Перспективы развития казахстанских корпоративных структур

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 08:11, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является разработка теоретических положений и практических рекомендаций по организации и формированию механизма формирования и управления корпоративными структурами. Для достижения указанной цели в дипломной работе поставлены следующие задачи:
 Рассмотреть теоретические аспекты понятия корпоративных структур и управления корпоративными структурами;
 Изучить корпоративную структуру АО НК «КазМунайГаз»;

Содержание

Введение--------------------------------------------------------------------------------------3
1. Корпорации как организационно-структурные формы предпринимательства------------------------------------------------------------------5
1.1. Понятие и специфика корпораций и корпоративных структур------------5
1.2. Типология корпоративных структур, основные их характеристики-----9
1.3. Модели управления корпоративных структур-------------------------------11
2. Анализ казахстанских корпоративных структур на современном этапе развития РК-----------------------------------------------------------------------------14
2.1. Современное состояние и развитие казахстанских корпораций---------14
2.2. Анализ корпоративной структуры АО НК «КазМунайГаз»--------------18
2.3. Система корпоративного управления АО НК «КазМунайГаз»----------23
3. Перспективы развития казахстанских корпоративных структур------------29
3.1. Государственная политика по развитию корпоративных структур-----29
3.2. Совершенствование управления корпоративными структурами--------35
3.3. Диагностика корпоративного управления АО «Самрук-Казына»-------39
Заключение--------------------------------------------------------------------------------43
Список использованной литературы-----------------------------------------------44

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ЛЕЙЛЫ.docx

— 934.13 Кб (Скачать)

Креативная корпорация отличается от рассмотренных выше типов по целому ряду параметров:

* ее деятельность в первую очередь отвечает внутренним устремлениям и идеалам создателей и выходит за рамки экономической целесообразности. Превалирует, как правило, их стремление реализовать свой творческий потенциал, накопленный ранее, – разработать и организовать производство принципиально новой услуги, продукции, информации или знания. По мере развития компании этот весьма сильный мотив дополняется желанием самореализации в качестве ее создателя как социальной структуры;

* она строится вокруг творческой личности, гарантирующей ее устойчивость и процветание. Успех владельцев здесь обусловлен не контролем над большей частью капитала своих компаний, а тем, что они как основатели бизнеса, ставшего главным проявлением их творческих возможностей, несут за него ответственность, олицетворяя в глазах общества в первую очередь созданный ими социально- производственный организм.

При анализе особенностей организации корпораций в СНГ  можно достаточно четко различать  три вида корпораций:

  1. корпорации, образованные из приватизированных предприятий (нефтяные и иные энергетические компании, машиностроение, химия, стройиндустрия, ряд банков);
  2. корпорации, возникшие из «новых» активов (как правило, в новых отраслях, таких как информационные технологии, финансовый сектор, телекоммуникации, а также торговля, сфера услуг, отдельные производства в сфере потребительских товаров);
  3. региональные подразделения мировых корпораций, возникшие частично путем покупки отдельных российских предприятий, частично путем инвестиций «полного цикла» (потребительские товары, торговля). [5]

1.3. Модели управления корпоративных структур

 

К  настоящему  времени  сформировались  четыре  модели  корпоративного менеджмента: американская, немецкая, японская и  так  называемая предпринимательская  модель, свойственная  странам  с  переходной экономикой.

     Американская  модель.

Основные принципы англо-американской модели корпоративного управления следующие:

1. Разделение имущества  и обязательств компании, с одной  стороны, и собственников компании - с другой. Это позволяет снизить  риск ведения бизнеса и создать  более гибкие условия для привлечения  дополнительного капитала.

2. Разделение прав собственности  и контроля над компанией.

3. Поведение компании  ориентируется на максимизацию  доходов акционеров - достаточное  условие для повышения благосостояния  общества, то есть устанавливается  соответствие между индивидуальными  целями поставщиков капитала  и социальными целями экономического  развития общества.

4. Максимизация рыночной  стоимости акций компании - достаточное  условие максимизации богатства  акционеров. Рынок ценных бумаг  является естественным механизмом, позволяющим объективно установить  реальную стоимость компании  и, следовательно, измерить благосостояние  акционеров.

Основными механизмами реализации этих принципов в англо-американской модели являются совет директоров, рынок ценных бумаг и корпоративный  контроль. Трудовая мотивация и, в  частности, мотив соучастия в  рамках этой модели возможен путем  наделения работников акциями и, следовательно, включением их в число  собственников. [6]

В  американской  модели  большое  значение  придается  ответственности  не менеджеров  компании  перед  советом  директоров, а  совета  директоров перед  акционерами.

     Немецкая  модель.

В  Германии, в  отличие  от  США, значительная  часть  акционерного  капитала той  или  иной  корпорации  находится  во  владении  других  компаний. Это около  50% всего  акционерного  капитала. Индивидуальные  инвесторы  владеют примерно  20%  акций (в  виде  сертификатов  на  предъявителя, передаваемые банками). То  есть  акционерный  капитал  в  ФРГ  более (по  сравнению  с США) концентрирован  и  потому  в  большей  степени  заинтересован  и способен  контролировать  деятельность  корпораций. А  немецкой  модели  по  сравнению  с  американской  больше  внимания уделяется  интересам  наемного  персонала. Кроме совета  управляющих (директоров) имеется наблюдательный  совет, половину  которого  избирают работники предприятия из  своего  числа при количестве  работников  более 2000 человек. Имеется также совет рабочих, сформированный  из  рядового персонала, который на  совещательных началах участвует в решении кадровых  и социальных  вопросов.

Немецкая  модель  типична  для  стран  центральной  Европы  и  базируется  на принципах  социального  партнерства. Считается, что  цели  предприятия  не могут  замыкаться  только  на  интересах  акционеров; все  стороны, заинтересованные  в  деятельности  корпорации, имеют  право  участвовать  в процессе  принятия  решений. К  этим  сторонам  относятся, кроме  акционеров, трудовой  коллектив, менеджеры, поставщики  и  потребители  продукции, банки, общественные  организации.

Характерной  чертой  германской  модели является  активное  участие  банков в  процессах  управления  корпорацией. В  отличие  от  США  они, как правило, являются  крупнейшими  акционерами  компаний.

     Японская  модель.

Современная  японская  модель  корпоративного  менеджмента  сформировалась на  базе  своеобразной  национальной  культуры  и  традиций, а  также  под влиянием  событий  и  обстоятельств  после  Второй  мировой  войны. Эта модель  отличается  социальной  сплоченностью  и  взаимозависимостью.

Основным  субъектом  рынка  в  Японии  являются  финансово-промышленные группы – кейрецу. Формально органы  корпоративного  менеджмента в Японии  практически не отличаются  от  американской  модели, чего  нельзя  сказать о практике  их работы. Так большую роль  в стране  играют  всевозможные  неформальные объединения: клубы, союзы, ассоциации. Они способствуют  формированию доверительных отношений в среде верхнего  менеджмента различных взаимодействующих между собой компаний.

Важную  роль  в  японском  бизнесе  играют  банки. Каждое  предприятие стремится  установить  тесные  контакты  с  одним  из  них, который называется  «главным  банком» корпорации. Как  правило, этот  банк - кредитор, и  акционер, и  инвестор, и  консультант. Широко  используется  в  Японии  и  практика  внутригруппового  передвижения персонала, то  есть  откомандирование  сотрудника  в  другое  подразделение корпорации  для  решения  тех  или  иных  проблем. Эта  практика  по существу  выполняет  ту  же  роль, что  и  неформальные  объединения  – формирование  личных  отношений  в  среде  менеджмента, способствующих обмену  опытом, знаниями, информацией. [7]

 Основным  элементом   японской  модели  менеджмента   является  система пожизненного  найма  персонала. Она  охватывает  около  половины  всех занятых   сотрудников  и  формирует   специфическую  деловую  культуру  с отношением  к  компании  как  к  своей  семье.  Возникающее  при  этом  у  персонала  чувство  сопричастности  ко  всему, что  делает  корпорация, только  способствует  повышению  трудовой  активности  каждого  работника.

  1. Анализ казахстанских корпоративных структур на современном этапе развития РК

2.1. Современное  состояние и развитие казахстанских  корпораций

 

В настоящее время в  экономике страны функционируют  почти шестнадцать тысяч предприятий, из которых 1,6% производит более 77% всей казахстанской продукции, а крупнейшая корпорация республики “Испат-Кармет” дает 7-10% всего ВВП страны.

В среде крупных предприятий  республики сформировалось около ста  относительно крупных корпоративных  объединений, различающихся по размерам, составу предприятий, структуре  собственности, форме организации  и состоянию управления. Несмотря на недостаточную развитость и малочисленность  корпоративного сектора в Казахстане, в нем уже сейчас проявляется  четыре устойчивых типа корпоративных  структур (см. Таблица 2). [8]

 

Таблица 2 – Виды корпоративных  структур

Тип корпорации 

Примеры 

Число

Национальные и государственные  компании 

Национальная нефтяная компания “КазахОйл”, Национальная компания по транспортировке  нефти “КазТрансОйл”, Национальная атомная компания “Казатомпром”, Национальная компания “Шелковый путь-Казахстан”, АО “КЕГОК” (Казахстанская компания по управлению электрическими сетями, по транспортировке и распределению  электроэнергии), АО “Госпродкорпорация” (по хранению и обновлению государственных  резервов, экспорту зерна и продуктов  его переработки), РГП “Казахстан темир жолы”, Национальный авиаперевозчик “Air Kazakhstan”, ОАО “Казахтелеком”, ОАО  “Народный сберегательный банк Казахстана”, Национальные центры Академии наук 

15

Акционерные компании, учрежденные  государством и приватизированные  по индивидуальным проектам 

АО “Испат-Кармет”, АООТ “Корпорация  “Казахмыс”, ОАО “Казцинк”, ОАО  “Алюминий Казахстана”, ОАО “Усть-Каменогорский  титано-магниевый комбинат”, АО “Мангистаумунайгаз”, АО “Актобемунайгаз”, АО “Казхром”, АО “Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение”, ОАО “Шымкентнефтеоргсинтез”, АО “Восточно-Казахстанский медно-химический комбинат”, АО “Борлы” 

Около 40

Частные корпорации, образованные методами рыночной самоорганизации  

 

ОАО “Казкоммерцбанк”, АО “КазахстанКаспийшельф”, АО “Туран Алем Банк”, АО “Темiрбанк”, ОАО “Нефтебанк”, АО “Банк Каспийский”, ОАО “Нефтехимбанк” 

Около 10

Казахстанские отделения ТНК 

СП “Тенгизшевройл” (Chevron), АО “КазахстанКаспийшельф” и АО “OKIOC” (Agip, BG, BP/Statoil, Mobil, Shell, Total, INPEKS, Philips, ЛУКойл), АО “Харрикейн Кумколь  Мунай” (Harricein), АО “Испат-Кармет” (LNM Group), ОАО “Алюминий Казахстана” и  АО “ТНК Казхром” (Trans World Group), АООТ “Корпорация  “Казахмыс” (Samsung), ОАО “Казцинк” (Glencore International AG), АО “Алматинская табачная фабрика” (Philip Morris), АО “Coca Cola Almaty Bottlers” (Coca Cola), AO “Альфа-Банк Казахстан” (Альфа-групп) 

Около 45


 

Чуть более десяти из перечисленных  корпораций фактически генерируют платежеспособный спрос в реальном секторе экономики: это в основном крупные экспортеры топлива и сырья КазахОйл, КазТрансОйл, Харрикейн Кумколь Мунай, Шымкентнефтеоргсинтез, КЕГОК, Испат-Кармет, Корпорация Казахмыс, Казцинк, Алюминий Казахстана, Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат и ТНК Казхром. Национальными “чемпионами” среди корпоративных структур финансового сектора стали два крупнейших банка страны: Казкоммерцбанк, ценные бумаги которого (еврооблигации и акции GDR) продаются на фондовых рынках Европы и Азии, и Народный сберегательный банк Казахстана, аккумулирующий две трети всех депозитов физических лиц.

Вместе с тем на перечисленные  корпорации приходится не только значительная часть ВВП и налоговых платежей, но и большая часть задолженности  перед бюджетом. Кроме того, по данным Комитета по статистике, более половины крупных и средних предприятий  республики были в 2008 году убыточными. Другими словами, состояние корпоративного сектора достаточно полно отражает общую экономическую ситуацию в  стране.

В корпоративном секторе  казахстанской экономики сегодня  практически отсутствуют корпорации мирового класса. Хотя определенные шансы добиться международного признания имеются у трех казахстанских банков (Казкоммерцбанк, Народный банк и ТуранАлем), входящих в мировые рейтинги (Moody’s, Standard & Poor’s, Tomson Bank Watch) и пяти корпораций из реального сектора (Казахтелеком, Шымкентнефтеоргсинтез, УКТМК, Корпорация “Казахмыс” и ТНК “Казцинк”), ценные бумаги которых (GDR) продаются на мировых фондовых рынках.

Для большинства казахстанских  корпораций характерны низкие уставные капиталы и рыночная капитализация. Большая часть акционерных компаний имеет неустойчивую и неэффективную  структуру собственности, поскольку  лишь единицы из них провели системную  реструктуризацию бизнеса. Кроме того, определенную лепту в неустойчивость функционирования многих крупных корпораций вносит и само государство, используя  несовершенство действующей законодательно-правовой базы и иногда необоснованно вмешиваясь в деятельность управляющих компаний и меняя собственников предприятий. Среди иностранных инвесторов и  управляющих компаний даже сложилась  неуверенность в однозначности  результатов приватизации, поскольку  правительство страны может в  любой момент времени в одностороннем  порядке пересмотреть подписанные  соглашения, если сочтет их противоречащими  национальным интересам.

К другим характеристикам  казахстанских корпораций следует  отнести низкую конкурентоспособность  при совсем невысоком качестве многих видов продукции и слабость корпоративного управления. Кроме того, часто происходят конфликты между государством и  корпорациями, управляющими компаниями и акционерами, менеджерами и  промышленно-производственным персоналом.

Информация о работе Перспективы развития казахстанских корпоративных структур