Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:58, курсовая работа
Целью работы является изучение пенсионной системы России.
Для реализации цели работы необходимо выполнить поставленные задачи:
1. рассмотреть процесс реформирования пенсионной системы, выявить условия ее эффективной действенности.
2. произвести оценку результатов проведения пенсионной реформы в России
3. выяснить значение негосударственного пенсионного фонда, его роль в финансовой системе страны.
3. Негосударственные пенсионные фонды являются неотъемлемым элементом системы «встроенных стабилизаторов», сглаживающих влияние экономических циклов на социальную сферу. На этапе экономического
подъема значительную долю активов фондов составляют инвестиции в венчурные фирмы, занимающиеся разработкой новых технологий, при этом фонды стимулируют интенсивное накопление инновационного потенциала, необходимого для замены технологического парка, и на этой основе способствуют выводу экономики из депрессии, а также появлению на рынке доступного гражданам надежного, инвестиционного механизма в государстве с развивающейся экономикой.
4. Из всей совокупности общих и специфических признаков, характеризующих деятельность негосударственных пенсионных фондов как составной части финансового рынка, необходимо выделить ряд условий функционирования данных организаций:
• обеспечение стабильного правового пространства, где законодательно гарантирована равная ответственность всех участников финансового рынка (включая государство) по их собственным финансовым обязательствам;
• наличие частной собственности на большинство материальных и нематериальных объектов, имеющих стоимостную оценку (средства производства, недвижимость, ценные бумаги, объекты интеллектуальной
собственности);
• формирование и аккумулирование финансовых средств осуществляется за счет добровольных отчислений юридических и физических лиц с последующим заключением договоров о дополнительном негосударственном обеспечении при наличии эффективно организованной и равнодоступной всем участникам системы приобретения и продажи финансовых инструментов;
• использование большого количества финансовых инструментов разного уровня доходности, соответственно различающихся финансовыми рисками;
• ведение учета, контроля и управление финансовыми средствами фонда осуществляется управленческой компанией на основе заключенного договора на административное управление.
Указание на некоммерческий характер негосударственных пенсионных фондов в законодательных актах, на взгляд авторов, является сомнительным. Каждый фонд, осуществляя инвестиционную деятельность, стремится рационально вложить финансовые активы в высокодоходные и ликвидные инструменты финансового рынка в целях получения максимального инвестиционного дохода. Согласно действующему законодательству, для НПФ на финансирование текущей деятельности (заработная плата, административные расходы, расходы на ведение дела, интеллектуальные издержки) предусмотрена квота в размере не более 15 % дохода, полученного от инвестирования пенсионных средств, при отсутствии прав на формирование собственной прибыли за счет инвестиционной деятельности. Следовательно, чем выше инвестиционный доход, тем больше средств фонд имеет в своем распоряжении при относительно постоянных текущих издержках. В этом плане негосударственный пенсионный фонд является коммерческой организацией. Однако в нормативных документах некоммерческий характер НПФ объясняется с позиции отсутствия в деятельности фондов процессов производства и реализации собственного продукта. Негосударственные пенсионные фонды рассматриваются в качестве организационной структуры, призванной «осуществлять в сфере негосударственного социального обеспечения те же функции, которые остаются непосредственно в рамках государственной социальной системы» .
Место негосударственных пенсионных фондов в финансовой системе страны и порядок их взаимоотношений с другими элементами финансовой системы государства целесообразно определить следующим образом. В первую очередь, взаимодействие с финансовыми институтами осуществляется посредством сбора, аккумулирования и вложения собранных взносов в различные инвестиционные проекты. Исходя из этого, наиболее тесные отношения связывают фонды с гражданами (домашними хозяйствами), так как они являются непосредственными потребителями услуг, предоставляемых фондом (дополнительного пенсионного обеспечения); кроме того, с организациями и предприятиями, так как они иногда являются посредниками между фондом и участником. НПФ взаимодействуют с учреждениями и организациями кредитно-банковской системы, рынка ценных бумаг, рынка недвижимости.
В результате анализа сущности и функций негосударственных пенсионных фондов необходимо сделать следующие выводы: в их развитии заинтересованы все стороны, ныне участвующие в деятельности различных социальных и финансовых институтов (государство, хозяйствующие субъекты и население); НПФ дает возможность согласования интересов государства, предприятий, коммерческих, финансовых структур и частных лиц. Негосударственные пенсионные фонды являются не только инструментом для решения социальных проблем, но и мощным финансовым институтом, способным аккумулировать значительные денежные средства с последующим инвестированием их в реальный сектор экономики путем покупки акций, облигаций компаний, участием в ипотечном кредитовании, лизинговых операциях. Также они выступают своеобразным стабилизатором финансовой системы страны, а появление полноценных институциональных инвесторов способствует формированию внутреннего рынка капитала и созданию предпосылок для устойчивого роста отечественной экономики.
Пенсионная система России является составной частью государственного социального страхования. Эта система имеет всеобъемлющий характер и включает страхование по старости, инвалидности, потере кормильца, временной нетрудоспособности, беременности и родам, на случай безработицы и медицинское страхование. Пенсионное обеспечение базируется на общенациональном законодательстве, его финансирование осуществляется на основе обязательных страховых взносов работодателей, работников и самозанятого населения, а также ассигнований из федерального бюджета.
Основные принципы пенсионного обеспечения у нас в стране сегодня соответствуют международной практике и не требуют какой-либо ломки, однако организация пенсионной системы, ее механизмы должны быть адаптированы к сегодняшней реальности.
Первый шаг в организации новой для России, но успешно действующей в развитых странах пенсионной системе был сделан в 1991 году с созданием Пенсионного фонда РФ: бюджет пенсионной системы отделен от бюджета государства. Временно свободные средства Пенсионного фонда могут капитализироваться и доходы направляться на создание ресурсов при ухудшении экономической и демографической ситуаций.
Пенсионное обеспечение остается в числе главных социальных гарантий граждан России, а пенсионная система РФ представляет собой многозвенный комплекс государственных органов социальной защиты, ответственных за назначение и выплату пенсий и органов Пенсионного фонда России (ПФРФ).
Анализ структуры пенсионной системы РФ позволяет сделать вывод о том, что она находится на пути перехода от распределительной к накопительной системе и её можно охарактеризовать, как распределительно-накопительную или условно-накопительную.
Дополнением к государственному пенсионному обеспечению в РФ сформирована система негосударственного обеспечения, включающая в себя непосредственно НПФ, вспомогательные компании, а также органы контроля за их деятельностью. Негосударственное пенсионное обеспечение может осуществляться в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или пенсионных фондах.
Одной из характеристик накопительной системы является то, что Пенсионные фонды выступают в роли специфических институтов финансового посредничества, аккумулирующих сбережения широких слоёв населения для осуществления долгосрочных инвестиций. Небольшой размер минимальных пенсионных взносов при длительном сроке пенсионных платежей позволяет привлекать сбережения лиц с невысокими доходами, а также денежные ресурсы работодателей. Неликвидность активов ПФ и длительный срок большинства пенсионных схем позволяет этим институтам направлять аккумулированные средства на цели долгосрочного инвестирования, активно участвовать в финансировании программ с низкой доходностью, высокой надёжностью и длительным сроком реализации. Практически ни один из других финансовых институтов не имеет конкурентных преимуществ перед ПФ в данном сегменте рынка долгосрочных инвестиций.
Наличие огромных финансовых ресурсов порождает проблему их сохранения и приумножения. Приходится констатировать, что до сих пор, имея дело с относительно небольшими ресурсами, НПФ в основной своей части с ней не справляются. Однако с созданием профессиональных пенсионных систем и осуществлением процесса реального инвестирования пенсионных ресурсов эта проблема выйдет на первый план. Оптимальным решением многие специалисты называют внедрение государственных долгосрочных облигаций подобно действующим во многих развитых странах мира.
В заключение хочется отметить. Легко дать оценку того состояния, в котором находится общество. Сложнее, но все же возможно, описать то состояние, которое она пытается достичь. Но самое сложное – предложить программу перехода из одного состояния в другое. Перед Россией стоит задача в ближайшие 10 лет окончательно выбрать направление дальнейшей реформы и, абстрагируясь от мнений заинтересованных структур, кардинальным образом изменить систему пенсионного обеспечения в соответствие с реалиями времени. Нам предстоит прийти путь, который развитые страны проходят десятилетиями, причём в более благоприятных условиях
Конец нынешнего столетия стал в мировой экономике периодом активного осуществления пенсионных реформ. Они происходят сегодня с большей или меньшей степенью интенсивности на всех пяти континентах планеты. Каждая реформирующаяся страна выбирает те подходы, которые ближе ей с точки зрения местных исторических, политических и финансовых условий. Различна степень радикализма реформ. Различна роль, которую в этих реформах играет государство. Различны последствия реформ для экономики и социальной системы той или иной страны. Но, несмотря на все отмеченные различия в реформах есть один существенный общий элемент. Все они в большей или меньшей степени сводятся к введению в пенсионную систему накопительных элементов.
Переход к накопительной пенсионной системе не представляет собой выбор между хорошим и лучшим. Как правило реформа в любой стране обусловлена характером демографических тенденций, делающих бесперспективным сохранение распределительного пенсионного механизма. В добавление к демографическим проблемам в разных странах существуют финансовые, организационные и прочие проблемы, обуславливающие актуальность осуществления пенсионной реформы. В России весь этот комплекс проблем стоит очень остро, что делает и для нашей страны постановку вопроса о проведении пенсионной реформы чрезвычайно своевременной.
Накопительная пенсионная система имеет не только свои плюсы, но и свои определенные минусы. Ни в Чили, ни в Сингапуре (странах, имеющих уже довольно длительный опыт жизни в условиях накопительной пенсионной системы) не обходится без проблем, связанных с эффективностью работы нового механизма и восприятием этого механизма широкими слоями населения. Что же касается стран, внедрявших накопительные принципы в 90-е годы, то, насколько можно сейчас судить, многие проблемы накопительной системы (в том числе ее сосуществования с остатками системы распределительной) будут стоять там еще более остро, чем в государствах — пионерах преобразований. И тем не менее, по мнению авторов этой книги, несмотря на все трудности в глобальной перспективе будущее все же именно за накопительной пенсионной системой.
В направлении постепенного внедрения накопительных принципов должна, очевидно, развиваться и российская пенсионная система. В этом направлении в последние годы осуществляются исследования отечественных специалистов. Имеющиеся предложения различны по степени проработанности и по степени радикализма предлагаемого перехода, но они близки в смысле осознания важности реформы пенсионной системы как таковой.
39
39
39
1.Михальчук В. Ю. Негосударственные пенсионные фонды: риски и формирование пассивов // Финансы. — 2000. — № 3. — С. 45.
2. Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ».
3. Волоховская А. Пенсионные капиталисты // Бухгалтер и компьютер. № 2-2005. С. 22 - 34.
4. Никулин А. Ю., Уэденов Ш.Ш. Финансово-экономический словарь законодательно определенных терминов // М.: Дело, 2002. - С. 102.
5. Финансы: Учебник / Под ред. д.э.н., проф. В.И. Литовченко. – М.: «Дашков и К°», 2007. – 588с.
6. "Человек и труд", № 10/2007 — «Об ответственности государства за корректировку процесса реформирования пенсионной системы» (Алексей ФЕДОТОВ Кандидат экономических наук), с – 57
7. "Человек и труд", № 11/2007 — «О работе Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в сентябре 2007 г.» (Владимир Понизов, Кандидат экономических наук Ответственный секретарь
Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений), с – 67
8. "Человек и труд", № 10/2007 — «НПФ и региональная инвестиционная политика» Дмитрий Ермаков Доктор политических наук Кандидат исторических наук Профессор Российского государственного социального университета, с – 60
9. Марченко Г. Проблемы повышения привлекательности субъектов РФ для иностранных инвесторов //Федерализм. 2003. №1. С.71.
10. Инвестиционная деятельность /Под ред. Г.П. Подшиваленко и Н.В. Киселевой. М.: Кнорус, 2005. С.394.
11. «Финансы и кредит» № 24 (264) 2007 - «Институциональные основы развития негосударственных пенсионных фондов в финансовой системе страны» Н.Н. Нелюбова, кандидат, экономических наук, доцент кафедры учета, анализа и аудита Г.В. Вирбаян Волгоградский государственный университет, с. – 53
12. «Финансы и кредит» № 33 (237) 2006 - «Пенсионная реформа в России: оценка результатов» И.А. Рогачев Орловская региональная академия государственной службы, с. – 83
13. http://www.pensionreform.ru/
39