Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:58, курсовая работа
Целью работы является изучение пенсионной системы России.
Для реализации цели работы необходимо выполнить поставленные задачи:
1. рассмотреть процесс реформирования пенсионной системы, выявить условия ее эффективной действенности.
2. произвести оценку результатов проведения пенсионной реформы в России
3. выяснить значение негосударственного пенсионного фонда, его роль в финансовой системе страны.
В соответствии с вышеизложенным целесообразно бы было изменить базу ЕСН с ФОТ на выручку от реализации, т.е. сделать его оборотным налогом, исчисляемым исходя из объема выручки (оборота), а сумму налога включать в себестоимость.
Если перейти на данный способ расчета взносов работодателей в ПФР, то сразу же появляется уникальная возможность максимально упростить механизм расчета размера государственной пенсии работника. Для этого следует рассматривать налог на доходы физических лиц, удержанный с работника в течение всей его трудовой деятельности, в качестве количественного измерителя его права в будущем на соответствующую трудовую пенсию. Несомненно, что при этом размер базовой пенсии должен привязываться к прожиточному минимуму и не быть ниже его уровня. В дополнение к этому необходимо также сделать следующее:
1. Определить уровни доходов (заработной платы) граждан, которые следует считать:
а) достаточными для «самообеспечения» в системе социального страхования;
б) требующими солидарной взаимопомощи;
в) позволяющими оказывать такую помощь.
Для этого требуется провести актуарные расчеты, принимая во внимание особенности территорий, различных секторов экономики, профессиональных и половозрастных групп населения, а также средне- и долгосрочную ситуацию на рынке труда и демографические прогнозы.
2. Определить круг причин, приводящих к наступлению не страховых периодов в трудовой деятельности, которые должны солидарно дотироваться всеми страхователями.
Что же касается изменения налогооблагаемой базы ЕСН, то положительный эффект этого очевиден. В первую очередь — это нечувствительность к демографическому фактору и вытекающая отсюда способность стабилизировать в перспективе этот бюджет, сделав его независимым от естественного процесса старения населения.
Громадное достоинство этого шага — в его способности радикально улучшить общий климат оплаты труда в экономике. Обновленный ЕСН снимет с фонда оплаты труда (со всего фонда оплаты труда, а не только с особо высоких окладов и выплат) тяжелейший (в три раза тяжелее подоходного налога) пресс обязательных социальных платежей. Стало быть, для работодателя появляется возможность не только вывести из тени заработную плату, но и сделать безболезненным процесс ее официального увеличения.
Нельзя также не отметить и технические плюсы этого изменения: упрощение порядка взимания, устранение дублирования между Пенсионным фондом РФ и налоговыми органами по вопросу учета доходов.
И основное достоинство — это, конечно, то, что ЕСН, рассчитываемый и уплачиваемый по типу оборотного налога, способен увеличить уже сегодня объем поступлений в пенсионный бюджет до размеров, недоступных при сегодняшнем способе финансирования ПФР.
Следует также отметить, что, несмотря на перспективность, в свете вышеизложенного, обязательного пенсионного страхования, развитие системы без ее добровольной составляющей, предоставленной негосударственными пенсионными фондами и страховыми компаниями, не позволяет добиться целостного результата. В этом плане хотелось бы обратить внимание на вопросы, связанные с вложением пенсионных накоплений, что также затрагивает и управляющие компании, в том числе и государственную управляющую компанию.
Подавляющая доля финансовых ресурсов накопительной пенсии будет распределяться в основном государственными органами исполнительной власти с использованием государственных ценных бумаг, что означает рост государственных обязательств. В кратковременном плане данный способ позволяет стабилизировать федеральный бюджет. В долговременной перспективе, наоборот, возврат взятых государственных долгов отрицательно и серьезно скажется на состоянии федерального бюджета. Кроме того, возникает и другая экономическая проблема: при вложении пенсионных накоплений в государственные бумаги, по сути дела, не происходит реального инвестирования, более того, проводимая повышенная эмиссия государственных облигаций может вызвать инфляционные процессы.
Говоря об использовании пенсионных накоплений, можно выделить три возможных варианта:
1. Сформированная пенсионная система своими активами не должна стимулировать рост государственной задолженности. То есть для размещения пенсионных накоплений и пенсионных резервов не следует использовать долговые обязательства государства, так как они представляют собой налог с будущих поколений. Средства накопительной пенсионной системы должны быть направлены на увеличение валового внутреннего продукта.
Одновременно приоритетными становятся задачи обеспечения финансовой макроэкономической стабильности и натурально-вещественного обеспечения денежной массы. Отложенный спрос должен компенсироваться повышением покупательной способности национальной валюты в будущем.
Решение указанной задачи в настоящее время представляется затруднительным, так как нет возможности инвестировать пенсионные накопления в государственные ценные бумаги, обеспечивающие увеличение ВВП. Бумаги такого типа просто отсутствуют. Привлекательность же государственных бумаг заключается, прежде всего, в гарантиях защиты пенсионных накоплений. Для развития данного сектора возможен выпуск государственных пенсионных облигаций и пенсионных сберегательных облигаций.
В целях реализации поддержки отечественного производства, научных исследований, капитального строительства и т.п. рассматривается возможность создания корпоративных ценных бумаг, гарантированных государством.
Перспективным является и вложение средств пенсионных накоплений в ипотечное строительство. С учетом их долгосрочного характера они как нельзя лучше подходят для этого и способны повысить сроки ипотечного кредитования до 20 лет, что достаточно актуально.
2. Основное содержание пенсионной реформы состоит в том, что средства пенсионных накоплений в период накопления должны работать на будущих пенсионеров. В условиях, когда на сколько-нибудь существенную прибавку к пенсии за счет ее накопительной части могут рассчитывать только те, кому до пенсии остается более 20 лет, значительно возрастает роль социальной составляющей инвестирования пенсионных накоплений. Для будущих пенсионеров важен не только уровень доходности их накоплений, но и то, насколько инвестиции помогают развивать те пенсионные сферы, которые станут для них после выхода на пенсию жизненно важными.
К таким сферам, как правило, относят здравоохранение, фармацевтическую и медицинскую промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство. Предполагается, что инвестиционные портфели, содержащие предложения о вложении пенсионных накоплений в пенсионную сферу, станут наиболее привлекательными. Вместе с тем необходимо отметить, что каких-либо специализированных активов пенсионной направленности в настоящее время тоже не существует.
3. Реальный финансовый рынок является наиболее эффективным инструментом реализации пенсионной реформы. Считается, что наибольший доход пенсионные накопления смогут принести только вне государственной пенсионной системы. Диверсификация активов, в том числе и установленная законодательно, в совокупности со страхованием и достаточно жестким государственным контролем обеспечат минимизацию рисков. Начнется процесс роста капитализации фондового рынка, что в конечном счете приведет к росту экономики России в целом. И хотя на фондовом рынке еще недостаточно активов для надежного длительного размещения, а объемы средств для размещения в иностранные активы законодательно ограничены, разрешен ная система может дать хороший результат.
В общем, можно сделать вывод, что необходим определенный период времени для работы с пенсионными накоплениями, который и покажет наиболее эффективные направления деятельности.
2
3. Развитие негосударственных пенсионных фондов в финансовой системе страны.
3.1. Сущность, функции и признаки негосударственного пенсионного фонда
Реформирование пенсионной системы в условиях становления рыночной экономики в России в качестве основной составляющей включает замену принципа «солидарности поколений» на накопительно-инвестиционный принцип и внедрение новых финансовых институтов, альтернативных, дополнительных к государственной системе форм, пенсионного обеспечения — негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Реформа пенсионного обеспечения России предусматривает постепенное увеличение роли дополнительного пенсионного обеспечения и определяет ведущую роль за негосударственными пенсионными фондами, основанными на принципе капитализации пенсионных резервов. Переоценить роль НПФ трудно, поскольку с их помощью обеспечиваются дополнительные возможности Государственного пенсионного фонда, что актуально для 38,5 млн. пенсионеров1.
Негосударственный пенсионный фонд — некоммерческая организация социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников пенсионного фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда (п. 1 ст. 2 ФЗ от 07.05.1998 № 75 «О негосударственных пенсионных фондах»)2.
Негосударственный пенсионный фонд определяется как специальная организационно-правовая форма некоммерческой организации, основными видами деятельности которой являются следующие:
• добровольное пенсионное страхование участников фонда в соответствии с договорами не государственного пенсионного обеспечения;
1Волоховская А. Пенсионные капиталисты // Бухгалтер и компьютер. № 2-2005. С. 22 - 34.
2 Никулин А. Ю., Уэденов Ш.Ш. Финансово-экономический словарь законодательно определенных терминов // М.: Дело, 2002. - С. 102.
• обязательное пенсионное страхование в соответствии с ФЗ № 167 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и с договорами об обязательном пенсионном страховании;
• профессиональное пенсионное страхование в соответствии с ФЗ и договорами о профессиональных пенсионных схемах.
Деятельность НПФ существенно различается по направлениям добровольного и обязательного пенсионного страхования. Так, в качестве страховщика по добровольному пенсионному страхованию фонд выполняет следующие функции:
• аккумулирование страховых пенсионных взносов;
• размещение накопленных пенсионных резервов;
• учет пенсионных обязательств фонда перед застрахованными лицами;
• назначение негосударственных пенсий участникам фонда;
• выплата негосударственных пенсий участникам фонда.
Деятельность фонда в качестве страховщика по добровольному профессиональному страхованию предусматривает:
• аккумулирование средств пенсионных накоплений;
2
• инвестирование средств пенсионных накоплений;
• учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц;
• назначение профессиональных пенсий застрахованным лицам в соответствии с ФЗ;
• выплату профессиональных пенсий застрахованным лицам в соответствии с ФЗ.
Деятельность фонда в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию (накопительная часть трудовой пенсии) включает в себя:
• аккумулирование средств обязательных пенсионных накоплений;
• организацию инвестирования средств этих пенсионных накоплений;
• учет средств этих пенсионных накоплений застрахованных лиц;
• назначение накопительной части трудовой пенсии застрахованным;
• выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованным.
При этом каждый вид деятельности НПФ осуществляется полностью независимо один от другого на основании договора о пенсионном страховании. Порядок и условия исполнения фондом своих обязательств по добровольному пенсионному страхованию определены в пенсионных правилах НПФ. Это исходная база для формирования условий пенсионных договоров.
Собственное имущество НПФ подразделяется на имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда; пенсионные резервы; пенсионные накопления.
Законом строго регламентирована структура источников этого имущества, так как предельный размер части суммы пенсионного взноса не может превышать 3 % суммы взноса, дохода НПФ от использования, в том числе размещения имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда.
Негосударственный пенсионный фонд для обеспечения собственной платежеспособности перед участниками фонда обязан формировать пенсионные резервы, включающие необходимый объем ресурсов на покрытие пенсионных обязательств и страховой резерв, формируемый для обеспечения устойчивости исполнения обязательств перед своими участниками (брокеры, кредитные организации, вовлеченные в процесс размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений).
Исходя из рассмотренных выше институциональных основ, деятельность НПФ имеет ряд организационных и экономических особенностей, которые накладывают определенные требования к их текущей деятельности и к методам их государственного регулирования.