Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 20:23, курсовая работа
Изъяны и противоречия, накопившиеся в старой пенсионной модели, поставили ее на грань кризиса, из которого за счет косметических изменений старого пенсионного законодательства, нельзя было выйти. Речь могла идти только о создании новой модели системы пенсионного обеспечения, которая была бы свободна от недостатков и противоречий, характерных для прежней модели.
Введение 3
Понятие и структура пенсионной системы государства. 5
Организационно-финансовые основы пенсионной системы. 11
Проблемы функционирования пенсионной системы РФ и
необходимость ее реформирования. 19
Заключение 27
Список использованных источников 30
Приложение
Объем пенсионных накоплений НПФ во II квартале 2009 года вырос на 43,7% до 67,3 млрд. рублей — в этом квартале Пенсионный фонд РФ наконец перевел в фонды и УК деньги за 2007 год. Объем же пенсионных резервов вырос незначительно — на 3,9% до 476,7 млрд. Это может объясняться тем, что в начале 2009 года многие НПФ в соответствии с письмом Минфина не провели переоценку и отразили активы по состоянию на 30 июня 2008 года, а также тем, что облигации компаний-банкротов в соответствии с методикой ФСФР ранее учитывались не по рыночной цене, полагает президент НПФ «Оборонно-промышленный» Ольга Лапина. «Теперь переоценка в основном сделана, а облигации банкротов учитываются по нулям, так что II квартал точнее отражает состояние системы», — уверена она [31].
НПФ делятся на корпоративные и открытые.
Корпоративные считаются НПФ, созданные одной крупной компанией организацией (или группой связанных организаций) для обслуживания только или преимущественно сотрудников этой организации. Вкладчиками корпоративных фондов являются главным образом его учредители или подконтрольные им фирмы.
Под открытыми фондами понимаются НПФ, ориентированные на самостоятельный поиск клиентов и привлечение их к сотрудничеству на рыночных принципах. Такие фонды могут концентрировать свою деятельность либо на работе с частными лицами - будущими пенсионерами, либо на работе с предприятиями - работодателями, намеренными обеспечить пенсии своим сотрудникам в будущем, но по отношению к НПФ выступающими лишь клиентами, а не учредителями.
Любопытный
факт: государственную пенсию нельзя
оставить в наследство, потому как
она фактически является пожизненной
с момента выхода на пенсию. В
случае с НПФ дело обстоит иначе.
Мы вкладываем деньги в НПФ и можем
завещать накопленное. Например: если
вам сейчас 25 лет и вы только начинаете
трудовую деятельность, специалисты
пенсионного фонда могут
В
2002 г. произошел переход к
С 01.01.2010 пенсионные права, приобретенные до 2002 г., дополнительно проиндексированы на 10% плюс 1% дополнительной индексации за каждый год стажа, заработанный до 1991 г. Данная мера затронула 98% нынешних получателей пенсии. В рамках подготовки к валоризации был осуществлен мониторинг 35 млн. пенсионных дел. При этом 11,6 млн. пенсионерам был уточнен стаж. В результате средний размер трудовой пенсии в целом по стране увеличился на 1014 руб. и составил 7334 руб., средний размер трудовой пенсии по старости - на 1090 руб. (7692 руб.), по инвалидности - на 354 руб. (4960 руб.), по случаю потери кормильца - на 675 руб. (4387 руб.). Особенно существенной прибавка оказалась для ветеранов Великой Отечественной войны и лиц старше 70 лет - 1700 - 1800 руб. Прибавку свыше 1000 руб. получила почти половина российских пенсионеров. При этом у четверти получателей трудовых пенсий рост доходов превысил 1500 руб.[30].
Из
второй главы можно сделать вывод,
что источниками формирования пенсионного
фонда являются обязательный страховые
взносы работодателей и работающих
граждан, ассигнования из федерального
бюджета. Государство активно работает
в пенсионной системе, стараясь «всячески
улучшить» социальное положение
граждан. Предоставляет возможность
выбора выбрать государственный
или негосударственный
3.Проблема
функционирования пенсионной системы
РФ и необходимость ее реформирования
Состояние действующей системы пенсионного обеспечения в РФ представляет собой одну из острейших социально-экономических проблем.
Социальная значимость пенсионного обеспечения определяется тем, что оно затрагивает жизненно важные интересы большого количества людей.
В настоящее время реализована лишь незначительная
часть концептуальных задач пенсионной
реформы, важнейшие положения, предусмотренные
принятыми программными документами,
решаются непоследовательно, а ряд из
них (реформирование института льготных
пенсий и создание профессиональных пенсионных
систем) нормативно еще не закреплены.
Материальное положение российских пенсионеров
не соответствует представлениям о достойной
старости. Средний коэффициент замещения
по России в течение последних лет снижается,
поскольку темпы роста пенсий отстают
от темпов роста заработной платы.
Соотношение между населением трудоспособного и пенсионного возрастов, от которого зависит финансовая устойчивость пенсионной системы в нашей стране, является менее благоприятным, чем в подавляющем большинством развитых стран (за исключением Франции и Италии). Это происходит несмотря на то, что Россия в настоящее время существенно отстает от развитых стран по средней продолжительности жизни[21].
Также в России существует низкое соотношение между лицами трудоспособного возраста и пенсионерами. Это вызвано не только демографическими факторами и уровнем занятости в экономике, но и широким распространением в России практики досрочного выхода на пенсию, по существу снижающим фактический возраст выхода на пенсию по сравнению с общеустановленным на 1,5-2 года. До 25% общей численности пенсионеров получили пенсию досрочно. В частности, в целях привлечения работников на должности, связанные с неблагоприятными условиями труда, а также в районы Крайнего Севера, принят целый ряд нормативных правовых актов, предусматривающих снижение общеустановленного пенсионного возраста на 5, 10 или даже 15 лет. Также существенную роль играет более низкий в России возраст выхода на пенсию по сравнению с некоторыми другими странами. За границей этот показатель в основном равен 65 годам для мужчин и для женщин.
Анализ
динамики соотношения занятого трудоспособного
населения и пенсионеров страны
за рассматриваемый временной
Динамика соотношения занятых и пенсионеров
годы | численность занятых в экономике, млн. чел. | изменение численности
занятых в % к 2004г. |
численность пенсионеров,
млн. чел. |
изменение
численности пенсионеров, в % к 2004г. |
количество
занятых на одного пенсионера, чел. |
2004 | 72,1 | 100 | 35,27 | 100 | 2,04 |
2005 | 70,9 | 98,34 | 36,03 | 102,15 | 1,97 |
2006 | 68,5 | 95,01 | 36,78 | 104,28 | 1,86 |
2007 | 67,1 | 93,07 | 37,13 | 105,27 | 1,81 |
2008 | 65,9 | 91,40 | 37,83 | 107,26 | 1,74 |
2009 | 65,38 | 90,68 | 38,17 | 108,22 | 1,71 |
Статистические данные свидетельствуют, что численность занятых за период с 2004г. уменьшилась на 9,3% (6,7 млн. чел.), а численность пенсионеров при этом возросло с 35,2 до 38,2 млн.чел., т.е на 8,2%. В результате этого нагрузка пенсионной системы на экономическую систему занятого населения возросла с 46 пенсионеров на 100 чел. занятых в народном хозяйстве в начале переходного периода до 57 пенсионеров в настоящее время.
Как
показывает статистика, за 5-летний период
общая численность пенсионеров
возросла на 7,3% или на 2,6 млн. чел., при
этом численность получателей трудовых
пенсий увеличилась на 7,4% (2,5 млн. чел.),
численность получателей социальных пенсий
— на 25%, а численность пенсионеров по
труду растет равномерно в каждом году,
численность пенсионеров-военнослужащих
в течение всего периода ежегодно уменьшалась
примерно на 15-17% в год.
Финансовое состояние
Пенсионного фонда России характеризуется
все возрастающим дефицитом, покрываемым
пока за счет государственного бюджета.
Необходимость восполнения дефицита бюджета
ПФР дает колоссальную нагрузку на федеральный
бюджет (приложение 2). Вопрос этот становится
с каждым годом острее и усугубляется
растущими обязательствами правительства
по повышению пенсий гражданам. Так, бюджет
ПФР в 2010 г. предусматривает расходы - 4,4
трлн. руб., в то время как плановые доходы
по страховым платежам, которыми недавно
был заменен единый социальный налог,
должны составить только 1,7 трлн. руб. Недостача
средств будет в очередной раз покрыта
за счет трансферта из федерального бюджета.
Попытки сократить данную статью расходов
уже предприняты. С 2010 г. объединены
базовая и страховая части трудовой пенсии
(с 2010 г. фиксированный базовый размер
трудовой пенсии по старости для большинства
пенсионеров составил 2тыс. 562 руб.). На
деле, однако, это означает отмену базовой
части как таковой и, соответственно, сокращение
размера пенсии для тех, кто достиг пенсионного
возраста после 01.01.2010, поскольку согласно
новой формулировке страховая часть трудовой
пенсии включает фиксированный базовый
размер. Иными словами, установлен новый
норматив - "фиксированный базовый размер",
ниже которого пенсия быть не может. В
случае если страховая часть пенсии больше
базового размера, будет выплачиваться
только эта часть пенсии.
Медленно формируется
инвестиционный потенциал накопительной
системы. Лишь около 4% граждан, имеющих
право на выбор модели инвестирования
своих пенсионных накоплений, выбрали
частные финансовые институты (НПФ и частные
управляющие компании). Большинство граждан
остаются «клиентами» государственной
управляющей компании, вкладывающей средства
только в государственные ценные бумаги,
отличающиеся низкой доходностью, которые
не используются для инвестирования в
реальную экономику. Большинство экспертов
также сходятся во мнении, что основная
причина низкой активности населения
в вопросе самостоятельного участия в
формировании будущей пенсии состоит
в недоверии к пенсионной системе в целом
и к ее элементам в виде НПФ и УК (в частности
это обусловлено предшествующим негативным
опытом).
Население плохо
информировано о целях и принципах пенсионной
реформы, своих правах и возможностях
в новой пенсионной системе – как в отношении
накопительной части трудовой пенсии,
так и в отношении добровольного пенсионного
обеспечения. Ситуация в этой сфере меняется
к лучшему, но очень медленно. Указанное
обстоятельство вызывает широкую полемику
в средствах массовой информации, серьезную
обеспокоенность населения и общественных
организаций [23].
Таким образом, основным направлением развития и совершенствования системы пенсионного обеспечения видится принятие мер, направленных на активное вовлечение граждан в пенсионные программы, повышение степени доверия таким финансовым институтам, как НПФ и УК, а также к российской пенсионной системе в целом. Если не принимать мер, направленных на стимулирование добровольных пенсионных накоплений, то в ближайшее время величина коэффициента замещения составит не более 15-17 % от средней заработной платы, а к 2020г. - 10% (согласно данным ПФР).
С одной стороны, федеральные законы накладывают жесткие ограничения, касающиеся размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений, которые формулировались в первую очередь в целях обеспечения сохранности пенсионных средств. Законодательство также жестко регламентирует и перечень инструментов, в которые могут быть инвестированы средства пенсионных резервов и накоплений, ограничивает максимально допустимую долю каждого из инструментов в портфеле, максимально допустимую долю эмитентов по отраслевому принципу, максимально допустимую долю одного эмитента. С другой стороны, в законодательстве лишь декларируется принцип сохранности, надежности, доходности инвестирования пенсионных средств, без предоставления каких-либо реальных гарантий.
До последнего времени в случае получения убытков от инвестирования средств пенсионных накоплений отрицательный финансовый результат следовало отражать на пенсионных счетах, т. е. накопительная часть пенсии могла уменьшаться в результате ее инвестирования. В марте 2010г. ФСФР опубликовала законопроект, согласно которому вся ответственность за результат инвестирования средств ложится на НПФ, которые в случае получения убытков должны компенсировать гражданам потери. Однако и это вновь не является реальной гарантией сохранности, поскольку инвестирование средств осуществляет управляющая компания, а НПФ по сути лишь оформляет правоотношения между гражданином, НПФ и ПФР, что может послужить поводом для судебных разбирательств с неизвестным конечным результатом [24].
Несколько иначе обстоит ситуация с размещением
средств пенсионных резервов, поскольку
здесь законодательство представляет
больше возможностей для маневра - гражданам
гарантируется минимальная доходность
по договору с НПО, которую фонд в свою
очередь имеет возможность прописать
в договоре доверительного управления
с УК. Но и здесь не обойти вопрос реальности
гарантий. Управляющая компания отвечает
по договору доверительного управления
своим имуществом, законодательно установленный
размер которого составляет лишь 40 млн
руб., что чаще всего не идет ни в какое
сравнение с размером средств, находящихся
в управлении УК и возможными потенциальными
убытками, которые могут возникать вследствие
рыночных рисков.
В бюджетном послании Президента Российской
Федерации Федеральному Собранию Российской
Федерации в качестве основных задач,
на которых необходимо сосредоточиться
при формировании и реализации бюджетной
стратегии, названо определение стратегии
дальнейшей реализации пенсионной реформы.
В рамках обеспечения сбалансированности
бюджетной системы Президентом отмечено,
что, прежде всего, это касается выполнения
«обязательств государства в сфере пенсионного
и других видов государственного социального
страхования» и что особое внимание «следует
уделить решению задачи повышения жизненного
уровня пенсионеров. В частности, необходимо
обеспечить выполнение ранее принятого
решения о доведении размеров социальных
пенсий до уровня не ниже прожиточного
минимума пенсионера» [30].
Решение следующих
проблем важно для обеспечения экономического
и социального развития страны в целом
и ее регионов:
1. Государство должно
четко определить уровень гарантий и ответственности,
которые оно может взять на себя в процессе
пенсионного обеспечения граждан, создав
условия для формирования их пенсионных
накоплений в рамках частно-государственного
партнерства, как с участием работодателей,
так и самих граждан.
Одновременно должно
быть обеспечено выполнение государством
всех принятых на себя обязательств перед
теми, кто уже не может влиять на уровень
своего обеспечения в старости – нынешними
пенсионерами, в том числе проведение
опережающей по сравнению с инфляцией
индексации пенсий. При этом размер базовой
части трудовой пенсии и социальной пенсии
должен быть не ниже прожиточного минимума
пенсионера, определенного на основе современных
представлений о социальных стандартах
качества жизни населения.
2. Полноценный эффект
от реализации пенсионной реформы можно
ожидать через 20-30 лет при условии, что
достижение этого результата будет запрограммировано
законодательством, принятым на долгосрочный
период. Однако ухудшение ситуации в этой
сфере может произойти гораздо быстрее
и нанести невосполнимый социальный и
экономический ущерб, поэтому государство,
с одной стороны, должно срочно предпринять
ряд внятных мер, направленных на изменение
ситуации, а население, с другой стороны,
должно осознать, что оно само ответственно
за свою спокойную старость.
3. Модернизируя распределительную
часть государственной системы трудовых
пенсий, следует, прежде всего, преодолеть
зависимость бюджета ПФР от субсидий из
федерального бюджета. Одним из обсуждаемых
вариантов является полная передача ответственности
за выплату базовой пенсии федеральному
бюджету и изменение структуры тарифа
пенсионных взносов; постепенный (в течение
15-20 лет) отказ от распределительной страховой
части и полная замена ее в долгосрочной
перспективе на накопительное обязательное
пенсионное страхование, осуществляемое
через частные финансовые институты.
В этом случае базовая часть трудовой
пенсии, уравнительная по своей природе,
будет выплачиваться через ПФР и финансироваться
за счет пенсионного налога с работодателей,
тогда как страховые взносы будут направляться
исключительно на формирование пенсионных
накоплений и инвестироваться в интересах
ускоренного экономического развития
страны.
Информация о работе Пенсионная система РФ и пенсионная реформа