Пенсионная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение пенсионной системы России.
Для реализации цели работы необходимо выполнить поставленные задачи:
1. рассмотреть процесс реформирования пенсионной системы, выявить условия ее эффективной действенности.
2. произвести оценку результатов проведения пенсионной реформы в России
3. выяснить значение негосударственного пенсионного фонда, его роль в финансовой системе страны.

Работа содержит 1 файл

Пенсионная реформа.doc

— 258.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В любом социально ориентированном государстве, забота о  незащищённых слоях населения является неотъемлемым элементом государственной политики. Статья 7 Конституции провозглашает Российскую Федерацию, как «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Одним из этапов жизни человека является старость, когда человек по объективным причинам не имеет возможности обеспечивать своё достойное существование или эта возможность существенно ограничена. Поэтому одна из задач государства – создание эффективного механизма, позволяющего этой категории населения реализовать своё Конституционное Право на достойную старость. Такой механизм - Пенсионная система – это совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсионного пособия. Следует также отметить, что материальная поддержка требуется не только пожилым людям, но и гражданам, лишившимся источников дохода вследствие инвалидности, потери кормильца и т.п. Оказание им материальной помощи – ещё одна функция  Пенсионной системы.

Пенсионная система – это сложнейший механизм, любой сбой в котором мгновенно отражается на социальной, политической, а значит и на экономической обстановке в стране. С другой стороны любые экономические, социальные и политические изменения также оказывают влияние на Пенсионную систему. Учитывая то, что уровень пенсионного обеспечения в значительной мере порождает образ жизни пожилых людей, их участие в экономической деятельности, необходимо осознавать ответственность за принимаемые решения и максимально учитывать все последствия преобразований в этой сфере.

Целью работы является изучение пенсионной системы России.                                                                      

Для реализации цели работы необходимо выполнить поставленные задачи:

1. рассмотреть процесс реформирования пенсионной системы, выявить условия ее эффективной действенности.

2. произвести оценку результатов проведения пенсионной реформы в России

3. выяснить значение негосударственного пенсионного фонда, его роль в финансовой системе страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Процесс реформирования пенсионной системы 

В результате реформирования пенси­онная система стала в большей степе­ни отвечать рыночным реалиям. Поя­вилась накопительная часть пенсии, призванная увязать размер пенсии с трудовым вкладом. Постепенно рас­тет интерес работников и работодате­лей к использованию инструментов страхования (обязательного и добро­вольного).

В то же время анализ процесса проведения реформы, а также ее ре­зультатов свидетельствует о ряде серьезных просчетов, негативные последствия которых сказываются на миллионах пожилых граждан, стра­дающих от нехватки денег на самое необходимое, включая лекарства. Конечно, многие сбои в работе пен­сионной системы связаны с админи­стративно-бюрократическими барь­ерами, равнодушием отдельных чи­новников. И все же организационные недочеты - не главное, основное - принципиальная позиция государ­ства и его практические действия. Преодоление накопившихся недос­татков возможно при условии, что государство в соответствии с Консти­туцией и в интересах социальной стабильности и гармонии поколений неформально, а реально возьмет на себя ответственность за пенсионную реформу и скорректирует свои дей­ствия в этой области. То есть, нужна своего рода программа улучшения системы пенсионного обеспечения.

 

1.      1. Задачи и параметры пенсионного обеспечения

 

Главными задачами государства в области пенсионного обеспечения являются создание условий для фор­мирования гражданами соответству­ющих пенсионных накоплений и по­вышение меры своей ответственно­сти перед пенсионерами. Другими словами, оно должно гарантировать любому российскому гражданину достойный минимальный уровень пенсионного обеспечения независи­мо от уровня его доходов, создать условия для формирования населе­нием достаточных пенсионных на­коплений как с помощью механизма обязательных платежей, так и путем развития пенсионного самообеспе­чения граждан. Речь идет об увели­чении отчислений работодателей на основе колдоговоров, а также об ин­дивидуальной инициативе работни­ков. Важно гарантировать полное выполнение обязательств государ­ства перед нынешними пенсионера­ми, включая опережающую по срав­нению с инфляцией индексацию пенсий.

На наш взгляд, достичь этого мож­но посредством реализации следую­щей программы действий.

Распределительная система сох­раняется как уравнительная, обеспе­чивающая социальный минимум (первый уровень пенсионной систе­мы); источник финансирования - специальный пенсионный налог или об­щие доходы бюджета.

Второй уровень образует обяза­тельная страховая накопительная сис­тема, финансируемая либо за счет ра­ботодателя и работника, либо только за счет работника.

Третий уровень - добровольное пенсионное страхование как за счет работодателя (корпоративные пенси­онные программы), так и за счет са­мих работников.

Накопительную пенсионную сис­тему следует отделить от распределительной. Последняя, остается в веде­нии государства, но ее масштабы и значение должны постепенно умень­шаться. Накопительная система (как обязательная, так и добровольная) основывается на использовании част­ных финансовых институтов при серь­езном государственном регулирова­нии и контроле.

Чтобы система работала эффек­тивно, нужны не только четко постав­ленные цели, но и обязательные па­раметры, поддающиеся проверке, а именно:

                 прожиточный минимум пенсионе­ра (регулярно обновляющийся, информация о котором доводится до сведения граждан) должен составлять базовую пенсию и выплачиваться из бюджета каждому гражданину, достигшему пенсионного возраста;

    размер пенсии (включая базовую) должен соответствовать 40%-ному

2

 



коэффициенту замещения заработка. Формирование такой пенсии обеспечивается системой обязательного пенсионного страхования в соответствии с установленным законодатель­но модельным режимом накопления (аналогично принятому в Конвенции МОТ № 102);  общая сумма выплат пенсионеру может достигать суммы, соответствую­щей коэффициенту замещения 75%. Такой размер пенсионных выплат (в дополнение к первым двум) следует обеспечивать системой добровольно­го пенсионного страхования. Чтобы стимулировать развитие различных видов ДПС, а также участие в них ра­ботодателей и работников, указанный размер коэффициента замещения должен служить ориентиром для фор­мирования системы налоговых льгот.    Рассмотрим подробнее эти пара­метры. В действующей пенсионной системе используется понятие гарантированного минимального уровня пенсий. В Законе о трудовых пенсиях эта вели­чина (минимальная сумма страховой и базовой частей) была установлена на уровне 660 руб. После повышения размера базовой пенсии до 900 руб. минимальную сумму перестали уста­навливать; базовая часть трудовой пенсии выступает в качестве гаранти­рованного минимального уровня пенсионного обеспечения. Следует приз­нать, что задача повышения гарантированного минимального уровня пен­сионного обеспечения в целом реша­лась успешно. За период с 2000 по 2005 г. отношение среднего размера назначенной пенсии к ПМ пенсионера выросло в 1,7 раза, а отношение минимального размера пенсии по старости к ПМ - в 2,94 раза. Однако даже систе­матическое повышение размера базо­вой пенсии радикально проблему не решает. Необходимо установить все­общую государственную базовую пен­сию, предоставляемую всем гражда­нам, имеющим право на обязательное пенсионное страхование (за исключе­нием тех, кто получает другие виды го­сударственных пенсий), размер кото­рой обеспечивал бы им средства, ми­нимально достаточные для существо­вания. Ее величину следовало бы за­конодательно "привязать" к ПМ пен­сионера и выплачивать из средств фе­дерального бюджета. Для обеспечения выплаты такой базовой пенсии всем гражданам пенсионного возраста в 2006 г. потребо­вались бы соответствующие отчисле­ния в размере 21,5% ФОТ. С учетом опережающего роста заработной пла­ты по сравнению с инфляцией, наме­чаемого в макроэкономическом прог­нозе МЭРТ, к 2015 г. для выплат пен­сий (равных ПМ пенсионера) будет достаточно 15% ФОТ. Эти средства могут собираться в виде специально­го пенсионного налога с работодате­лей или выделяться из общих дохо­дов бюджета. На этом денежные обязательства государства перед пенсионерами заканчиваются. От прежних пенсионных систем на переходный период останутся только обязательства перед ны­нешними пенсионерами. А вот вопрос о накопленных пенсионных правах и средствах по страховой части трудо­вых пенсий требует дополнительного внимания и соответствующих государственных мер.

                            1.2. Условия эффективности пенсионной системы

 

                            Важнейшим индикатором эффектив­ности пенсионной системы является коэффициент замещения утраченного заработка, который определяется как отношение суммарной величины всех видов пенсий, получаемых челове­ком, к величине его последнего зара­ботка.

Минимальные стандарты пенси­онного обеспечения по старости уста­новлены Конвенцией МОТ № 102: пенсия "типичного получателя" (муже женой пенсионного возраста) должна составлять не менее 40% его зарпла­ты. Открытый для подписания 6 нояб­ря 1990 г. Европейский кодекс соци­ального обеспечения предусматрива­ет по сравнению с Конвенцией МОТ увеличение нормативов: 50% - для одинокого получателя, 65% - для ти­пичного получателя, имеющего иждивенца. Заметим, что по пенсионному закону 1990 г. устанавливались аналогичные параметры: пенсия в разме­ре 55% при выработке установленно­го стажа (25 лет для мужчин и 20 лет для женщин). Максимальный размер пенсии (75% заработка) мог быть достигнут при стаже работы 45 и 40 лет соответственно.

Каким же должен быть размер ЕСН (в % от ФОТ), чтобы собранных средств было достаточно для финан­сирования базовой пенсии на уров­не ПМ?

Напомним, что в накопительной системе величина коэффициента замещения зависит прежде всего от времени накопления и возраста выхо­да на пенсию (то есть расчетного сро­ка выплаты пенсии), а также от соотношения роста заработной платы и доходности размещения пенсионных накоплений. Для стандартного режи­ма накопления (время накопления 30 лет, доходность инвестирования на 3% выше, чем рост заработной платы) относительный коэффициент заме­щения составляет 3,57. Таким обра­зом, если исходить из приемлемого для человека уровня послетрудового замещения утраченного заработка в 75%, то мужчина, выходящий на пен­сию в 60 лет, для достижения требуе­мого уровня пенсии должен 30 лет от­числять на свое пенсионное обеспече­ние 21% заработка.

Естественно, что часть коэффици­ента замещения обеспечивается базо­вой пенсией. Отношение ПМ пенсио­нера к средней зарплате по России ко­леблется в пределах 0,2 - 0,3. Соответ­ственно, для работника, имевшего за­работную плату, вдвое превышающую среднюю по стране, доля коэффициен­та замещения, покрываемая базовой пенсией, составит от 10% до 15%. С учетом этого обстоятельства суммарный процент отчислений для достиже­ния 75%-ного замещения составит для такого работника 16-18% заработка.

Величина относительного коэф­фициента замещения зависит также от соотношения обязательной и доб­ровольной накопительных пенсион­ных систем страхования (НПС).

              Было бы неправильным считать ба­зовую пенсию на уровне ПМ един­ственной социальной гарантией в пен­сионном обеспечении. Для любого трудоспособного человека необходи­мо законодательно установить обязан­ность отчислять некоторую часть зара­ботка на пенсионный счет накопитель­ной системы, открытый по его выбору  в одном из пенсионных фондов. От­числение от 7% до 10% заработка даст человеку (получавшему заработную плату, вдвое превышающую среднюю по стране) право на пенсию в размере 40% заработка. При таком нормативе отчислений на обязательное НПС поч­ти для 75% работающих пенсионное обеспечение будет удовлетворять тре­бованиям Конвенции МОТ № 102.

              Между тем вопросе порядке упла­ты страховых взносов на обязатель­ное пенсионное страхование не так прост, как кажется на первый взгляд. Кто будет оплачивать страховые взно­сы на пенсионное страхование: рабо­тодатель или работник? Это ключевой вопрос при переходе на страховые принципы построения пенсионной системы. Если целью реформы явля­ется кардинальное изменение обще­ственного сознания (в плане его осво­бождения от иждивенческих настрое­ний), то необходимо переходить на уплату страховых взносов самим заст­рахованным лицом. Конечно, для та­кого решения вопроса необходимо разовое увеличение заработной пла­ты по меньшей мере на 10%, то есть на величину страховых взносов, пере­числяемых на обязательное пенсион­ное страхование. Тогда после уплаты страховых взносов размер текущей зарплаты не уменьшится.

              Не представляет трудностей и воп­рос администрирования такими страховыми взносами. Он практически уже решен при уплате налога на доходы физических лиц. На работодателя воз­лагаются функции налогового агента, и законодательно определяются его обязанности по начислению и пере­числению страховщикам установлен­ных взносов. В результате застрахованное лицо ежемесячно при получе­нии расчета по своей заработной плате будет узнавать о размере средств, пе­речисленных на пенсионное страхова­ние. Это позволит самым заинтересо­ванным лицам - будущим пенсионе­рам - контролировать процесс пере­числения своих страховых взносов.

              Переход на уплату страховых взносов работником позволяет также более обоснованно предоставлять на­логовые льготы, исключив перекрест­ное финансирование различных сос­тавляющих будущей пенсии. Для это­го расчет страховых взносов на обяза­тельное накопительное пенсионное страхование должен проводиться после уплаты страховых взносов на добровольное НПС, а расчет налога на доходы физических лиц - после уп­латы страховых взносов на обязатель­ное НПС (чтобы страховые взносы на накопительное пенсионное страхова­ние не облагались НДФЛ).

Информация о работе Пенсионная система РФ