Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:58, курсовая работа
Целью работы является изучение пенсионной системы России.
Для реализации цели работы необходимо выполнить поставленные задачи:
1. рассмотреть процесс реформирования пенсионной системы, выявить условия ее эффективной действенности.
2. произвести оценку результатов проведения пенсионной реформы в России
3. выяснить значение негосударственного пенсионного фонда, его роль в финансовой системе страны.
В любом социально ориентированном государстве, забота о незащищённых слоях населения является неотъемлемым элементом государственной политики. Статья 7 Конституции провозглашает Российскую Федерацию, как «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Одним из этапов жизни человека является старость, когда человек по объективным причинам не имеет возможности обеспечивать своё достойное существование или эта возможность существенно ограничена. Поэтому одна из задач государства – создание эффективного механизма, позволяющего этой категории населения реализовать своё Конституционное Право на достойную старость. Такой механизм - Пенсионная система – это совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсионного пособия. Следует также отметить, что материальная поддержка требуется не только пожилым людям, но и гражданам, лишившимся источников дохода вследствие инвалидности, потери кормильца и т.п. Оказание им материальной помощи – ещё одна функция Пенсионной системы.
Пенсионная система – это сложнейший механизм, любой сбой в котором мгновенно отражается на социальной, политической, а значит и на экономической обстановке в стране. С другой стороны любые экономические, социальные и политические изменения также оказывают влияние на Пенсионную систему. Учитывая то, что уровень пенсионного обеспечения в значительной мере порождает образ жизни пожилых людей, их участие в экономической деятельности, необходимо осознавать ответственность за принимаемые решения и максимально учитывать все последствия преобразований в этой сфере.
Целью работы является изучение пенсионной системы России.
Для реализации цели работы необходимо выполнить поставленные задачи:
1. рассмотреть процесс реформирования пенсионной системы, выявить условия ее эффективной действенности.
2. произвести оценку результатов проведения пенсионной реформы в России
3. выяснить значение негосударственного пенсионного фонда, его роль в финансовой системе страны.
1. Процесс реформирования пенсионной системы
В результате реформирования пенсионная система стала в большей степени отвечать рыночным реалиям. Появилась накопительная часть пенсии, призванная увязать размер пенсии с трудовым вкладом. Постепенно растет интерес работников и работодателей к использованию инструментов страхования (обязательного и добровольного).
В то же время анализ процесса проведения реформы, а также ее результатов свидетельствует о ряде серьезных просчетов, негативные последствия которых сказываются на миллионах пожилых граждан, страдающих от нехватки денег на самое необходимое, включая лекарства. Конечно, многие сбои в работе пенсионной системы связаны с административно-
1. 1. Задачи и параметры пенсионного обеспечения
Главными задачами государства в области пенсионного обеспечения являются создание условий для формирования гражданами соответствующих пенсионных накоплений и повышение меры своей ответственности перед пенсионерами. Другими словами, оно должно гарантировать любому российскому гражданину достойный минимальный уровень пенсионного обеспечения независимо от уровня его доходов, создать условия для формирования населением достаточных пенсионных накоплений как с помощью механизма обязательных платежей, так и путем развития пенсионного самообеспечения граждан. Речь идет об увеличении отчислений работодателей на основе колдоговоров, а также об индивидуальной инициативе работников. Важно гарантировать полное выполнение обязательств государства перед нынешними пенсионерами, включая опережающую по сравнению с инфляцией индексацию пенсий.
На наш взгляд, достичь этого можно посредством реализации следующей программы действий.
Распределительная система сохраняется как уравнительная, обеспечивающая социальный минимум (первый уровень пенсионной системы); источник финансирования - специальный пенсионный налог или общие доходы бюджета.
Второй уровень образует обязательная страховая накопительная система, финансируемая либо за счет работодателя и работника, либо только за счет работника.
Третий уровень - добровольное пенсионное страхование как за счет работодателя (корпоративные пенсионные программы), так и за счет самих работников.
Накопительную пенсионную систему следует отделить от распределительной. Последняя, остается в ведении государства, но ее масштабы и значение должны постепенно уменьшаться. Накопительная система (как обязательная, так и добровольная) основывается на использовании частных финансовых институтов при серьезном государственном регулировании и контроле.
Чтобы система работала эффективно, нужны не только четко поставленные цели, но и обязательные параметры, поддающиеся проверке, а именно:
прожиточный минимум пенсионера (регулярно обновляющийся, информация о котором доводится до сведения граждан) должен составлять базовую пенсию и выплачиваться из бюджета каждому гражданину, достигшему пенсионного возраста;
размер пенсии (включая базовую) должен соответствовать 40%-ному
2
коэффициенту замещения заработка. Формирование такой пенсии обеспечивается системой обязательного пенсионного страхования в соответствии с установленным законодательно модельным режимом накопления (аналогично принятому в Конвенции МОТ № 102); общая сумма выплат пенсионеру может достигать суммы, соответствующей коэффициенту замещения 75%. Такой размер пенсионных выплат (в дополнение к первым двум) следует обеспечивать системой добровольного пенсионного страхования. Чтобы стимулировать развитие различных видов ДПС, а также участие в них работодателей и работников, указанный размер коэффициента замещения должен служить ориентиром для формирования системы налоговых льгот. Рассмотрим подробнее эти параметры. В действующей пенсионной системе используется понятие гарантированного минимального уровня пенсий. В Законе о трудовых пенсиях эта величина (минимальная сумма страховой и базовой частей) была установлена на уровне 660 руб. После повышения размера базовой пенсии до 900 руб. минимальную сумму перестали устанавливать; базовая часть трудовой пенсии выступает в качестве гарантированного минимального уровня пенсионного обеспечения. Следует признать, что задача повышения гарантированного минимального уровня пенсионного обеспечения в целом решалась успешно. За период с 2000 по 2005 г. отношение среднего размера назначенной пенсии к ПМ пенсионера выросло в 1,7 раза, а отношение минимального размера пенсии по старости к ПМ - в 2,94 раза. Однако даже систематическое повышение размера базовой пенсии радикально проблему не решает. Необходимо установить всеобщую государственную базовую пенсию, предоставляемую всем гражданам, имеющим право на обязательное пенсионное страхование (за исключением тех, кто получает другие виды государственных пенсий), размер которой обеспечивал бы им средства, минимально достаточные для существования. Ее величину следовало бы законодательно "привязать" к ПМ пенсионера и выплачивать из средств федерального бюджета. Для обеспечения выплаты такой базовой пенсии всем гражданам пенсионного возраста в 2006 г. потребовались бы соответствующие отчисления в размере 21,5% ФОТ. С учетом опережающего роста заработной платы по сравнению с инфляцией, намечаемого в макроэкономическом прогнозе МЭРТ, к 2015 г. для выплат пенсий (равных ПМ пенсионера) будет достаточно 15% ФОТ. Эти средства могут собираться в виде специального пенсионного налога с работодателей или выделяться из общих доходов бюджета. На этом денежные обязательства государства перед пенсионерами заканчиваются. От прежних пенсионных систем на переходный период останутся только обязательства перед нынешними пенсионерами. А вот вопрос о накопленных пенсионных правах и средствах по страховой части трудовых пенсий требует дополнительного внимания и соответствующих государственных мер.
1.2. Условия эффективности пенсионной системы
Важнейшим индикатором эффективности пенсионной системы является коэффициент замещения утраченного заработка, который определяется как отношение суммарной величины всех видов пенсий, получаемых человеком, к величине его последнего заработка.
Минимальные стандарты пенсионного обеспечения по старости установлены Конвенцией МОТ № 102: пенсия "типичного получателя" (муже женой пенсионного возраста) должна составлять не менее 40% его зарплаты. Открытый для подписания 6 ноября 1990 г. Европейский кодекс социального обеспечения предусматривает по сравнению с Конвенцией МОТ увеличение нормативов: 50% - для одинокого получателя, 65% - для типичного получателя, имеющего иждивенца. Заметим, что по пенсионному закону 1990 г. устанавливались аналогичные параметры: пенсия в размере 55% при выработке установленного стажа (25 лет для мужчин и 20 лет для женщин). Максимальный размер пенсии (75% заработка) мог быть достигнут при стаже работы 45 и 40 лет соответственно.
Каким же должен быть размер ЕСН (в % от ФОТ), чтобы собранных средств было достаточно для финансирования базовой пенсии на уровне ПМ?
Напомним, что в накопительной системе величина коэффициента замещения зависит прежде всего от времени накопления и возраста выхода на пенсию (то есть расчетного срока выплаты пенсии), а также от соотношения роста заработной платы и доходности размещения пенсионных накоплений. Для стандартного режима накопления (время накопления 30 лет, доходность инвестирования на 3% выше, чем рост заработной платы) относительный коэффициент замещения составляет 3,57. Таким образом, если исходить из приемлемого для человека уровня послетрудового замещения утраченного заработка в 75%, то мужчина, выходящий на пенсию в 60 лет, для достижения требуемого уровня пенсии должен 30 лет отчислять на свое пенсионное обеспечение 21% заработка.
Естественно, что часть коэффициента замещения обеспечивается базовой пенсией. Отношение ПМ пенсионера к средней зарплате по России колеблется в пределах 0,2 - 0,3. Соответственно, для работника, имевшего заработную плату, вдвое превышающую среднюю по стране, доля коэффициента замещения, покрываемая базовой пенсией, составит от 10% до 15%. С учетом этого обстоятельства суммарный процент отчислений для достижения 75%-ного замещения составит для такого работника 16-18% заработка.
Величина относительного коэффициента замещения зависит также от соотношения обязательной и добровольной накопительных пенсионных систем страхования (НПС).
Было бы неправильным считать базовую пенсию на уровне ПМ единственной социальной гарантией в пенсионном обеспечении. Для любого трудоспособного человека необходимо законодательно установить обязанность отчислять некоторую часть заработка на пенсионный счет накопительной системы, открытый по его выбору в одном из пенсионных фондов. Отчисление от 7% до 10% заработка даст человеку (получавшему заработную плату, вдвое превышающую среднюю по стране) право на пенсию в размере 40% заработка. При таком нормативе отчислений на обязательное НПС почти для 75% работающих пенсионное обеспечение будет удовлетворять требованиям Конвенции МОТ № 102.
Между тем вопросе порядке уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не так прост, как кажется на первый взгляд. Кто будет оплачивать страховые взносы на пенсионное страхование: работодатель или работник? Это ключевой вопрос при переходе на страховые принципы построения пенсионной системы. Если целью реформы является кардинальное изменение общественного сознания (в плане его освобождения от иждивенческих настроений), то необходимо переходить на уплату страховых взносов самим застрахованным лицом. Конечно, для такого решения вопроса необходимо разовое увеличение заработной платы по меньшей мере на 10%, то есть на величину страховых взносов, перечисляемых на обязательное пенсионное страхование. Тогда после уплаты страховых взносов размер текущей зарплаты не уменьшится.
Не представляет трудностей и вопрос администрирования такими страховыми взносами. Он практически уже решен при уплате налога на доходы физических лиц. На работодателя возлагаются функции налогового агента, и законодательно определяются его обязанности по начислению и перечислению страховщикам установленных взносов. В результате застрахованное лицо ежемесячно при получении расчета по своей заработной плате будет узнавать о размере средств, перечисленных на пенсионное страхование. Это позволит самым заинтересованным лицам - будущим пенсионерам - контролировать процесс перечисления своих страховых взносов.
Переход на уплату страховых взносов работником позволяет также более обоснованно предоставлять налоговые льготы, исключив перекрестное финансирование различных составляющих будущей пенсии. Для этого расчет страховых взносов на обязательное накопительное пенсионное страхование должен проводиться после уплаты страховых взносов на добровольное НПС, а расчет налога на доходы физических лиц - после уплаты страховых взносов на обязательное НПС (чтобы страховые взносы на накопительное пенсионное страхование не облагались НДФЛ).