Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:58, курсовая работа
Целью работы является изучение пенсионной системы России.
Для реализации цели работы необходимо выполнить поставленные задачи:
1. рассмотреть процесс реформирования пенсионной системы, выявить условия ее эффективной действенности.
2. произвести оценку результатов проведения пенсионной реформы в России
3. выяснить значение негосударственного пенсионного фонда, его роль в финансовой системе страны.
Поскольку НПФ отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, то для осуществления своей деятельности величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда ФЗ № 14 от 2003г. установлена в следующих размерах:
• с 1 января 2003 г. — не менее 3 млн руб.;
• с 1 января 2005 г. - не менее 30 млн руб.;
• с 1 июля 2009 г. — не менее 50 млн руб.
В целях перманентного контроля финансовой обеспеченности долгосрочных пенсионных обязательств и их соответствия накопленным пенсионным правам застрахованных в НПФ лиц по обязательным и добровольным видам пенсионного страхования деятельность НПФ подлежит ежегодному актуарному оцениванию по итогам финансового года. Актуарное оценивание включает:
1) анализ исполнения финансовых функций фонда;
2) долгосрочный прогноз основных параметров деятельности фонда;
3) оценку финансовой сбалансированности (обеспеченности) обязательств фонда перед за страхованными;
4) выработку требований по поддержанию финансовой устойчивости бюджета НПФ по текущим пенсионным обязательствам;
5) разработку рекомендаций по обеспечению финансовой стабильности бюджета НПФ в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Результатом актуарного оценивания служит актуарное заключение, включающее в себя количественную характеристику принятых конкретным НПФ долгосрочных финансовых обязательств перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами, характеристику стоимости средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений, а также конкретные предложения по обеспечению финансовой сбалансированности бюджета НПФ.
Помимо актуарного оценивания финансовой обеспеченности накопленных пенсионных обязательств, все фонды обязаны ежегодно по итогам финансового года проводить независимую аудиторскую проверку своей текущей финансово-бухгалтерской деятельности.
Средства пенсионных накоплений могут инвестироваться в активы, разрешенные для инвестирования средств пенсионных накоплений в соответствии
с положениями Федерального закона № 111 - ФЗ3. Структура инвестиционного портфеля НПФ должна удовлетворять следующим требованиям:
1) максимальная доля одного эмитента или группы связанных эмитентов в инвестиционном портфеле фонда не должна превышать 5 %, за исключением государственных ценных бумаг РФ;
3Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ».
2) депозиты в кредитной организации (кредитных организациях, входящих в одну банковскую группу) и ценные бумаги, эмитированные этой кредитной организацией (кредитными организациями, входящими в одну банковскую группу), не должны в сумме превышать 10% инвестиционного портфеля фонда;
3) максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда ценных бумаг, эмитированных аффилированными лицами фонда, управляющей компании, специализированного депозитария и актуария, не должна превышать 5 %;
4) максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда акций одного эмитента не должна превышать 10 % его капитализации;
5) максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда облигаций одного эмитента не должна превышать 10 % совокупного объема находящихся в обращении облигаций данного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг РФ;
6) максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда ценных бумаг одного эмитента не должна превышать 15% капитализации данного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг РФ, и не должна превышать 15%
выпуска ценных бумаг субъекта РФ4.
Доход, полученный от инвестирования средств пенсионных накоплений, направляется на пополнение средств пенсионных накоплений, покрытие расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности фонда, формирование имущества, предназначенного для уставной деятельности фонда.
То есть, по сути, негосударственный пенсионный фонд аккумулирует и перераспределяет финансовые ресурсы для последующего финансирования общественных потребностей в дополнительном пенсионном обеспечении.
Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие основные функции НПФ:
• аккумулирующую — сбор и аккумулирование пенсионных взносов;
• учетно-контрольную — ведение учета и контроля за всеми средствами фонда;
• организационно-правовую — заключение до говоров между физическими и
4 Михальчук В. Ю. Негосударственные пенсионные фонды: риски и формирование пассивов// Финансы. - 2000. - № 3. — С. 45.
• юридическими лицами;
• стимулирующую — оказание материальной поддержки населению, содействие развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития, тем самым стимулируя развитие экономики страны;
• политическую — сглаживание диспропорций в уровне социального обеспечения различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку путем стабилизации общественных отношений в сфере социальной защиты населения;
• инвестиционную — размещение финансовых средств фонда в приоритетные направления развития национальной экономики в целях по лучения высокого инвестиционного дохода.
Помимо основных функций НПФ выполняют ряд вспомогательных функций:
1. Приведение активов и долговых обязательств в соответствие с запросами потребителей путем удовлетворения потребностей своих клиентов.
Выпущенные долговые обязательства в форме аннуитетов используются клиентами на покрытие социальных расходов в будущем.
2. Сокращение риска финансовых, вложений путем диверсификации инвестиционного портфеля. Фонды большую часть своих средств инвестируют в акции и облигации промышленных компаний, которые подвергаются двоякому риску: во-первых, при изменении рыночной конъюнктуры средние цены на эти акции или облигации изменяются (падают или возрастают); во-вторых, при покупке акций или облигаций одной компании увеличивается риск банкротства фонда. Поэтому такой ситуации вполне можно избежать путем приобретения диверсифицированного инвестиционного портфеля. Таким образом, лица, осуществляющие инвестиции через финансового посредника, в данном случае через негосударственные социальные фонды, подвергаются только риску, связанному с общим движением рыночных цен. Индивидуальные инвесторы, вкладывающие средства в покупку акций или облигаций, подвергаются обеим категориям риска.
3. Уменьшение издержек обращения при размещении финансовых активов на финансовом рынке путем рас четов и оценок уровня коммерческого риска. Издержки,
27
связанные с получением достоверной информации о фактическом состоянии финансового рынка, удерживают частных лиц от самостоятельного размещения собственных денежных средств. В отличие от физических лиц НПФ распределяют затраты на получение такой информации на все финансовые операции путем незначительного увеличения нормы процента, взимаемого с заемщиков, и незначительного сокращения нормы процента, выплачиваемого вкладчиком, тем самым уменьшая издержки обращения5.
Для анализа места НПФ в финансовой системе государства необходимо, прежде всего, уточнить основные признаки элементов этой системы.
Финансовая система характеризуется, во-первых, совокупностью различных сфер и звеньев финансовых отношений, каждый из которых имеет особенности формирования и использования фондов денежных средств и отличается ролью в общественном воспроизводстве; во-вторых, совокупностью государственных органов и организаций, финансовых и кредитных учреждений, осуществляющих непосредственную финансовую деятельность государства. Финансовая система государства имеет иерархичную структуру (бюджетная система, налоговая система, государственные и негосударственные «социальные» фонды, фонды страхования), элементы которой находятся в определенных взаимосвязях между собой как по вертикали, так и по горизонтали. Сложность финансовой системы обусловлена множеством функций, которые отдельные элементы выполняют в процессе формирования, распределения и перераспределения национального дохода, а также наличием определенных форм и методов формирования денежных фондов, порядка и особенностей их использования.
Исходя из вышесказанного, НПФ является институтом финансовой системы ввиду наличия ряда первичных признаков:
• взносы участников НПФ, равно как и выплаты (сами пенсии), носят сугубо
5 Михальчук В. Ю. Негосударственные пенсионные фонды: риски и формирование пассивов // Финансы. — 2000. — № 3. — С. 45.
денежный характер, эти денежные средства накапливаются и используются в целях удовлетворения возникающих потребностей общества в дополнительном пенсионном обеспечении;
• государство посредством нормативных и правовых актов регулирует деятельность по созданию и функционированию негосударственных пенсионных фондов;
• участвует в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта, так как формирует денежные доходы и накопления граждан и хозяйствующих субъектов, которые те, в свою очередь, используют на расширение воспроизводства, материальное стимулирование работающих и
удовлетворение материальных потребностей. Следует обратить особое внимание на последний признак, так как именно он наиболее точно раскрывает специфику и особенность данного финансового института. По сути, государство осуществляет по большей части регулирующую, а также регламентирующую функции (устанавливает рамки), а фонд работает напрямую с гражданами
(домашними хозяйствами).
3.2. Сравнительная характеристика государственного и негосударственного пенсионного фонда
Негосударственный фонд работает как страховая компания на этапе привлечения финансовых средств, как банковское учреждение ведет учет именных счетов и хранение ценностей, как инвестиционная компания вкладывает свои активы в высокодоходные финансовые инструменты и как фонд социальной защиты несет ответственность перед вкладчиками. Тогда как государственные фонды выступают только в качестве организаций социальной поддержки и защиты населения.
Существует ряд принципиальных различий между государственными и негосударственными пенсионными фондами:
• во-первых, привлечение средств ресурсов в Пенсионный фонд России определено и законодательно установлено в качестве конституционного права и гарантий гражданам России в получении пенсии, а в НПФ средства привлекаются за счет добровольных взносов физических и юридических лиц;
• во-вторых, основной целью функционирования государственного фонда является обеспечение непрерывности общественного воспроизводства и устранения социальной диспропорции, а целью НПФ — построение эффективной
социальной системы, способной обеспечить достойный уровень жизни населения;
• в-третьих, спецификой государственного фонда является то, что формируется он из средств, полученных посредством уплаты обязательных платежей в бюджет, т. е. в формировании ресурсов данного фонда принимают обязательное (установленное законом) участие все хозяйствующие субъекты государства и население; в основе формирования средств НПФ лежит свободное волеизъявление индивидов, реализующее право свободного выбора;
• в-четвертых, ПФР основан на принципе солидарности поколений с использованием без резервного метода финансирования, на против же, НПФ опирается на принципы индивидуального накопления и метод резервного
финансирования;
• в-пятых, механизм функционирования государственного фонда представляет собой распределение полученных взносов целиком на выплаты пенсий в отличие от негосударственного фонда, где финансовые средства
накапливаются, а затем по наступлении пенсионного возраста вкладчику выплачивается сумма, включающая социальные взносы и долю доходов от инвестирования активов. Анализ закономерностей развития как действующих (государственных), так и вновь созданных финансовых институтов (негосударственных пенсионных фондов) и выделение их как элементов финансовой системы свидетельствуют о наличии общих (всегда денежные отношения, отношения перераспределения совокупного продукта, отсутствие эквивалентного обмена, специфическая роль государства в регулировании этих отношений) и специфических признаков в их содержании.
1. Негосударственные пенсионные фонды рассматриваются как важный социальный институт, призванный решать задачи по улучшению материального и социального положения населения. Они предоставляют возможность людям иметь более высокие доходы по сравнению с теми денежными средствами, которые выплачивает им государство. Именно негосударственным пенсионным фондам предстоит занять свободную нишу в финансовой системе страны, чтобы население имело возможность вложить в фонды дополнительные финансовые средства либо самостоятельно, либо через своих представителей (работодателей).
2. Негосударственные пенсионные фонды выступают в роли специфических институтов финансового рынка, аккумулирующих сбережения широких слоев населения для осуществления долгосрочных инвестиций. Небольшой размер минимальных страховых взносов при длительном сроке платежей позволяет привлекать сбережения населения и денежные средства работодателей. Аккумулированные в фондах финансовые активы направляются на цели долгосрочного инвестирования, тем самым позволяют НПФ активно участвовать в финансировании программ с низкой доходностью, высокой надежностью и длительным сроком реализации. Практически ни один из финансовых институтов не имеет конкурентных преимуществ перед НПФ в данном сегменте рынка долгосрочных инвестиций, поскольку их деятельность ограничена более жесткими требованиями ликвидности активов. Поэтому система негосударственных пенсионных фондов стала одним из крупнейших источников реальных инвестиционных ресурсов в стране, обеспечивая чрезвычайно долгосрочный характер финансовых отношений с вкладчиками и участниками, предполагающий соответствующее перспективное планирование в условиях неопределенности в будущем.