Пенсионная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение пенсионной системы России.
Для реализации цели работы необходимо выполнить поставленные задачи:
1. рассмотреть процесс реформирования пенсионной системы, выявить условия ее эффективной действенности.
2. произвести оценку результатов проведения пенсионной реформы в России
3. выяснить значение негосударственного пенсионного фонда, его роль в финансовой системе страны.

Работа содержит 1 файл

Пенсионная реформа.doc

— 258.00 Кб (Скачать)

В соответствии с вышеизложенным целесооб­разно бы было изменить базу ЕСН с ФОТ на выручку от реализации, т.е. сделать его оборотным налогом, исчисляемым исходя из объема выручки (оборота), а сумму налога включать в себестоимость.

Если перейти на данный способ расчета взно­сов работодателей в ПФР, то сразу же появляется уникальная возможность максимально упростить механизм расчета размера государственной пенсии работника. Для этого следует рассматривать налог на доходы физических лиц, удержанный с работника в течение всей его трудовой деятельности, в качестве количественного измерителя его права в будущем на соответствующую трудовую пенсию. Несомненно, что при этом размер базовой пенсии должен привя­зываться к прожиточному минимуму и не быть ниже его уровня. В дополнение к этому необходимо также сделать следующее:

1.              Определить уровни доходов (заработной пла­ты) граждан, которые следует считать:

а)              достаточными для «самообеспечения» в сис­теме социального страхования;

б)              требующими солидарной взаимопомощи;

в)              позволяющими оказывать такую помощь.

Для этого требуется провести актуарные расче­ты, принимая во внимание особенности территорий, различных секторов экономики, профессиональных и половозрастных групп населения, а также средне- и долгосрочную ситуацию на рынке труда и демогра­фические прогнозы.

2.              Определить круг причин, приводящих к наступлению не страховых периодов в трудовой деятельности, которые должны солидарно дотиро­ваться всеми страхователями.

Что же касается изменения налогооблагаемой базы ЕСН, то положительный эффект этого очеви­ден. В первую очередь — это нечувствительность к демографическому фактору и вытекающая отсюда способность стабилизировать в перспективе этот бюджет, сделав его независимым от естественного процесса старения населения.

Громадное достоинство этого шага — в его спо­собности радикально улучшить общий климат опла­ты труда в экономике. Обновленный ЕСН снимет с фонда оплаты труда (со всего фонда оплаты труда, а не только с особо высоких окладов и выплат) тяже­лейший (в три раза тяжелее подоходного налога) пресс обязательных социальных платежей. Стало быть, для работодателя появляется возможность не только вывести из тени заработную плату, но и сделать безболезненным процесс ее официального увеличения.

Нельзя также не отметить и технические плюсы этого изменения: упрощение порядка взимания, устра­нение дублирования между Пенсионным фондом РФ и налоговыми органами по вопросу учета доходов.

И основное достоинство — это, конечно, то, что ЕСН, рассчитываемый и уплачиваемый по типу оборотного налога, способен увеличить уже сегод­ня объем поступлений в пенсионный бюджет до размеров, недоступных при сегодняшнем способе финансирования ПФР.

Следует также отметить, что, несмотря на перспективность, в свете вышеизложенного, обя­зательного пенсионного страхования, развитие системы без ее добровольной составляющей, пре­доставленной негосударственными пенсионными фондами и страховыми компаниями, не позволяет добиться целостного результата. В этом плане хоте­лось бы обратить внимание на вопросы, связанные с вложением пенсионных накоплений, что также затрагивает и управляющие компании, в том числе и государственную управляющую компанию.

Подавляющая доля финансовых ресурсов нако­пительной пенсии будет распределяться в основном государственными органами исполнительной власти с использованием государственных ценных бумаг, что означает рост государственных обязательств. В кратковременном плане данный способ позволяет стабилизировать федеральный бюджет. В долго­временной перспективе, наоборот, возврат взятых государственных долгов отрицательно и серьезно скажется на состоянии федерального бюджета. Кроме того, возникает и другая экономическая проблема: при вложении пенсионных накоплений в государственные бумаги, по сути дела, не происходит реального инвестирования, более того, проводимая повышенная эмиссия государственных облигаций может вызвать инфляционные процессы.

Говоря об использовании пенсионных накопле­ний, можно выделить три возможных варианта:

1. Сформированная пенсионная система своими активами не должна стимулировать рост государс­твенной задолженности. То есть для размещения пенсионных накоплений и пенсионных резервов не следует использовать долговые обязательства государства, так как они представляют собой налог с будущих поколений. Средства накопительной пенсионной системы должны быть направлены на увеличение валового внутреннего продукта.

Одновременно приоритетными становятся зада­чи обеспечения финансовой макроэкономической стабильности и натурально-вещественного обеспе­чения денежной массы. Отложенный спрос должен компенсироваться повышением покупательной способности национальной валюты в будущем.

Решение указанной задачи в настоящее время представляется затруднительным, так как нет воз­можности инвестировать пенсионные накопления в государственные ценные бумаги, обеспечивающие увеличение ВВП. Бумаги такого типа просто отсутс­твуют. Привлекательность же государственных бумаг заключается, прежде всего, в гарантиях защиты пен­сионных накоплений. Для развития данного сектора возможен выпуск государственных пенсионных облигаций и пенсионных сберегательных облигаций.

В целях реализации поддержки отечественного производства, научных исследований, капитального строительства и т.п. рассматривается возможность создания корпоративных ценных бумаг, гарантиро­ванных государством.

Перспективным является и вложение средств пенсионных накоплений в ипотечное строительс­тво. С учетом их долгосрочного характера они как нельзя лучше подходят для этого и способны повы­сить сроки ипотечного кредитования до 20 лет, что достаточно актуально.

2.                Основное содержание пенсионной реформы состоит в том, что средства  пенсионных накоплений в период накопления должны работать на будущих пенсионеров. В условиях, когда на сколько-нибудь существенную прибавку к пенсии за счет ее накопи­тельной части могут рассчитывать только те, кому до пенсии остается более 20 лет, значительно возрастает роль социальной составляющей инвестирования пенсионных накоплений. Для будущих пенсионеров важен не только уровень доходности их накоплений, но и то, насколько инвестиции помогают развивать те пенсионные сферы, которые станут для них после выхода на пенсию жизненно важными.

К таким сферам, как правило, относят здравоох­ранение, фармацевтическую и медицинскую промыш­ленность, жилищно-коммунальное хозяйство. Предпо­лагается, что инвестиционные портфели, содержащие предложения о вложении пенсионных накоплений в пенсионную сферу, станут наиболее привлекательными. Вместе с тем необходимо отметить, что каких-либо спе­циализированных активов пенсионной направленности в настоящее время тоже не существует.

3.              Реальный финансовый рынок является наиболее эффективным инструментом реализации пенсионной реформы. Считается, что наибольший доход пенси­онные накопления смогут принести только вне госу­дарственной пенсионной системы. Диверсификация активов, в том числе и установленная законодательно, в совокупности со страхованием и достаточно жестким государственным контролем обеспечат минимизацию рисков. Начнется процесс роста капитализации фон­дового рынка, что в конечном счете приведет к росту экономики России в целом. И хотя на фондовом рынке еще недостаточно активов для надежного длительного размещения, а объемы средств для размещения в иностранные активы законодательно ограничены, разрешен­ ная система может дать хороший результат.

В общем, можно сделать вывод, что необходим определенный период времени для работы с пенси­онными накоплениями, который и покажет наибо­лее эффективные направления деятельности.

2

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Развитие негосударственных пенсионных фондов в финансовой системе страны.

3.1. Сущность, функции и признаки негосударственного пенсионного фонда

 

Реформирование пенсионной системы в усло­виях становления рыночной экономики в России в качестве основной составляющей включает замену принципа «солидарности поколений» на накопи­тельно-инвестиционный принцип и внедрение новых финансовых институтов, альтернативных, дополнительных к государственной системе форм, пенсионного обеспечения — негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Реформа пенсионного обеспечения России предусматривает постепенное увеличение роли дополнительного пенсионного обеспечения и определяет ведущую роль за негосу­дарственными пенсионными фондами, основан­ными на принципе капитализации пенсионных резервов. Переоценить роль НПФ трудно, посколь­ку с их помощью обеспечиваются дополнительные возможности Государственного пенсионного фонда, что актуально для 38,5 млн. пенсионеров1.

Негосударственный пенсионный фонд — не­коммерческая организация социального обеспече­ния, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспече­ние участников пенсионного фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обес­печении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда (п. 1 ст. 2 ФЗ от 07.05.1998 № 75 «О негосударственных пенсионных фондах»)2.

Негосударственный пенсионный фонд опре­деляется как специальная организационно-правовая форма некоммерческой организации, ос­новными видами деятельности которой являются следующие:

•           добровольное пенсионное страхование участ­ников фонда в соответствии с договорами не­ государственного пенсионного обеспечения;

  1Волоховская А. Пенсионные капиталисты // Бухгалтер и компьютер. № 2-2005. С. 22 - 34.

2              Никулин А. Ю., Уэденов Ш.Ш. Финансово-экономический словарь законодательно определенных терминов // М.: Дело,  2002. - С. 102.

 

•           обязательное пенсионное страхование в соот­ветствии с ФЗ № 167 «Об обязательном пен­сионном страховании в РФ» и с договорами об обязательном пенсионном страховании;

•           профессиональное пенсионное страхование в соответствии с ФЗ и договорами о профессиональных пенсионных схемах.

      Деятельность НПФ существенно различается по направлениям добровольного и обязательного пенсионного страхования. Так, в качестве страхов­щика по добровольному пенсионному страхованию фонд выполняет следующие функции:

•           аккумулирование страховых пенсионных взносов;

•           размещение накопленных пенсионных резер­вов;

•           учет пенсионных обязательств фонда перед застрахованными лицами;

•           назначение негосударственных пенсий участ­никам фонда;

•           выплата негосударственных пенсий участникам фонда.

Деятельность фонда в качестве страховщика по добровольному профессиональному страхованию предусматривает:

•              аккумулирование средств пенсионных накоп­лений;

2

 



•       инвестирование средств пенсионных накоп­лений;

•           учет средств пенсионных накоплений застра­хованных лиц;

•           назначение профессиональных пенсий застра­хованным лицам в соответствии с ФЗ;

•           выплату профессиональных пенсий застрахо­ванным лицам в соответствии с ФЗ.
       Деятельность фонда в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию (накопи­тельная часть трудовой пенсии) включает в себя:

•           аккумулирование средств обязательных пен­сионных накоплений;

•           организацию инвестирования средств этих пенсионных накоплений;

•           учет средств этих пенсионных накоплений застрахованных лиц;

•           назначение накопительной части трудовой пенсии застрахованным;

•           выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованным.

При этом каждый вид деятельности НПФ осуществляется полностью независимо один от другого на основании договора о пенсионном стра­ховании. Порядок и условия исполнения фондом своих обязательств по добровольному пенсионному страхованию определены в пенсионных правилах НПФ. Это исходная база для формирования усло­вий пенсионных договоров.

Собственное имущество НПФ подразделяется на имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда; пенсионные резер­вы; пенсионные накопления.

Законом строго регламентирована структура источников этого имущества, так как предельный размер части суммы пенсионного взноса не может превышать 3 % суммы взноса, дохода НПФ от ис­пользования, в том числе размещения имущества, предназначенного для обеспечения уставной де­ятельности фонда.

Негосударственный пенсионный фонд для обеспечения собственной платежеспособности перед участниками фонда обязан формировать пенсионные резервы, включающие необходимый объем ресурсов на покрытие пенсионных обязательств и страховой резерв, формируемый для обеспечения устойчивости исполнения обязательств перед своими участниками (брокеры, кредитные организации, вовлеченные в процесс размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений).

Исходя из рассмотренных выше институци­ональных основ, деятельность НПФ имеет ряд организационных и экономических особенностей, которые накладывают определенные требования к их текущей деятельности и к методам их государственного регулирования.

Информация о работе Пенсионная система РФ