Пенсионная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение пенсионной системы России.
Для реализации цели работы необходимо выполнить поставленные задачи:
1. рассмотреть процесс реформирования пенсионной системы, выявить условия ее эффективной действенности.
2. произвести оценку результатов проведения пенсионной реформы в России
3. выяснить значение негосударственного пенсионного фонда, его роль в финансовой системе страны.

Работа содержит 1 файл

Пенсионная реформа.doc

— 258.00 Кб (Скачать)

Поскольку НПФ отвечает по своим обязатель­ствам всем принадлежащим ему имуществом, то для осуществления своей деятельности величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда ФЗ № 14 от 2003г. установлена в следующих размерах:

•           с 1 января 2003 г. — не менее 3 млн руб.;

•           с 1 января 2005 г. - не менее 30 млн руб.;

•           с 1 июля 2009 г. — не менее 50 млн руб.

В целях перманентного контроля финансо­вой обеспеченности долгосрочных пенсионных обязательств и их соответствия накопленным пен­сионным правам застрахованных в НПФ лиц по обязательным и добровольным видам пенсионного страхования деятельность НПФ подлежит ежегод­ному актуарному оцениванию по итогам финансо­вого года. Актуарное оценивание включает:

1)              анализ исполнения финансовых функций фонда;

2)              долгосрочный прогноз основных параметров деятельности фонда;

3) оценку финансовой сбалансированности (обеспеченности) обязательств фонда перед за­ страхованными;

4) выработку требований по поддержанию финансовой устойчивости бюджета НПФ по текущим пенсионным обязательствам;

5) разработку рекомендаций по обеспечению финансовой стабильности бюджета НПФ в сред­несрочной и долгосрочной перспективе.

Результатом актуарного оценивания служит актуарное заключение, включающее в себя коли­чественную характеристику принятых конкретным НПФ долгосрочных финансовых обязательств пе­ред вкладчиками, участниками и застрахованными лицами, характеристику стоимости средств пенси­онных резервов и средств пенсионных накоплений, а также конкретные предложения по обеспечению финансовой сбалансированности бюджета НПФ.

Помимо актуарного оценивания финансо­вой обеспеченности накопленных пенсионных обязательств, все фонды обязаны ежегодно по итогам финансового года проводить независимую аудиторскую проверку своей текущей финансово-бухгалтерской деятельности.

Средства пенсионных накоплений могут инвес­тироваться в активы, разрешенные для инвестирова­ния средств пенсионных накоплений в соответствии

с положениями Федерального закона № 111 - ФЗ3. Структура инвестиционного портфеля НПФ должна удовлетворять следующим требованиям:

1)              максимальная доля одного эмитента или группы связанных эмитентов в инвестиционном портфеле фонда не должна превышать 5 %, за ис­ключением государственных ценных бумаг РФ;

3Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвести­ровании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ».

     2)              депозиты в кредитной организации (кредитных организациях, входящих в одну банковскую группу) и ценные бумаги, эмитированные этой кредитной орга­низацией (кредитными организациями, входящими в одну банковскую группу), не должны в сумме превы­шать 10% инвестиционного портфеля фонда;

3)              максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда ценных бумаг, эмитированных аффилированными лицами фонда, управляющей компании, специализированного депозитария и актуария, не должна превышать 5 %;

4) максимальная доля в инвестиционном пор­тфеле фонда акций одного эмитента не должна превышать 10 % его капитализации;

5) максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда облигаций одного эмитента не должна превышать 10 % совокупного объема находящихся в обращении облигаций данного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг РФ;

6)              максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда ценных бумаг одного эмитента не должна превышать 15% капитализации дан­ного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг РФ, и не должна превышать 15%
выпуска ценных бумаг субъекта РФ4.

Доход, полученный от инвестирования средств пенсионных накоплений, направляется на попол­нение средств пенсионных накоплений, покрытие расходов, связанных с обеспечением уставной де­ятельности фонда, формирование имущества, пред­назначенного для уставной деятельности фонда.

То есть, по сути, негосударственный пенси­онный фонд аккумулирует и перераспределяет финансовые ресурсы для последующего финан­сирования общественных потребностей в допол­нительном пенсионном обеспечении.

Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие основные функции НПФ:

•     аккумулирующую — сбор и аккумулирование пенсионных взносов;

•          учетно-контрольную — ведение учета и конт­роля за всеми средствами фонда;

•          организационно-правовую — заключение до говоров между физическими и

4              Михальчук В. Ю. Негосударственные пенсионные фонды: риски и формирование пассивов// Финансы. - 2000. - № 3. — С. 45.

•          юридическими лицами;

•           стимулирующую — оказание материальной поддержки населению, содействие развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития, тем самым стимулируя развитие экономики страны;

•           политическую — сглаживание диспропорций в уровне социального обеспечения различных слоев населения, создание условий, обеспечи­вающих достойную жизнь каждому человеку путем стабилизации общественных отношений в сфере социальной защиты населения;

•          инвестиционную — размещение финансовых средств фонда в приоритетные направления развития национальной экономики в целях по­ лучения высокого инвестиционного дохода.
Помимо основных функций НПФ выполняют ряд вспомогательных функций:

1.    Приведение активов и долговых обязательств в соответствие с запросами потребителей путем удовлетворения потребностей своих клиентов.
Выпущенные долговые обязательства в форме аннуитетов используются клиентами на покрытие социальных расходов в будущем.

2.    Сокращение риска финансовых, вложений путем диверсификации инвестиционного портфеля. Фонды большую часть своих средств инвестируют в акции и облигации промышленных компаний, которые подвергаются двоякому риску: во-первых, при из­менении рыночной конъюнктуры средние цены на эти акции или облигации изменяются (падают или возрастают); во-вторых, при покупке акций или облигаций одной компании увеличивается риск банкротства фонда. Поэтому такой ситуации вполне  можно избежать путем приобретения диверсифицированного инвестиционного портфеля. Таким образом, лица, осуществляющие инвестиции через финансового посредника, в данном случае через негосударственные социальные фонды, подверга­ются только риску, связанному с общим движением рыночных цен. Индивидуальные инвесторы, вкла­дывающие средства в покупку акций или облигаций, подвергаются обеим категориям риска.

3.    Уменьшение издержек обращения при размещении финансовых активов на финансовом рынке путем рас­ четов и оценок уровня коммерческого риска. Издержки,

27

 



связанные с получением достоверной информации о фактическом состоянии финансового рынка, удержи­вают частных лиц от самостоятельного размещения собственных денежных средств. В отличие от физи­ческих лиц НПФ распределяют затраты на получение такой информации на все финансовые операции путем незначительного увеличения нормы процента, взимаемого с заемщиков, и незначительного сокраще­ния нормы процента, выплачиваемого вкладчиком, тем самым уменьшая издержки обращения5.

Для анализа места НПФ в финансовой системе государства необходимо, прежде всего, уточнить основные признаки элементов этой системы.

Финансовая система характеризуется, во-первых, совокупностью различных сфер и звеньев финансовых отношений, каждый из которых име­ет особенности формирования и использования фондов денежных средств и отличается ролью в общественном воспроизводстве; во-вторых, сово­купностью государственных органов и организаций, финансовых и кредитных учреждений, осуществля­ющих непосредственную финансовую деятельность государства. Финансовая система государства имеет иерархичную структуру (бюджетная система, налоговая система, государственные и негосударс­твенные «социальные» фонды, фонды страхования), элементы которой находятся в определенных взаи­мосвязях между собой как по вертикали, так и по горизонтали. Сложность финансовой системы обус­ловлена множеством функций, которые отдельные элементы выполняют в процессе формирования, распределения и перераспределения национального дохода, а также наличием определенных форм и методов формирования денежных фондов, порядка и особенностей их использования.

Исходя из вышесказанного, НПФ является институтом финансовой системы ввиду наличия ряда первичных признаков:

•     взносы участников НПФ, равно как и выплаты (сами пенсии), носят сугубо

5              Михальчук В. Ю. Негосударственные пенсионные фонды: риски и формирование пассивов // Финансы. — 2000. — № 3. — С. 45.

денежный харак­тер, эти денежные средства накапливаются и используются в целях удовлетворения возни­кающих потребностей общества в дополни­тельном пенсионном обеспечении;

•              государство посредством нормативных и пра­вовых актов регулирует деятельность по созда­нию и функционированию негосударственных пенсионных фондов;

•              участвует в процессе распределения и перерас­пределения стоимости валового обществен­ного продукта, так как формирует денежные доходы и накопления граждан и хозяйству­ющих субъектов, которые те, в свою очередь, используют на расширение воспроизводства, материальное стимулирование работающих и
удовлетворение материальных потребностей. Следует обратить особое внимание на послед­ний признак, так как именно он наиболее точно раскрывает специфику и особенность данного финансового института. По сути, государство осу­ществляет по большей части регулирующую, а также регламентирующую функции (устанавливает рамки), а фонд работает напрямую с гражданами
(домашними хозяйствами).

 

              3.2. Сравнительная характеристика государственного и негосударственного пенсионного фонда

 

Негосударственный фонд работает как страхо­вая компания на этапе привлечения финансовых средств, как банковское учреждение ведет учет именных счетов и хранение ценностей, как ин­вестиционная компания вкладывает свои активы в высокодоходные финансовые инструменты и как фонд социальной защиты несет ответственность перед вкладчиками. Тогда как государственные фонды выступают только в качестве организаций социальной поддержки и защиты населения.

Существует ряд принципиальных различий между государственными и негосударственными пенсионными фондами:

•           во-первых, привлечение средств ресурсов в Пенсионный фонд России определено и законодательно установлено в качестве кон­ституционного права и гарантий гражданам России в получении пенсии, а в НПФ средства привлекаются за счет добровольных взносов физических и юридических лиц;

•           во-вторых, основной целью функционирования государственного фонда является обеспечение непрерывности общественного воспроизводс­тва и устранения социальной диспропорции, а целью НПФ — построение эффективной
социальной системы, способной обеспечить достойный уровень жизни населения;

•           в-третьих, спецификой государственного фон­да является то, что формируется он из средств, полученных посредством уплаты обязательных платежей в бюджет, т. е. в формировании ресур­сов данного фонда принимают обязательное (установленное законом) участие все хозяйс­твующие субъекты государства и население; в основе формирования средств НПФ лежит свободное волеизъявление индивидов, реализующее право свободного выбора;

•              в-четвертых, ПФР основан на принципе солидарности поколений с использованием без резервного метода финансирования, на­ против же, НПФ опирается на принципы ин­дивидуального накопления и метод резервного
финансирования;

•              в-пятых, механизм функционирования го­сударственного фонда представляет собой распределение полученных взносов целиком на выплаты пенсий в отличие от негосударс­твенного фонда, где финансовые средства
накапливаются, а затем по наступлении пен­сионного возраста вкладчику выплачивается сумма, включающая социальные взносы и долю доходов от инвестирования активов. Анализ закономерностей развития как дейс­твующих (государственных), так и вновь создан­ных финансовых институтов (негосударственных пенсионных фондов) и выделение их как элементов финансовой системы свидетельствуют о наличии общих (всегда денежные отношения, отношения перераспределения совокупного продукта, отсутс­твие эквивалентного обмена, специфическая роль государства в регулировании этих отношений) и специфических признаков в их содержании.

1.      Негосударственные пенсионные фонды рас­сматриваются как важный социальный инсти­тут, призванный решать задачи по улучшению материального и социального положения населения. Они предоставляют возможность людям иметь более высокие доходы по сравне­нию с теми денежными средствами, которые выплачивает им государство. Именно негосударственным пенсионным фондам предстоит занять свободную нишу в финансовой системе страны, чтобы население имело возможность вложить в фонды дополнительные финансо­вые средства либо самостоятельно, либо через своих представителей (работодателей).

2.      Негосударственные пенсионные фонды вы­ступают в роли специфических институтов финансового рынка, аккумулирующих сбере­жения широких слоев населения для осущест­вления долгосрочных инвестиций. Небольшой размер минимальных страховых взносов при длительном сроке платежей позволяет при­влекать сбережения населения и денежные средства работодателей. Аккумулированные в фондах финансовые активы направляются на цели долгосрочного инвестирования, тем самым позволяют НПФ активно участвовать в финансировании программ с низкой доход­ностью, высокой надежностью и длительным сроком реализации. Практически ни один из финансовых институтов не имеет конкурентных преимуществ перед НПФ в данном сегменте рынка долгосрочных инвестиций, поскольку их деятельность ограничена более жесткими требованиями ликвидности активов. Поэтому система негосударственных пенсионных фон­дов стала одним из крупнейших источников реальных инвестиционных ресурсов в стране, обеспечивая чрезвычайно долгосрочный ха­рактер финансовых отношений с вкладчиками и участниками, предполагающий соответству­ющее перспективное планирование в условиях неопределенности в будущем.

Информация о работе Пенсионная система РФ