Пенсионный фонд Российской Федерации и его роль финансировании социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель нашего исследования заключается в том, чтобы рассмотреть роль формирования и использования средств Пенсионного Фонда РФ в обеспечении финансовой стабильности, а так же перспективы его развития.
Исходя из цели, ставились и решались следующие задачи:
История становления ПФР,
Изучить теоретические основы организации Пенсионного фонда РФ, рассмотреть задачи и функции Фонда;
Проанализировать источники формирования и направления использования средств Пенсионного фонда РФ;
Выделить проблемы развития Пенсионного Фонда РФ

Содержание

Введение ..................................................................................................................... 4
Глава 1. Общие положения пенсионного фонда Российской Федерации.............6
1.1 История становления ПФР ..................................................................................6
1.2 Пенсионный фонд РФ: сущность, задачи, функции........................................10
Глава 2. Анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда.15
2.1 Формирование средств Пенсионного фонда РФ в 2009 - 2010 гг...................15
2.2 Использование средств Пенсионного фонда РФ в 2009 – 2010 гг..................21
Глава3. Совершенствование деятельности Пенсионного фонда РФ на перспективу................................................................................................................28
3.1 Проект бюджета Пенсионного фонда РФ на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг."..........................................................................................................28
3.2 Проблемы и перспективы развития пенсионной системы РФ........................36
Заключение.................................................................................................................44
Список литературы....................................................................................................46
Приложения................................................................................................................48

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 360.50 Кб (Скачать)

     Пенсионный  фонд РФ (ПФР) является самостоятельным  финансово-кредитным учреждением, подотчетным  правительству РФ и осуществляющий свою деятельность в соответствии с  законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. №2122-I. ПФР осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ. Денежные средства фонда являются федеральной собственностью и не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Общий бюджет ПФР составляет 1/3 Федерального бюджета РФ. В ПФР входят региональные отделения, создаваемые по решению правления фонда для осуществления государственного управления финансами пенсионного обеспечения в республиках, входящих в состав РФ, автономных областях, округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге. Фонд и его региональные отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, расчетные, валютные и иные счета в банках [15].

     Основными задачами Пенсионного фонда являются:

  • целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, связанных с социальной защитой населения;
  • организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
  • капитализация средств Фонда, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;
  • контроль за своевременным и полным поступлением в Фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
  • проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
  • разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции фонда.

     Фонд  может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан и др.

     ПФР осуществляет следующие основные функции:

  • получение от плательщиков страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий;
  • организацию банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
  • индивидуальный учет поступающих в Пенсионный фонд РФ от работающих граждан обязательных страховых взносов, имея в виду в дальнейшем увеличение размеров государственных пенсий за счет вносимых гражданами средств;
  • межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда.

     В приложениях 1 и 2 предложены общая и подробная схемы организационной структуры Пенсионного фонда Российской Федерации.

     Пенсионный  фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая  рядом особенностей:

     - фонд запланирован органами власти  и управления, и имеет строгую  целевую направленность;

     - денежные средства фонда используются  для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

     - формируется в основном за  счет обязательных отчислений  юридических и физических лиц;

     - страховые взносы в фонды и  взаимоотношения, возникающие при  их уплате, имеют налоговую природу,  тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

     - на отношения, связанные с исчислением,  уплатой и взысканием взносов  в фонд, распространено большинство  норм и положений Налогового  Кодекса РФ;

     - денежные ресурсы фонда находятся  в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

     - расходование средств из фонда  осуществляется по распоряжению  Правительства или специально  уполномоченного органа (Правление фонда).

     Руководство Пенсионного фонда России осуществляет Правление и его постоянно  действующий орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения  в республиках в составе РФ, отделения в национально - государственных  и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.

     Кроме ПФ РФ вопросами пенсионного обеспечения  занимаются Министерство труда и  социального развития РФ (назначает  и перераспределяет размеры пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами). Бюджет ПФ РФ и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В законе о бюджете ПФ РФ утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая сумма расходов - по направлениям.

     Пенсионный  фонд РФ является самостоятельным финансово- кредитным учреждением, однако эта  самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

     В настоящее время в России используется так называемая накопительная система  пенсионного обеспечения [14].

     При такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним  пенсионерам, а накапливаются, инвестируются  и приносят доход до тех пор  пока плательщик не выходит на пенсию. Все сбережения плательщика и весь его инвестиционный доход, полученный на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая и обеспечит выплату пенсии.

     Пожилой человек при данной системе не зависит ни от государства, ни от молодого поколения. В этом случае не может быть пенсионной уравниловки, в то же время экономика получает огромные ресурсы для долгосрочных вложений. В ряде случаев управление пенсионными деньгами остается за государством, но часто эту обязанность берут на себя и частные компании. Может существовать даже система конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов.

     Основные  принципы, по которым все большее  число стран переходит с распределительной  системы на накопительную, следующие:

     а) при накопительной пенсионной системе существует прямая связь между тем, сколько человек зарабатывал, и тем, какой будет размер его пенсии. Деньги на пенсионных счетах – собственность граждан, а не государства, поэтому надежность пенсионного обеспечения в накопительной системе повышается;

     б) демографическая ситуация в мире сегодня такая, что на одного человека преклонного возраста постепенно приходится все меньшее число работающих.

     в) накопительная система повышает норму сбережений в стране, что  очень важно для ускорения  экономического роста, тем более что основной фактор, определяющий низкий уровень пенсий в Российской Федерации – состояние экономики и производительности труда [14].

     Таким образом, результатом десятилетнего  развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы пенсионного обеспечения населения, при которой такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в какой-либо бюджет.

 

      Глава 2. Анализ формирования и использования  средств Пенсионного  фонда 
 

     2.1 Формирование средств Пенсионного фонда РФ в 2009 - 2010 гг. 

     Формирование доходной части бюджета ПФР осуществлялось на основании действующего законодательства РФ путем поступления налогов и взносов на социальные нужды, налогов на совокупный доход, задолженности и перерасчетов по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам, доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства, доходов от продажи материальных и нематериальных активов, штрафов, санкций, возмещение ущерба, доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений, поступающих из управляющих компаний, а также доходов от временного размещения Фондом средств сформированных за счет страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, и доходов от реализации активов, приобретенных за счет средств пенсионных накоплений, прочих не налоговых доходов, безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также поступление от негосударственных организаций.

        Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах фонда, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ, а при отсутствии учреждений последнего — на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ.

     Рассмотрим  формирование средств бюджета Пенсионного фонда в 2009-2010 году.

     Накопительная составляющая бюджета Фонда сформирована по доходам в сумме  за 2009 год - 3217490760,80 тыс. руб., за 2010 год – 4102247245,00 тыс. руб. В соответствии с положениями федеральных законов “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”, “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации”, бюджетным законодательством Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в сфере накопительного элемента обязательного пенсионного страхования, действие которых распространяется на 2009-2010 год.

     В доходы бюджета Фонда включены поступление  страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере  на 2009 год – 1487090000,0 тыс. руб. и 2010 год – 1736170000,0 тыс. руб.: 

  1. страховые взносы зачисляемые в ПФР  на выплату страховой части трудовой пенсии: 2009 год – 1160770000,0 тыс. руб., 2010 год – 1327190000, 0 тыс. руб.;
  2. страховые взносы зачисляемые в ПФР  на выплату накопительной части трудовой пенсии: 2009 год – 326320000,0 тыс. руб.,408980000,0 тыс. руб.

         Внесенные Федеральным законом от 20 июля 2004 года № 70-ФЗ «О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об обязательном пенсионом страховании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской федерации» изменения в части уплаты с 2008 года страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не способствуют сокращению дефицита распределительной составляющей бюджета ПФР 2009-2010 годах. Согласно указанному Федеральному закону тарифы уплаты страховых взносов страхователями – работодателями с 2008 года сокращены на страховую часть трудовой пенсии с 10 % до 8% и увеличены на накопительную часть с 4% до 6%( за работника 1967 года рождения и младше с доходом до 280, 0 тыс. руб. в год – базовый тариф отчислений от фонда платы для расчета страховых взносов), что, соответственно, увеличит дополнительную нагрузку   на федеральный бюджет.

          В  2009 – 2010 годах базовый тариф  уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование  составляет 14 % с суммы годового дохода застрахованных лиц до 280, 0 тыс. руб. включительно.

          В   связи с ежегодным ростом  фонда заработной платы увеличивается  численность застрахованных лиц,  годовой доход которых превышает 280,0 тыс. руб., при этом тариф уплаты страховых взносов с суммы, превышающей 280,0 тыс. руб. и до 600,0 тыс. руб., уменьшается с 14 % до 9,5 % . Ставка уплаты страховых  взносов составляет фиксированную сумму – 56,8 тыс. руб.

          Поступление страховых взносов  в виде фиксированного платежа в 2009 -2010 год, зачисляемого в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии , составляет 7150000,0 тыс. руб., страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемого в ПФР на выплату накопительной  части трудовой пенсии , составляет 1880000,0 тыс. руб.

          Поступление дополнительных страховых  взносов на накопительную часть  трудовой пенсии и взносов  работодателей в пользу застрахованных  лиц в 2009 году составляет 8230000,0 тыс. руб., в 2010 году 12520000,0 тыс. руб.

Информация о работе Пенсионный фонд Российской Федерации и его роль финансировании социальной сферы