Пенсионный фонд Российской Федерации и его роль финансировании социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель нашего исследования заключается в том, чтобы рассмотреть роль формирования и использования средств Пенсионного Фонда РФ в обеспечении финансовой стабильности, а так же перспективы его развития.
Исходя из цели, ставились и решались следующие задачи:
История становления ПФР,
Изучить теоретические основы организации Пенсионного фонда РФ, рассмотреть задачи и функции Фонда;
Проанализировать источники формирования и направления использования средств Пенсионного фонда РФ;
Выделить проблемы развития Пенсионного Фонда РФ

Содержание

Введение ..................................................................................................................... 4
Глава 1. Общие положения пенсионного фонда Российской Федерации.............6
1.1 История становления ПФР ..................................................................................6
1.2 Пенсионный фонд РФ: сущность, задачи, функции........................................10
Глава 2. Анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда.15
2.1 Формирование средств Пенсионного фонда РФ в 2009 - 2010 гг...................15
2.2 Использование средств Пенсионного фонда РФ в 2009 – 2010 гг..................21
Глава3. Совершенствование деятельности Пенсионного фонда РФ на перспективу................................................................................................................28
3.1 Проект бюджета Пенсионного фонда РФ на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг."..........................................................................................................28
3.2 Проблемы и перспективы развития пенсионной системы РФ........................36
Заключение.................................................................................................................44
Список литературы....................................................................................................46
Приложения................................................................................................................48

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 360.50 Кб (Скачать)

Поступление страховых взносов по дополнительному  тарифу для работодателей организаций, на 2009 год в сумме 2457100,0 тыс. руб., на 2010 год 2834000,0 тыс. руб. Увеличение объема поступлений страховых взносов  по дополнительному тарифу обусловлено ростом уровня заработной платы членам летных экипажей.

Доходы  по накопительной составляющей бюджета  ПФР  определены в следующих объемах:

    1. инвестирование средств пенсионных накоплений, перечисленных управляющими компаниями в ПФР на 2009 год 4165096, тыс. руб., 2010 год 6720522,8 тыс. руб.
    2. доходы от временного размещения Фондом пенсионных средств, сформированных за счет сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, а также доходы от реализации активов, приобретенных за счет средств пенсионных накоплений, на 2009 год 18437156,2 тыс. руб., на 2010 год 25026280,7 тыс.  руб.
    3. доходы от временного размещения Фондом пенсионных средств, сформированных за счет сумм дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающие дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в 2009 году 171252,6 тыс. руб., в 2010 году 278384,1 тыс. руб.
    4. безвозмездные поступления в доход бюджета ПФР: средства федерального бюджета передаваемые бюджету ПФР, средства федерального бюджета передаваемые бюджету Фонда из бюджетов субъектов РФ поступление в фонд пенсионных накоплений из негосударственных пенсионных фондов, составляет на 2009 год 1682006192,0 тыс. руб., 2010 год 2302553635,6 тыс. руб.

        Уровень доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений, переданных управляющими компаниями, а также уровень доходов от временного размещения средств пенсионных накоплений ПФР, в том числе за счет сумм дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, не обеспечивает превышение уровня инфляции.

          Фактически сложившийся опережающий рост показателей уровня инфляции по сравнению с уровнем доходности ведет к обесцениванию средств пенсионных накоплений.

     Наибольший  объем увеличения бюджетных назначений имели следующие статьи доходов бюджета ПФР:

     1) безвозмездные поступления от негосударственных организаций. Темп роста по сравнению с бюджетом фонда на 2009 год составил  181,80 %;

     2) доходы от временного размещения ПФР средств, сформированных за счет сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии 162,56 %;

     3) Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии 152,13%.

     Таким образом, проанализировав доходы бюджета  Пенсионного фонда Российской Федерации за  2009 и 2010 года, можно выявить тенденцию увеличение средств федерального бюджета в финансировании пенсионной системы свидетельствует об усиливающейся тенденции ее отхода от страховых принципов. Основными причинами увеличения доли средств федерального бюджета в бюджете ПФР являются: возложение на ПФР дополнительных функций по осуществлению отдельных выплат нестрахового характера, финансируемых за счет средств федерального бюджета (ЕДВ, ДЕМО, ДМО, материнский (семейный) капитал); низкий удельный вес учитываемой заработной платы в ВВП и ее доли в доходах населения и, соответственно, низкий объем поступлений ЕСН и страховых взносов.

     Бюджет  Пенсионного Фонда РФ за рассматриваемый  период, согласно Федеральным Законам  о бюджете Пенсионного Фонда РФ, имеет стабильный характер и положительную динамику около 127,50% (см. таблицу 1).

Таблица 1 – Доходы бюджета Пенсионного Фонда РФ за 2009–2010 гг.

Наименование  дохода 2009 год 2010 год темп  роста
Сум (млн. руб.) уд. вес, % Сум (млн. руб.) уд. вес, %
1 2 3 4 5 6
Доходы  бюджета ПФР 3217490760,8 100 4102247245,0 100 127.50
Поступление страховых взносов  на обязательное пенсионное страхование 1487090000,0 46,22 1736170000,0 42,32 116,75
Страховые взносы на выплату страховой части трудовой пенсии 1160770000,0 36,08 1327190000 32,35 114,34
Страховые взносы на выплату накопительной  части трудовой пенсии 326320000,0 10,14 408980000 9,97 125,33
Фиксированные взносы на выплату страховой части  трудовой пенсии 7150000,0 0,22 7150000,0 0,17 100,00
Фиксированные взносы на выплату накопительной  части трудовой пенсии 1880000,0 0,06 1880000,0 0,05 100
Доходы  от инвестирования средств пенсионных накоплений, перечисленных управляющими компаниями в ПФР 4165096,0 0,13 6720522,8 0,16 161,35
Доходы  от временного размещения Фондом  пенсионных средств сформированных за счет сумм страховых взносов на накопительную  часть пенсии, доходы от реализации активов приобретенных за счет средств  пенсионных накоплений 18437156,2 0,57 25026280,7 0,61 135,74
Доходы  от временного размещения ПФР средств, сформированных за счет сумм страховых  взносов на накопительную часть  трудовой пенсии 171252,6 0,01 278384,1 0,0,01 162,56
Дополнительные  страховые взносы на накопительную  часть трудовой пенсии 8230000,0 0,26 12520000,0 0,31 152,13
Поступление страховых взносов по дополнительному  тарифу для членов летных  экипажей воздушных судов  гражданской  авиации 2457100,0 0,08 2834000,0 0,07 115,34
Безвозмездные поступления 1682006192,0 52,28 2302553635,6 56,13 136,89
Средства  федерального бюджета, передаваемые бюджету  ПФР 1679083877,4 52,19 2298735010 56,04 136,89
Средства  федерального бюджета, передаваемые бюджету  ПФР из бюджетов субъектов РФ 2753027,0 0,09 3510867,0 0,09 127,53
Безвозмездные поступления от негосударственных организаций 169287,6 0,01 307758,5 0,01 181,80
Денежные  взыскания (штрафы) за нарушение законодательства 5903964,0 0,18 7114422,0 0,17 120,50
Всего доходов 3217490760,8 100,00 4102247245,0 100 127,50
 

 

               2.2 Использование средств Пенсионного фонда РФ в 2009 – 2010 гг. 

     Согласно  статье 147 Бюджетного Кодекса РФ –  расходование средств государственных  внебюджетных фондов осуществляется исключительно  на цели, определенные законодательством  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

     Бюджет  Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год сформирован по расходам в сумме 291102164,7 тыс. руб.  (6,73% к объему ВВП), в том числе на финансирование обязательного пенсионного обеспечения граждан, а также дополнительного пенсионного обеспечения и дополнительного материального обеспечения отдельных категорий граждан с учетом затрат на доставку предусмотрено направить 2273048701,80 тыс.руб., что составляет 78,08 % от общих расходов бюджета Фонда по распределительной составляющей, на финансирование ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, осуществляемое за счет средств федерального бюджета – 304121495,4 тыс.руб., или 11,14 %.

     Расходы на выплату базовой части трудовой пенсии в 2009 году составляют 1021977413,3 тыс.руб., в 2010 году 1368948135,5; на страховую часть пенсии в 2009 году  1248139592 тыс. руб., в 2010г. 1537173617,7 тыс. руб.

     Средняя численность пенсионеров, получателей трудовой пенсии на 2009 год составила 36917,8 тыс. человек, на 2010 год 37074,4 тыс. человек.  Динамика расходов на выплату трудовой части пенсии корреспондируется с динамикой роста численности пенсионеров и учитывает индексацию пенсии.

     Индексация  трудовой пенсии составила: базовая  часть пенсии с 1 марта 2009 года на 8,5 % и установлен размер базовой части  с 1 декабря 2009г. в сумме 2460 руб., с 1 апреля 2010 года 2706 руб.; страховая часть с 1 февраля 2010 года на 8,5 %. С 1 апреля 2009-2010 годов в связи с ростом доходов Фонда дополнительное увеличение пенсии составило 5,6 % и 10,1 %.

     Расходы на дополнительное и ежемесячное  пожизненное  материальное  обеспечение гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ, с учетом расходов на их доставку за счет средств федерального бюджета, в 2009году  было израсходовано 3108382,9 тыс. руб., 2010году 3904283,1 тыс.руб.

     Расходы на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО) некоторым категориям граждан в соответствии с Указом Президента РФ от 30 марта 2005 года № 363 «О мерах  по улучшению материального  положения некоторых категорий  граждан РФ в связи с 60-летием Победы Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» составили в 2009 году 11891701,6 тыс. руб. в 2010 году 10708579,5 тыс. руб.. В соответствии с Указом Президента РФ от 1 августа 2005 года № 887 «О мерах по травмы» в 2009 году расходы составили 654868,0 тыс. руб., в 2010 году 639568,2 тыс. руб. Средства на финансирование указанных выплат определены, исходя из размера ДЕМО – 1000 руб. на 2009-2010 года.

     На  доплаты к пенсиям членам летных экипажей воздушных судов гражданской  авиации в соответствии с ФЗ от 27 ноября 2001 года № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» направлено в 2009 году 2457100,0 тыс. руб., в 2010 году 2834000,0 тыс. руб. Источниками данных расходов являются страховые взносы уплачиваемые работодателями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, сверх установленной ставки страховых взносов.

     Расходы на выплату социальных пособий на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, в соответствии с проектом федерального закона «О внесении изменений в статьи 9 и 10  ФЗ «О погребении и похоронном деле» определены из расчета 4000 рублей с учетом с учетом применения районного коэффициента при выплате пособий с последующей индексацией, исходя из прогнозируемого уровня инфляции. Суммарные расходы на указанные цели составляют  в 2009 году 6511041,6 тыс. руб., в 2010 году 6966726,0 тыс. руб.

     Расходы на выплату досрочно назначенных пенсий гражданам признанным безработными, пособий в соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятности населения в РФ» в 2009 году – 2751879,8 тыс. руб., в 2010 году – 3509724,6 тыс. руб.

     Общая сумма  расходов на осуществление ЕДВ отдельным категориям граждан (инвалидам, ветеранам, гражданам, подвергшемся воздействию радиации, Героям), составляет в 2009 году 304121495,4 тыс. руб., на 2010 год 329076711,0 тыс. руб. Общий объем средств на осуществление ЕДВ учтен в пределах выделенных межбюджетных трансфертов определенных исходя из среднего числа ежемесячных денежных выплат в количестве 17, 44 млн. руб. в 2009 году и 17,49  млн. руб. в 2010 году., с учетом затрат на индексацию размеров ЕДВ с 1 апреля 2009 года на 8,5 % , с 1 апреля 2010 года – на 7%.

     Расходы на финансовое и материально-техническое  обеспечение деятельности органов  ПФР на 2009 год, включая расходы  на капитальное строительство, научно-исследовательские  работы, переподготовку и повышение  квалификации кадров, международную деятельность, составляют 63316421,0 тыс. руб. что составляет 2,17 %, в 2010 году 69580230,5 тыс. руб. что составляет  109, 89 % к бюджетным назначениям 2009 года. Все эти расходы финансируются за счет собственных средств Фонда, которые в основном (99,5%) формируются за счет страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии, имеющих строгое целевое назначение.

     На  финансирование мероприятий в области  социальной политики  израсходовано  в 2009 году 527200,0 тыс. руб., в 2010 году – 560279,0 тыс. руб., из них на финансирование информационно-разъяснительной работы в 2009 году – 472400,0 тыс. руб., в 2010 году – 500300,0 тыс. руб.

     Расходы на предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ на социальные программы, связанные с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности, 2009 году – 1200000,0 тыс. руб., в 2010 году – 1500000,0 тыс. руб. Финансовое обеспечение указных мероприятий в порядке, утверждаемом Правительством  РФ, осуществляется за счет поступления сумм недоимки, пений и иных финансовых санкций по взносам в Фонд.

     Расходы, регламентированные Федеральным законом  от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ», составляют на 2009 год – 38106785,2 тыс. руб., в 2010 году – 59563494,0 тыс. руб.

     В соответствии со статьей 16 ФЗ от 1 апреля 1996 года № 27 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» ПФР обязан бесплатно направлять 1 раз в год застрахованным лицам сведения, содержащиеся в их индивидуальных лицевых счетах, а также не позднее 1 сентября каждого года информацию о состоянии специальной части их индивидуальных лицевых счетов и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений. Однако расходы на рассылку гражданам извещений уменьшают чистый финансовый результат, полученного от временного размещения средств пенсионных накоплений.

     Расходы, регламентированные ФЗ от 30 апреля 2008 года № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» и связанные с обеспечением  ведения специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, добровольно вступивших в правоотношения  по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии , в 2009 году – 2080,4 тыс. руб., в 2010 году – 3515,9 тыс. руб.   

     По  динамике расходной части бюджета ПФР можно сказать, что наибольшее темпы роста имели следующие статьи:

  1. «Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» - 168,91 %
  2. «Инвестирование средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» – 148,69 %
  3. «Общая сумма расходов в соответствии с ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» с учетом затрат на выплату базовой и страховой частей трудовой пенсии» – 128,03  %.

Информация о работе Пенсионный фонд Российской Федерации и его роль финансировании социальной сферы