Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 08:11, курсовая работа
Целью исследования является разработка теоретических положений и практических рекомендаций по организации и формированию механизма формирования и управления корпоративными структурами. Для достижения указанной цели в дипломной работе поставлены следующие задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты понятия корпоративных структур и управления корпоративными структурами;
Изучить корпоративную структуру АО НК «КазМунайГаз»;
Введение--------------------------------------------------------------------------------------3
1. Корпорации как организационно-структурные формы предпринимательства------------------------------------------------------------------5
1.1. Понятие и специфика корпораций и корпоративных структур------------5
1.2. Типология корпоративных структур, основные их характеристики-----9
1.3. Модели управления корпоративных структур-------------------------------11
2. Анализ казахстанских корпоративных структур на современном этапе развития РК-----------------------------------------------------------------------------14
2.1. Современное состояние и развитие казахстанских корпораций---------14
2.2. Анализ корпоративной структуры АО НК «КазМунайГаз»--------------18
2.3. Система корпоративного управления АО НК «КазМунайГаз»----------23
3. Перспективы развития казахстанских корпоративных структур------------29
3.1. Государственная политика по развитию корпоративных структур-----29
3.2. Совершенствование управления корпоративными структурами--------35
3.3. Диагностика корпоративного управления АО «Самрук-Казына»-------39
Заключение--------------------------------------------------------------------------------43
Список использованной литературы-----------------------------------------------44
АО «Финансовая академия»
Кафедра «Финансы»
«Перспективы развития казахстанских корпоративных структур»
(курсовая работа по дисциплине «финансовый менеджмент»)
Научный руководитель д.э.н. Сапарова Б.С.
студент группы ФРС-34,
Джамирова Л.
Астана
2011
Содержание
Введение----------------------
Заключение--------------------
Список использованной
литературы--------------------
Введение
Процессы интенсивной концентрации капитала в XX в. привели к созданию крупнейших транснациональных и национальных корпораций, ставших основным фактором развития мировой экономики. По некоторым источникам, крупные корпорации создают около двух третей мирового валового продукта, и их роль в мировой экономике продолжает увеличиваться. Это говорит о принципиальном изменении социально-экономических основ мира, который от конкурентного рынка переходит к рынку олигополистически монополизированному, где экономические отношения устанавливаются на основе не "свободной" или даже конкурентной монополии, а монополизации и раздела рынков между крупнейшими транснациональными, национальными корпорациями и неформальным участием государств в этом процессе.
Актуальность данной работы заключается в том, что корпоратизация является мировой тенденцией развития экономики, исходя из этого, для Казахстана является ключевым моментом развитие корпоративных структур для обеспечения эффективного функционирования экономики страны и комплексного экономического развития.
Таким образом, Республика Казахстан должна стимулировать развитие корпоративного сектора в целях обеспечения развития экономики, экономического роста в стране и т.д. Создание и развитие корпораций обеспечит не только развитие предпринимательства, но и послужит толчком развития связанных инфраструктур и отраслей, внедрения инновационных технологий за счет эффекта масштаба.
Целью исследования является разработка теоретических положений и практических рекомендаций по организации и формированию механизма формирования и управления корпоративными структурами. Для достижения указанной цели в дипломной работе поставлены следующие задачи:
Предметом исследования являются теоретические и методические подходы к изучению корпоративных структур.
Объектом исследования выступают организации имеющие корпоративную структуру и статус национальных компаний.
Методологической и
Постановка проблемы, цели, задач и подходов к их решению, а также выводы, рекомендации и предложения являются результатом самостоятельного исследования автора.
1. Корпорации как организационно-структурные формы предпринимательства
1.1. Понятие и специфика корпораций и корпоративных структур
Содержание термина «
Отечественные экономисты,
занимающиеся проблемами формирования
корпоративных структур, придерживаются
единой точки зрения в вопросах терминологии.
Применительно к подобным объединениям
хозяйствующих субъектов
По определению И. Ансоффа, "корпорация - это широко распространенная в странах с рыночной экономикой форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих, работающих по найму".
В аспекте всего
сказанного логичным
Для раскрытия сути корпоративных
структур необходимо определить основные
особенности корпоративных
Таблица 1. Основные отличительные
особенности современных
№ |
Особенности |
Пояснение |
Объединение |
В организационно-правовом аспекте, это
объединение на добровольных началах
юридических лиц, имеющих общие
интересы, единую стратегию взаимодействия
и развития. В ресурсном аспекте
объединение выражается в консолидации
имеющихся у хозяйственных | |
Наличие единой цели у всех организаций-участников |
Собственные цели и функциональные стратегии входящих в корпорацию единиц не должны входить в противоречие с общими | |
Централизованное управление организациями-участниками |
Осуществляется центральной (управляющей, головной) компанией | |
Направленность на построение эффективной схемы взаимодействия хозяйствующих субъектов внутри корпорации |
Направленность на формирование единых
производственно- | |
Стремление к диверсификации |
Стремление к выходу на наиболее
перспективные для | |
Интеграция организаций |
Добровольное объединение | |
Сознательная организация |
Постоянная поддержка, а иногда и искусственное создание внутрикорпоративной конкуренции, в том числе в направлениях активизации инновационной деятельности организаций-участников | |
Возможность обеспечения собственным потенциалом всех этапов инновационной деятельности |
Обеспечение собственным, внутрикорпоративным, ресурсным потенциалом всех этапов инновационной деятельности, в т. ч. наиболее науко- и капиталоемкие | |
Способность к инвестированию крупных проектов |
Способность к инвестированию крупных долгосрочных, науко- и капиталоемких проектов за счет привлечения собственных и заемных финансовых ресурсов | |
Симбиоз внутрикорпоративной |
Реализуется как соперничество хозяйствующих субъектов: организаций-участников, их подразделений, служб и т.д. | |
Распределение рисков |
Диверсификация по различным направлениям инновационной деятельности и значительное снижение степени их воздействия на основе использования крупномасштабных информационных ресурсов, внутрикорпоративной системы резервных фондов, высококвалифицированного управленческого персонала | |
Использование трансфертной формы
перераспределения доходов |
Обусловлено необходимостью оказания
поддержки той или иной хозяйствующей
единице в связи с | |
Сокращение трансакционных издержек |
Основывается на постоянном совершенствовании
и корректировке контрактных
отношений между организациями,
входящими в корпоративную |
Основная задача корпоративной
структуры управления – создавать
организационные возможности
Кроме данных необходимых условий, корпоративная структура должна, в идеале:
Сложность реализации всех данных принципов состоит в том, что вообще инструментарий организационного проектирования достаточно ограничен, если не сказать примитивен. Он включает, в общем виде, определение оптимального сочетания шести параметров:
Исходя из вышесказанного, можно определить следующие недостатки и преимущества корпораций. К недостаткам можно отнести:
Если перечисленные
1.2. Типология корпоративных структур, основные их характеристики
В. Иноземцев, директор Центра
исследований постиндустриального
общества, разработал типологию корпораций,
действующих в современных
1. Классическая корпоративная структура характеризуется четким разграничением собственности и управления, противопоставлением владельцев компании наемным работникам. В процессе развития совершенствовались формы ее организации. Это предприятие индустриального типа, со значительными основными фондами, большой численностью персонала, действующее в сфере производства материальной продукции (Shevron, British Petroleum). Важнейший принцип, лежавший в основе индустриальной корпорации с самого ее возникновения, – максимальная эффективность производства (снижение затрат, повышение объемов выпуска продукции и максимизация прибыли). Как следствие, одним из определяющих показателей ее успеха является стремление к лидерству в какой-либо сфере. Классическая корпоративная структура предполагает четкое разграничение собственности и управления, противопоставляя наемных работников владельцам компании. Ее сущность вполне адекватно отражает понятие “фордизм”, сформировавшееся в середине ХХ в. в социологии.
2. Этатистская структура: главный собственник и организатор – государство. Цель такой корпорации – не достижение максимальной эффективности производства, а реализация поставленных задач. Она существовала при тоталитарных режимах или создавалась для решения задач в масштабе национальной экономики.
3. Креативная структура: ее деятельность направлена на реализацию внутренних устремлений и идеалов создателей и может быть экономически нецелесообразна; создается одной или несколькими творческими личностями и действует в сфере производства интеллектуальноемкой продукции или услуг, связанных с информационными технологиями (Microsoft, Dell).
Информация о работе Перспективы развития казахстанских корпоративных структур