Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:27, курсовая работа
Таким образом, цель нашего исследования заключается в том, чтобы рассмотреть роль формирования и использования средств Пенсионного Фонда РФ в обеспечении финансовой стабильности, а так же перспективы его развития.
Исходя из цели, ставились и решались следующие задачи:
История становления ПФР,
Изучить теоретические основы организации Пенсионного фонда РФ, рассмотреть задачи и функции Фонда;
Проанализировать источники формирования и направления использования средств Пенсионного фонда РФ;
Выделить проблемы развития Пенсионного Фонда РФ
Введение ..................................................................................................................... 4
Глава 1. Общие положения пенсионного фонда Российской Федерации.............6
1.1 История становления ПФР ..................................................................................6
1.2 Пенсионный фонд РФ: сущность, задачи, функции........................................10
Глава 2. Анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда.15
2.1 Формирование средств Пенсионного фонда РФ в 2009 - 2010 гг...................15
2.2 Использование средств Пенсионного фонда РФ в 2009 – 2010 гг..................21
Глава3. Совершенствование деятельности Пенсионного фонда РФ на перспективу................................................................................................................28
3.1 Проект бюджета Пенсионного фонда РФ на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг."..........................................................................................................28
3.2 Проблемы и перспективы развития пенсионной системы РФ........................36
Заключение.................................................................................................................44
Список литературы....................................................................................................46
Приложения................................................................................................................48
В проекте бюджета Фонда расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов предусмотрены на 2011 год в сумме 91,7 млрд. рублей, или 1,9% от общих расходов бюджета Фонда (в 2010 г. - 1,6%).
Реализация законопроекта позволит государству выполнить социальные обязательства перед гражданами, возникающие с 1 января 2011 года. Средний размер трудовой пенсии на конец 2011 года составит 8529 рублей (+668 рублей), социальной пенсии - 5200 рублей (+433 рубля).
Соотношение среднегодового размера трудовой пенсии и прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в 2011-2013 годах будет поддерживаться на уровне 171%-175%, средний размер социальной пенсии составит 103%-105% к ПМП. Минимальный уровень пенсионного обеспечения будет обеспечиваться не ниже величины ПМП в субъекте Российской Федерации.
Реализация
проекта федерального закона не повлечет
изменения объема полномочий органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов
местного самоуправления и не потребует
выделения дополнительных ассигнований
из соответствующих бюджетов.
3.2
Проблемы и перспективы
В настоящее время реализована лишь незначительная часть задач пенсионной реформы, важнейшие положения, предусмотренные принятыми программными документами, решаются непоследовательно. Необходимость разработки долгосрочной стратегии развития пенсионной системы была обусловлена неудовлетворительными характеристиками современной пенсионной системы в части финансовой обеспеченности государственных пенсионных обязательств собственными источниками и соответственно быстрым увеличением разбалансированности бюджета ПФР, возрастанием его зависимости от госбюджетных трансфертов, отставанием уровня жизни пенсионеров, сформировавших свои пенсионные права в основном или полностью в условиях действия советского пенсионного законодательства, а также торможением реализации основных страховых принципов, заложенных пенсионной реформой 2002 г.[21]
Материальное положение российских пенсионеров не соответствует представлениям о достойной старости. Средний коэффициент замещения по России в течение последних лет снижается, поскольку темпы роста пенсий отстают от темпов роста заработной платы. Согласно прогнозам, абсолютный размер трудовой пенсии будет индексироваться замедляющимися темпами и уже в 2030 г. ее среднегодовой рост сравняется с темпами инфляции, после чего снижение продолжится. В то же время относительный размер трудовой пенсии к прожиточному минимуму пенсионера будет возрастать и достигнет своего максимума - свыше 1,5 раз - в начале 2020-х гг., а затем вновь снижается до 125%, т. е. до уровня запланированного на 2009 г.
Финансовое
состояние Пенсионного фонда
России характеризуется все
Медленно формируется инвестиционный потенциал накопительной системы. Лишь около 4% граждан, имеющих право на выбор модели инвестирования своих пенсионных накоплений, выбрали частные финансовые институты (НПФ и частные управляющие компании). Большинство граждан остаются «клиентами» государственной управляющей компании, вкладывающей средства только в государственные ценные бумаги, отличающиеся низкой доходностью, которые не используются для инвестирования в реальную экономику.
В процессе налоговой реформы из накопительной части трудовой пенсии оказались исключены проявлявшие к ней наибольшую заинтересованность граждане средних возрастов (1953-1966 г.р.), что негативно сказалось на отношении населения к пенсионной реформе, уменьшило интерес и доверие граждан к государственной пенсионной политике.
Одной
из проблем реализации пенсионной реформы
является демографический фактор. Создание
социально-экономических
Россия одна из быстро стареющих стран мира из 141,9 млн. человек 75,4 млн. экономически активных и 69,8 млн. работающих. Средний возраст населения за период с 1991 года по 2009 год увеличился с 34,6 лет до 38,3 лет. Коэффициент старения возрос за рассматриваемый период с 16,35 до 17,31%. Количество пенсионеров 39,7 млн. чел. и составляет 56,88% работающего населения страны, из них 36,6 млн. чел. получают трудовые пенсии, в том числе 32,5 млн. чел. – по старости. 12,4 млн. человек составляют пенсионеры занятые в экономике. Наравне с молодыми и людьми среднего возраста они ведут активный образ жизни, их профессионализм остается востребованным.
Численность получателей досрочных пенсий в настоящее время достигла 34% от числа пенсионеров по старости (10,5 млн. человек) и продолжает расти. Это специалисты, занятые в отраслях с особыми условиями труда, высокой степенью психологической нагрузки, люди с медико-биологическими и социальными особенностями развития и особыми региональными условиями проживания.
Согласно
актуарному расчету ПФР, при сохранении
нынешнего положения в
В бюджетном послании о бюджетной политике в 20011-2013 гг. выделена ключевая задача стабилизации пенсионной системы. Одно из главных направлений данной задачи состоит в необходимости формирования устойчивого экономического механизма пенсионного обеспечения на долгосрочную перспективу, создания условий для получения достойной пенсии как вышедшим на пенсию, так и тем, кому это предстоит.
Сложность поставленных задач адекватна сложности накопленных за годы перестройки экономических проблем пенсионной системы в нашей стране, которые дополнительно осложняются воздействием общемировых тенденций и факторов: углубляющийся демографический и финансовый кризисы [23]
Чтобы
реализовать эффективные
- макроэкономические (темпы роста и структура ВВП, доля в нем фонда оплаты труда, индексы роста потребительских цен, количественные характеристики состояния рынка труда и др.);
- демографические (рождаемость, смертность, продолжительность жизни, возрастно-половая структура населения);
- социально-трудовые (ситуация на рынке труда, период трудовой активности и структура трудового стажа, уровень оплаты труда (доходы) лиц, уплачивающих взносы, величина прожиточного минимума трудоспособного и нетрудоспособного населения);
- собственно пенсионные (нормативные требования к условиям выхода на пенсию (пенсионные схемы и пенсионные программы), исторически сложившаяся организационная структура самой пенсионной системы)[18].
Для
продолжения социально-
- повышение
среднего размера трудовых
- обеспечение, начиная с 2010 года, минимального уровня материального обеспечения пенсионера не ниже величины прожиточного минимума пенсионера;
- создание
условий для повышения
Совершенствование
пенсионной системы, осуществленное в
2010 г., планировалось в условиях экономического
роста, хотя важнейшие для развития
пенсионного обеспечения
Однако глобальный финансовый кризис радикально изменил внешние к пенсионной системе макроэкономические параметры: темпы роста и объемы ВВП, структуру занятости, инфляцию и размеры зарплаты и т.д., от которых непосредственно зависят собственно пенсионные характеристики: размер пенсии, темпы индексации, тариф страховых взносов и др.
Так, ВВП на 2010 г., прогнозировавшийся до кризиса в объеме 59,1 трлн. руб., в мае 2010 г. оценивался на уровне 44,9 трлн. руб., т.е. на 24% ниже. Величина фонда заработной платы вместо 15,2 трлн. руб. составит 11,5 трлн. руб. (на 24% меньше).
Кризис существенно скорректировал пенсионную политику большинства стран. Многие пошли на сокращение объемов выплат, замедление индексации пенсий, сворачивание накопительного компонента, иные меры.
Россия, несмотря на кризис, в 2010 г. реализовала комплекс мер по дальнейшему развитию принципов социального страхования в функционировании системы пенсионного обеспечения:
- отменен
неэффективный единый
- устранена
несправедливая дифференциация
тарифа для разных категорий
страхователей-работодателей,
- восстановлены
функции страховщика (ПФР) по
администрированию страховых
- отменена
экономически неоправданная
Но главным ориентиром пенсионной политики, проводимой в условиях финансового кризиса, стало усиление мер по дополнительной материальной поддержке пенсионеров, особенно самых бедных. Среди этих мер следует выделить систему социальных доплат пенсионерам, чей уровень материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума в регионе, а также валоризацию – перерасчет пенсионных прав всех лиц, имеющих трудовой стаж до 2002 г. и особенно в советский период - до 1991 г. Все эти социальные мероприятия обеспечиваются финансовыми ресурсами из федерального бюджета не только в период финансового кризиса, но и в течение всего периода их выплаты.
Поддержка уровня жизни малообеспеченных пенсионеров осуществлялась и до 2010 г. В частности, в 2007-2009 г.г. производилось опережающее увеличение базовой части трудовой пенсии в целях решения политической задачи по доведению среднего размера социальной пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера. Так, в декабре 2007 г. базовая часть была увеличена на 24%, а в декабре 2009 г. – на 31,4%. В прошлом году на все виды индексации из бюджета ПФР было израсходовано 300 млрд. руб. В 2010 г. с этой целью на 6,3% проиндексированы все части трудовой пенсии. Общие расходы на индексацию составят 150 млрд. руб. [24]
Информация о работе Пенсионный фонд Российской Федерации и его роль финансировании социальной сферы