «Тау - Кен Самрук» - 41%;

АО «Самрук-Энерго» - 39,7%;

АО «Международный аэропорт «Актобе» - 36,6%.

 

Рисунок 3 - Положительный эффект диагностики

 

В 2010 году основной акцент Фонд сделал на работу с компаниями, получившими  в 2009 году наименьший уровень рейтинга. В результате реализации Планов по совершенствованию корпоративного управления, разработанных в соответствии с рекомендациями по итогам диагностики  2009 года, данные компании провели значительную работу по повышению уровня корпоративного управления и получили в 2010 году высокие оценки и фактически стали лидерами рейтинга.

Высокий уровень корпоративного управления не только влияет на экономические  показатели деятельности компании, повышение  прозрачности, полноценность процесса принятия решений, но и положительно сказывается на восприятии компании инвесторами.

Как и в 2010 году, в 2011 году Фонд продолжит  работу по повышению уровня корпоративного управления и проведет Диагностику  в ряде дочерних компаний Фонда.

Отдельными компаниями Фонда проведена  значительная работа по получению рейтинга корпоративного управления GAMMA Standard & Poor’s, в частности помимо компаний, ранее получивших рейтинг (АО «KEGOC», Разведка и добыча АО «НК «КазМунайГаз», АО «НМСК «Казмортрансфлот»), в 2010 году были получены рейтинги GAMMA: АО «Банк Развития Казахстана», АО «Казахтелеком», АО «Air Astana», АО «НК «КазМунайГаз».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Развитие  корпораций является на сегодняшний  момент одним из тенденций мировой  экономики, приводящая к изменениям основ мировой и национальных экономик.

В данной работе была рассмотрена сущность корпоративных  структур, процесс корпоративного управления, проанализирована механизм корпоративного управления национальной компании «КазМунайГаз», разработаны и рассмотрены проблемы в области корпоративных структур и пути совершенствования области корпоративного управления.

Исходя  из проведенного анализа, выделили следующие  пути развития корпоративных структур в Казахстане:

1. Утверждение  корпоративных принципов управления  в Казахстане;

2. Совершенствование  структуры управления компанией,  в соответствии с принципами  КУ и уровнем развития ее  бизнеса; 

Информация о работе Перспективы развития казахстанских корпоративных структур