Перспективы развития казахстанских корпоративных структур

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 08:11, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является разработка теоретических положений и практических рекомендаций по организации и формированию механизма формирования и управления корпоративными структурами. Для достижения указанной цели в дипломной работе поставлены следующие задачи:
 Рассмотреть теоретические аспекты понятия корпоративных структур и управления корпоративными структурами;
 Изучить корпоративную структуру АО НК «КазМунайГаз»;

Содержание

Введение--------------------------------------------------------------------------------------3
1. Корпорации как организационно-структурные формы предпринимательства------------------------------------------------------------------5
1.1. Понятие и специфика корпораций и корпоративных структур------------5
1.2. Типология корпоративных структур, основные их характеристики-----9
1.3. Модели управления корпоративных структур-------------------------------11
2. Анализ казахстанских корпоративных структур на современном этапе развития РК-----------------------------------------------------------------------------14
2.1. Современное состояние и развитие казахстанских корпораций---------14
2.2. Анализ корпоративной структуры АО НК «КазМунайГаз»--------------18
2.3. Система корпоративного управления АО НК «КазМунайГаз»----------23
3. Перспективы развития казахстанских корпоративных структур------------29
3.1. Государственная политика по развитию корпоративных структур-----29
3.2. Совершенствование управления корпоративными структурами--------35
3.3. Диагностика корпоративного управления АО «Самрук-Казына»-------39
Заключение--------------------------------------------------------------------------------43
Список использованной литературы-----------------------------------------------44

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ЛЕЙЛЫ.docx

— 934.13 Кб (Скачать)

АО «Финансовая академия»

 

Кафедра «Финансы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Перспективы развития казахстанских корпоративных структур»

(курсовая работа по  дисциплине «финансовый менеджмент») 

 

 

 

 

 

Научный руководитель д.э.н. Сапарова Б.С.

студент группы ФРС-34,

 Джамирова Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Астана

2011

Содержание

Введение--------------------------------------------------------------------------------------3

  1. Корпорации как организационно-структурные формы предпринимательства------------------------------------------------------------------5
    1. Понятие и специфика корпораций и корпоративных структур------------5
    2. Типология корпоративных структур, основные их характеристики-----9
    3. Модели управления корпоративных структур-------------------------------11
  2. Анализ казахстанских корпоративных структур на современном этапе развития РК-----------------------------------------------------------------------------14
    1. Современное состояние и развитие казахстанских корпораций---------14
    2. Анализ корпоративной структуры АО НК «КазМунайГаз»--------------18
    3. Система корпоративного управления АО НК «КазМунайГаз»----------23
  3. Перспективы развития казахстанских корпоративных структур------------29
    1. Государственная политика по развитию корпоративных структур-----29
    2. Совершенствование управления корпоративными структурами--------35
    3. Диагностика корпоративного управления АО «Самрук-Казына»-------39

Заключение--------------------------------------------------------------------------------43

Список использованной литературы-----------------------------------------------44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Процессы интенсивной  концентрации капитала в XX в. привели к созданию крупнейших транснациональных и национальных корпораций, ставших основным фактором развития мировой экономики. По некоторым источникам, крупные корпорации создают около двух третей мирового валового продукта, и их роль в мировой экономике продолжает увеличиваться. Это говорит о принципиальном изменении социально-экономических основ мира, который от конкурентного рынка переходит к рынку олигополистически монополизированному, где экономические отношения устанавливаются на основе не "свободной" или даже конкурентной монополии, а монополизации и раздела рынков между крупнейшими транснациональными, национальными корпорациями и неформальным участием государств в этом процессе.

Актуальность данной работы заключается в том, что корпоратизация является мировой тенденцией развития экономики, исходя из этого, для Казахстана является ключевым моментом развитие корпоративных структур для обеспечения эффективного функционирования экономики страны и комплексного экономического развития.

Таким образом, Республика Казахстан  должна стимулировать развитие корпоративного сектора в целях обеспечения  развития экономики, экономического роста  в стране и т.д. Создание и развитие корпораций обеспечит не только развитие предпринимательства, но и послужит толчком развития связанных инфраструктур  и отраслей, внедрения инновационных технологий за счет эффекта масштаба.

Целью исследования является разработка теоретических положений и практических рекомендаций по организации и формированию механизма формирования и управления корпоративными структурами. Для достижения указанной цели в дипломной работе поставлены следующие задачи:

  • Рассмотреть теоретические аспекты понятия корпоративных структур и управления корпоративными структурами;
  • Изучить корпоративную структуру АО НК «КазМунайГаз»;
  • проанализировать особенности и основные принципы корпоративного управления АО НК «КазМунайГаз»;
  • определить меры государственной политики по стимулированию корпоративных структур;
  • разработать основные пути совершенствования корпоративных структур в Казахстане.

Предметом исследования являются теоретические и методические подходы к изучению корпоративных структур.

Объектом исследования выступают организации имеющие корпоративную структуру и статус национальных компаний.

Методологической и теоретической  основой исследования послужили  труды казахстанских и зарубежных ученых и специалистов в области теории и практики корпоративного управления.

Постановка проблемы, цели, задач и подходов к их решению, а также выводы, рекомендации и  предложения являются результатом  самостоятельного исследования автора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Корпорации как организационно-структурные формы предпринимательства

1.1. Понятие и специфика корпораций и корпоративных структур

 

Содержание термина «корпорация» является неоднозначным. В широком  смысле к корпорациям относят  как акционерные общества, так  и иные виды коммерческих организаций. В узком смысле корпорацией называют только акционерные общества. Казахстанская  концепция корпоративного права  исходит из понимания термина  корпорация в узком смысле, т.е. как  акционерные общества. [1]

Отечественные экономисты, занимающиеся проблемами формирования корпоративных структур, придерживаются единой точки зрения в вопросах терминологии.  Применительно к подобным объединениям хозяйствующих субъектов наиболее часто применяются различные  понятия такого рода, как «корпорация», «корпоративная структура», «интегрированная корпоративная структура», «интегрированная структура корпоративного управления», «интегрированная бизнес-группа». Все  они являются синонимичными и  могут в равной мере использоваться для характеристики данных структур. [2]

По определению И. Ансоффа, "корпорация - это широко распространенная в странах с рыночной экономикой форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих, работающих по найму".

 В аспекте всего  сказанного логичным представляется, что наиболее полно отражающим  суть и специфику корпораций  является следующее определение: к корпоративным структурам относятся объединения хозяйственно или юридически самостоятельных организаций (предприятий) для осуществления совместной деятельности и достижения общих целей, формируемые на основе консолидации активов или реализации договорных (контрактных) отношений.

Для раскрытия сути корпоративных  структур необходимо определить основные особенности корпоративных структур. Так, основные отличительные особенности  современных корпоративных структур представлены в таблице 1. [3]

 

Таблица 1. Основные отличительные  особенности современных корпоративных  структур

Особенности

Пояснение

Объединение 

В организационно-правовом аспекте, это  объединение на добровольных началах  юридических лиц, имеющих общие  интересы, единую стратегию взаимодействия и развития. В ресурсном аспекте  объединение выражается в консолидации имеющихся у хозяйственных единиц потенциалов для формирования целостной  системы хозяйствования

Наличие единой цели у всех организаций-участников

Собственные цели и функциональные стратегии входящих в корпорацию единиц не должны входить в противоречие с общими

Централизованное управление организациями-участниками

Осуществляется центральной (управляющей, головной) компанией

Направленность на

построение эффективной схемы  взаимодействия хозяйствующих субъектов  внутри корпорации

Направленность на формирование единых производственно-технологических и  финансовых систем

Стремление 

 к диверсификации 

Стремление к выходу на наиболее перспективные для корпоративной  структуры направления деятельности

Интеграция организаций смежных  отраслей и сфер деятельности 

Добровольное объединение индивидуальных капиталов предприятий с целью  обеспечения их устойчивого воспроизводства  на инновационной основе на уровне передовых достижений НТП

Сознательная организация внутрикорпоративной  конкуренции

Постоянная поддержка, а иногда и искусственное создание внутрикорпоративной  конкуренции, в том числе в  направлениях активизации инновационной  деятельности организаций-участников

Возможность обеспечения собственным  потенциалом всех этапов инновационной  деятельности 

Обеспечение собственным, внутрикорпоративным, ресурсным потенциалом всех этапов инновационной деятельности, в т. ч. наиболее науко- и капиталоемкие

Способность к инвестированию крупных  проектов 

Способность к инвестированию крупных  долгосрочных, науко- и капиталоемких проектов за счет привлечения собственных и заемных финансовых ресурсов

Симбиоз внутрикорпоративной конкуренции 

Реализуется как соперничество  хозяйствующих субъектов: организаций-участников, их подразделений, служб и т.д.

Распределение рисков 

Диверсификация по различным направлениям инновационной деятельности и значительное снижение степени их воздействия на основе использования крупномасштабных информационных ресурсов, внутрикорпоративной системы резервных фондов, высококвалифицированного управленческого персонала

Использование трансфертной формы  перераспределения доходов между  организациями-участниками 

Обусловлено необходимостью оказания поддержки той или иной хозяйствующей  единице в связи с непредвиденным ухудшением ее финансового состояния  по каким-либо причинам, или выделением средств для реализации инновационной стратегии корпорации в целом, в ее подразделениях

Сокращение трансакционных издержек 

Основывается на постоянном совершенствовании  и корректировке контрактных  отношений между организациями, входящими в корпоративную структуру


 

Основная задача корпоративной  структуры управления – создавать  организационные возможности для  разработки и реализации стратегии. Таким образом, корпоративная структура  должна:

  1. поддерживать «родительские способности» корпорации в области извлечения стоимости и в области добавления стоимости входящим бизнесам;
  2. по возможности не мешать развитию корневых компетенций на уровне бизнесов и подразделений;
  3. создавать возможности централизации финансовых, кадровых и иных ресурсов для реализации общекорпоративных программ и проектов, в том числе проектов диверсификации и вертикальной интеграции;
  4. сохранять устойчивость управления при изменении состава бизнесов (присоединение либо отделение отдельных бизнесов и подразделений).

Кроме данных необходимых условий, корпоративная структура должна, в идеале:

    • учитывать различия в положении отдельных бизнесов корпорации и, соответственно, осуществлять с различной интенсивностью управленческий контроль со стороны корпорации;
    • позволять реализовывать желаемые общекорпоративные синергии;
    • быть комфортной для использования высшим менеджментом корпорации.

Сложность реализации всех данных принципов состоит в том, что вообще инструментарий организационного проектирования достаточно ограничен, если не сказать примитивен. Он включает, в общем виде, определение оптимального сочетания шести параметров:

    • тип организационной структуры корпорации (функциональная, дивизиональная, смешанная);
    • уровень формализации управленческих работ;
    • уровень специализации работ и управленческих должностей;
    • способы координации управленческих работ
    • способы информационного обмена внутри корпорации (деперсонифицированный или основанный на личных контактах работников);
    • варианты ориентации системы вознаграждения управленческих работников (ориентация на процесс или ориентация на результат). [4]

Исходя из вышесказанного, можно определить следующие недостатки и преимущества корпораций. К недостаткам можно отнести:

      1. для корпорации и акционеров  - двойное налогообложение (налог с корпорации как с самостоятельного юридического лица плюс налог с дивидендов акционеров, как с физических лиц, так и с юридических держателей акций);
      2. для менеджеров — усиленный контроль со стороны государства;
      3. для корпорации, участников корпорации и общества – дискреционное поведение менеджеров (т.е. поведение, направленное на достижение собственных целей в ущерб общественным или корпоративным целям, — традиционно акцент делается на ущерб, причиняемый держателям акций).

Если перечисленные преимущества и недостатки были характерны для  корпораций как прошлого, так и нынешнего века, то последний недостаток приписывается исключительно современной корпорации, и он явился следствием разделения собственности и управления.

1.2. Типология корпоративных структур, основные их характеристики

 

В. Иноземцев, директор Центра исследований постиндустриального  общества, разработал типологию корпораций, действующих в современных условиях.

1. Классическая  корпоративная структура характеризуется четким разграничением собственности и управления, противопоставлением владельцев компании наемным работникам. В процессе развития совершенствовались формы ее организации. Это предприятие индустриального типа, со значительными основными фондами, большой численностью персонала, действующее в сфере производства материальной продукции (Shevron, British Petroleum). Важнейший принцип, лежавший в основе индустриальной корпорации с самого ее возникновения, – максимальная эффективность производства (снижение затрат, повышение объемов выпуска продукции и максимизация прибыли). Как следствие, одним из определяющих показателей ее успеха является стремление к лидерству в какой-либо сфере. Классическая корпоративная структура предполагает четкое разграничение собственности и управления, противопоставляя наемных работников владельцам компании. Ее сущность вполне адекватно отражает понятие “фордизм”, сформировавшееся в середине ХХ в. в социологии.

2. Этатистская структура: главный собственник и организатор – государство. Цель такой корпорации – не достижение максимальной эффективности производства, а реализация поставленных задач. Она существовала при тоталитарных режимах или создавалась для решения задач в масштабе национальной экономики.

3. Креативная структура: ее деятельность направлена на реализацию внутренних устремлений и идеалов создателей и может быть экономически нецелесообразна; создается одной или несколькими творческими личностями и действует в сфере производства интеллектуальноемкой продукции или услуг, связанных с информационными технологиями (Microsoft, Dell).

Информация о работе Перспективы развития казахстанских корпоративных структур